Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
19 Авг 2019

Праздник Преображения Господня в Спасо-Евфросиниевской обители

Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна,

в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе

Свет видехом Отца, Свет и Духа,

Светом наставляющаго всю тварь.

Светилен Преображения Господня

Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – один из самых светлых, радостных и торжественных двунадесятых праздников. В Спасо-Евфросиниевской обители особо почитается праздник Преображения Господня. На территории монастыря находится древнейший Спасо-Преображенский храм, который является единственным в полном объеме дошедшим до наших дней памятником истории и культуры Полоцкой земли XII века. Фресковая роспись Спасо-Преображенского храма поражает полнотой своей сохранности, тонкой продуманностью иконографической программы и художественным совершенством.

Накануне праздника, 18 августа, в обители была отслужена малая вечерня с акафистом Иисусу Сладчайшему и праздничное всенощное бдение.

В праздник Преображения Господня, 19 августа, в Свято-Евросиниевском храме раннюю Божественную литургию совершил иерей Сергий (Антипорук). В конце службы, поздравив всех молящихся с праздником и обратившись к ним с проповедью, он рассказал о тех удивительных, но на первый взгляд, житейских случаях из нашей повседневной жизни, которые показывают нам яркий пример действия силы любви и преображения души человека. Он призвал каждого задуматься о том, имеет ли он милосердие, проявляет ли сострадание, заботу о своих близких и о тех, кто окружает нас, и посоветовал каждый день трудиться над преображением свой души, чтобы достичь Царствия Небесного.

«По словам одного из современных поэтов, – сказал отец Сергий, – мы жизнь свою улучшили, а смысл ее утратили. Здесь мы учимся жить с людьми, с нашими близкими и родными. И если мы не научимся здесь жить с ними в любви, мы не уживемся с ними и в Царствии Небесном. Мы должны научиться милосердию друг к другу. И пока здесь, на земле, Господь дает нам это время для нашего преображения и приобретения внутреннего мира, будем трудиться, понуждать себя к этому преображению».

После ранней Божественной литургии в Спасо-Преображенском храме был отслужен праздничный водосвятный молебен.

Позднюю Божественную литургию, которая проходила в Кресто-Воздвиженском соборе, возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн (Гаврильчик). По окончании праздничного богослужения с проповедью к молящимся обратился архимандрит Никодим (Генералов):

«Возлюбленные о Христе, отцы братья и сестры. Сегодня мы празднуем одно из самых знаменательных событий Евангельской истории – Преображение, которое случилось на горе Фавор, когда Господь взял с собой трех своих учеников: апостола Петра, апостола Иоанна и апостола Иакова. Взойдя на гору, апостолы стали свидетелями великого чуда: Господь преобразился, и апостолы увидели исходящий от Него свет и стали свидетелями беседы Господа с двумя ветхозаветными пророками Моисеем и Илией.

Действительно, это событие нам предуказывает о великих тайнах домостроительства Божиего в деле спасения человека. Пророки Моисей и Илия, по свидетельству Священного Писания, говорили с Господом о том, что должно было произойти в Иерусалиме, о том, что Господь должен был взойти на Крест, о Его воскресении и о тех событиях, которые были тогда еще совершенно непонятны апостолам. Но, будучи восхищены духом, апостолы увидели Преображение Господа, увидели тот свет, который исходил от Него. Этот свет, безусловно, является свидетельством того, что Господь, пришедший в мир по смирению, приняв зрак раба, приняв уничиженный вид человеческой плоти, тем не менее оставался Богом, все преображающим, и подлинную Свою славу, подлинную славу Своей преображенной человеческой природы Он явил апостолам, предзнаменую все те события, которые должны были произойти.

И мы с вами, внимая этому Евангельскому чтению, помним о том, как святая Церковь почитает и какие символы связывает с этими апостолами в своем предании. Апостол Петр действительно являет нам образец христианской веры, твердой, как скала. Апостол Иоанн является апостолом любви. Апостол Иаков в церковном предании является апостолом терпения и труда, который должен возлагать на себя каждый христианин.

И все эти добродетели указывают нам путь к тому, как должно просветить в себе тот образ Божий, который со времен творения запечатлен в каждом человеке и который омрачается грехом, греховными страстями, и ради просветления которого Господь пришел в мир и беседовал тогда на Фаворской горе с пророками Илией и Моисеем о том, как должно быть спасено человеческому роду, о том, что Он принимает на Себя грехи всех людей, что умирает за всех людей, воскресает и дает возможность каждому человеку приобщиться к тому, чтобы следовать за Ним в Его воскресении. Обо всем этом нам свидетельствует нынешнее событие.

И сейчас, когда мы с вами совершаем путь поста, посвященного Пресвятой Богородице, будем уповать на то, что Его Пречистая Матерь просветит нас в этот знаменательный, чистый день своим предстательством пред Господом и будет ходатайствовать о всех нас, дабы мы действительно получили помощь по Ее благодатным молитвам, по предстательству святых апостолов и всех святых Церкви, чтобы сподобиться того, дабы заслужить в своем покаянии, в несении своих жизненных скорбей, в выполнении своего христианского долга того, чтобы Господь ниспослал нам Свою благодать, дабы мы смогли очистить и просветить свою душу и хотя бы в малой степени быть причастными и свидетелями того Великого Преображения, которое произошло и извечно происходит с человеческой природой на горе Фаворской. Аминь».

После поздней Божественной литургии состоялся крестный ход с праздничной иконой Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

По традиции, после каждой литургии были освящены плоды нового урожая.

Этот всепроницающий своей благодатию праздник свидетельствует о духовном прообразе человека. Схиархимандрит Иоанн Маслов в своих «Духовных рассуждениях» писал о цели Преображения Господа: «Своим Преображением Господь показал ученикам, что Он есть Отчее Сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человечества образом: вне является как человек, но внутрь есть Бог»[1]. Преображение – это то, что ожидает нас после второго пришествия: «яко высотою добродетелей облиставше, и Божественной славы сподобятся»[2].

Христос явил нам подлинный Свет Истины, Который просвещает каждого человека и в вечности будет украшать всех праведников.



[1] Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна Маслова/ под ред. Н.В. Маслова. М., 2011.

[2] Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».

Фоторепортаж

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 сентября, вторник

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского и свт. Митрофана Воронежского, имеются в обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 сентября, вторник

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Смотреть все

Каталог TUT.BY