Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
9 Окт 2013

На родине Святейшего Патриарха Тихона в городе Торопце состоялась X Торопецкая Свято-Тихоновская православная международная конференция

Святейший Патриарх Тихон

9 октября 2013 года на родине Святейшего Патриарха Тихона в древнейшем городе Тверской области Торопце состоялась X Торопецкая Свято-Тихоновская православная международная конференция «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ» на тему «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви».

От лица настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евдокии участникам конференции был зачитан приветственный адрес.

Досточтимые отцы, все высокое собрание,

дорогие братия и сестры!

Позвольте сердечно поприветствовать Вас, организаторов и участников X Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ», от лица Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.

Древние города Полоцк и Торопец исторически связаны между собой еще с XIII века благодаря чудотворному образу Эфесской Божией Матери. Эта связь продолжается и поныне.

О жизненном подвиге Святейшего Патриарха Тихона, стойкого исповедника веры, первого из канонизированных в 1989 г. новомучеников XX века, памяти которого посвящена настоящая конференция, в наше время написано множество воспоминаний, статей, книг, научных исследований. Сейчас собраны, кажется, все исходившие от Святейшего Патриарха акты, послания, письма. Однако сила и обаяние этой незаурядной личности настолько велики, что она вновь и вновь притягивает к себе тех, кто любит Церковь, побуждает углубляться в деяния святителя-исповедника и каждый раз находить в его образе нечто поражающее воображение.

Был в архипастырском служении святителя Тихона и так называемый «литовский период» (декабрь 1913 – июнь 1917), когда в сане архиепископа он являлся главой Литовской и Виленской епархии, включавшей в себя Виленскую и Ковенскую губернии, куда в то время входили и обширные районы современной Беларуси.

Этот период замечателен прежде всего потому, что, по словам преемника святителя по Литовской кафедре архиепископа Елевферия (Богоявленского), «…отсюда, от Литвы, вошел он в славу Патриарха Русской Церкви, хотя слава эта окружала данную ему Христом Церковную Голгофу…». Служение в Литве стало той последней ступенькой архипастырской миссии святителя, с которой он поднялся на Патриарший Престол. Здесь, на северо-западе Российской империи, архиепископ Тихон прошел заключительную, столь необходимую проверку на соответствие своих личных духовных и человеческих качеств высокому предназначению стать Предстоятелем всей Российской Церкви.

Столетиями Литва входила в состав Литовско-Польского государства, и лишь после III раздела Польши (1795 г.) Виленский край отошел к России. Подавляющую часть населения во время пребывания на Литовской и Виленской кафедре архиепископа Тихона составляли католики, много было иудеев, а русских – примерно 10%. Депутат от Виленского края священник Константин Околович с горечью говорил, выступая в Государственной Думе, что «после Акта 1905 г. о веротерпимости поляки стали с явным пренебрежением относиться к православным и всячески притесняли их».

Обстановка в Литве была подобна той, которую святитель Тихон знал по Холмщине: влиятельная католическая церковь и смешенное русско-литовско-польско-еврейское население. Здесь требовался большой такт, чтобы не посеять религиозной розни между местным населением. Воспоминания современников свидетельствуют, что вскоре новый архипастырь завоевал уважение жителей и стал пользоваться глубоким почтением не только у православных: «Вот он едет из Вильны на свою дачу, в простой коляске и в дорожной скуфейке, но все, кто его встречали и узнавали: русские, поляки, евреи – низко ему кланялись».

За три с половиной года, которые архиепископ Тихон возглавлял Литовскую кафедру, произошли события, резко изменившие лицо Российской Империи: Первая мировая война, Февральская революция, отречение Императора Николая II от Престола. Судьба уготовила Литовскому святителю такие испытания, выдержать которые мог только сильный духом архипастырь.

С началом Первой мировой войны территория епархии оказалась в зоне военных действий. «Тяжелейшее служение выпало на долю архипастыря Литовской епархии, – пишет современный биограф Патриарха Тихона М. И. Вострышев. – Удовлетворение религиозных нужд фронтовых частей, нравственная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь и широкая благотворительность имели в лице владыки Тихона горячего вдохновителя и бескорыстного дарителя». Архиепископу Литовскому приходится постоянно быть в гуще событий: он приезжает на передовую, где благословляет солдат и вдохновляет их на ратные подвиги, он освящает лазареты и совершает в них молебны, обходит тяжело раненых, успокаивает беженцев, освящает святой водой и благословляет полки, прибывающие на фронт, совершает панихиды с поминовением погибших. «А я все езжу, – пишет он в это время, – возвратился вчера, а на днях опять поеду в другие места, и военные просят, и на позиции…»

Летом 1915 г., когда стало очевидным, что Вильна не устоит под напором германских войск, на архиепископа Тихона легла первостепенная обязанность обеспечить срочную эвакуацию церковного имущества, епархиального клира и православного населения.

Вместе с городской администрацией резиденцию правящего архиерея пришлось переместить из Вильны в заштатный белорусский городок Дисну, которому предстояло на время стать кафедральным центром епархии.

Даже тогда, когда часть территории его епархии стала подконтрольной немцам и резиденция архиепископа оказалась в прифронтовой зоне, владыка Тихон не уставал разъезжать по ближним и дальним приходам, служа примером не только для паствы, но и для священства. Он совершал богослужения и в великие, и в малые, и в местные праздники, а также в воскресные дни. Из своего временного центра – Дисны – привозил с собой певчих, диакона и благочинного; на архиерейских службах церкви были заполнены до отказа. Архиепископ Тихон неустанно выезжал на передовые позиции русских войск, где под открытым небом устраивались временные храмы; порой ему приходилось совершать богослужения всего в нескольких сотнях метров от неприятельских рубежей.

С избранием Высокопреосвященного Тихона в июне 1917 г. на Московскую кафедру связь святителя с Литовской кафедрой не прервалась. Об этом свидетельствует проникновенное архипастырское послание архиепископа Литовского и Виленского Елевферия, обращенное к пастве по случаю кончины Святейшего Патриарха в 1925 г.: «В его глубоком и широком иерархическом сердце почетное место занимала и наша малая паства; о ней он всегда помнил, радовался ее радостями и болел ее скорбями».

В знак любви и признательности Дисненское Воскресенское Братство постановило увековечить память о пребывании Высокопреосвященного Тихона в их городе, установив в Воскресенском храме икону его небесного покровителя святителя Тихона Задонского. 13 августа 1916 г. за богослужением в день, когда архипастырь молитвенно праздновал свой День Ангела, ему был зачитан приветственный адрес Братства: «Нынешний день, радостный для Вас, как именинника, радостен и для семьи, в которой Вы живете. В Вашем лице явился нам истинный печальник о наших нуждах и скорбях».

Впоследствии, вступив на Патриарший Престол, святитель Тихон в марте 1918 г. прислал в благословение клиру и прихожанам Дисненской Воскресенской церкви грамоту. Эта грамота, почитаемая дисненцами как святыня, и поныне находится в Воскресенском храме.

А та самая первая, по-монашески смиренная просьба святителя Тихона, обращенная в 1914 г. к новой для него литовской пастве: «Примите же меня в свою любовь и знайте, что и вам не тесно будет в моем сердце», – проросла в сердцах верующих и по сей день отзывается благодарной памятью о нем.

Уже в настоящее время, в 2012 г., в память о пребывании святителя Тихона на Белорусской земле, где он возносил молитвы о боголюбивой пастве, о даровании победы русским воинам и о расцвете жизни русского народа, заботами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Дисненской Воскресенской церкви была установлена икона с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

5/18 февраля, вторник

Попразднство Сретения Господня. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

5/18 февраля, вторник

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696).

Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Прмч. Николая Цикуры (1918); прмц. Александры Каспаровой, мч. Михаила Амелюшкина (1942).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY