Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
27 Сен 2015

В Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре были совершены праздничные богослужения в честь Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

26–27 сентября 2015 года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре прошли торжества в честь престольного праздника обители – Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этом году исполняется 25 лет со времени восстановления монастырского Кресто-Воздвиженском собора. Возведенный всего за четыре года в 1897 году трудами и заботами игумении Евгении (Говорович), храм сильно пострадал в XX веке.

В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные. В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50). После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53). Кресто-Воздвиженский собор оставался без ремонта и реставрации вплоть до 1980-х годов, несмотря на то, что игумения Елевферия (Новикова, † 1959) неоднократно обращалась к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Витебской области с просьбой о ремонте и передаче храма обители (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25).

Спустя год после смерти игумении Елевферии монастырь был закрыт, на его территории действовала только одна Спасо-Преображенская церковь, которая перешла в ведение приходской общины. В 1980-е годы городские власти решили сделать планетарий из Кресто-Воздвиженского собора, поэтому на куполе храма был установлен знак небесной сферы. Староста Спасо-Преображенской церкви Татьяна Никодимовна Храповицкая обращалась в разные инстанции, писала письма Святейшему Патриарху Пимену, Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, члену Президиума правления Советского фонда культуры Раисе Максимовне Горбачевой, ездила в Москву и Ленинград с целью спасти храм от поругания. По молитвам преподобной Евфросинии верующим удалось отстоять собор. В Полоцк приехала московская комиссия, которая одобрила передачу православным Кресто-Воздвиженского храма. В 1988 году Кресто-Воздвиженский собор был передан «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», и тогда же в храме начались ремонтные работы.

Из воспоминаниий Татьяны Никодимовны Храповицкой (в иночестве монахини Таисии, † 2006).

Когда начался ремонт Кресто-Воздвиженского собора, встал вопрос о выборе руководства по восстановительным работам. Прихожане не желали, чтобы ремонтом занимались государственные организации, т. к. слишком долго пришлось бы всем ждать окончания работы. (Софийский собор реставрировали около 20 лет). Власти же заявили: «Пока у вас не будет отреставрирован Кресто-Воздвиженский храм – монастыря не будет!». Поэтому надо было торопиться. Стали нанимать своих верующих людей для ремонта собора. Виктор Михайлович Храповицкий, муж Татьяны Никодимовны, в ее отсутствие оставался за руководителя стройки. Однажды приехала с очередной поездки по монастырским делам Татьяна, а муж ей и заявляет: раствора нет, стройматериалов нет, ничего нет. Стала она в свой уголок с иконами и давай молиться со слезами преподобной Евфросинии. Вскоре она увидела сон, будто кто-то подходит к ней и протягивает какой-то сверток со словами: «Возьми, это тебе от Преподобной». Наутро приходит она в монастырь и видит: привезли и раствор, и кирпичи, и золото для крестов… Люди работали дружно, добросовестно, по две смены, с большим воодушевлением и радостью, также много жертвовали из своих личных средств. Одна раба Божия, по имени Евгения, была калекой с одной ногой — а работала наравне со всеми. Для всех этот труд был праздником, независимо оттого, что много было грязной и неприятной работы: и по расчистке территории и по уборке внутри храма (до этого времени люди, жившие в монастырских корпусах, держали в храме кроликов и свиней). Вся площадь вокруг собора была завалена мусором и грязью, рядом стояли запущенные туалеты. В самом же соборе самым сложным процессом явилось наращивание штукатурки стен на месте выбитой старой. Кроме того, много вывалилось старых кирпичей из общей кладки, и надо было аккуратно и надежно заделать эти пробоины. Не обошлось и без искушений. Однажды рабочие стали снимать леса с алтарной части. И вдруг, из-за их неосторожности, стал рушиться весь верхний ряд лесов. Все балки одновременно с людьми, стоящими на лесах, стали падать вниз. В это время вошла в храм Татьяна Никодимовна и, увидев такую картину, с ужасом подумала: «Боже! Сколько же будет трупов!». Подошла, посмотрела: «пострадавшие» же, как ни в чем не бывало, встали, стряхнулись, и ни у кого не оказалось ни одной царапины. Но, несмотря на все помехи и испытания, ремонт собора был произведен необычайно быстро: за 9 месяцев. И, конечно же, никто не сомневался, что главным руководителем и помощником этого предприятия являлась сама Преподобная.

Первая Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе после долгих лет запустения была совершена 27 сентября 1989 года на праздник Воздвижения Креста Господня. Тогда храм стоял еще в лесах. В 1990 году сняли леса, и в целом ремонт собора был завершен.

В канун праздника в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе совершилась малая вечерня с акафистом Честному Кресту, а затем – торжественное Всенощное бдение с чином воздвижения воссозданного Креста преподобной Евфросинии, которое возглавил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.

В сам день праздника, 27 сентября, в монастыре были отслужены две Божественные Литургии. Позднюю Литургию в Кресто-Воздвиженском соборе возглавил Высокопреосвященнейший Феодосий. Престольный праздник Спасо-Евфросиниевского монастыря завершился крестным ходом с воссозданным Евфросиниевским Крестом вокруг храмов обители.

В конце богослужения Владыка Феодосий произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – ангелов слава и демонов язва (Светилен праздника).

Страданиями Христовыми нам даровано величайшее, непостижимое – непобедимая сила Креста Христова. В начале христианской истории Сам Бог открыл силу Креста Своего. На заре христианства, когда царь Константин воевал со своим противником и думал о том, что же сделать, чтобы одолеть злого, вероломного врага, ему на небе Сам Бог явил Крест Свой, и была внизу надпись “Сим победиши”, то есть этим Крестом ты победишь. Пророчество сбылось. Константин наголову разбил неприятеля, и с тех пор Крест стал великой святыней Византийской империи. Были в истории и другие случаи, когда Царьград, столицу Византии, осаждали многотысячные и злые и очень сильные противники, и тогда в безвыходных положениях народ обращался к Богу, Божией Матери, Кресту Его, и враги, пораженные силой Божией, а не силой военной, бежали. Так было тогда, когда христианство пришло и на нашу землю. Великий князь Владимир (в этом году его юбилей, тысяча лет со дня смерти) обратился ко Христу только чудом Божиим. Перед принятием крещения он ослеп и из купели крещения вышел прозревшим, и сказал великие слова: «Вот теперь я узрел истинного Бога». И с тех пор в истории наших народов восточнославянских, сила Божия непреложно и непреодолимо действовала на протяжении всей нашей истории. Нам сегодня не хватит перечислить тех чудес всенародных (а личных так еще более), благодаря которым Господь избавлял, помогал, сохранял христианские страны и народы. И вот мы достигли наших времен. Сила Божия, Сила Креста действовала непреодолимо и всемогуще. То, что было до нас, можно озаглавить словами апостола Павла: этой силой Божией исцеляли больных, воскрешали мертвых, обращали в бегство полки чужих (см. Евр. 11, 34–35). Это действовало до нашего времени. Что же происходит в наше время, как оценить обстановку нашего времени? Обратимся не к батюшкам и не к епископам – они не политики и не социологи, они церковные деятели. Обратимся мы к известному геополитику, историку нашего времени, который несколько лет назад издал брошюру, которая называется «Накануне бури тысячелетий». И он сказал в своей статье, что прежняя цивилизация гибнет на наших глазах, наступает страшное время смуты, мировой смуты. Это слова геополитика, специалиста. Они были сказаны несколько лет назад, но они на наших глазах сбываются. Что происходит в мире? Пожалуй, таких катаклизмов, войн, терактов, такой нестабильности мир еще не знал. Где же причины всего этого, и где же Крест Христов, который до этого веками хранил христианский мир? Обратимся от этих фактов трагических к морали современного человечества. Весь мир уже обуял до предела, как уже открыто говорят, он стал безумным. Грех всегда был тайной. Он всегда был презираем, гоним, грешили тайком и не на глазах у людей. Добро, справедливость были всегда у власти. Сейчас в некоторых странах мира грехи страшные, смертные вводятся в ранг закона, и тот, кто не исполняет закон преступления, карается. Это уже безумие, которого не знало человечество. Вот поэтому и происходят, очевидно, эти катаклизмы, что человечество обезумело в своих страстях, пороках, в своем богоборчестве. И на фоне всего этого моря беззакония и пороков остается еще только маленькое пристанище на Земном шаре – это православные страны. Россия, Беларусь… Мы еще, слава Богу, живем по законам естественного добра, порядка, законности, какая-то мораль общечеловеческая у нас сохраняется, и мы должны помнить, что дальше отступать нам, братья и сестры, в своей жизни во Христе некуда. Мы должны умножить свою силу в борьбе с грехом, с беззакониями, со слабостями и страстишками человеческими, мы не должны стать обществом потребления, тем обществом, которым уже стало все человечество и которое себя губит. Мы испокон веков жили подвигом крестоношения, подвигом взаимопомощи, подвигом взаимовыручки, подвигом евангельским, когда Господь сказал: Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Это относится к нашему христолюбивому воинству. Наши воины всегда были героями, наши воины всегда полагали душу за братьев и сестер, и друг за друга. Этим стояла и стоит и должна стоять Святая Русь и Беларусь. Вспомним времена не так далекие уже от нас. История – это дело очень объемное, а вот те (события), которые мы видели и знали в нашей жизни. С аэродрома Мачулищи взлетел СУ, сушка, бомбардировщик. Разворот над Минском, и вдруг приборы показывают – самолет горит. Летчик оглянулся: в самом деле, шлейф дыма сзади связывается с командным пунктом, а те говорят: “Катапультируйся, через несколько секунд произойдет взрыв, и ты погибнешь”. А он говорит: «Я над городом, я не могу катапультироваться, я должен отвести от города самолет». И вот уже факел разворачивается над городом, вот уже домишки минули, поле, и только тогда наш летчик позволил себе катапультироваться. И Бог спас его жизнь. Сразу после того, как он покинул самолет, произошел взрыв, но, слава Богу, над пустым полем. Вот это наш брат, которому мы смотрели в глаза, которому мы жали руку. Есть еще другие примеры, такие близкие для нашего времени и наших сердец. Это были послевоенные годы, люди жили по карточкам. И вот мать и дочь получили пайку хлеба и решили оставить ее на следующий день. Вечером приехали гости с села.

Мать говорит дочери:

— Накрывай, дочь, на стол.

— А что, мама? Чай, немножко варенья и последние кусочки хлеба.

— Доченька, накрывай, гостей голодных мы оставить не можем.

— Мама, а что завтра?

— Завтра что Бог пошлет.

И вот они накормили, напоили своих гостей, и наступило завтра, и они голодные сидят целый день. А к вечеру стук в дверь, приехали от сына, героя-партизана. Прислали мешок муки, банку масла, десять килограммов сахара, и семья продолжала жить. Вот это наши матери, наши сестры так поступали. Можно еще привести массу примеров жертвенности, любви и милосердия нашего народа. И вот в эти времена смуты, которая наступает по всей земле, мы должны помнить, что только христианская жизнь, только подвиг крестоношения, только подвиг во Христе нашей жизни может сохранить стабильность, благополучие и дальнейшие жительство на этой земле в наших странах. Иного не дано. Если мы скатимся на уровень потребительства (ты – мне, я – тебе), если мы не будем жертвовать своими силами, своим имуществом, не будем стяжать подвиг жизни, такой характерный для нашего народа, – мы проиграем эту битву со злом. И мы должны об этом хорошо помнить. Мир стоит праведниками, праведниками во Христе Иисусе, которые подражают Христу и в мыслях, и в словах, и в делах, и в своей жизни. Аминь. 

Честное древо Животворящего Креста

2-Подготовка к празднику Воздвижение Креста Господня

4-К чину Воздвижения

3-Подготовка к празднику Воздвижение Креста Господня

5-Лития

6-Вынос Креста

7-Чин  Воздвижения Креста

8-Чин  Воздвижения Креста

9-Каждение храма

10-Чтение Апостола

11-Чтение  Евангелия

12-Великий вход

13-Поклонение Кресту


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 апреля, суббота

Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Праздничное всенощное бдение.

Смотреть все

Православный календарь

7/20 апреля, суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

Смотреть все

Каталог TUT.BY