Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
12 Июл 2020

Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Спасо-Евфросиниевском монастыре

«Боговедением концы мира озарившии

и обильне струями благодати напоившии…

Ангели благовестницы,..

звезды светозарные,..

красото Церкви вселенские…»

Из акафиста первоверховным

апостолам Петру и Павлу

12 июля Православная Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день в Полоцкой обители были отслужены две Божественные литургии.

Раннюю литургию совершил иерей Сергий Антипорук в Свято-Евфросиниевском храме. После окончания богослужения отец Сергий поздравил молящихся с праздником, подчеркнув, что «несмотря на то, что память этих святых мужей совершается в один день, они столь непохожи друг на друга по своей жизни и тому пути, который привел каждого в Царство Небесное.

Петр был простолюдином, рыбаком, тружеником, человеком необразованным, который добывал себе хлеб насущный через тяжелый физический труд. Павел же был мужем ученым, фарисеем, который хорошо знал Священное Писание и другие науки.

Апостол Петр был человеком женатым. Евангелие нам говорит о том, как Христос исцелил его тещу. А из Предания мы знаем, что у него была жена и двое детей. Павел же был девственником, сохраняя от юности свою плотскую чистоту.

Апостол Петр с первого дня, когда Христос обратился к нему, последовал за Ним и ни одного дня не отлучался от Него. Павел же напротив, услышав проповедь о Христе, стал гонителем христиан, несмотря на то, что его близкие родственники уверовали во Христа и следовали за Христом. Он был ярым гонителем Христа. Первомученик архидиакон Стефан был его родственником по плоти, и Павел, еще будучи язычником, строил ему множество козней до последнего дня. Когда архидиакона Стефана побивали камнями, он одобрял это и охранял одежды убивающих.

Апостол Петр, не имея явных скорбей, последовал за Христом. Апостол Павел, наоборот, через скорби, через немощь физическую уверовал во Христа. Он был ярым гонителем Христа, убивал христиан, отдавал их под стражу римским властям. Во время очередного такого путешествия по дороге в Дамаск Господь посетил его, и Павел лишился зрения, но Господь дал ему обещание, что когда он уверует и будет научен от христиан, он получит прозрение. Через такие физические скорби, которые принесли ему душевные мучения, он уверовал во Христа и до последнего своего дня следовал за Ним.

Два совершенно разных пути. Но, как говорили в древности, все дороги ведут в Рим, так и пути этих двух святых апостолов окончились в Риме, где они пострадали за Христа. Петр, который был иудеем, не являясь гражданином Римской Империи, был умерщвлен через позорную смерть – распятие, но, не желая уподобляться Христу, упросил своих мучителей распять его вверх ногами. Во время этой казни сначала убили его жену, и он, видя ее последние минуты жизни, воскликнул, обращаясь к ней: “Жена, помни Господа!” Это были последние слова, с которыми апостол Петр обратился к своей супруге.

Апостол Павел, будучи гражданином Римской Империи, не мог быть казнен позорной казнью. Поэтому ему отсекли главу. Во время этой казни произошло чудо, о котором мы знаем из Святого Предания: глава, падая с места усечения, трижды ударилась о землю, и из этих трех мест проистекли три ручья, три источника. Доныне это место называется “Три фонтана” в граде Риме, где находится монастырь Трех источников – монастырь молчальников, где люди несут подвиг молчания, не произнося никаких слов.

Эти два святых мужа явили противоположные примеры своей жизни и прошли разные пути. Зачастую мы с вами слышим выражение: “Нет людей незаменимых”. Пример этих двух апостолов показал, что каждый человек является индивидуальной личностью, каждый человек является любимым у Бога, каждый человек важен Богу, и нельзя никакого человека заменить на равного, сказав при этом, что Церковь Христова ничего не потеряла. Оба они явились достойными проповедниками слова Божия. Оба они просветили своими учениями вселенную. Этих столь разных мужей объединяла крепкая вера в Бога, упование на Бога и любовь к каждому человеку.

Апостол Павел в своей проповеди восклицает, что готов пойти в ад, только бы никто из тех, кто услышал слово Божие, там не оказался. Настолько он возлюбил человека, слушающего слово Божие, что сам готов был за него пойти в преисподнюю. Вот какой великой любовью обладали эти святые апостолы.

И мы с вами отныне являемся последователями этих святых апостолов. Мы являемся исполнением пророческих слов, с которыми Христос обратился к апостолам, говоря “идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4, 19).

Каждый из нас должен считать себя самым счастливым, потому что попал в эти апостольские сети, то есть уверовал во Христа и последовал за Христом. Мы должны изучать то наследие, которое оставили нам эти святые апостолы. В своих посланиях они ответили на все вопросы, возникающие в нашей жизни. В своих посланиях они оставили то самое главное учение, которое должен знать каждый христианин.

Мы иногда не задумываемся о том, сколь важные слова они обратили к каждому из нас, и что мы, присутствуя на Божественной литургии, повторяем эти слова вслед за апостолами. Когда сейчас мы будем причащаться, мы мысленно за священником будем повторять молитву перед причастием и там услышим слова святых первоверховных апостолов – главные их слова, которые они произнесли в своей жизни: “Верую, Господи и исповедую...” И далее идут слова апостола Петра, которые, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, он сказал Христу: “Ты – Христос, Сын Бога Живого” (Мф. 16, 16). Именно Сына Божия мы исповедуем. А за этими словами прозвучат слова апостола Павла, который сказал то, ради чего пришел Христос в этот мир: “пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз”. Это слова апостола Павла.

Поэтому будем в этот день почитать не только словами этих святых апостолов, но, вознося к ним свои молитвы и славословия, припадая к их святым образам, и своей жизнью будем прославлять святых угодников, поучаясь их наследию, поучаясь доброму примеру и образу их христианской жизни, которая была наполнена верой в Бога и любовью ко всем и вся».

После ранней Божественной литургии в Кресто-Воздвиженском соборе архимандритом Никодимом (Генераловым) был отслужен акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

Позднюю Божественную литургию возглавил митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики монастыря.

Богослужебные песнопения исполнили два хора сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой) и инокини Анны (Крикет).

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик монастыря архимандрит Никодим (Генералов):

«Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами светло празднуем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник, который предваряет апостольский пост, является знаменательным событием церковного года. Проводя время в посте, мы воздерживались и избегали всякого излишества, чтобы почтить память святых апостолов и принести свое покаяние. Ведь мы являемся их учениками и должны следовать их примеру, а мы часто бываем далеки от той христианской жизни, которую они заповедали нам.

Этот пост тоже является знаменательным. Сколько постов существует во время церковного года? Рождество Христово предваряется постом. Воскресение Христово предваряется Великим постом. После Пятидесятницы следует апостольский пост. А позже мы будем совершать труд Успенского поста, перед праздником Успения Божией Матери, Которая вместе с апостолами совершала труды предстояния и молитвы за Церковь Христову, являясь ходатаицей за весь христианский род. Церковь Христова была основана действием Духа Святого, данным святым апостолам, память которых мы сегодня чтим вместе со святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом. Этих двух апостолов мы называем первоверховными в силу тех необычных трудов и того чрезвычайного свидетельства веры и славы Божией, которая совершалась в этих двух людях.

Первый – апостол Петр – обыкновенный рыбак, простой человек, но человек цельный, сердце которого возгорелось столь пламенной и столь искренней верой во Христа, что он отважился выйти навстречу Господу по водам Генисаретского озера. Никто из апостолов этого не сделал. И хотя он ужаснулся своему деянию, а вера его на миг ослабела, и он стал тонуть, но он воззвал ко Господу, и Господь воздвиг его. Апостол Петр явил великий подвиг веры еще тогда, когда ответил на вопрос Господа, исповедуя Его Христом, Сыном Божиим, Мессией, пришествия Которого чаял народ Израиля на протяжении многих столетий.

Мы являемся свидетелями евангельского повествования о том, как апостолу Петру Промыслом Божиим трижды было попущено отречься и отпасть от Христа. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к образу святого апостола Петра, поясняет, что это был человек твердый в своей вере и в своих побуждениях, даже жесткий по отношению ко многим окружающим его людям. И как мы знаем, когда брали под стражу Господа нашего Иисуса Христа, апостол Петр взял с собой меч и отсек ухо рабу первосвященника. Он был человеком немалой физической силы, и сердце его тоже было твердым. По Промыслу Господню ему суждено было таким образом трижды пасть, и он осознал всю необходимость и милости, и милосердия, которые необходимы для человека, называющего себя христианином.

И даже в его трехкратном отречении от Господа во время той ночи в Гефсиманском саду, когда совершался суд над Господом, учитель Церкви святой Иоанн Златоуст видит действие Промысла Господня. Потому что именно с этого момента, по мнению святителя Иоанна Златоуста, апостол Петр все свое время проводил в покаянии, плача каждую ночь о том, что он совершил, и тем самым сердце его смягчилось, и он смог принимать покаяние других людей, смог сочувствовать им и перестал был таким жестокосердным, каким бывал порой до этого события. А на Генисаретском озере Господь, трижды задавая Свой вопрос, любит ли он Его, как бы трижды восстановил его после совершенного троекратного отречения. Своей дальнейшей жизнью апостол Петр засвидетельствовал искренность своей веры.

Книга Деяний святых апостолов повествует о великих чудесах, которые происходили по молитве апостола Петра: и темницы открывались, и сам он выходил из темницы, и больные исцелялись и даже воскресали по его молитвам ко Господу. Мы знаем, что он проповедовал Евангелие среди иудеев и среди язычников. Искренность своей веры он засвидетельствовал и своей кончиной в городе Риме, когда был распят по приказу императора Нерона, о чем повествует нам Евангелие от Иоанна: “Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь” (Ин. 21, 18). Своей смертью он прославил Господа и утвердил Церковь христианскую в граде Риме.

Но мы с вами видим и апостола Павла – совершенно удивительного человека, ревностного иудея, происходящего из знатной семьи. В отличие от всех других апостолов он был римским гражданином, а таким гражданством обладали только коренные жители города Рима или те, кому по каким-то заслугам перед римской властью давалось такое наследственное право. Это в I веке давало немалую привилегию людям, имеющим римское гражданство. Апостол Павел возрастал, “воспитанный… при ногах Гамалиила” (Деян. 22, 3) и был воспламенен верой в Бога Израилева. В тех, кто следовал за Христом, он видел отступников и жестоко гнал их. Мы помним, как он приветствовал побивание камнями архидиакона и первомученика Стефана и сторожил одежду тех, кто побивал его. Мы помним о том, как он ревностно шел, чтобы продолжить гонение на христианскую общину в Дамаске.

Но Господь явился апостолу Павлу и обратил его к Себе. И он действительно полностью переменился: из Савла стал Павлом и прошел с проповедью о Христе Воскресшем по всей территории Римской Империи, от востока Палестины до Испании. И это было великое действие Промысла Господня: человек, который изначально веровал в богоизбранность, в отличие еврейского народа от всех остальных, стал проповедником Евангелия Христова и основал множество христианских церквей среди язычников.

Как он сам свидетельствует о себе, труды его были полны скорбей, которые он претерпевал ради Христа. За то, что он проповедовал Христа распятого, “три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах” (2 Кор. 11, 25–28). Но его проповедь о Христе явила великое дело просвещения многих людей.

Апостолу Павлу суждено было пострадать в тот же день, в который год назад пострадал апостол Петр. Благодаря их трудам мы являемся их наследниками и учениками и, конечно, должны следовать им.

Взирая на жизненный путь святых апостолов, мы понимаем, насколько мы далеки от того идеала праведной христианской жизни. Но будем уповать на их помощь, чтобы они своей пламенной верой, своими молитвами и предстательством за нас перед Господом ниспослали нам Божию благодать, и мы могли явить такое великое смирение, которое явили они, великую веру и принести такое покаяние, которое они приносили в течение своей жизни. Будем уповать на то, что Господь помилует нас по их молитвам и дарует нам возможность наследовать Царство Небесное. Будем прославлять их труды в этот знаменательный и праздничный день, кода мы славно чтим память святых и праведных апостолов Петра и Павла».

По заамвонной молитве клирики обители совершили славление первоверховным апостолам Петру и Павлу.

«Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие,

Владыку всех молите, мир вселенней даровати,

и душам нашим велию милость».

Тропарь праздника, глас 4-й

Фоторепортаж

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

31/13 августа, четверг

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина.

Заговенье на Успенский пост.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с великим славословием.

Смотреть все

Православный календарь

31/13 августа, четверг

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).

Мц. Иулитты (304–305). Свт. Германа, еп. Осерского (448). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).

Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937).

Заговенье на Успенский пост.

Смотреть все

Каталог TUT.BY