Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Возобновление ходатайств о перенесении мощей прп. Евфросинии (1872–1910)

Распечатать

Преосвященный Савва горячо благодарил Киевского митрополита Арсения за дарование Спасской обители частицы нетленных мощей преподобной Евфросинии. В Киеве полагали, что теперь полочане удовлетворятся и не будут более возобновлять ходатайства о перенесении святых мощей. Но иное настроение было в самом Полоцке. В сентябре 1871 года епископ Савва писал А. Н. Муравьеву [родной брат графа М. Н. Муравьева]: «Пусть бы мне обещали отпустить мощи преп. Евфросинии, я готов бы пешком придти в Киев» (Русский паломник. 1910. № 19. С. 300).

Так, полочане не теряли надежду иметь у себя целиком мощи преподобной. Желали этого не только жители Полоцка, но и почитатели угодницы Божией из других мест. Одним из сторонников перенесения мощей преподобной в Полоцк являлся московский старожил тайный советник С. А. Маслов. В своей статье, опубликованной в газете «Современные Известия» 10 января 1872 года, он писал: «Какая же будет радость для полочан и всего Полоцко-Витебскаго края, когда передастся им из Киева и все наследство св. Евфросинии для ея Спасо-Евфросиниевскаго монастыря? В Киеве много нетленных мощей и святых подвижников, а мощи Полоцкой княжны по праву принадлежат полочанам. Пожелаем, чтобы это исполнилось по-христиански: в мире и любви».

1.Прп. Евф.Полоцкая.Икона кон.XVIII в.Софийский собор в Полоцке.Фото 1910г.

В январе того же года С. А. Маслов писал на эту же тему всем членам Святейшего Синода и обер-прокурору (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 527, 528, 530). Сторонника мысли перенесения святых мощей он нашел в лице Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова-Попова). Последний в беседе с С. А. Масловым на Пасху 1872 года выразил такое мнение: «Надобно, чтобы инициатива этого вопроса была от Полоцкаго епископа Саввы». Эти слова митрополит Иннокентий подтвердил Преосвященному Савве в письме от 13 мая того же года (Матюшенский А., прот. Попытки к перенесению мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. (Церковно-историческая справка) // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 17. С. 281).

2.Государь Император Александр III

С. А. Маслов также письменно побуждал епископа Савву поднять вопрос о возвращении Полоцкой святыни. Но Преосвященный Савва не решался начинать дело, зная настроенность Киевского митрополита Арсения (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 530).

Между тем в сентябре 1872 года, во время своей поездки по Северо-Западному краю, обер-прокурор Святейшего Синода Д. А. Толстой посетил Спасо-Евфросиниевский монастырь. Он дал обещание епископу Савве доложить Государю Императору Александру II о давнем желании полочан иметь у себя мощи преподобной Евфросинии. Обещание было исполнено. Ознакомившись с вопросом, Его Величество благосклонно отнесся к ходатайству обер-прокурора, о чем последний тотчас написал Преосвященному Савве следующее: «Пишу к Вашему Преосвященству из Царскаго, только что вышедши из кабинета Государя Императора, чтобы уведомить вас, что Его Величество повелели Св. Синоду обсудить и представить Себе доклад: не было ли бы благовременно и полезно, если бы мощи преп. Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, причем предварительно потребовать заключения Митрополита Киевскаго и Ваше. Поспешите же, Преосвященнейший Владыко, согласиться с Митрополитом Арсением. Я же, со своей стороны, думаю доказать уже делом все мое сочувствие к Вашему благому для церкви желанию».

3.Полоцк. Открытка начала XX века

Получив столь радостную весть, Преосвященный Савва выразил в письме к обер-прокурору Святейшего Синода искреннюю благодарность. К митрополиту же Киевскому он обратился с просьбой, умоляя его и боголюбивую братию Киево-Печерской Лавры именем Божиим и преподобной Евфросинии не препятствовать совершению святого дела, на которое столь милостиво благоволил воззреть Благочестивейший Государь. Тогда же епископ Савва представил Святейшему Синоду подробный доклад, в котором была обоснована своевременность перенесения мощей Полоцкой святой и изложена история ходатайств на основании имевшихся документов (Матюшенский А., прот. Попытки к перенесению мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. (Церковно-историческая справка) // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 17. С. 282–283).

4.Виды Спасо-Евфросиниевского монаст.

Как и прежде решительно настроенный против перенесения мощей преподобной Евфросинии Киевский митрополит Арсений не внял просьбе епископа Саввы. 12 декабря 1872 года Высокопреосвященный Арсений потребовал от духовного лаврского собора справок и заключения. Получив их, 27 марта 1873 года митрополит представил Святейшему Синоду отрицательный ответ по данному вопросу, критикуя те соображения, которые высказал Преосвященный Савва в своем докладе. Из-за неблагоприятного отзыва Киевского первосвятителя последовал отказ Святейшего Синода. Поэтому на докладе Полоцкого архипастыря, который был подготовлен в Святейшем Синоде, Д. А. Толстой, не предвидя, вероятно, никакого успеха, написал резолюцию: «Отложить».

И дело, действительно, было отложено до 1882 года. Потребовалась перемена синодального обер-прокурора, а также и Киевского митрополита для того, чтобы вопрос о перенесении святых мощей снова был вынесен на рассмотрение.

В апреле 1880 года в должности обер-прокурора Святейшего Синода Д. А. Толстого сменил К. П. Победоносцев, а в феврале 1882 года на Киевскую кафедру был определен Высокопреосвященный Платон (Городецкий) (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 532–534).

5.Спасо-Евфросиниевский монастырь. Г.

Во время царствования Императора Александра III в 1882 году наконец был заслушан доклад архиепископа Саввы. Святейший Синод потребовал отзыва на него митрополита Платона. Но ответ на этот запрос последовал только в марте 1889 года. Свой отказ Киевский митрополит мотивировал многими причинами. Он считал, что мощи преподобной Евфросинии Полоцкой составляют неотъемлемую часть Киево-Печерской Лавры, Богом избранного места хранения русских православных святынь. Также, по его мнению, перенесение мощей великой угодницы Божией было бы наиболее своевременным и способствовало бы укреплению православия на Полотчине в период воссоединения униатов с Православной Церковью. «…Соображая все вышесказанное, – заключал свой отзыв м<итрополит> Платон, – я признаю за лучшее прекратить дело о перенесении мощей преподобной княжны Полоцкой Евфросинии из Киева в Полоцк и впредь не возбуждать онаго (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 537–539).

В 1889 году на Полоцкой кафедре епископа Маркелла (Попеля) сменил епископ Антонин (Державин). Спустя три года на одном из собраний Полоцкого Братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии было решено через Преосвященного Антонина возбудить новое ходатайство в Святейший Синод. Это ходатайство, а также прошение с подписями нескольких тысяч православных жителей епархии было представлено Братством епископу Антонину. В прошении весьма подробно и обстоятельно на основании жития преподобной Евфросинии, истории Полоцкой земли, древней и новейшей, а также церковной практики относительно перенесения мощей святых угодников из одного места в другое была обоснована просьба полочан иметь у себя родную и дорогую святыню. В ноябре 1892 года Преосвященный Антонин представил ходатайство жителей Полотчины на обсуждение общего собрания Витебского епархиального Свято-Владимирского Братства, которое полностью его одобрило (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 534–535).

Таким образом, заручившись поддержкой всей епархии, епископ Антонин вновь обратился в Святейший Синод с ходатайством о перенесении мощей преподобной Евфросинии (Матюшенский А., прот. Попытки к перенесению мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. (Церковно-историческая справка) // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 19. С. 309).

23 декабря 1893 года последовало определение Святейшего Синода: «Обсудив обстоятельства настоящаго дела и признавая перенесение мощей преподобной княжны Полоцкой Евфросинии из Киева в Полоцк неудобным, по изъясненным в рапортах покойных Преосвященных Киевских Арсения и Платона основаниям, Святейший Синод определяет: отклонив ходатайство о сем граждан города Полоцка, настоящее дело производством прекратить, о чем и уведомить Преосвященнаго Полоцкаго указом, а в Канцелярию обер-прокурора Святейшаго Синода передать выписку из сего определения» (Выписка из определения Святейшаго Синода от 10 / 23 декабря 1893 года за № 3684 // РГИА, ф. 797, оп. 64, д. 9, л. 4–4 об).

Несмотря на это, православные полочане не переставали верить и надеяться, что небесная покровительница Белорусского края снова возвратится в свою обитель. Как только представился удобный случай, полоцкие церковные и гражданские деятели вновь подняли вопрос о перенесении мощей. Прежде чем испрашивать благословения Святейшего Синода, согласия Киевского архипастыря и духовного собора Киево-Печерской Лавры, теперь решили прибегнуть к поддержке Всероссийского миссионерского съезда (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 540).

Этот съезд проходил в Киеве летом 1908 года. На нем присутствовало тридцать архиереев и более четырехсот представителей духовенства и христолюбивых мирян. Съезд признал весьма важным для укрепления православия в Северо-Западном крае совершить перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Это мнение имело первостепенное значение для возобновления ходатайства о перенесении полоцкой святыни. Таким образом, не только устранялись те причины, на которые указывал митрополит Платон (Городецкий), мотивируя ими свой отказ, но, напротив, перенесение святых мощей признавалось наиболее действенным средством для борьбы с иноверием на Полотчине.

6.Вид на город Полоцк. Гравюра конца

Противокатолическую комиссию съезда возглавлял Преосвященный Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский. Секретарь этой комиссии В. И. Яцкевич, а также витебский протоиерей Алексий Матюшенский подготовили доклады по вышеозначенному вопросу. На общем собрании съезда 21 июля 1908 года была принята резолюция: «Ходатайствовать о разрешении перенести из Киево-Печерскаго монастыря в Полотск мощи преп. Евфросинии». Протоиерей Алексий Матюшенский и директор канцелярии обер-прокурора В. И. Яцкевич настояли на необходимости рассмотреть этот вопрос в Святейшем Синоде, в чем их поддержали все присутствовавшие архипастыри и пастыри (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 3).

В апреле 1909 года в соответствии с постановлением Киевского миссионерского съезда духовенство Полоцкой епархии, члены Полоцкого Церковного Братства, тысячи христолюбивых мирян во главе со своим архипастырем Преосвященным Серафимом (Мещеряковым) обратились снова с мольбой в Святейший Синод о возвращении Полоцку его родной святыни. Это усердное моление полочан за всю многолетнюю историю ходатайств было выражено уже в седьмой раз.

В своем весьма содержательном прошении в Святейший Синод от 22 апреля 1909 года Преосвященный Серафим, епископ Полоцкий и Витебский, писал: «Столь многократныя заявления и усиленныя ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк – что иное суть, как не выражение общаго глубокаго и неизменнаго убеждения в существенной потребности для православнаго населения г. Полоцка и его окрестностей иметь у себя хотя бы единственную, древнюю и родственную ему по плоти и духу святыню… Для перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк имеются вполне справедливыя и достаточныя основания. Преподобная Евфросиния, Княжна Полоцкая, – не постриженица Киево-Печерской Лавры, даже временно не жила в ней и не заповедовала себя похоронить тут. Она умерла в Иерусалиме 23 или 24 мая 1173 года, и мощи ея оставлены были в конце XII столетия в Киеве единственно лишь вследствие дальности разстояния Полоцка от Иерусалима и бурных удельных распрей. Таким образом, эта святая девственница почивает в так называемой Дальней пещере чуждой ей мужской обители, затерявшись, и совершенно незаметная среди сонма 118 праведников, ибо ей не положено в Лавре отдельнаго дня празднования, а ея девическая, основанная ею обитель пустует без ея священных останков. Самое пребывание по настоящее время святых мощей Преподобной Евфросинии в пещерах Киевской Лавры вызвано… случайными обстоятельствами. Обстоятельства эти миновали, следовательно, миновала и необходимость хранить далее в Киеве ея святыя мощи вдали от ея обители. Если бы ея обители не существовало, или таковая была бы превращена в архиерейский дом или мужской монастырь, тогда еще прилично было бы возражать против перенесения ея мощей; в данном же случае обитель Преподобной Евфросинии сохранилась вполне, и церковь ея с келией, где она молилась и подвизалась, является тем свещником (Лк. 8, 16), с котораго мощи Преподобной будут безпрепятственно разливать сияние правды и мира на всю Белую Русь. И Киево-Печерская Лавра, отдавая святыя мощи Преподобной Евфросинии в основанную ею святую обитель, где она была 44 года игуменией, лишь выполнила бы свой священный нравственный долг и таким образом оказала бы Северо-Западному краю и земле Полоцкой величайшую историческую услугу, оживив и подняв дух православия…» (Представления Преосвященного Серафима, епископа Полоцкого и Витебского, о перенесении мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк // РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 341, л. 4, 5, 5 об).

В данном обращении Полоцкий архипастырь, излагая историю ходатайств своих предшественников и анализируя возражения противников перенесения мощей, аргументированно обосновал мысль о своевременности и необходимости возвращения святыни в древний Спасский монастырь.

Свое ходатайство в Святейший Синод епископ Серафим завершил следующими словами: «Наконец, против третьяго возражения касательно гражданской незначительности Полоцка (в семидесятых годах XIX века) и его якобы неблагоприятнаго для пребывания в нем мощей географическаго и этнографическаго положения говорит убедительно современное положение вещей и дел, совершенно изменившее общественное положение Полоцка за последние 30 лет. Ныне Полоцк при 30-тысячном населении прорезан двумя железными дорогами – Риго-Орловской и Бологое-Седлецкой, имеет, кроме кадетскаго корпуса и учительской семинарии, пять различнаго типа средне-учебных заведений, населен большим количеством не только местных православных, но и пришлых на заработки великороссов, заключает в своих окрестностях 3 православных монастыря и соединен железными дорогами со всеми видными религиозно-государственными центрами Северо-Западного края.

На основании изложенных соображений… почтительнейше прошу ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО разрешить ныне перенести мощи Преподобной Евфросинии в основанную ею Полоцкую обитель и таким образом конкретно осуществить и обещание сей праведницы не оставлять земли Полоцкой, и давния неотступныя желания белорусов иметь у себя… родную им святыню» (Представления Преосвященного Серафима, епископа Полоцкого и Витебского, о перенесении мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк // РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 341, л. 6).

Кроме того, известно, что в апреле 1909 года в Святейший Синод с ходатайством о перенесении святых мощей также обращалась депутация от Витебской губернии и Полоцкой епархии. В ее состав входили члены Государственной Думы священник Александр Вераксин, протоиерей Феодор Никонович, историк А. П. Сапунов, члены русского предвыборного комитета, а также протоиерей Георгий Шавельский (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 19. С. 319).

2 мая 1909 года епископ Серафим направил письменное ходатайство митрополиту Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому). В своем прошении Преосвященный Серафим излагал следующие мысли: «Разсуждения на Киевском миссионерском съезде о желательности и великой пользе перенесения мощей Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую, основанную сею Преподобною женскую обитель, вновь воспламенили многолетнее неутолимое желание всех благочестивых людей Полоцкой земли видеть священные останки Преподобной в городе Полоцке. Поэтому я, во избежание обвинения в небрежении к сему благочестивому и справедливому желанию, послал (несмотря на хорошо известное мне несогласие на его удовлетворение Киевскаго Митрополита Флавиана) 22 истекшаго апреля за № 1784 представление Святейшему Синоду о разрешении перенести мощи Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Препровождая при сем копию сего представления, в котором подробно изложена… история этого вопроса и неосновательность отклонения прежних о сем ходатайств, я усердно прошу ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО благоволительно разсмотреть это седьмое ходатайство Полоцких святолюбцев…

Не приспело ли, Милостивейший Архипастырь, время изнести этот царственный светильник правды из-под спуда и поставить его на свещнице – в храме ею основанной Полоцкой обители? Я имею верныя сведения, что осуществлению сего давняго и благочестиваго желания полочан и витеблян сочувствуют не только члены Государственной Думы, но и некоторые из членов Государственнаго Совета и Святейшаго Синода. Ввиду этого, я преклоняю колени пред мудрою благостию ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА и умоляю Вас именем Господа нашего Иисуса Христа положить своим авторитетным решающим словом вожделенный конец этой томительной… тяжбе в пользу многострадальной и слабой епархии Полоцкой» (Представления Преосвященного Серафима, епископа Полоцкого и Витебского, о перенесении мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк // РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 341, л. 1–2).

Святейший Синод, получив ходатайство Преосвященного Серафима, потребовал от духовного собора Киево-Печерской Лавры отзыва по вопросу перенесения мощей преподобной Евфросинии. Духовный собор, дорожа великой святыней, пребывавшей в Киевских пещерах более семисот лет, посчитал невозможным отказаться от чести и в дальнейшем хранить ее у себя. Но Господь судил иначе. Святейший Синод 8 июня 1909 года определил удовлетворить давнее желание полочан иметь у себя мощи преподобной Евфросинии, уроженки их земли (Титов Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 540, 544).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY