Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
19 Авг 2021

Престольный праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Спасо-Евфросиниевской обители

«Всемилостиваго Спаса храм

во обители создала еси…»

Акафист прп. Евфросинии Полоцкой,

кондак 9

18 августа в Спасо-Евфросиниевском монастыре начались праздничные богослужения, посвященные престольному празднику обители – Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Самая древняя постройка, сохранившаяся до настоящего времени на территории Спасо-Евфросиниевской обители – Спасо-Преображенская церковь, где почти в полном объеме сохранилась уникальная фресковая роспись XII века. С 1990-х годов здесь ведутся работы по восстановлению древней росписи самого храма и сохранившейся в нем келии преподобной Евфросинии. Работы, которые проводят ученые конструкторы, климатологи, микробиологи, технологи, археологи продолжаются до настоящего времени, в связи с чем храм временно закрыт для посещений.

18 августа в 14.30 в Кресто-Воздвиженском соборе иереем Игорем Лысенком в сослужении клириков монастыря была отслужена малая вечерня с акафистом нараспев Иисусу Сладчайшему.

В 17.00 началось праздничное всенощное бдение, которое возглавил митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик.

Диаконский чин совершил протодиакон Антоний Каменков.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в монастыре было совершено две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию в Свято-Евфросиниевском храме возглавил иерей Сергий Антипорук.

После сугубой ектении были вознесены молитвы о даровании мира в нашем Отечестве и о прекращении губительного поветрия на нашей земле.

По запричастном стихе иерей Сергий обратился к молящимся с проповедью:

«Во имя отца, и Сына, и Святого Духа! 

С праздником, возлюбленные братья и сестры! Поздравляю вас с Преображением Господнем, двунадесятым церковным праздником.

Всем нам хорошо известно это Евангельское событие, которое произошло незадолго до страданий Христа и Его Воскресения. Но Святая Православная Церковь еще на I Вселенском Соборе установила это празднование в летний день, дабы столь великий и светлый праздник не был омрачен днями Великого поста. Хотя, еще раз повторюсь, если судить по хронологии, это было незадолго до страданий и Воскресения Христа. Об этом событии мы читаем в Евангелии.

Сегодня мы слышали повествование апостола и евангелиста Матфея, которой говорит о том, что Христос берет с Собой на гору Фаворскую трех Своих учеников: Иоанна Богослова, Иакова Зеведеева и Петра. Взойдя на эту гору, Он Преображается пред ними так, что и лицо Его просияло, и одежды были белы, яко снег.

Вместе со Христом апостолы видят двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илию, с которыми беседует Господь о судьбах всего мира, на что апостол Петр, обращаясь ко Христу, говорит: “Добро нам зде быти” (Мф. 17, 4) и предлагает Господу устроить три сени.

Помимо святых пророков, явившихся на горе Фаворской, ученики видят и облако, подобное тому облаку, которое было на Иордане во время Крещения Христа Спасителя, и в котором явился Бог Отец и вновь повторил слова, сказанные на реке: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте” (Мф. 17, 5).

Господь незадолго до Своих страданий вновь утверждает в умах Своих учеников то, что Он есть не только Человек, но и истинный Бог. Он им приоткрывает тайны Царствия Божия, являя это Царство здесь, в Своем Преображении, показывая нетленный Свет¸ который ученики могут увидеть в Царстве Небесном.

Иоанн Златоуст, рассуждая над этим Евангелием, говорит о том, что Господь взял всего трех учеников, так как Иуда не был достоин и не мог вместить этот Нетварный Божий Свет. Но для того, чтобы у последующего поколения, рассуждающего над этим событием, не закралась мысль о том, что Иуда предал Христа из-за обиды, что Тот не взял его единственного на гору Фавор, Господь решает взять лишь трех своих ближайших учеников: братьев Зеведеевых – Иакова и Иоанна – и апостола Петра.

О чем говорит нам этот праздник? В этот день принято приносить в храмы Божии первые плоды урожая, который Господь ниспослал людям за их труды, за их усилия, за их старания, вознаградив тем или иным. Но, конечно же, не в этих приношениях суть праздника Преображения Господня.

Церковь Божия в течение богослужебного круга освящает самое важное, что есть в жизни человека. Мы с вами знаем, что во время Богоявления мы освящаем воду, а перед Пасхой освящается различная снедь. Освящается и мед, и свечи, которые мы приносим в храм Божий. Мы стараемся освятить и свои жилища, в которых мы пребываем.

Но самое главное, что мы должны освятить в своей жизни – это свою душу. Свою душу и сердце. Это самое дорогое, что есть в человеке и что дорого Богу. В этот день Церковь назидает своих верных чад, говоря о преображении человеческой души, о преображении человеческого сердца. Церковь призывает к тому, чтобы человек взглянул на свою душу, на свой ум, на свои мысли и увидел свои недостатки, которые есть в каждом из нас: и злобу, и раздражение, и зависть, и лукавство, и обиду. Каждый должен увидеть свои недостатки и постараться их искоренить, очиститься от них через Таинство Покаяния. Но не формальное, когда мы перечисляем священнику своих грехи на исповеди, а через то покаяние, которого ждет от нас Господь – изменение не только жизни, но и наших мыслей. Чтобы мы даже не взирали в сторону греха.

Именно такого искреннего и истинного преображения ждет от нас Господь, чтобы мы отвратились от греха и направились к Царству Небесному. И если мы отвратимся от греха и направимся ко Христу, тогда действительно сподобимся увидеть этот Нетварный Свет. Если мы здесь через Таинство Покаяния будем очищать себя от своих страстей и грехов и вкусим Христа, во плоти пришедшего, в Таинстве Святой Евхаристии, тогда действительно не напрасными будут все эти Евангельские события для каждого из нас. Если же этого не произойдет в нашей жизни, возлюбленные о Господе братья и сестры, то все остальное будет напрасным. Если мы не очистимся от своих страстей и грехов, от всего того темного, что наполняет падшую душу человека, то напрасным будет и рассуждение о Нетварном Свете, напрасными будут и эти плоды, принесенные в храм Божий, так как мы читаем в Священном Писании, что Богу угодно: “Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно”. Об этом нам возглашает еще ветхозаветный псалмопевец. И Христос в новом Завете говорит: “научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11, 29).

И мы, возлюбленные братья и сестры, действительно будем в сей день обращаться к Богу, чтобы Господь подавал нам духовные силы, чтобы действительно сердце наше было сокрушенным и смиренным, чтобы это действительно было жертвой Богу, принесенной от нас и за нас. И тогда произойдет преображение нашей души, произойдет и преображение нашего сердца, тогда и все вокруг нас преобразится. Аминь. Спаси всех Господи».

После ранней Божественной литургии в древнем Спасо-Преображенском храме был отслужен праздничный водосвятный молебен.

Позднюю Божественную литургию в Кресто-Воздвиженском соборе возглавил митрофорный протоиерей Иоанн Гаврильчик. Ему сослужили клирики монастыря.

Диаконский чин совершил протодиакон Антоний Каменков.

Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой).

Во время поздней литургии были также вознесены сугубые молитвы о даровании мира и о прекращении губительного поветрия на нашей земле.

По запричастном стихе протоиерей Иоанн обратился ко всем молящимся со словом назидания:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Приближалось время тяжких страданий Господа Иисуса Христа на Кресте. Господь говорит об этом Своим ученикам, но они не могут понять, почему их Божественный Учитель должен пострадать, почему Он должен был претерпеть крестную смерть. Они рассуждают по-человечески, не понимая Божиих предначертаний о спасении людей.

Одна мысль о возможности страданий и смерти Христа на Голгофе повергала апостолов в страшную печаль. Они могли бы потерять веру в Иисуса Христа, могли бы всецело и навсегда отречься от Него. Им нужно было особенно глубоко, живо пережить и ощутить Божественную славу Иисуса Христа, особенно глубоко почувствовать сладость общения с Господом, чтобы уразуметь Его добровольное страдание, а затем уже проповедовать всему миру, что Христос есть “воистину Отчее сияние”.

И вот Господь наш Иисус Христос на горе Фавор являет Свою Божественную славу, Свое величие, “и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17, 2). И свидетелями Его Божественного Преображения из мира земного были три ученика: Петр, Иаков, Иоанн. А из мира загробного явились перед Ним два великих представителя Ветхого Завета: законодатель Моисей, и пророк Илия, которые беседовали с Ним о смерти, ожидавшей Его в Иерусалиме.

Там, на горе Фавор, все они слышали свидетельство о Сыне Бога Отца: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Мф. 17, 5).

Братья и сестры, чья мысль в состоянии перенестись на тот небесный Фавор, где вечный престол славы Господней, где и нам с вами уготовано вечное селение, вечная жизнь со Христом, слава и блаженство?

А что блаженство и слава уготованы и для нас, братья и сестры, в этом нас и уверяет Преображение Господне на Фаворе. Так помолимся же Преобразившемуся на Фаворе Господу, чтобы и нам, грешным, воссиял Его Божественный присносущный Свет, чтобы Он дал нам силы к нравственному восхождению и преображению, к преуспеянию в добре, в христианских добродетелях, в исполнении в Его святых заповедей. И чтобы и мы с вами могли увидеть нашего Искупителя и Спасителя на Фаворе небесном. Аминь».

За богослужениями молились насельницы монастыря, прихожане и паломники.

После поздней Божественной литургии состоялся крестный ход с праздничной иконой Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

По традиции, после каждой литургии был совершен чин освящения плодов нового урожая, которые православные приносят в знак благодарности Богу за новый урожай.

После крестного хода состоялась праздничная монастырская трапеза с чином о Панагии.

Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна,

в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца,

Свет и Духа, Светом наставляющаго всю тварь (Светилен)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

10/23 сентября, четверг

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор Глинских старцев (служба перенесена с 9/22.09).

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с великим славословием.

Частицы св. мощей прп. Павла послушливого, Печерского и мц. Митродоры, имеются в обители.

Смотреть все

Православный календарь

10/23 сентября, четверг

Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311).

Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых.

Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмчч. Мелетия Федюнева и Гавриила Яцика, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).

Смотреть все

Каталог TUT.BY