Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
10 Дек 2012

10 декабря 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович) (1822–1900)

10 декабря 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович) (1822–1900).

Игумения Евгения (Говорович)

Дочь священника, Екатерина Константиновна Говорович родилась 27 ноября / 10 декабря 1822 года в селе Новохованске Невельского уезда Витебской губернии. Воспитанная в строгом христианском благочестии, она еще в ранней юности, в 1845 году, вступила на иноческий путь, которому посвятила 55 лет своей земной жизни. Екатерина особо чтила память преподобной Евфросинии Полоцкой, поэтому и местом подвижничества избрала древний Спасо-Евфросиниевский монастырь, в то время находившийся в состоянии запустения и упадка. В 1582 году из-за вторжения в Полоцкую землю поляков-иезуитов монастырь был закрыт и начал возрождаться лишь в 1841 году. В 1845 году в Спасской обители подвизалось только 13 сестер. Екатерина Говорович, будущая игумения Евгения, прошла многие послушания от простой трапезницы и ключницы, церковницы до казначеи (1875) и, наконец, настоятельницы монастыря (1878). После кончины игумении Евфросинии (Сербинович; † 1878) старшие сестры монастыря выразили Преосвященному Викторину (Любимову) единодушное желание иметь монахиню Евгению своей настоятельницей «ввиду высоких нравственных качеств и выдающихся способностей по управлению различными сторонами монастырской жизни», и их просьба была удовлетворена.

Период игуменства матушки Евгении стал настоящей эпохой в развитии Спасо-Евфросиниевской обители. Как в духовном, так и в материальном отношении монастырь достиг тогда своего расцвета. В годы управления обителью игуменией Евгенией число насельниц монастыря возросло с 35 (в 1878 году) до 118 (в 1900 году). «Мир монашеский потерял в лице игумении Евгении одну из светлых носительниц старорусских иноческих идеалов, нравственные качества которой снискали ей всеобщее уважение не только среди граждан Полоцка, но и далеко за его пределами…», – писал историк Д. С. Леонардов в 1900 году, после кончины матушки. Игумения Евгения обладала истинным иноческим смирением, благодушной кротостью, терпеливой снисходительностью и сердечностью. По словам клирика Спасо-Евфросиниевского монастыря священника Владимира Альбицкого, она была «бодра и неутомима как в молитвенных подвигах, так и в заботах о своей дорогой обители». Сестры, воспитанницы монастырского училища и многие знавшие ее священнослужители почитали игумению Евгению как любвеобильную духовную мать большой семьи. «Руководительство игумении Евгении внутренней жизнью инокинь носило на себе печать мира и благости. Игумения Евгения избегала крупных преобразований в своей обители и не склонна была к мерам излишней строгости и взыскательности. Она старалась вводить желательные улучшения в иноческую жизнь без нарушения ее естественного течения. Любовь, соединенная с глубоким смирением перед Богом и людьми, была источником снисхождения, сердечной доброты и благости игумении Евгении, которые рождали умиление во всех, знавших ее. Она была не только настоятельницей и начальницей, но именно матерью, которая с милосердной и нежной любовью спешила на помощь нуждающимся в ее советах сестрам. Вместо того чтобы повелевать и учить, на что давало ей право ее старшинство, она руководила примером собственного трудолюбия, бдительности, умеренности и самоотвержения», – так отзывались о дорогой матушке знавшие ее современники.

Подражая преподобной Евфросинии, игумения Евгения совмещала строго аскетическую жизнь с активной деятельностью на благо обители. Трудами и молитвами матушки Евгении в обители была возведена каменная колокольня (1882), новый сестринский корпус (1891), в Спасо-Преображенском храме переделан иконостас, устроен новый престол (1885), в Свято-Евфросиниевской церкви четырежды проведен капитальный ремонт. Близ Невельского тракта, на расстоянии около 400 метров от монастыря, была построена часовня, посвященная восшествию на престол Императора Николая II (1897).

Кресто-Воздвиженский собор. Фото нач. ХХ века

Венцом же строительной деятельности игумении Евгении стал величественный Кресто-Воздвиженский собор, воздвигнутый в византийском стиле архитектором В. Ф. Коршиковым в 1897 году. Нужда в обширном и вместительном храме на протяжении многих лет ощущалась в обители не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни и особенно в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь стекалось множество богомольцев из самых отдаленных уголков Беларуси. Сборы на постройку самого вместительного в монастыре храма велись в течение десятилетий. Благодаря неутомимой энергии и пламенным молитвам игумении Евгении, не щадившей своих сил для храмоздательства, всего лишь за четыре года грандиозный пятикупольный собор был воздвигнут. Когда 23 мая 1893 года Преосвященный Антонин (Державин) совершал закладку нового храма, то не было и половины средств, необходимых для строительства, однако уже через четыре года собор был готов к освящению. «Великолепный собор в честь Воздвижения Креста Господня вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел. Кресто-Воздвиженский собор надолго останется благодатным знамением любви Божией к древнейшей обители Беларуси, выражением любви народа русского к благолепию дома Божия и прочным памятником самоотверженных трудов игумении Евгении на благо монастыря», – так писал о Кресто-Воздвиженском соборе и его устроительнице Д. С. Леонардов. К 100-летию преставления игумении Евгении, в 2000 году, в Кресто-Воздвиженском соборе был помещен барельеф, на котором матушка изображена держащей в руках воздвигнутый ей храм.

Крестовоздвиженский собор. 2012 год

Во время управления обителью игуменией Евгенией особого расцвета достигло и Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, начальницей которого она была на протяжении 22 лет. В эти годы в жизни училища произошло много благих перемен: были построены два учебных корпуса, больница и другие здания. Значительных успехов училище достигло и в обучении и воспитании девиц, которые с полным доверием и искренностью, как к наставнице, относились к игумении Евгении. С 1896 года с согласия и одобрения игумении Евгении для преподавания в училище были приглашены учителя с академическим образованием, были расширены программы русского языка и дидактики, введены новые предметы: иконопись, история русской литературы и физика, первоначальная медицинская помощь и гигиена, обучение игре на скрипке. Отношение игумении Евгении к воспитанницам училища «было проникнуто духом патриархальной простоты и бесконечной сердечности. В нем не было и тени того формализма, который создает непроходимую пропасть между жизнью детей в семье и жизнью их в школе». Матушка «относилась к воспитанницам, особенно к сиротам из духовного звания, как бы к собственным детям, и отличалась замечательной отзывчивостью к их учебным и материальным нуждам».

Барельеф игумении Евгении (Говорович) в Кресто-Воздвиженском соборе

Трогательная и нелицемерная любовь воспитанниц к своей начальнице особенно проявлялась 24 ноября / 7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, имя которой носила игумения Евгения в миру. Тогда ликующая толпа детей весело наполняла игуменские келии: воспитанницы дарили матушке рукодельные работы, произносили приветствия и стихи. Вот одно из стихотворений, написанных воспитанницами училища к этому дню:

Мы все хотим единодушно,
Чтоб много, много еще лет
Вы в этом мире равнодушном
Без горя жили и без бед,
Чтоб чувства радости и счастья
Не покидали Вас во дни
Житейских бурь и чтоб в несчастьи
Сопутствовали Вам они.
Златой венец, уже готовый,
Сплетен из Ваших добрых дел,
Лежит в том мире, где Всевышний
Сулит Вам радостный удел.

Глубоко почитая святую основательницу Спасской обители, игумения Евгения незадолго до своей кончины, в 1899 году, просила смотрителя Санкт-Петербургского Александро-Невского училища иеромонаха Никодима (Кононова) составить акафист преподобной Евфросинии Полоцкой, который был написан и прислан в обитель в 1900 году, уже после кончины матушки.

В канун Благовещения Пресвятой Богородицы, 24 марта / 6 апреля, 1900 года игумения Евгения тихо и мирно, с молитвой на устах отошла ко Господу. Желавших попрощаться с покойной, воздать ей «последнее целование» было чрезвычайно много – в сам день Благовещения у гроба матушки было отслужено около 20 панихид. Священник Владимир Альбицкий перед отпеванием приснопамятной игумении Евгении произнес проповедь, в которой, обращаясь к покойной матушке, сказал: «Твоя чистая душа предстала теперь пред Нелицеприятным Судией, и Он, непреложный в Своих обетованиях, скажет тебе: “Блаженна ты, верная Моя раба, за свое смирение! Нища ты была телом, нища и духом. Ты бежала славы, хотя слава, по заслугам твоим, шла за тобой. Иди же теперь и наследуй обещанное Мною Царство Небесное. В доме Отца Моего много есть обителей. Не забыта Мною и ты. За то Я не забыл тебя, что ты и при своих подвигах, которые совершала по силе своей, всегда памятовала о грехах своих, всегда старалась скрывать заслуги свои, поступая так, чтобы правая рука твоя не знала, что делает левая”».

Акафист преп. Евфросинии Полоцкой. Издание 1901 года

10 декабря по приснопамятной игумении Евгении в Свято-Евфросиниевском храме будет отслужена лития. Подробное жизнеописание полоцкой настоятельницы можно найти в книге «Матушка Евгения. Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении», составленной сестрами обители в 2000 году.

6-Книга  МАТУШКА ЕВГЕНИЯ

«В наше время, когда так чуждаются жизни внутренно-духовной, когда жизненные идеалы так принижены, пример жизни людей благочестивых, как игумения Евгения, имеет особенно важное значение. Самим своим существованием среди общего мрака они убедительнее всяких речей говорят, что жизнь, отданная на служение идее, возможна на земле, они воздействуют на сердца людей, они будят общественную совесть». (Д.С. Леонардов)

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 сентября, вторник

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского и свт. Митрофана Воронежского, имеются в обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 сентября, вторник

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Смотреть все

Каталог TUT.BY