Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Свидетельства истины

Распечатать

Игумения Нина (Боянус)

Мысли и чувства, внушаемые перенесением святых мощей преподобной Евфросинии

О том ... что мы слышали, что видели своими

очами, что рассматривали и что осязали руки

наши, о Слове Жизни возвещаем вам, - ибо жизнь

явилась, и мы видели и свидетельствуем,

и возвещаем вам сию вечную жизнь...

I Ин. 1, 1–2

Величественная картина предстала нашим очам! В торжественном шествии несется гроб, окруженный символами небесного и земного величия с честными останками подобного нам человека, и сотни тысяч народа всякого звания и состояния влекутся таинственной, непонятной силой к тому, что в обычное время составляет предмет отвращения и боязни.

Конечно, не только внешнее благолепие и необычность происходящего события несения святых мощей преподобной Евфросинии из одного древнего города русской земли в другой притягивают к себе народные массы, – они стекаются по внутреннему требованию религиозного чувства, часто необъяснимого, от тяжести переполненного горем сердца и страдания изболевшего тела.

Так и некогда народ в великом множестве шел за Господом Иисусом и теснил Его. И вот, через десятки лет после того, как умолкли беседы Божественного Учителя, когда миновал страшный Голгофский час, от которого сшедшиеся на зрелище возвращались, бия себя в грудь, и Спаситель воскрес и скрылся от видимых глаз на небо, а жизнь народов, только на одно малое мгновение в одном наименьшем государстве мира встрепенувшаяся от странных виденных явлений, обычной широкой волной прибивала и отбивала к торговым и культурным центрам, как будто и не разверзались небеса и не нисходил и не восходил Предвечный Сын Божий, – один из тех, которые следовали за Иисусом, начертал вышеприведенные многозначительные слова. В его душе минувшие события не угасли в движении времен; от них осталась вечно осязаемая живая сила, настолько явственная, что, казалось, он хотел бы передать ее из рук в руки, из уст в уста, из горящего постоянным пламенем сердца в сердца учеников. “О том, что было от начала, - пишет он, - что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши... о Слове Жизни... свидетельствуем, и возвещаем вам...” (I Ин. 1, 1–2).Он видел, и слышал, и осязал, подобно тому, как видели, слышали и осязали тысячи других, но это видение, слышание и осязание было таково, что оно извело из Божественного Учителя силу, пребывая в Которой он слышал глаголы Духа Святого, видел Предвечное Слово, ощущал движение вечной жизни. “Блаженны очи [ваши, святые апостолы,] видящие то, что вы видите!” (Лк. 10, 23). “Многие пророки и цари желали видеть, чтовы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите и не слышали” (Лк. 10, 24).И мы, видящие это торжественное шествие благоуханных останков Преподобной старицы, жившей 747 лет тому назад, слышащие богодохновенные песнопения и осязающие устами это честное нетленное тело, всуе присутствуем на этом светлом и радостном празднестве, если не свидетельствуем с апостолом Иоанном Богословом, что то, что мы видим, слышим и рассматриваем, есть не что иное, как печать Слова Жизни, наполнившего душу, сердце и тело святой праведницы; есть не что иное, как свидетельство истины, пребывающей во веки веков.

Ибо вот Любовь, которая сильнее смерти! Не та есть смерть, которая переводит живой дух в иную форму бытия, а та смерть, которая эгоизмом, ненавистью, завистью, гневом, беспорядком плотских влечений и сребролюбием убивает в человеке признаки его достоинства и изглаждает[1] память его на земле, так что по слову псалмопевца в роде едином (следующем) потребляется имя его(Пс. 108). А здесь Божественное вдохновение, зародившееся в сердце юной отроковицы, едва переступившей порог детства, и заставившее ее совершить в течение долголетней земной жизни ряд подвигов странных для мира, не только победило естественный и общий закон обмена частиц материи, но возвратило этот телесный состав, несмотря на препятствие вековых исторических причин, в то самое место, где святая княжна получила начало своего бытия. И вот святая подвижница, хотя и не в обычных для нашего слуха словах, но в ярких образах своего безмолвного возвращения, окруженная сонмом служителей и тысячами народа, властно и громко свидетельствует о вечности тех принципов, за которые предала свою юность, славу, счастие и богатство.

Вечны святые юношеские порывы, которые, не сообразуясь с обычаями века сего, ищут правды! Они насытились у источника Правды. Вечно истинное просвещение и святое искание Премудрости, ибо Того, в Котором сокрыты все Сокровища премудрости и ведения, не смогли затмить глупость и ложь. Вечна святая сострадательная Любовь ко всему, что болеет и стонет в физических и нравственных муках, ибо вот написана память о ней, утолившей всякую печаль, в сердце народном! Вечна сила подвига и самоотречения, ибо вот носители земной власти и символы земного величия пришли склониться перед ней! Истинно и вечно всеблаженное Богообщение, в Котором и через Которое земной дух соделался причастником Божеского Естества и теперь входит в невидимое, но реальное общение с нами! Эта ли Сила, распинавшая плоть, воскресающая в духе и возносящаяся к престолу Триединого Бога, не свидетельствует о Слове жизни? О, если бы и нам, припадающим к честной гробнице, услышать от нее: “Аз чух силу [Христову] изшедшую из Мене” (Мр. 5, 30). О, если бы и нам проникнуться всем существом этой Силой Христовой, да не жаждем во век!

Но если мы недостойны это слышать или ощутить исцеление от своих недугов, то верой поднимем верхи врат и двери вечные нашего сокровенного внутреннего бытия (Пс. 23) и, как в Светлую Пасхальную ночь, зажжем в нем светильник непреложного упования и несокрушимого верования в конечную победу Истины, Правды и Красоты и в совершенное посрамление лжи, неправды и нечестия. Унесем с собой это знамение в свои дома и на свои ежедневные будничные занятия, чтобы в минуты тоски и одиночества, уныния и ослабления энергии освятить им жизнь свою. Скажем грядущему поколению: “Не ослабевайте, дерзайте и бодрствуйте, борцы и сеятели истины!”

И всем способным и желающим принять от нас слово утешения и назидания,сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая (Втор. 6, 7), во время и не во время(II Тим. 4, 2) будем говорить непрестанно: “О том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом” (I Ин. 1, 3), явившим нам силу Своей вечной Жизни во всечестной Невесте Своей Евфросинии. Аминь.



[1] Изглаживает.

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

18/1 мая, понедельник

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей мч. Акиндина, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

17 / 30 апреля, воскресенье

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY