Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
9 Окт 2013

На родине Святейшего Патриарха Тихона в городе Торопце состоялась X Торопецкая Свято-Тихоновская православная международная конференция

Святейший Патриарх Тихон

9 октября 2013 года на родине Святейшего Патриарха Тихона в древнейшем городе Тверской области Торопце состоялась X Торопецкая Свято-Тихоновская православная международная конференция «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ» на тему «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви».

От лица настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евдокии участникам конференции был зачитан приветственный адрес.

Досточтимые отцы, все высокое собрание,

дорогие братия и сестры!

Позвольте сердечно поприветствовать Вас, организаторов и участников X Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ», от лица Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Древние города Полоцк и Торопец исторически связаны между собой еще с XIII века благодаря чудотворному образу Эфесской Божией Матери. Эта связь продолжается и поныне.

О жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона, стойкого исповедника веры, первого из канонизированных в 1989 г. новомучеников XX века, памяти которого посвящена настоящая конференция, в наше время написано множество воспоминаний, статей, книг, научных исследований. Сейчас собраны, кажется, все исходившие от Святейшего Патриарха акты, послания, письма. Однако сила и обаяние этой незаурядной личности настолько велики, что она вновь и вновь притягивает к себе тех, кто любит Церковь, побуждает углубляться в деяния святителя-исповедника и каждый раз находить в его образе нечто поражающее воображение.

Был в архипастырском служении святителя Тихона и так называемый «литовский период» (декабрь 1913 – июнь 1917), когда в сане архиепископа он являлся главой Литовской и Виленской епархии, включавшей в себя Виленскую и Ковенскую губернии, куда в то время входили и обширные районы современной Беларуси.

Этот период замечателен прежде всего потому, что, по словам преемника святителя по Литовской кафедре архиепископа Елевферия (Богоявленского), «…отсюда, от Литвы, вошел он в славу Патриарха Русской Церкви, хотя слава эта окружала данную ему Христом Церковную Голгофу…». Служение в Литве стало той последней ступенькой архипастырской миссии святителя, с которой он поднялся на Патриарший Престол. Здесь, на северо-западе Российской империи, архиепископ Тихон прошел заключительную, столь необходимую проверку на соответствие своих личных духовных и человеческих качеств высокому предназначению стать Предстоятелем всей Российской Церкви.

Столетиями Литва входила в состав Литовско-Польского государства, и лишь после III раздела Польши (1795 г.) Виленский край отошел к России. Подавляющую часть населения во время пребывания на Литовской и Виленской кафедре архиепископа Тихона составляли католики, много было иудеев, а русских – примерно 10%. Депутат от Виленского края священник Константин Околович с горечью говорил, выступая в Государственной Думе, что «после Акта 1905 г. о веротерпимости поляки стали с явным пренебрежением относиться к православным и всячески притесняли их».

Обстановка в Литве была подобна той, которую святитель Тихон знал по Холмщине: влиятельная католическая церковь и смешенное русско-литовско-польско-еврейское население. Здесь требовался большой такт, чтобы не посеять религиозной розни между местным населением. Воспоминания современников свидетельствуют, что вскоре новый архипастырь завоевал уважение жителей и стал пользоваться глубоким почтением не только у православных: «Вот он едет из Вильны на свою дачу, в простой коляске и в дорожной скуфейке, но все, кто его встречали и узнавали: русские, поляки, евреи – низко ему кланялись».

За три с половиной года, которые архиепископ Тихон возглавлял Литовскую кафедру, произошли события, резко изменившие лицо Российской Империи: Первая мировая война, Февральская революция, отречение Императора Николая II от Престола. Судьба уготовила Литовскому святителю такие испытания, выдержать которые мог только сильный духом архипастырь.

С началом Первой мировой войны территория епархии оказалась в зоне военных действий. «Тяжелейшее служение выпало на долю архипастыря Литовской епархии, – пишет современный биограф Патриарха Тихона М. И. Вострышев. – Удовлетворение религиозных нужд фронтовых частей, нравственная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь и широкая благотворительность имели в лице владыки Тихона горячего вдохновителя и бескорыстного дарителя». Архиепископу Литовскому приходится постоянно быть в гуще событий: он приезжает на передовую, где благословляет солдат и вдохновляет их на ратные подвиги, он освящает лазареты и совершает в них молебны, обходит тяжело раненых, успокаивает беженцев, освящает святой водой и благословляет полки, прибывающие на фронт, совершает панихиды с поминовением погибших. «А я все езжу, – пишет он в это время, – возвратился вчера, а на днях опять поеду в другие места, и военные просят, и на позиции…»

Летом 1915 г., когда стало очевидным, что Вильна не устоит под напором германских войск, на архиепископа Тихона легла первостепенная обязанность обеспечить срочную эвакуацию церковного имущества, епархиального клира и православного населения.

Вместе с городской администрацией резиденцию правящего архиерея пришлось переместить из Вильны в заштатный белорусский городок Дисну, которому предстояло на время стать кафедральным центром епархии.

Даже тогда, когда часть территории его епархии стала подконтрольной немцам и резиденция архиепископа оказалась в прифронтовой зоне, владыка Тихон не уставал разъезжать по ближним и дальним приходам, служа примером не только для паствы, но и для священства. Он совершал богослужения и в великие, и в малые, и в местные праздники, а также в воскресные дни. Из своего временного центра – Дисны – привозил с собой певчих, диакона и благочинного; на архиерейских службах церкви были заполнены до отказа. Архиепископ Тихон неустанно выезжал на передовые позиции русских войск, где под открытым небом устраивались временные храмы; порой ему приходилось совершать богослужения всего в нескольких сотнях метров от неприятельских рубежей.

С избранием Высокопреосвященного Тихона в июне 1917 г. на Московскую кафедру связь святителя с Литовской кафедрой не прервалась. Об этом свидетельствует проникновенное архипастырское послание архиепископа Литовского и Виленского Елевферия, обращенное к пастве по случаю кончины Святейшего Патриарха в 1925 г.: «В его глубоком и широком иерархическом сердце почетное место занимала и наша малая паства; о ней он всегда помнил, радовался ее радостями и болел ее скорбями».

В знак любви и признательности Дисненское Воскресенское Братство постановило увековечить память о пребывании Высокопреосвященного Тихона в их городе, установив в Воскресенском храме икону его небесного покровителя святителя Тихона Задонского. 13 августа 1916 г. за богослужением в день, когда архипастырь молитвенно праздновал свой День Ангела, ему был зачитан приветственный адрес Братства: «Нынешний день, радостный для Вас, как именинника, радостен и для семьи, в которой Вы живете. В Вашем лице явился нам истинный печальник о наших нуждах и скорбях».

Впоследствии, вступив на Патриарший Престол, святитель Тихон в марте 1918 г. прислал в благословение клиру и прихожанам Дисненской Воскресенской церкви грамоту. Эта грамота, почитаемая дисненцами как святыня, и поныне находится в Воскресенском храме.

А та самая первая, по-монашески смиренная просьба святителя Тихона, обращенная в 1914 г. к новой для него литовской пастве: «Примите же меня в свою любовь и знайте, что и вам не тесно будет в моем сердце», – проросла в сердцах верующих и по сей день отзывается благодарной памятью о нем.

Уже в настоящее время, в 2012 г., в память о пребывании святителя Тихона на Белорусской земле, где он возносил молитвы о боголюбивой пастве, о даровании победы русским воинам и о расцвете жизни русского народа, заботами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Дисненской Воскресенской церкви была установлена икона с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 сентября, вторник

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского и свт. Митрофана Воронежского, имеются в обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 сентября, вторник

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Смотреть все

Каталог TUT.BY