Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
7 Авг 2017

Археологические находки, датированные периодом XII в., на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря в городе Полоцке

Преподобная же Евфросиния, увидев построенную церковь, возрадовалась душою; и было совершено освящение храма – великая радость всем христианам.

Из жития преподобной Евфросинии XVI века

Спасо-Преображенская церковь – самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее Житие, «блаженная Евфросиния заложила церковь каменную Святого Спаса, и построили ее от начала до конца за тридцать недель».

В ходе археологических и реставрационных работ, проведенных специалистами ПГУ, Государственного Эрмитажа под руководством архитектора-реставратора высшей категории Сергея Валерьяновича Лалазарова в полевой сезон 2017 года в кладке XII в. на нижней части южного фасада храма был обнаружен горизонтальный шов, представляющий собой два слоя раствора. На горизонтальной линии примыкания этих слоев сохранились следы обветривания, пыли и других природных явлений, что говорит о перерыве в строительстве древнего храма на этом уровне. Строительный сезон, по мнению архитекторов, в XII в. мог осуществляться только в теплое время года (с мая по октябрь). Горизонтальный, или остановочный шов, найденный в этом году реставраторами, отмечает уровень, на котором было закончено строительство в первый сезон. Данное открытие подтверждает факт строительства, обозначенного в Житии преподобной Евфросинии периодом в 30 недель, в течение нескольких сезонов.

С нижней части южного фасада Спасской церкви снят слой штукатурного покрытия, содержащий цемент и препятствующий испарению влаги. Влага, проникающая в древнюю кладку, представляет большую опасность для стен древнего храма и фресковой живописи в его интерьере. Попадание воды обусловлено тем, что нижние части кирпичных стен храма закрыты землей значительно выше уровня ее прилегания при постройке храма в XII в. Поэтому в этом году учеными-археологами была поставлена задача – освободить нижнюю часть фасада от прилегающего к стенам грунта.

Все проведенные работы имеют цель – сохранение древнего храма, укрепление его стен и защита их от разрушительного воздействия влаги. В ходе раскопок не вскрывался древний фундамент. Раскопки проведены до уровня земли XII в., т.е. архитектурно-археологические работы не представляют угрозы для древней постройки. На основании полученных результатов будет разработан проект реставрации древнего храма и гидроизоляции нижних частей стен здания.

Еще в 2015 году ученые установили, что к фасаду Спасского храма примыкают галереи. Поэтому ширина раскопа полевого сезона 2017 года соответствовала уже установленной ширине древней галереи.

Выявление и изучение древних конструкций необходимо для разработки проекта благоустройства прилегающей к храму территории. В результате проведенных работ установлено, что галереи, от которых сохранились фундамент и нижняя часть стен, располагались вдоль всего южного фасада за исключением западного прясла1. Определено, что с восточной стороны в галерее находился небольшой придельный храм, так как восточная стена представляет собой апсиду2. В раскопе найдены остатки древнего пола, состоящего из слоев плинфы и цемяночного раствора3.

Как стало очевидно, галерея служила для погребений. В 2015 году были найдены три плинфяных саркофага, находящихся напротив южного входа в храм. Еще один саркофаг был встроен в нишу на современном южном фасаде храма, в древности он располагался в интерьере галереи. Ниша имела арочное завершение, называемое аркосолием4. Этот аркосолий был устроен после завершения строительства храма и галереи. Учеными-исследователями установлено, что галерея была построена одновременно с храмом, хотя ее стены не привязаны с центральным объемом храма. Аркосолий был заложен кирпичом XIX в. В заполнении сохранившейся части археологи нашли большое количество фрагментов фресок, находившихся на стенах ниши.

Среди археологических находок XII в. особый интерес представляет застежка для книг – артефакт, подтверждающий наличие монастырской библиотеки, которая создавалась при непосредственном участии преподобной Евфросинии.

Главной находкой у стен Спасо-Преображенской церкви в этом году, по мнению ученых, является монастырская печать преподобной Евфросинии. Эта печать, найденная Александром Соловьевым, ведущим научным сотрудником научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, будет исследоваться разными специалистами. Ученые из Беларуси и России, которые осуществляют научное руководство раскопками, дали сестрам обители первые комментарии о значении найденной печати.

Александр Соловьев, ведущий научный сотрудник научно-реставрационного отдела Полоцкого историко-культурного музея-заповедника: «Это вислая печать, такие обычно к документам того времени привешивали, когда их перевязывали, чтобы документы никто не прочитал. Внутри пропускался шпагат. Печать была найдена в открытой этим летом гробнице - аркосолии».

Евгений Николаевич Торшин, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия): «Слой разрушений, состоящий из обломков кирпича, раствора, покрывал вообще всё пространство раскопа. Гробница сама с печатью никак не связана. В непосредственной близости от этой печати была найдена и другая печать в 2015 году, на участке, где проходила когда-то стена XII в. Стена была разрублена и уничтожена при демонтаже галерей. Вероятно, тогда какие-то слои, находящиеся под полами, попали в засыпку».

Инна Леонидовна Калечиц, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории Белорусского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук: «Перед нами печать, которую можно атрибутировать принадлежащей преподобной Евфросинии Полоцкой. Это вторая печать, которая была найдена. Она очень отличается по качеству исполнения, по технике. Очень тонкая работа. Печать двухсторонняя – в то время было принято привешивать к документам свинцовые печати, они назывались буллы. Была такая традиция византийская, древнерусская – пропускали шнурочки через документ, брался свинцовый шарик, через него тоже пропускали эти веревочки, и специальными щипцами, приспособлением, которое называлось буллотирий, он пломбировался с двух сторон, получались оттиски. Такие оттиски мы видим с двух сторон. С одной стороны мы видим изображение преподобной Евфросинии Александрийской – патронессы, покровительницы преподобной Евфросинии Полоцкой. Мы видим острый куколь у нее на голове. В одной руке у нее крест, другая рука поднята в благословляющем жесте. И надпись по обеим сторонам изображения «Иефросинья». Когда пишется о самой преподобной Евфросинии Полоцкой – пишется «Офросинья», видимо, чтобы отличить. Офросинья – так, скорее всего, преподобную называли. По кругу шла надпись, которая должна была читаться как «Господи, помози рабе Своей Офросинье на многая лета». Остался только небольшой кусочек «на многая лета». Остальная надпись и лик намеренно были испорчены каким-то специальный инструментом, возможно, потому что получился не очень удачный оттиск печати. С обратной стороны – изображение Спасителя Пантократора, которое практически полностью совпадает с изображением, находящемся в Спасо-Преображенском храме Полоцкой обители на фреске. То есть это печать и Преподобной, и печать монастыря».

1Прясло – часть поверхности фасада между двумя лопатками

2Апсида – полукруглый выступ в восточной части церкви, в котором находился алтарь

3Цемяночный раствор – смесь извести с «цемянкой» (мелкими фрагментами толченого кирпича) и крошкой известняка.

4 Аркосолий – арочная ниша над захоронением.

Фоторепортаж

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

27/10 декабря, понедельник

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

Вмч. Иакова Персянина.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия. 16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

27 / 10 декабря, понедельник

Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 28-й седмицы). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V).

Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937).

Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Смотреть все

Каталог TUT.BY