Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
27 Сен 2019

Престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Спасо-Евфросиниевской обители

…слово о кресте для погибающих юродство есть,

а для нас, спасаемых, – сила Божия.

(1 Кор. 1, 18)

27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В Спасо-Евфросиниевском монастыре этот праздник почитается особо: территорию обители украшает белокаменный, пятикупольный Кресто-Воздвиженский собор – памятник монументальной архитектуры русско-византийского направления. Собор был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским и имеет два придела. Главный престол во имя Воздвижения Креста Господня был освящен 23 мая 1897 года Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом).

В XX веке Кресто-Воздвиженский собор значительно пострадал и после войны долгое время стоял без кровли. После передачи его в 1988 году «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование» в храме начались ремонтные работы. 27 сентября 1989 года, 30 лет назад, на праздник Воздвижения Креста Господня в соборе после долгих лет запустения была совершена первая Божественная литургия. Тогда храм стоял еще в лесах. В 1990 году сняли леса, и в целом ремонт собора был завершен.

Сегодня величественный Кресто-Воздвиженский собор Полоцкой обители – место пребывания святых мощей преподобной Евфросинии. Здесь ежедневно служатся полунощницы, молебны, акафисты, совершаются воскресные и праздничные всенощные бдения, а по воскресеньям и двунадесятым праздникам – поздняя Божественная литургия.

Накануне праздника, 26 сентября, в Кресто-Воздвиженском соборе была отслужена малая вечерня с акафистом Кресту Господню, а затем – торжественное всенощное бдение с чином Воздвижения воссозданного креста преподобной Евфросинии, которое возглавил духовник обители митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили: представитель Сербской Православной Церкви архимандрит Варнава, директор Минского духовного училища, председатель Синодального отдела по делам молодежи БПЦ протоиерей Иоанн Задорожин и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков.

В день праздника, 27 сентября, в обители были отслужены две Божественные литургии. Позднюю литургию в Кресто-Воздвиженском соборе возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел. Ему сослужили: представитель Сербской Православной Церкви архимандрит Варнава, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Андрей Волков, директор Минского духовного училища, председатель Синодального отдела по делам молодежи БПЦ протоиерей Иоанн Задорожин и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик монастыря архимандрит Никодим (Генералов).

По завершении литургии митрополит Павел поздравил всех молящихся с праздником и обратился к ним со словом назидания:

«Дорогие отцы, всечестная матушка Игумения Евдокия, дорогие братия и сестры!

Всех вас поздравляю с двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Вся полнота Православной Церкви прославляет подвиг Христа Спасителя, который Он совершил на Кресте «нас ради… и нашего ради спасения».

Подвиг этот не имеет никаких прецедентов. Не было, нет и не будет никогда ничего подобного тому, что произошло почти две тысячи лет тому назад. Сын Божий, Который пришел на землю для того, чтобы спасти человеческий род, вместо славы, вместо хвалы и благодарения, был осужден на самую позорную смерть.

Крест Христов никого не оставляет равнодушным. Тот, кто поверил, что Иисус есть Христос, что это действительно Мессия и Спаситель, тот нашел путь в Царство Божие, а тот, кто отверг Его, тот сам себе затворил врата, которые отверсты для каждого человека, живущего на земле.

Сегодня мы слышали замечательное наставление святого апостола Павла, который говорил, что Крест Христов для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас, спасаемых, – это сила Божия.

Для иудеев – это соблазн. Потому что иудеи надеялись на спасение, да и все люди чаяли спасения, но каждый по-своему воспринимал это слово. Иудеи думали, что как только придет Мессия, Он спасет израильский народ от порабощения римского владычества. Именно поэтому они не могли больше ничего воспринимать, несмотря на то, что они видели, что Иисус совершает величайшие чудеса, никого не оставляя равнодушным.

Со всех концов земли люди приходили, чтобы обратиться к Спасителю мира. Кто-то слушал Его назидания, кто-то удивлялся Его словам, а тот, кто поверил, что Он есть Мессия, получал просимое. Но удивительно: Тот, Кто принес людям жизнь, Кто указал путь в Царство Божие, Кто совершал чудеса, вместо благодарности был осужден на самую позорную смерть. Для иудеев это действительно был соблазн, а для эллинов безумие: если это Сын Божий, как Он мог допустить, чтобы Его предали этой позорной смерти?

Крест Христов до сегодняшнего дня дает и до скончания века будет давать возможность каждому человеку поразмышлять о том, что произошло две тысячи лет тому назад. Для того, кто откроет свое сердце Господу, Он открывается как Спаситель мира. А тот, кто попытается умом познать Его, закрывая свое сердце, тому не дано это уразуметь.

Именно поэтому апостол Павел говорит, что для эллинов, которые пытались разумом познать пришествие в мир Спасителя, это стало безумием. А для нас, спасаемых, грешных, немощных и слабых, нуждающихся в Спасителе, приносящих свое покаяние и ожидающих спасения, Он дает все необходимое для жизни земной и для жизни вечной.

Нынешний день является и памятью святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что Крест Христов даровал людям свободу. Это удивительно. Поразмышляйте об этом. Не случайно сегодня Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское повествование, в котором рассказывается о том, что происходило в жизни Христа Спасителя на земле, о том, как Понтий Пилат совершал свой суд над Тем, Который принес людям жизнь, даровал свободу от греха и указал путь в Царство Божие. Пилат совершил страшный суд и не внял голосу Христа Спасителя, а, заботясь о политическом положении, о своем царском месте, услышал только голос народа, который по зависти предал своего Учителя на страшную смерть – распятию на Кресте.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Крест Христов – это образ Божественной любви к людям. Через Крест Христов Господь даровал нам спасение. И каждый из нас, кто взирает на Крест, может подумать и о себе, и о своей прожитой жизни, и поразмышлять о том, что нас ожидает. Молодых людей ожидает взрослая жизнь, взрослых – старость, а что ожидает старых людей? Тех, кто далек от Церкви и даже не пытается размышлять о своей старости и о смерти, ожидает боязнь смерти.

Размышляя о смерти, слушая и читая поучения святых отцов, я очень часто вспоминаю свою маму, которая, достигнув преклонного возраста, как-то раз сказала нам: «Я все время боялась смерти. Само слово «смерть» для меня было страшным. Но, прочитав слово святителя Феофана Затворника Вышенского о смерти, который удивительным образом раскрыл глубину этого слова, я перестала бояться смерти».

Святитель Феофан Затворник сравнивал нашу жизнь с жизнью в многоквартирном доме, где в каждой квартире есть несколько комнат. Сейчас мы все находимся в большой комнате, но наступает время, когда кто-то из нас открывает дверь и переходит в другую комнату. Ничего страшного не происходит. Человек из одной комнаты переходит в другую, затворяя за собой дверь. Так и смерть – это наш переход от жизни временной в жизнь вечную. Жизнь на земле – это временное явление. Об этом говорят подвижники благочестия. Христос Спаситель пришел на землю для того, чтобы всех нас призвать в Свое Небесное Царство. Ветхозаветные люди действительно боялись смерти, не зная, что их ожидает, пройдя через порог смерти. Апостол Павел говорил о себе: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет … восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4). Он был восхищен, но по своему смирению, он говорил о другом человеке. Он пребывал в Царствии Божием, а вернувшись на землю, он ничего не мог сказать, кроме слов: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Невозможно нам, жителям земли, изъяснить все то, что Господь уготовал людям в Своем Небесном Царстве. Наш разум не способен это воспринимать, а только вера – особый дар Божий. С помощью веры человек способен проникать в Божественный Промысел, возлагая все свое упование на Божественную любовь к людям. Сегодня, глядя на Крест Христов, мы говорим о том, что Крест Христов – это образ Божественной любви. Господь по Своей Божественной любви к людям пришел на землю. Он ничего от нас не ожидает, Он ни в чем не нуждается. Он – Всесовершеннейший Дух. Он – Всесовершеннейший Бог. Но по Своей Божественной любви Он даже Сына Своего Единородного не пожалел, чтобы избавить человеческий род от вечных страданий и мучений. Он всех сегодня призывает в Свое Небесное Царство. И от нас будет зависеть наше будущее на небе. Да и на земле наше будущее зависит от нашей веры. Если мы поверим – тогда для нас Крест Христов будет являться силой Божией. А если мы будем думать о земном, мы будем подобны иудеям, для которых Крест Христов является соблазном. А если будем пытаться понять умом, мы уподобимся эллинам, которые, по слову апостола Павла, стали «безумцами». А для тех, кто искренне поверил, для тех, кто желает пойти по спасительному евангельскому пути, для нас с вами Крест Христов – это сила Божия, это окно в Царство Божие, это свобода от греха, свобода от страстей и от пороков. И сегодня, размышляя об этом, хочется всех призвать: давайте последуем примеру апостолов и благоразумному разбойнику, который, прожив свою жизнь в беспечности, в разбоях, во вражде, но, осознав свои прегрешения, сподобился «во едином часе» достигнуть Царства Божия.

Обратите внимание, насколько обширна Божественная любовь к людям. Даже если человек жил порочно, но, искренне осознав свои прегрешения, обратился к Богу с покаянными молитвами, Господь готов протянуть Свою Божественную руку и призвать в Свое Небесное Царство. Хочется пожелать, чтобы мы воспользовались этим Божественным даром и жизнь свою проводили так, как учит нас Церковь: исполняя заповеди, живя благочестиво, праведно и свято, творя дела добра и милосердия. И тогда Крест Христов откроет каждому из нас путь в Царство Божие. Аминь».

Затем Высокопреосвященнейший митрополит Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

1/14 декабря, суббота

Прав. Филарета Милостивого. Прор. Наума.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

1/14 декабря, суббота

Прор. Наума (VII в. до Р. Х.).

Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.

Смотреть все

Каталог TUT.BY