Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Ходатайства полоцких архиереев о перенесении мощей прп. Евфросинии (1832–1870)

Распечатать

Мысль о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Спасский монастырь впервые была выражена в 1832 году Могилевским епископом Гавриилом (Городковым), в состав епархии которого входил и Полоцк. Преосвященный Гавриил обращался за советом по этому вопросу к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову), однако получил от него уклончивый ответ.

1.Витебск. Открытка начала XX века

Спустя восемь лет Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский) направил в Святейший Синод официальное ходатайство о перенесении нетленных мощей преподобной. Ту же просьбу он повторил в 1844 году в конфиденциальном письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 516).

В свою очередь Святейший Синод сделал запрос на имя Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) о возможности возвращения святыни в Спасский монастырь. Но последний признал ходатайство Высокопреосвященного Василия преждевременным (Титов Ф. И., прот. История перенесения св. мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк // Памяти преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. (К торжественному перенесению св. мощей преподобной Евфросинии из Киево-Печерской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь). Киев, 1910. С. 20).

2.Границы Полоцкой епархии. 1840 год

В 1858 году жители Полоцка обратились уже на имя Императора Александра II с прошением о перенесении мощей преподобной Евфросинии. Просьба православной паствы была передана в Святейший Синод. Указом от 2 декабря того же года Синод потребовал отзыва Киевского митрополита Исидора (Никольского) по этому вопросу. Святейшему Синоду был представлен отрицательный ответ, на основании которого ходатайство полочан было отклонено. Об этом и сообщили преемнику митрополита Исидора – Высокопреосвященному Арсению (Москвину) указом № 3377 от 26 июля 1860 года. Главными мотивами, на основании которых было принято такое решение, стали: преобладание иноверческих элементов – католического, лютеранского и иудейского – в населении Полоцкого края, гражданская незначительность города, его неблагоприятное географическое положение, малочисленность населения Полоцка вообще и православного в особенности.

3.Государь Император Александр II

Несмотря на решительный тон синодального отказа, полочане не оставили своего намерения. Через пять лет они снова возбудили ходатайство о перенесении святых мощей преподобной, причем на этот раз стали искать поддержки у представителей гражданской власти. Жители Полоцка и нескольких волостей Полоцкого уезда обращались к генерал-губернатору Северо-Западного края графу М. Н. Муравьеву с просьбой ходатайствовать перед Государем о возвращении древней Спасской обители ее святыни. Согласовав этот вопрос с архиепископом Василием, генерал-губернатор представил ходатайство полочан на рассмотрение Высшего правительства. Синодальный обер-прокурор граф Д. А. Толстой, которому оно было передано, отнесся к прошению доброжелательно. 16 октября 1865 года он обратился с официальным запросом к Киевскому митрополиту Арсению. Но через месяц от митрополита последовал решительный отказ. Сославшись на прежнее синодальное определение от 26 июля 1860 года и на доклад духовного собора Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященный Арсений просил графа Д. А. Толстого, «вникнув в обстоятельства действия Промысла Божия относительно прославления угодницы Божией, хранения св. мощей ея не где-либо, а именно в Киево-Печерской Успенской Лавре – богоизбранной сокровищнице русской святыни; равно и в положение Северо-Западного края, где еще не вполне окрепло православие, где пламя политических интриг еще не совершенно погасло, где все еще более или менее действует гнет иезуитскаго католицизма, употребить свое мощное ходатайство пред Святейшим Синодом и пред Государем Императором [Александром II] об оставлении св. мощей преп. Евфросинии в Киево-Печерской Лавре – в месте, Самим Богом предопределенном и благочестивым нашим предкам указанном, к общей всех православных радости» (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 517–519).

4.Витебск.Гравюра конца XIX века

В 1866 году на Полоцкую кафедру был назначен епископ Можайский, викарий Московской епархии Савва (Тихомиров). Этот ревностный архипастырь, воодушевленный горячим желанием восстановления православия в Полоцком крае, стал деятельным сторонником перенесения мощей преподобной Евфросинии. Еще перед своим отправлением на кафедру будущего служения Преосвященный Савва беседовал с Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым) по вопросу перенесения святыни и просил его содействия в этом деле. После некоторых возражений митрополит Филарет на сей раз согласился поддержать епископа Савву и поручил начать от его имени переговоры с Петербургским митрополитом Исидором (Никольским). К сожалению, эти переговоры не имели никакого успеха. Более того, митрополит Исидор советовал Преосвященному Савве оставить навсегда мысль о возвращении святых мощей в Полоцк.

5.Витебск. Гравюра конца XIX века 

Однако Полоцкий епископ не последовал этому совету, тем более что и духовенство, и паства епархии побуждали его ходатайствовать о перенесении долгожданной святыни. Перед поездкой Преосвященного Саввы в Москву летом 1867 года полоцкое духовенство просило своего архипастыря возобновить дело о перенесении мощей преподобной Евфросинии, заручившись предварительно поддержкой Московского святителя. По просьбе епископа Саввы митрополит Филарет послал тогда митрополитам Киевскому Арсению и Петербургскому Исидору письма одинакового содержания, где изложил свое мнение по данному вопросу: «С возвращением Православной Российской Церкви отторженных в бедственное время чад ея, так называвшихся униатов, возникла мысль о перенесении почивающих в святой Киево-Печерской Лавре мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, в находящийся близ Полоцка женский монастырь… в котором она подвизалась. Многими изъявлено было желание, чтобы мысль сия приведена была в исполнение, но она не достигла сего доныне. Это, вероятно, потому, что Святейший Синод имеет правилом в подобных случаях ожидать особенных указаний от Провидения Божия. Правило сие весьма достойно приятия. Впрочем, церковный месяцеслов показывает многия перенесения святых мощей, ознаменованныя ежегодным церковным воспоминанием и даже особо составленными церковными службами, совершившияся же только по действию благочестиваго усердия. Близкий пример сего представляют мощи святителя Филиппа, митрополита Московскаго, перенесенныя из Соловецкаго монастыря в Московский Успенский собор. Не видно, чтобы к сему подвигло некое чрезвычайное знамение, а действовало в сем благочестивое усердие Царя и та мысль, что святителю прилично почивать там, где он проходил свое священноначальственное служение. По сему примеру можно признать благословным, чтобы мощи преп. Евфросинии перенесены были из Киева в Полоцк и чтобы почивали в обители, в которой она подвизалась».

6.Преп. Евфросиния Полоцкая

Однако письмо Высокопреосвященного Филарета не вызвало сочувствия у митрополитов Киевского и Петербургского. На пути из Москвы в Витебск 2 сентября 1867 года Преосвященный Савва снова посетил Петербургского митрополита Исидора. Во время беседы о перенесении мощей Полоцкой святой он упомянул о письме митрополита Филарета. И вновь получил отказ. Причины его были следующие: «1) неуверенность в совершении чудес в случае перенесения мощей; 2) если допущено будет перенесение одних мощей, то нельзя будет отказать в перенесении и многих других; 3) граждане Киева… с упорством будут настаивать на оставлении мощей преп. Евфросинии на настоящем их месте».

7.Витебск. Открытка начала XX века

8.Группа учителей и учащихся духовн.

Хотя некоторые члены Святейшего Синода, в том числе и обер-прокурор граф Д. А. Толстой, относились сочувственно к намерению епископа Саввы, однако успех или неуспех дела всецело зависел от решения Киевского митрополита. Между тем последний, получив письмо митрополита Филарета, тотчас же распорядился, чтобы духовный собор Лавры предъявил ему справки по этому вопросу. Когда они были представлены, митрополит Арсений, ознакомившись с ними, дал отрицательный ответ.

Таким образом, переговоры о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк на некоторое время прекратились. Одной из причин этого было следующее событие. В октябре 1870 года Преосвященный Савва обратился с просьбой к Киевскому митрополиту Арсению о том, чтобы «Киево-Печерская Лавра, сохраняющая у себя с древних лет святые мощи преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, уделила от этой святыни хотя некую часть в благословение и духовное ограждение Полоцкой обители, основанной по благоизволению благоверной княжны и украшающейся ея именем».

9.Собор киево-печерских святых

Митрополит Арсений тогда же поручил наместнику Лавры архимандриту Варлааму исполнить желание и просьбу епископа Саввы, что и было вскоре осуществлено (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 520–525).

Здесь и далее все статьи раздела приводятся по изданию: 

Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. 

Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.





Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY