Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Свидетельства истины

Распечатать

Игумения Нина (Боянус)

Мысли и чувства, внушаемые перенесением святых мощей преподобной Евфросинии

О том ... что мы слышали, что видели своими

очами, что рассматривали и что осязали руки

наши, о Слове Жизни возвещаем вам, - ибо жизнь

явилась, и мы видели и свидетельствуем,

и возвещаем вам сию вечную жизнь...

I Ин. 1, 1–2

Величественная картина предстала нашим очам! В торжественном шествии несется гроб, окруженный символами небесного и земного величия с честными останками подобного нам человека, и сотни тысяч народа всякого звания и состояния влекутся таинственной, непонятной силой к тому, что в обычное время составляет предмет отвращения и боязни.

Конечно, не только внешнее благолепие и необычность происходящего события несения святых мощей преподобной Евфросинии из одного древнего города русской земли в другой притягивают к себе народные массы, – они стекаются по внутреннему требованию религиозного чувства, часто необъяснимого, от тяжести переполненного горем сердца и страдания изболевшего тела.

Так и некогда народ в великом множестве шел за Господом Иисусом и теснил Его. И вот, через десятки лет после того, как умолкли беседы Божественного Учителя, когда миновал страшный Голгофский час, от которого сшедшиеся на зрелище возвращались, бия себя в грудь, и Спаситель воскрес и скрылся от видимых глаз на небо, а жизнь народов, только на одно малое мгновение в одном наименьшем государстве мира встрепенувшаяся от странных виденных явлений, обычной широкой волной прибивала и отбивала к торговым и культурным центрам, как будто и не разверзались небеса и не нисходил и не восходил Предвечный Сын Божий, – один из тех, которые следовали за Иисусом, начертал вышеприведенные многозначительные слова. В его душе минувшие события не угасли в движении времен; от них осталась вечно осязаемая живая сила, настолько явственная, что, казалось, он хотел бы передать ее из рук в руки, из уст в уста, из горящего постоянным пламенем сердца в сердца учеников. “О том, что было от начала, - пишет он, - что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши... о Слове Жизни... свидетельствуем, и возвещаем вам...” (I Ин. 1, 1–2).Он видел, и слышал, и осязал, подобно тому, как видели, слышали и осязали тысячи других, но это видение, слышание и осязание было таково, что оно извело из Божественного Учителя силу, пребывая в Которой он слышал глаголы Духа Святого, видел Предвечное Слово, ощущал движение вечной жизни. “Блаженны очи [ваши, святые апостолы,] видящие то, что вы видите!” (Лк. 10, 23). “Многие пророки и цари желали видеть, чтовы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите и не слышали” (Лк. 10, 24).И мы, видящие это торжественное шествие благоуханных останков Преподобной старицы, жившей 747 лет тому назад, слышащие богодохновенные песнопения и осязающие устами это честное нетленное тело, всуе присутствуем на этом светлом и радостном празднестве, если не свидетельствуем с апостолом Иоанном Богословом, что то, что мы видим, слышим и рассматриваем, есть не что иное, как печать Слова Жизни, наполнившего душу, сердце и тело святой праведницы; есть не что иное, как свидетельство истины, пребывающей во веки веков.

Ибо вот Любовь, которая сильнее смерти! Не та есть смерть, которая переводит живой дух в иную форму бытия, а та смерть, которая эгоизмом, ненавистью, завистью, гневом, беспорядком плотских влечений и сребролюбием убивает в человеке признаки его достоинства и изглаждает[1] память его на земле, так что по слову псалмопевца в роде едином (следующем) потребляется имя его(Пс. 108). А здесь Божественное вдохновение, зародившееся в сердце юной отроковицы, едва переступившей порог детства, и заставившее ее совершить в течение долголетней земной жизни ряд подвигов странных для мира, не только победило естественный и общий закон обмена частиц материи, но возвратило этот телесный состав, несмотря на препятствие вековых исторических причин, в то самое место, где святая княжна получила начало своего бытия. И вот святая подвижница, хотя и не в обычных для нашего слуха словах, но в ярких образах своего безмолвного возвращения, окруженная сонмом служителей и тысячами народа, властно и громко свидетельствует о вечности тех принципов, за которые предала свою юность, славу, счастие и богатство.

Вечны святые юношеские порывы, которые, не сообразуясь с обычаями века сего, ищут правды! Они насытились у источника Правды. Вечно истинное просвещение и святое искание Премудрости, ибо Того, в Котором сокрыты все Сокровища премудрости и ведения, не смогли затмить глупость и ложь. Вечна святая сострадательная Любовь ко всему, что болеет и стонет в физических и нравственных муках, ибо вот написана память о ней, утолившей всякую печаль, в сердце народном! Вечна сила подвига и самоотречения, ибо вот носители земной власти и символы земного величия пришли склониться перед ней! Истинно и вечно всеблаженное Богообщение, в Котором и через Которое земной дух соделался причастником Божеского Естества и теперь входит в невидимое, но реальное общение с нами! Эта ли Сила, распинавшая плоть, воскресающая в духе и возносящаяся к престолу Триединого Бога, не свидетельствует о Слове жизни? О, если бы и нам, припадающим к честной гробнице, услышать от нее: “Аз чух силу [Христову] изшедшую из Мене” (Мр. 5, 30). О, если бы и нам проникнуться всем существом этой Силой Христовой, да не жаждем во век!

Но если мы недостойны это слышать или ощутить исцеление от своих недугов, то верой поднимем верхи врат и двери вечные нашего сокровенного внутреннего бытия (Пс. 23) и, как в Светлую Пасхальную ночь, зажжем в нем светильник непреложного упования и несокрушимого верования в конечную победу Истины, Правды и Красоты и в совершенное посрамление лжи, неправды и нечестия. Унесем с собой это знамение в свои дома и на свои ежедневные будничные занятия, чтобы в минуты тоски и одиночества, уныния и ослабления энергии освятить им жизнь свою. Скажем грядущему поколению: “Не ослабевайте, дерзайте и бодрствуйте, борцы и сеятели истины!”

И всем способным и желающим принять от нас слово утешения и назидания,сидя в доме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая (Втор. 6, 7), во время и не во время(II Тим. 4, 2) будем говорить непрестанно: “О том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом” (I Ин. 1, 3), явившим нам силу Своей вечной Жизни во всечестной Невесте Своей Евфросинии. Аминь.



[1] Изглаживает.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 августа, вторник

Апостола Матфия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 августа, вторник

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).

Смотреть все

Каталог TUT.BY