Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
16 Янв 2014

«Се отверзеся всем мироухающий ковчег честных даров Христа Жизнодавца...»


В сиянье звездном к дальней цели

Спешит усердный караван.

И вот леса зазеленели,

Засеребрился Иордан…

Струит звезда над Палестиной

Лучи прозрачные свои…

Вот над угаснувшей долиной

Гора пророка Илии…

Волхвами вещий сон разгадан,

Открылся Бог Своим рабам.

И смирну, золото и ладан

Они несут к его стопам.

К. Льдов. Волхвы

О том, как совершилось поклонение восточных мудрецов, занимавшихся наблюдением и изучением звезд, родившемуся в Вифлееме Богомладенцу Христу рассказывает 2-я глава Евангелия от Матфея: «Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем, во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим глаголюще: “Где есть рождейся Царь Иудейский; видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему”» (Мф. 2, 1–2). Евангелист не упоминает о том, из какой именно страны пришли волхвы, и сколько их было. Священное Предание также не дает точных ответов на эти вопросы: в святоотеческой литературе мы встречаем различные точки зрения. Так, например, святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Феофилакт Болгарский считали, что волхвы приходили на поклонение Христу из Персии, так как персидские зороастрийские жрецы того времени, занимавшиеся изучением астрономии, были известны во всем мире. О персидском происхождении волхвов упоминают и литургические тексты: «Волсви, персидстии царие, познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими…» (стихира на литии службы Рождеству Христову).

Другие же святые отцы: мученик Иустин Философ, святители Киприан Карфагенский и Епифаний Кипрский, – полагали, что волхвы приходили в Палестину из Аравии, так как эта страна весьма обиловала золотом, ливаном (ладаном) и смирной. Существовали и иные мнения. Так, например, блаженный Иероним Стридонский придерживался того взгляда, что волхвы являлись уроженцами Эфиопии, поскольку именно оттуда, из Эфиопии, «от пределов земли», приходила некогда в Иерусалим царица Савская послушать премудрости Соломоновой. И это, как писал блаженный Иероним, прообразовало настоящее евангельское событие: пришествие волхвов к духовному Соломону – Христу, который есть «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 24).

Впрочем, все названные страны – и Персия, и Аравия, и Эфиопия – являлись восточными и граничащими одна с другой, все они были богаты золотом, ливаном и ароматами. Во всех этих странах, как отмечает святитель Димитрий Ростовский, процветала наука астрономия, получили широкое распространение занятия волшебством и звездочетством. Безусловно, восточные мудрецы знали и о пророчестве Валаама (Чис. 24, 17), передававшемся из рода в род, «об имевшей воссиять звезде». На основании вышеизложенных рассуждений святитель Димитрий приходит к выводу, что волхвы, прибывшие в Иерусалим, являлись уроженцами разных земель: один из них происходил из Персии, другой – из Аравии, третий – из Эфиопии. При этом святитель ссылается на слова мессианского 71 псалма: «Царие фарсийстии и острови дары принесут, царие аравстии и сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии…» (Пс. 71, 10–11).

Однако следует обратить внимание на тот факт, что ни в Евангелии, ни в литургических текстах Восточной Церкви не упоминается о том, сколько именно волхвов пришло поклониться Христу, не называется их число. На древних фресках в римских катакомбах изображали иногда двух волхвов, иногда четверых или даже шестерых. В сирийской «Хронике Зункина» (VIII в.) упоминается о 12 мудрецах-философах, прибывших в Иерусалим с большой свитой. Первым мнение о том, что волхвов было трое, высказал Ориген, объяснивший это, в частности тем, что в Евангелии повествуется о трех дарах, принесенных Богомладенцу. Впоследствии данная точка зрения стала общепринятой.

«…И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедше ста верху, идеже бе Отроча. Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею зело» (Мф. 2, 9–10). Хотя, возможно, волхвы шли на поклонение родившемуся Спасителю мира из разных стран, тем не менее, они были водимы одной звездой. По смотрению Божию в какой-то момент своего путешествия они встретились и далее продолжали путь вместе, следуя за диковинным светилом. Большинство святых отцов, и в их числе святители Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский, считали, что дивная звезда, освещавшая путь восточным царям, являлась некоей Божественной и ангельской силой. Вот что писал об этом чуде святитель Димитрий Ростовский: «Все звезды с самого сотворения мира имеют свое бытие, а эта звезда явилась в конце веков при воплощении Бога-Слова. Все звезды имеют свое место на небе, а эта звезда видима была на воздухе… все звезды сияют только ночью, а эта звезда и днем сияла подобно солнцу, несравненно превосходя небесные звезды сиянием и величием…».

Пришедши к месту рождения Христа и найдя Господа в пещере, волхвы поклонились Ему, как говорит Евангелие, падши, то есть не простым поклонением, но подобающим только Всевышнему, Богу и Творцу вселенной. «И пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну» (Мф. 2, 11–12). Восточные цари почтили Единого от Троицы тремя дарами, и этим самым исповедали в Нем два естества. Золото они принесли Богомладенцу как Царю, ибо золото есть символ царского достоинства, и подданные платят им дань царям. Ливан (ладан) волхвы поднесли Спасителю как Богу, ибо ладан – символ молитвы, и его воскуряют в храмах Божиих. Смирной же издревле умащали тела усопших, и ее восточные мудрецы принесли в дар Христу как смертному Человеку. По словам святителя Льва, папы Римского, они приготовили «ливан Богу, смирну человеку, золото Царю, правильно почитая Божие и человеческое естество в единстве; сердцем они в это веровали, а дарами исповедали».

Огромное значение имеет тот факт, что волхвы являлись представителями языческих народов, и Спасителю мира прежде поклонились не люди Сиона, но звездочеты Персии и Вавилонии. Святитель Иоанн Златоуст, называя их «первенцами церковными», видит в описываемом событии символ-прообраз будущей истории Христовой Церкви: язычники войдут в нее ранее иудеев, избивавших своих пророков и распявших Господа Славы. Здесь присутствует и указание на то, что Святая Соборная и Апостольская Церковь будет кафолической, всемирной, открытой для всех племен и народов.

Известные нам и кажущиеся уже привычными имена евангельских волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) закрепились за ними лишь в раннем средневековье, тогда же создавалась и их иконография. Приведем здесь описание внешнего вида этих восточных мудрецов, предлагаемое в «Сказании о поклонении волхвов» святителем Димитрием Ростовским: «Первый – Мельхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принес золото Царю и Владыке. Второй – Гаспар, молодой и без бороды, с лицом румяным; он принес ливан вочеловечившемуся Богу. Третий – Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принес смирну смертному Сыну Человеческому».

Честные дары волхвов, к которым прикасались Пречистые руки Христа и Богоматери, великая святыня начала новозаветных времен, сохранились до наших дней. Согласно церковному преданию, в течение всей Своей земной жизни их благоговейно хранила у Себя Пресвятая Дева. Незадолго до Своего Славного Успения Она передала их Иерусалимской Церкви вместе со Своим поясом и Честной ризой. С тех пор дары волхвов находились в Иерусалиме приблизительно до 400 года, до того времени, когда византийский император Аркадий Флавий перенес их в Константинополь, в церковь Святой Софии. В этом храме в конце XII века их видели русские паломники, и об этой священной реликвии упоминает в своей «Книге Паломник. Сказание мест Святых во Цареграде… в 1200 году» святитель Антоний Новгородский († 1232).

После падения Константинополя в 1453 году многие святыни, хранившиеся там на протяжении столетий, и в их числе – Честные дары волхвов, были перевезены на Святую Гору Афон. Вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича Мария (Мара) Бранкович, православная христианка по вероисповеданию, доставила дары волхвов в афонскую обитель святого Павла Ксиропотамского. Существует предание, что, когда она поднималась от пристани к монастырю, Пресвятая Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители и нарушить древний обычай, согласно которому женщины не допускаются в святогорские монастыри. Мария смиренно вняла предостережению Пречистой и не посмела идти далее. Честные дары волхвов она передала в руки игумена обители святого Павла, который вышел ей навстречу в сопровождении братии.

С тех пор эта священная реликвия хранится в монастыре святого Павла Ксиропотамского как драгоценное достояние всех христиан. Каждый год тысячи паломников из разных стран мира приезжают на Афон, чтобы поклониться святыне. В архиве монастыря святого Павла имеется и султанская грамота, подтверждающая передачу даров волхвов святогорским инокам.

Честные дары волхвов помещаются в десяти ковчегах. До настоящего времени золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы (многоугольник, четырехугольник, трапеция и т. п.). Поверхность каждой из подвесок покрыта тончайшим филигранным орнаментом, который ни разу не повторяется. На серебряных нитях к золотым пластинам прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны.

Даром пречестным, яже Христу яко Младенцу волсви, царие персидстии, верою принесоша, поклонимся: от них бо источается благословение Божественное, и Господу возопиим: якоже злато, и ливан, и смирну, приими убо, Человеколюбче, веру же, надежду и любовь от теплоты сердечныя, нас, рабов Твоих, Иисусе…

(Из Молебного канона пред Честными дарами волхвов)

Волхвы Бальтазар,Мельхиор и Каспар. Мозаика

Дары Волхвов

Дары Волхвов

Дары Волхвов

Монастырь святого Павла

Дары Волхвов

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 апреля

Страстная седмица

Великий Понедельник

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Великое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

9/22 апреля, понедельник

Страстная седмица. Великий Понедельник. Мч. Евпсихия (362).

Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. (376).

Мч. Гавриила Фомина (1942).

Литургия Преждеосвященных Даров.

Смотреть все

Каталог TUT.BY