Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Прощание Киева со святыми мощами прп. Евфросинии. 19–22 апреля

Распечатать

1.Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Киев задолго до Святой Пасхи был предупрежден о предстоящей разлуке с преподобной, а потому многие киевляне еще в Великом посту поспешили припасть к раке Полоцкой княжны и попрощаться с ее святыми мощами. Тогда же множество богомольцев и из других городов и сел стекалось в Киево-Печерскую Лавру поклониться игумении Полоцкой. С глубоким умилением и благоговением верующие прикладывались к святыне, многие с грустью помышляли о том, что это, может быть, в последний раз. Особенно трогательным было прощание киевлян с преподобной Евфросинией на Светлой Пасхальной седмице. В те дни, казалось, что религиозная жизнь Киева сосредоточилась исключительно в Лавре, у мощей святой княжны.

Прощальные Торжества начались с вечера 19 апреля. В тот день в Благовещенском храме Дальних пещер, где более семисот лет пребывали мощи преподобной Евфросинии, Преосвященным Иннокентием (Ястребовым), епископом Каневским, было совершено всенощное бдение, а на следующий день – Божественная Литургия. Благовещенский пещерный храм крайне тесен, поэтому на богослужение было допущено самое ограниченное число богомольцев.

2.Вид на Киево-Печерскую Лавру. Литография конца XIX века

В одиннадцать часов дня закончилась Литургия. Епископ Иннокентий благословил начало молебна, во время которого в пещерный храм внесли новую кипарисовую раку. [Речь идет о кипарисовом гробе, изготовленном братией Лавры для перенесения мощей преподобной из Киева в Полоцк.] В нее Преосвященным Иннокентием были переложены мощи святой княжны. Братия Киево-Печерской Лавры, скорбя о лишении святыни, для утешения своего оставила на прежнем месте гробницу с частицей мощей игумении Полоцкой. Эта рака служит постоянным напоминанием о том, что в Дальних пещерах преподобная Евфросиния пребывала более семисот лет (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 3–5).

С глубоким благоговением и со слезами печали на глазах иноки вместе с епископом Иннокентием вынесли святые мощи из Дальних пещер и поставили на некоторое время в нижнем притворе. Хотя монахи уже успели привыкнуть к мысли о лишении святыни, однако в те минуты, когда им самим пришлось принять участие в ее изнесении, чувство скорби проявилось с особой силой.

3.Киево-Печерская Лавра. Литография конца XIX века

В то время как совершалось переложение мощей и их перенесение из пещер в нижний притвор, в верхнем притворе Дальних пещер собирались для участия в крестном ходе священноиноки во главе со священноархимандритом Лавры Флавианом (Городецким), митрополитом Киевским и Галицким. Уже прибыли епископ Полоцкий Серафим (Мещеряков), епископ Чигиринский Павел (Преображенский), епископ Уманский Феодосий (Олтаржевский), епископ Черкасский Назарий (Блинов). Все духовенство в белых облачениях, с зажженными свечами ожидало перенесения святых мощей из нижнего притвора в верхний. Несколько минут прошло в полной тишине. И вдруг послышалось едва уловимое пение, которое постепенно становилось все громче и громче. Наконец ясно можно было различить слова: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас». Это пели лаврские певчие, поднимаясь по лестнице. Сонм священнослужителей устремил свои взоры вниз, так как все горели желанием увидеть святыню. Вот показались полоцкие монахини, за ними – большой образ преподобной, на котором святая была изображена во весь рост с игуменским посохом. Очевидцы этого события так описывали свои впечатления: «При первом взгляде на образ как-то невольно забываешь себя, кажется, будто сама преподобная игумения, восстав из гроба, торжественно восходит по лестнице из Дальних пещер, опираясь на посох. И только когда несколько придешь в себя, начинаешь понимать, что ты видишь икону, а святая Евфросиния, ее мощи, сокрыты в раке, которую несут на своих плечах священнослужители». По установлении святых мощей на приготовленном для этого столе митрополит совершил каждение перед ними и затем благословил начало молебствия. Рака с мощами была изнесена из притвора во двор на руках архипастырей и архимандритов. Увидев преподобную княжну, покидавшую пещеры, народ, в благоговейном молчании терпеливо ожидавший появления святыни, не смог сдержать себя. Громкий вздох вырвался из груди каждого. Все стали осенять себя крестным знамением, повторяя за церковным хором молитву: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас». Рака со святыней вскоре была установлена на особые носилки с балдахином и при пении молебна крестным ходом, проходившим между рядами войск, оркестры которых исполняли гимн «Коль славен», перенесена в Великую Лаврскую церковь.

4. Великая Лаврская церковь и колокольня. Литография 1912 года

Это священное шествие преподобной по внутренним улицам Лавры в сопровождении целого собора иноков было в высшей степени торжественным и умилительным. Трудно в нескольких словах передать все прочувствованное и пережитое тогда. То восторженная радость наполняла душу, то тяжелая скорбь от разлуки со святой княжной стесняла грудь. Хотелось в те минуты плакать и плакать и в слезах излить все, что переживало сердце. Состояние души православного киевлянина при прощании с мощами преподобной Евфросинии очень живо передал в своей проповеди киевский епархиальный миссионер священник Михаил Митроцкий, обратившийся со словом утешения к жителям Киева с амвона Великой Лаврской церкви: «Итак, продолжительный спор двух древних городов из-за чести хранить у себя мощи преподобной Евфросинии закончился. Ныне – последние дни пребывания в Киеве св. мощей Преподобной княжны Полоцкой. Скорбит Лавра, славная сонмом святых, нетленно почивающих в пещерах, совершая прощальное поклонение пред мощами Преподобной. Скорбит и Киев, слава и величие котораго в народе покоится на скрытых во мраке пещерном светильниках мира. Скорбь естественно возникает и у каждаго благочестиваго киевлянина при прощании с Преподобной. Но скорбь эта, по мере проникновения в глубокий смысл перенесения св. мощей преподобной Евфросинии на место прижизненных подвигов ея, сменяется другим чувством, которое, если ее совершенно и не вытесняет, то в значительной степени ослабляет.

5.Бог-цы перед входом в галерею, ведущую в Дальние пещеры Киево-Печ. Лавры

Вспоминается одно обстоятельство из жизни Преподобной. Спустя некоторое время после принятия монашества преподобная Евфросиния с целью достигнуть большаго совершенства духовнаго пожелала, по примеру древних благочестивых дев Иерусалимских, поселиться в придельной комнатке при Полоцкой княжеской великой церкви в честь Св. Софии. Полоцкий епископ, видя святую ея жизнь, благословил благочестивое стремление ея сердца. Как ангел Божий жила Преподобная в этой комнатке при храме, проводя дни и ночи в непрестанной молитве; и, как сияет солнце во вселенной, так сияла жизнь ея пред всеми жителями Полоцкаго края. Казалось, это место, избранное самой Преподобной, было как нельзя более удобным для ея духовных подвигов. Здесь была сосредоточена жизнь всего Полоцкаго удела, здесь всегда было много народа, который рекою устремлялся в великую княжескую церковь и, естественно, в жизни св. княжны мог прочитать для себя много поучительнаго. Но Богу угодно было, избрав преподобную Евфросинию орудием спасения для дев, желавших посвятить себя Ему всецело, переселить ее на более уединенное и глухое место, более сокрытое от взоров людских. Однажды ночью, после усиленной молитвы, преподобная Евфросиния увидела во сне Ангела Божия, который, взяв ее за руку, повел ее за город к уединенному и глухому месту, называвшемуся Сельцем (где был летний дом епископа Полоцкаго с малым деревянным храмом в честь Спаса), и сказал ей: “Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению”. Подобное же видение было и епископу Полоцкому Илии. Ему также явился Ангел Божий и сказал: “Веди рабу Божию Евфросинию к церкви Св. Спаса на Сельце и посели ее при той церкви, чтобы устроила там обитель посвятивших себя Богу дев, которых Он спасет чрез рабу Свою”.

6.Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Фото начала XX века

Это обстоятельство из жизни преподобной Евфросинии невольно приковывает к себе наше внимание ныне, когда мы совершаем прощальныя торжества в честь Преподобной. Казалось, где могло бы быть более удобное место для хранения мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, как не у нас, в Киеве! Здесь Иерусалим земли русской, сюда стекаются богомольцы со всех концов России, отсюда, следовательно, и слава о подвигах и жизни Преподобной может разноситься во все стороны. Но Бог судил иначе. Избрав ее орудием спасения, укрепления в вере и утешения жителей Полоцкой страны, Господь повелевает ей оставить многолюдный и славный Киев с его великой Лаврой и переселиться в скромный монастырь в отдаленном и уединенном Полоцке. “Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению”, – как бы снова слышит сегодня преп. Евфросиния голос, призывающий ее в то же самое место, которое указано ей было некогда Ангелом. Уверенность, что не без благой воли Божией, все устраивающей к общей пользе и спасению, совершается ныне торжество перенесения мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк, заставляет нас безропотно перенести скорбь разлуки с Преподобной. “Не потому ухожу от вас, что хочу оставить вас, – как бы так нам говорит на прощание преп. Евфросиния, – но потому, что хочу спасти близких и родных мне жителей моего удела Полоцкаго. Хочу разделить с народом моим его скорбь, его страдания, его невыносимое положение. Хочу напомнить им о былой их славе и могуществе, об их родстве с великим русским народом, об их исконной принадлежности к православной вере и тем укрепить их в тяжелой борьбе с теми, кто посягает на их веру, язык, обычаи. Вас же, иноков и киевлян, крепких духом и верою, я поручаю руководству святых, которые здесь остаются. Прости, Лавра святая! Прости, собор святых, нетленно почивающих в пещерах! Прости, сонм иноков смиренных, благоговейных стражей гроба моего! Прости, Киев, колыбель св. Православия! Простите, тьмы богомольцев усердных, рекою устремляющихся в обитель святую!”

7.Гробница с мощ. преп. Евфросинии в Дальних пещерах. Гравюра XIX века

Более 700 лет прошло с тех пор, как преп. Евфросиния оставила свой Полоцкий удел. Много перемен произошло на Руси святой. Непрерывныя бедствия народныя наложили свой отпечаток на лицо Западной Руси. Поблекла слава древняго удела Полоцкаго. Волна латино-польскаго влияния сокрушила не одну твердыню православной веры. Даже тот монастырь, который основала и в котором жила и подвизалась Преподобная, оказался в руках врагов православия и русскаго народа и превращен был в латинский костел. Было время, когда казалось, что край Полоцкий навсегда потерян для Православной Церкви. Однако ни гонения и преследования, ни другия страшныя бедствия не могли убить в корне у жителей Полоцкаго края любви к православной вере и сознания их единства с великим русским народом. Получив возможность с присоединением к России открыто возстановить у себя православную веру, жители Полоцкаго края, хотя и не усмотрели в своих рядах многих русских родов, однако нисколько не пали духом. Они ревностно выступили на защиту св. веры и поныне доблестно ее защищают, глубоко веря, что наступит, наконец, то время, когда, согласно обещанию, вернется к ним их Преподобная княжна и принесет с собою подкрепление и утешение. Ныне уже достигла Полоцка весть, что к ним идет их Преподобная княжна. С необыкновенною радостью, с необыкновенным подъемом религиознаго чувства жители Полоцкаго края готовят ей встречу. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих (Ис. 49, 13), – так готовы восклицать они вместе с пророком Исаиею, усматривая в возвращении в Полоцк преп. Евфросинии зарю новой лучшей жизни.

8.Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Фото начала XX в.

Не можем отнестись безучастно к этой радости и мы, киевляне. Перенесение мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк не есть лишь торжество для Полоцкаго края: оно есть торжество и для всей Западной Руси. Долг христианской братской любви и то великое значение, какое всегда имел Киев в жизни Западно-Русскаго края, побуждают нас объединиться с Северо-Западом в одном общем чувстве духовнаго ликования. Глубокое единение Северо-Запада России с Юго-Западом, являясь отличительным признаком многовековой истории нашего края, было вместе с тем и могучим оплотом против всех вражеских натисков. Нынешнее торжественное шествие преп. Евфросинии из Киева в дальний Полоцк, укрепляя еще более это духовное единение, является вместе с тем залогом, что оно и впредь будет крепнуть. Не будем своею скорбью о лишении святыни омрачать общаго торжества! Пусть волна народнаго благочестия и национальнаго самосознания, поднявшись от высот киевских, достигнет пределов Полоцких и в своем стремительном течении сокрушит все то, что создала рука вражеская на погибель Церкви православной и народа русскаго!

9.Государь Император Николай II с семьей.Фото 1913 г.

Гряди, Преподобная, во свой удел Полоцкий! Поведай жителям этой страны о их вековой принадлежности к Церкви православной и русскому народу. Возврати своей стране былую славу, Церкви – мощь и силу, народу – мир и тишину. Вразуми заблудших, обрати отпавших, утверди колеблющихся и укрепи ослабевших. За всех же непрестанно молись своему Жениху Небесному – Господу нашему Иисусу Христу. Не забывай в молитвах и сынов древлепрестольнаго Киева, с любовию ныне целующих твои святыя мощи».

10.Перен. мощей прп. Евфр. из Дальних пещер в Великую церковь Киево-Печ. Лавры

Почти двое суток пребывали честные мощи преподобной Евфросинии в Великой церкви Киево-Печерской Лавры, и в течение всего этого времени, днем и ночью, исключая лишь часы богослужений, киевляне и паломники в великом множестве прикладывались к святыне (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 5–14).

20–21 апреля всенощное бдение и Божественную Литургию в Великой церкви совершали Преосвященные Серафим, епископ Полоцкий, и Иннокентий, епископ Каневский, в сослужении великого собора духовенства вместе с прибывшими из Полоцкой епархии архимандритом Маркова монастыря Пантелеимоном (Рожновским), витебским кафедральным протоиереем Алексием Матюшенским, председателем Полоцкого Евфросиниевского Братства протоиереем Михаилом Дубровским, священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным, священником Витебской Воскресенской на Заручевьи церкви Павлом Гальковским. По монастырскому уставу участие в богослужении белого духовенства не допускалось. Но на этот раз для священников Полоцкой епархии было сделано исключение, ввиду особой для них важности события (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 7).

11.Киево-Печерская Лавра. Литография конца XIX века

По окончании Божественной Литургии 21 апреля отслужили молебен. На богослужениях в этот день присутствовал Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович. Прислав на Торжества своего представителя, Государь Император Николай II доставил киевлянам великое утешение, и они, движимые чувством глубокой благодарности, особенно усердно просили в эти дни преподобную княжну, чтобы она укрепила и утешила верховного защитника и покровителя Церкви. Высокопреосвященный Флавиан на молитвенную память об этих великих днях в жизни России благословил Государя Императора иконой преподобной Евфросинии. Несколько дней спустя от Великого Князя Константина Константиновича, через которого икона была вручена Царю, митрополит получил следующую телеграмму: «Его Величество повелел мне очень поблагодарить Вас, Владыко, за Ваше благословение – икону Преподобной княжны Евфросинии Полоцкой, сегодня мною представленную Государю Императору. Константин».

12.Паломники в Киево-Печерской Лавре. Литография конца XIX века

В шесть часов вечера в Великой Лаврской церкви началось праздничное всенощное бдение. Литию совершал митрополит Флавиан с собором архимандритов и иеромонахов. На полиелей выходили все прибывшие на Торжество архиереи: епископ Полоцкий Серафим, епископ Чигиринский Павел, епископ Уманский Феодосий, епископ Каневский Иннокентий, епископ Черкасский Назарий. Во время пения Пасхального канона митрополит Флавиан и все принимавшие участие в богослужении епископы помазывали молящихся освященным елеем (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 14–15).

13. Киев. Александровский спуск. Фото начала XX века

Всенощное бдение продолжалось до десяти часов вечера. На нем присутствовали киевский генерал-губернатор Ф. Ф. Трепов, высшие чины военного и гражданского ведомств, представители Витебского и Полоцкого Братств. Последние в этот день перед началом богослужения вместе с духовенством Полоцкой епархии, игуменией Спасо-Евфросиниевского монастыря Иларионой, а также начальницей женского Евфросиниевского училища монахиней Ниной (Боянус) были представлены епископом Серафимом Высокопреосвященному Флавиану в митрополичьих покоях. В течение всенощного бдения и после него происходило непрерывное поклонение святым мощам, затянувшееся до поздней ночи (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 7–8).

14.Киев. Флоровский женский монастырь. Фото начала XX века

22 апреля Божественную Литургию в Великой церкви совершал митрополит Флавиан в сослужении епископов Серафима и Феодосия. На Литургии присутствовали Великий Князь Константин Константинович, все высшие представители военной и гражданской администрации, множество молящихся. Во время запричастна протоиереем Феодором Титовым была произнесена проповедь (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 15–16): «…Возрадуемся и возвеселимся все мы в нынешнюю минуту ради Полоцка, русских православных жителей его и всего того края. Это наш русский, близкий, дорогой и родной нам по крови и по вере край. Долго, очень долго он томился в иноземном и иноверном пленении. Изстрадалось русское сердце людей того края, не утративших под гнетом вековых испытаний любви к святому Православию и ко всему родному русскому. Они жаждут утешения, ободрения и укрепления. И вот Господь посылает им Свою великую милость, как награду за их терпение во время многовековых страданий и за верность их православию. К ним грядет ныне своим нетленным телом та, которая является живою свидетельницею того, что Полоцкий край есть край древлерусский и православный. Возрадуемся вместе с ними и мы и от полноты любящаго братскаго русскаго сердца воскликнем: “Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!”

15.Киев. Братский монастырь и духовная академия. Фото начала XX века

Гряди же, святая преподобная мати игумения и княжна Евфросиние, в свой путь, уготованный тебе Промыслом Божиим! Гряди, преподобная мати, на радость и утешение русских православных людей всего нашего края! Любящим сердцем своим мы будем благоговейно сопровождать тебя в твоем победном шествии. Сей путь, по мысли и вере нашей, есть продолжение твоего шествия из далекой Палестины в твой родной край. Наш град и сия святая обитель по устроению Промысла Божия послужили местом только для временнаго упокоения здесь твоего честнаго тела. Оставляя ныне нас видимо – нетленным своим телом, не оставь нас, преподобная мати Евфросиние, своим молитвенным покровом. Своим мощным предстательством и ходатайством пред престолом Божиим сохрани и помилуй нашего Благочестивейшаго Царя, яко перваго сына св. Православной Русской Церкви, всю русскую землю, град наш и сию святую обитель и спаси нас. Аминь!» (Титов Ф. И., прот. Слово в Четверток Пасхальной седмицы и в день изнесения мощей преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. С. 199–200).

16.Киев. Покровский женский монастырь. Фото начала XX века

В этот день с десяти часов утра по обеим сторонам пути от Лавры до пристани, у которой стоял пароход, приготовленный для следования с мощами по Днепру, расположились войска киевского гарнизона.

Около полудня закончилась Литургия, и тотчас же начался молебен, во время которого рака со святыней на руках епископов, архимандритов и прочего духовенства была изнесена из Великой церкви и обнесена вокруг нее. Величественная процессия вышла из святых врат Лавры в двенадцать часов дня. Раку со святыми мощами поставили на носилки, которые подняли на свои плечи священнослужители. Затем торжественное шествие направилось к пристани.

17.Киев. Вид на Подол. Фото начала XX века

Участники крестного хода выстроились в следующем порядке: 1) в начале шел диакон Владимирского собора; 2) послушник с фонарем; 3) лаврский иеродиакон с запрестольным крестом; 4) по два в ряд следовали псаломщики с хоругвями, облаченные в стихари; 5) патриотические организации Киева несли знамена; 6) по четыре в ряд шли псаломщики и монастырские клирошане; 7) по четыре в ряд следовали братчики Киевского Владимирского Братства с иконой святого князя Владимира, принесенной в дар Полоцкому монастырю (накануне Братством была издана брошюра «Памяти преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой: К торжественному перенесению св. мощей преподобной Евфросинии из Киево-Печерской Лавры в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь»); 8) за братчиками послушники Лавры несли хоругви; 9) по четыре в ряд следовали монахини Киево-Покровского, Флоровского и других монастырей с иконами Божией Матери «Казанская» и Покрова, предназначенными в дар Спасо-Евфросиниевской обители; 10) шли хоры певчих; 11) за ними по два в ряд – священнослужители: диаконы, иеродиаконы, протоиереи, иеромонахи и архимандриты. Они держали иконы святых Архистратига Михаила, великомученицы Варвары и Киево-Печерских преподобных, список чудотворного образа Успения Божией Матери, напрестольный крест и Евангелие. Архимандриты несли на плечах раку с мощами преподобной Евфросинии, осеняемую по углам четырьмя рипидами и окруженную иеродиаконами со свечами и кадильницами.

18.Киев. Набережная Днепра. Фото начала XX века

19.Киев. Казенная пристань. Фото начала XX века

За святыми мощами следовали: епископ Черкасский Назарий, епископ Каневский Иннокентий, епископ Уманский Феодосий, епископ Чигиринский Павел и епископ Полоцкий Серафим, а за ними – иподиаконы, а также митрополичьи крестоносец и свещеносец. Процессию возглавлял Высокопреосвященный Флавиан. За ним шли лаврский архидиакон и протодиакон Софийского собора М. Быстров, а рядом – митрополичий жезлоносец и иеродиакон со святой водой и кропилом. Далее следовал Великий Князь Константин Константинович, за ним шли представители правительственных, общественных и сословных учреждений. Крестный ход замыкали роты Владимирского кадетского корпуса и Киевского военного училища, за которыми следовало множество народа.

20.Киев.Пароход Головачев у казенной пристани. Фото начала XX века

Торжественно шествовала преподобная Евфросиния по Киеву, слыша умилительное церковное пение и принимая знаки благоговейного почитания от христолюбивого воинства.

Первая остановка крестного хода была сделана у Никольского монастыря, где отслужили молебен. Следующие остановки шествия совершались в Липках у приходской Александро-Невской церкви, у часовни Никольского монастыря на Царской площади и у Подольской Христо-Рождественской церкви.

Для того чтобы созерцать крестный ход, на всех киевских высотах, окружавших Царскую площадь, собралось бесчисленное множество народа (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 16–19).

21.Команда парохода Головачев на палубе. Фото начала XX века

Это было поистине необыкновенное зрелище. Склоны гор, балконы, кровли домов, сады – одним словом, все, где можно было поместиться, занимала пестрая народная волна… Какая смесь! Какое поразительное разнообразие! Здесь – весь великий народ, соединенный у мощей преподобной в одно целое… Все улицы Киева, даже окраинные, волновались, как море в бурю. Мчались сотни экипажей, тянулись бесконечные ряды войск, шли тысячи простого люда…

Великая княжна Полоцкая в последний раз проходила улицами древнего Киева… По скату Подола величественная процессия спустилась вниз… Днепр был ровным и тихим, точно унявшим свой горделивый бег перед священной минутой…

22.Внешний вид рубки парохода Головачев.Фото начала XX века

Украшенная пристань приняла торжественный вид. Казенный пароход «Головачев» стоял в полной готовности к отплытию, весь в флагах, зелени и цветах. В носовой части этого судна была сооружена часовня с большими зеркальными окнами. С двух сторон ее находились золотые хоругви. В кормовой части «Головачева» поставили балдахин, который из-за тесноты часовни не мог быть туда внесен. Чуть дальше стоял пароход «Александровск», за ним, саженях в тридцати [ок. 64 м], – «Киев»: они оба должны были сопровождать пароход со святыми мощами (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 8).

23.Внутренний вид рубки парохода Головачев.Фото начала XX века

Народ занял всю набережную Днепра около пристани, где стоял «Головачев». Пароход выглядел необыкновенно. На мачте установили крест из электрических лампочек. Вся наружная верхняя часть парохода была обвита гирляндами из живых цветов. «Головачев» украшался трудами и любовью многочисленных богомольцев. Каждый из них старался вплести хоть одну веточку в гирлянду, чтобы чем-нибудь послужить святой… (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 19).

24.Капитан парохода Головачев на капитанском мостике.Фото начала XX века

Торжественная процессия прибыла на пристань в половине второго часа дня. Главные приготовления для встречи и перенесения святых мощей на пароход были давно уже завершены. Раку вскоре установили на борту «Головачева», где ее приняли духовные лица Полоцкой епархии во главе с архимандритом Пантелеимоном; там же находилась и игумения Илариона с двенадцатью монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 9).

25.Киев.Закат на Днепре. Фото начала XX века

На пароход прежде всего были внесены иконы, пожертвованные киевскими Братством и монастырями, затем – крышка от раки, балдахин и стол-носилки. Рака со святыней была внесена на пароход на руках архимандритов и священников, следом взошли на палубу Высокопреосвященный Флавиан и все епископы, участвовавшие в Торжестве, а также Великий Князь Константин Константинович, начальник края, командующий войсками округа, исполняющий должность киевского губернатора и другие высшие представители власти. Остальные участники процессии, как лица духовные, так и мирские, остались на площади перед пристанью. По установлении святых мощей на пароходе был совершен молебен, и после прощального поклонения святыне митрополит, епископы, Великий Князь и все бывшие на борту высокие сановники сошли на пристань. На «Головачеве» остались лишь лица, назначенные сопровождать святые мощи преподобной до Полоцка: благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеимон, представитель Киевского Владимирского Братства священник Михаил Митроцкий, священник Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николай Черепнин, иеродиакон Витебского Маркова монастыря Иоанн, несколько инокинь Спасо-Евфросиниевской обители, а также специально командированные представители гражданской власти. С пристани митрополит еще раз благословил сопровождавших преподобную в ее торжественном шествии и команду «Головачева» (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 19–20). Виднелись грустные лица братии Киево-Печерской Лавры. Больно и тягостно было им разлучаться с преподобной Евфросинией, почивавшей у них более семи веков!..

26.Вид на Киев с Днепра.Фото начала XX века

После прощания раздалась команда инспектора судоходства, и пароход «Головачев» с драгоценной святыней стал медленно удаляться от берега. Несколькими минутами раньше отплыл «Александровск», указывая путь (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 8–9). Глубокое умиление наполнило сердца киевлян. Богомольцы не могли сдержать слез. Многие простирали руки к пароходу, молясь преподобной (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 21).

27.Киево-Печерская Лавра. Фото начала XX века

28.Перенесение мощей прп. Евфр. из Дальних пещер в Великую церковь Киево-Печер. Лавры

Духовенство, стоявшее на берегу во главе с митрополитом Флавианом, осеняло крестами отъезжавших и молящихся. Хор пел тропарь преподобной. Военные оркестры исполняли гимн «Коль славен». Церковные колокола гудели. А «Головачев» все дальше и дальше уходил от берега и, наконец, оказавшись на середине Днепра, словно белый лебедь, взмахивая крыльями, постепенно стал удаляться из вида… Яркие солнечные лучи ослепительным блеском переливались и играли на хоругвях у часовни, где уже началось молебствие, которое при пении монахинь совершал архимандрит Пантелеимон соборно с бывшими там священниками. На этом богослужении присутствовали член Совета Министра тайный советник П. М. Кошкин, исполняющий должность киевского губернатора действительный статский советник А. Ф. Гирс, начальник Киевского округа путей сообщения Л. В. Юргевич, чиновник особых поручений действительный статский советник Н. Н. Михайлов, полковник А. Д. Ковалинский и инспектор судоходства А. А. Васильев.


29.Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Фото 2003 года

30.Гробница с частицей мощей преп.й Евфросинии Полоцкой. Фото 2003 года

Пароходы удалялись от города медленно, давая возможность жителям еще и еще раз взглянуть на покидавшую их навсегда святыню, а монашествующей братии пролить последнюю слезу и сказать последнее «прости»… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 9).

Прошло полчаса. «Головачев» ушел далеко, а киевляне все также неподвижно стояли на берегу, и глаза их по-прежнему были устремлены на пароход, который увозил от них преподобную Евфросинию.

Киев постепенно начинал скрываться из вида. Лишь только Лавра блеском своих куполов на солнце как бы прощалась с преподобной…

Так древнепрестольный Киев расстался со святыми мощами Полоцкой княжны, сотни лет пребывавшими в пещерах Киево-Печерской Лавры.

31.Икона ПокроваБожией Матери, сопровождавшая в 1910 году мощи прп. Евфр. из Киева в

32.Вход в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Фото 2003 года

Подавляя в себе чувство глубокой скорби от разлуки с преподобной, в сознании величия переживаемого момента киевляне пожелали присоединиться к ликованию Полоцкого края, которого достигла весть, что к нему грядет его святая княжна Евфросиния, и через городского голову приветствовали Полоцк следующей телеграммой: «Древний город Киев, бывший более 700 лет хранителем святыни, ныне объединился со всею Северо-Западною Русью в высоком чувстве духовнаго ликования о знаменательном торжестве перенесения св. мощей преподобной Евфросинии, Промыслом Божиим направленных в Полоцкий удел, дабы многих привести ко спасению. Да процветет же под покровом святыни древний православный Полоцк, и да возродится вновь бывшая славная Русская Полоцкая земля».

33.Киево-Печерская Лавра. Фото 2003 года

34.Святые врата Киево-Печерской Лавры. Фото 2003 года

В ответ на это полоцкий городской голова также прислал телеграмму: «Мать городов русских – Киев. В знаменательный день отправления на родину покровительницы земли Полоцкой, св. княжны Евфросинии, Полоцк, в лице городской думы, приносит тебе глубокую сыновнюю благодарность за сохранение святыни его в века тяжелаго для него испытания и молит Бога, да укрепит Он тебя на безконечные века, как источник духа, нравственнаго света, каковым был ты доныне. Молитва эта всей земли Полоцкой будет переходить заветом из рода в род, из века в век за твое величие и процветание, колыбель православия, Киев» (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 21–22).

35.Успенский собор Киево-Печерской Лавры. На переднем плане - фрагмент древней кладки соб.

36.Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Фото 2003 года

37.Иконостас храма Благовещ. Пресвятой Богородицы в Дальн. пещерах Киево-Печерской Лавр.

38.Интерьер храма преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавр.


Здесь и далее все статьи раздела приводятся по изданию: 

Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. 

Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

10/23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей мч. Ореста врача, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

10 / 23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (842). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY