Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Последние события

Распечатать
30 Окт 2015

30 октября 2015 года исполняется 55 лет со дня кончины игумении Елевферии (Новиковой), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского монастыря в 1944?–1960 годы

Игумения Елевферия (в миру – Евдокия Ивановна Новикова) родилась в Московской губернии в 1883 году в крестьянской семье. Закончила народное училище.

6 октября 1904 года поступила в Вербиловский Покровский монастырь Полоцкой епархии (не сохранился). Через два года в возрасте 22 лет перешла в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Известно, что до революции она несла послушание певчей и работала в чеканной мастерской. 

28 января 1913 года в день памяти преподобного Ефрема Сирина послушница Евдокия была облечена в рясофор с наречением имени Елевферия (от греч. «свободная») в честь мученика Елевферия.

В годы I Мировой войны вместе с сестрами обители она была эвакуирована в Ростов Великий, где находилась примерно до 1921 года.

В период закрытия монастыря с 1925 по 1941 год работала псаломщицей в Спасо-Преображенском храме Полоцка. После оккупации города немецкими войсками в 1941 году разрозненные сестры обители стали стекаться в монастырь, который с этого года стал действовать неофициально. В 1943 году обитель открыли официально, а 23 октября того же года мощи основательницы монастыря преподобной Евфросинии по разрешению немецкого командования торжественно были перенесены из Витебска в Полоцк.

Не известно, в каком году инокиня Елевферия приняла монашеский постриг, сохранив прежнее имя. Предположительно, в 1944 году она стала настоятельницей древней обители вместо игумении Анании.

На долю игумении Елевферии выпали нелегкие труды по восстановлению Спасо-Евфросиниевского монастыря в послевоенное время. Под ее руководством жизнь обители начинает устраиваться, число насельниц увеличивается.

В период с 1941 по 1950 год в монастырь вернулось около 40 сестер, большинство из которых во время закрытия обители проживали в Полоцке и его окрестностях. К этому времени большинство из них имело преклонный возраст от 60 до 80 лет.

Жизнь в обители протекала в тяжелых условиях. Монастырь располагал тремя гектарами земли, находящейся на территории обители, которая обрабатывалась личным трудом сестер. Часть насельниц занималась рукоделием, вышивкой и изготовлением одеял для местного населения. Питание было раздельным, на содержание каждой монахине выдавалась небольшая сумма денег из церковного дохода.

Сестры ютились в старом корпусе, построенном в конце XVII – XVIII века. На территории обители действовала только Спасо-Преображенская церковь. По воскресным и праздничным дням храм посещало от 50 до 100 человек. Ежегодно на праздник преподобной Евфросинии к мощам стекалось от 1500 до 3500 верующих. Советские власти бдительно отслеживали каждый праздник, ведя строгий учет всему, что происходило в эти в монастыре. Так, например, Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Витебской области Сидоров В. Ф. в докладной записке председателю совета по делам РПЦ при совете министров СССР Карпову Г. Г. сообщал:

«5-го июня в городе Полоцке в женском монастыре проводился религиозный праздник святой Ефросинии, на изучение которого выезжал туда сроком на двое суток.

На проведение монастырского праздника из Минской епархии приезжали: епископ – зам. Митрополита – Леонтий, один священник, один диакон, два прислужника возрастом до 20 лет и два мальчика школьного возраста, в обязанность которых входило: ходить за Леонтием и приподнимать снизу ризу. Церковную службу проводил епископ Леонтий при участии своей привезенной из епархии свиты и Витебского благочинного – секретаря Митрополита по Витебской области Наумова. К монастырскому хору были приобщены до 10 человек певчих Витебской церкви и жителей города Полоцка.

В церкви, в порядке подготовки, сделано украшение цветами. Большая икона Евфросинии /на полотне/ подремонтирована масляными красками и находилась 4 и 5 июня на улице около церкви. Игумения позаботилась приобрести значительное количество свечей, маленьких иконок разного размера, разукрашенных цветными красками и в позолоте, приобретено достаточно крестиков и др. церковной утвари, которые охотно покупались верующими.

Церковная служба началась с вечера 4 июня на улице около паперти храма, присутствовало на вечерней службе до 1200–1500 человек. На следующий день 5 июня проводилась утренняя и поздняя обедни. На обедне присутствовало не менее 3500 человек, среди которых были с детьми дошкольного и школьного возраста около 200 человек.

Из всех присутствующих основная масса людей были женщины и больше всего от 45 летнего возраста и выше. Молодежи было процентов десять, а мужчин не более 150 человек и они все пожилые.

Во время проведения обедни многие верующие исповедывались у священников, принимали причастие, подавали записки и совершали другие религиозные обряды. Не менее 100 детей до 5 летнего возраста принимали причастие.

В этот праздник приходит в церковь не только жители г. Полоцка, но и из Полоцкого, Ушачского, Ветринского и др. районов области. Приезжают и из Витебска, Смоленска, Невеля, Ленинграда».

При поддержке Митрополита Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) игумения Елевферия неоднократно ходатайствовала перед вышестоящими органами о разрешении ремонта Кресто-Воздвиженского собора и передаче его монастырю.

В XX веке собор сильно пострадал. После закрытия монастыря, в 1925 году здание «бывшего большого собора» было закреплено за военным ведомством. В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные. В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания. После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря.

Так в начале 1954 года она возбудила ходатайство перед Витебским облисполкомом о произведении ремонта собора с тем, чтобы в будущем в нем проводить богослужения. По указанию облисполкома, здание храма было осмотрено технической комиссией Полоцкого горсовета, которая выявила ряд серьезных дефектов – трещин в стенах, пробоины в куполах от авиабомб и другие и дала заключение, что восстановить его невозможно. Просьба игумении Елевферии прислать комиссию для вторичного осмотра собора осталась неуслышанной. В октябре 1956 года игумения Елевферия вместе с благочинной монахиней Евлампией (Борисовой) ездили с тем же вопросом в Москву к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), который поддержал их просьбу и передал весь материал по собору в Совет по делам РПЦ при Совете министров союза ССР с припиской: «Прошу Совет оказать содействие к предстоящей просьбе игумении». В июне 1958 года был организован сбор подписей верующих людей «о передаче коробки собора монастырю для ремонта», в результате чего было собрано 514 подписей. Однако несмотря на все усилия со стороны церковных властей, монастыря Кресто-Воздвиженский собор так и не был передан обители и продолжал разрушаться на глазах у сестер. Как правило, отказ в ремонте был сформулирован предельно лаконично и безапелляционно: «Монахиням вполне достаточно для молений имеющейся у них церкви».

В конце 1950-х годов ужесточается политика советского государства по отношению к Церкви. В 1958 году в Спасо-Евфросиниевском монастыре было запрещено прописывать новых насельниц.  Игумения Елевферия мужественно сражалась за «жизнь» обители, которая была закрыта только после ее кончины. 

Игумения Елевферия мирно отошла ко Господу 30 октября 1960 года. Отпевание в Спасо-Преображенском храме совершил протоиерей Михаил Чуприс. Похоронена Матушка Елевферия 2 ноября на городском кладбище «Ксаверия». Могила ее сохранилась до настоящего дня.

1-Игумения Елевферия Фото 1950-х годов

4- Иг Елевферия с сестрами Спасо-Евфросиниевского монастыряря и духовник протоиерей Владимир Томашевич с супругой Фото 1947 г. 

3 Спасо-Евфросиниеский монастырь Фото 1950-х гг

2- Игумения Елевферия с сестрами Спасо-Евфросиниевского монастыря  Фото 1950-х гг. 

5-Отпевание игумении Елевферии 1960 г.

6-Панихида по игумении Елевферии 2015 г

7-Панихида по игумениии Елевферии (Новиковой) 2015 г

8-Могила игумении Елевферии (Новиковой) 2015 г

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

22.00 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

8/21 сентября, суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Смотреть все

Каталог TUT.BY