Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

По Киевской и Черниговской губерниям. 22–25 апреля

Распечатать

После отхода «Головачева» от пристани в рубке, преобразованной в часовню, архимандрит Пантелеимон в сослужении двух священников совершил молебен преподобной. Пел хор монахинь Спасо-Евфросиниевской обители. Не развивая сразу большого хода, «Головачев» в сопровождении «Александровска» и «Киева» медленно удалялся от киевских берегов.

Вскоре показался во всей своей весенней красе Вышгород. На берегу стояли празднично одетые окрестные жители. Молодежь крестилась и быстро бежала за пароходами. Архимандрит облачился и, став на носу «Головачева», осенял народ крестом. Монахини пели песнопения в честь преподобной (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 24–25).

1.Прп. Евфросиния Полоцкая. Фреска 1865-1896 годов. В. М. Васнецов

Первая населенная местность, где святые мощи встречали крестным ходом, – село Межигорье, живописно расположившееся на правом берегу Днепра в двадцати верстах от Киева. Несмотря на небольшое весеннее половодье, Днепр и здесь, так же как и в Киеве, был великолепен и грандиозен. Межигорье утопало в зелени. По всему берегу стоял народ с зажженными свечами, на пристани – духовенство в облачениях с крестом и Евангелием, по спуску были видны иконы, а еще выше развевались хоругви. Люди благоговейно крестились и кланялись. Многие стояли на коленях. Пароход «Головачев», уменьшая ход, приближался к встречающим (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 10).

На пристани звучало стройное пение церковного хора – это вышел крестный ход из Межигорского женского монастыря с духовенством и монахинями (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 25).

2.Церковь в Вышгороде. Фото начала XX века

Здесь, в Межигорье, было совершено краткое молебствие, а затем под пение пасхальных ирмосов пароход со святыми мощами стал быстро удаляться. Стоявший на корме архимандрит Пантелеимон осенял народ крестом. Доносилось пение монахинь… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 10)

Показалось село Сваромье, расположенное в двадцати семи верстах [ок. 29 км] от Киева на левом берегу Днепра. Под вечер, в лучах уже склоняющегося к горизонту солнца, оно казалось особенно красивым. Правая часть села с цветущими грушами и поэтическими украинскими вербами была очень живописна. Сельские хатки приветливо белели над седым Днепром. Навстречу святыне вышел крестный ход. Стройно звучал хор. Когда «Головачев», замедляя ход, близко подошел к селу, священники стали совершать каждение перед пароходом (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 25–26).

3.Вид на пристань Межигорье.Фото начала XX века

На песчаном берегу синеющей реки был поставлен покрытый скатертью небольшой стол, а на нем – пасха. Возле стола стояли люди: одни – с хоругвями, иконами, другие – с зажженными свечами. Слышны были голоса поющих. Все молились и с умилением провожали мощи преподобной Евфросинии. На корму вновь вышел архимандрит Пантелеимон с крестом, которым осенял богомольцев.

За селом Сваромьем тянулся целый ряд деревень, слободок и прочих населенных мест, располагавшихся исключительно на правом берегу Днепра как на более возвышенном: Козаровичи, Глебовка, Чернин, Новоселье, Простки, Ашитки, Глыбово... Всюду стояли пестрые толпы народа с запрестольными крестами, иконами, хоругвями. Все с благоговением встречали и провожали святыню.

Вечерело. Днепр с каждой минутой все темнел и темнел. Ветер стих. На совершенно безоблачном небе стали появляться звезды. В воздухе чувствовалась прохлада. Солнце скрылось за горизонтом. Птицы умолкли. Казалось, что-то таинственное, что-то божественное совершалось тогда в природе…

Наступила темная украинская ночь. Эскадра плыла безостановочно, бдительно оберегая пароход «Головачев», в рубке которого у мощей преподобной поочередно дежурили духовные лица и монахини.

4.Межигорский Спасо-Преображенский монастырь. Фото начала XX века

В десять часов вечера над часовней, где была установлена рака с мощами, на самой вершине фок-мачты засиял крест, далеко разливавший свой яркий свет. Идея начальника округа Л. В. Юргевича устроить из электрических лампочек горящий крест как нельзя более соответствовала данному Торжеству и привела всех сопровождавших святые мощи в умиление. Это необыкновенное сияние креста в темноте с других пароходов лучше всего было наблюдать в то время, когда «Головачев» на поворотах реки становился к ним боком. Крест, как путеводная звезда, был виден издалека прибрежным жителям и указывал им на приближение или удаление святыни. Этот сияющий символ христианской любви и милосердия, возжженный среди пустынных берегов потемневшей реки, в ночной тиши производил неотразимое впечатление, глубоко проникал в душу и затрагивал в ней самое сокровенное.

Картины прибрежных встреч ночью при мерцании горящих свечей и пылающих на берегу кострах были так великолепны и полны какой-то таинственной, неописуемой красоты, что навсегда остались в памяти тех, кто видел их.

5.Интерьер древней церкви в Межигорском монастыре. Фото начала XX века

Следующая остановка на пути шествия святыни по водам Днепра предполагалась в местечке Любеч – удивительном уголке на левом берегу Днепра, в ста восьмидесяти шести верстах от Киева. Если со словом «Швейцария» привыкли связывать чуть ли не совершенство величественной красоты земного мира, то Любеч можно было бы назвать тогда «маленькой русской Швейцарией». Широкий залив Днепра, как продолговатое озеро, подходил к высокому берегу, на котором живописно раскинулся зеленый, цветущий Любеч. Издали местечко напоминало благоухающий дивный сад. Все озеро было покрыто лодками. Справа находилась новая пристань, возведенная для встречи парохода со святыней (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 11–12).

6.Интерьер церкви в Межигорье. Фото начала XX века

Слева выделялся желтый песчано-глинистый обрыв и знаменитая Мазепина гора; немного правее – Лисицына гора, где находилась старинная усадьба графов Милорадовичей, владельцев местечка. Длинную вековую историю имеет знаменитый Любеч. Здесь родился отец русского иночества – преподобный Антоний Печерский, здесь он первое время и подвизался, ископав себе пещеру на Лисицыной горе. Пещера эта на удивительно красивой возвышенности сохранилась до настоящего времени (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 27–28).

Накануне прибытия святых мощей с раннего утра и до поздней ночи к Любечу со всех сторон тянулись многочисленные богомольцы. Утром приехал с семейством черниговский губернатор Н. А. Маклаков, принимавший непосредственное участие в организации Торжества. Благодаря его энергии и распорядительности в Любече царил образцовый порядок.

В шесть часов вечера в Преображенской церкви [до Октябрьского переворота являлась родовой усыпальницей графов Милорадовичей] совершалось праздничное всенощное бдение. Необыкновенным было служение протодиакона Корсакова, стройно пел черниговский соборный хор на правом клиросе, дружно вторил ему хор семинаристов, прибывших из Чернигова на Торжество…

7.Пароход у берега Днепра близ Киева. Фото начала XX века

Рано утром начали готовиться к встрече мощей святой. Собрался крестный ход, и, когда из Преображенской церкви вышло духовенство в белых блестящих ризах, величественная процессия под звон колоколов всех церквей Любеча двинулась навстречу преподобной. Торжественно и медленно проследовал крестный ход через площадь, посреди которой под красиво убранной аркой было приготовлено возвышение для святыни, повернул мимо усадьбы графов Милорадовичей налево, минул вторую арку, спустился близ Аннинской церкви с горы и, пройдя по лугу, остановился у залива Днепра. Через реку переправились на пароме к месту остановки парохода только духовенство и высшие гражданские власти (Черниговские Епархиальные Ведомости. 1910. № 9. С. 347–349).

8.Любеч. Спасо-Преображенский храм. Фото 2003 года

Вследствие того что в предшествующую ночь вода сильно поднялась, луг, по которому должна была направиться процессия, оказался полностью залитым. Эту неожиданную помеху благодаря распорядительности судоходного начальства, а также стараниями городнянского уездного исправника Л. П. Конюшевич-Сагайдачного удалось устранить. В течение одной ночи была сооружена в несколько сажен ширины паромная переправа с прочно установленными по обеим сторонам сходнями. Над этим трудились не покладая рук сотни рабочих. Население Любеча было охвачено столь сильным желанием видеть святыню у себя, что не щадило ни сил, ни здоровья: многим приходилось работать, стоя в воде целыми часами (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 12).

В десять часов утра 23 апреля в Любеч прибыл пароход, весь убранный зеленью и цветами, с посеребренным куполом над рубкой, в которой находились святые мощи, с балдахином на корме. Медленно поворачиваясь в заливе, он плавно подошел к устроенному для него помосту и пришвартовался… (Черниговские Епархиальные Ведомости. 1910. № 9. С. 349).

Торжественно встречали святыню на островке близ Любеча. Оттуда святые мощи перевезли на пароме. Народ занимал всю площадь берега и гóры. Принимали участие в Торжестве и черниговские учебные заведения: духовная семинария, гимназия, реальное и духовное училища. Пение семинаристов придавало празднеству особенно величавый характер (Киевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 18. С. 450).

9.Интерьер Спасо-Преображенского храма.Фото 2003 года

Епископ Новгород-Северский Нестор (Фомин), местное духовенство в полном облачении, черниговский губернатор Н. А. Маклаков с супругой, владелица местечка Любеч графиня О. К. Милорадович, сын ее молодой граф А. Г. Милорадович, сестра графини Е. К. Клингенберг, предводитель дворянства, представители гражданских чинов различных ведомств, воспитанники учебных заведений со своими наставниками, тысячи молящихся – все они стояли на берегу в благоговейном ожидании святыни. При пении «Христос воскресе...» и величания преподобной рака со святыми мощами, осеняемая с двух сторон рипидами, была поднята священнослужителями и перенесена на берег. Балдахин, стоявший на корме парохода, также перенесли на берег и укрепили над ракой. Сошли с парохода и сопровождавшие святыню, в их числе – киевский губернатор А. Ф. Гирс. По совершении краткого молебствия процессия при пении пасхальных ирмосов, под звуки черниговского военного оркестра, игравшего гимн «Коль славен», с хоругвями и иконами из семи любечских храмов направилась в местечко, расположенное на склонах крутого днепровского берега.

10.Малороссия. Улица в селе. Открытка начала XX века

По обеим сторонам дороги, устланной сосновыми ветвями, сплошной стеной стоял народ, рядом с крестным ходом живой цепью шли крестьяне с особыми значками на груди. Эта предусмотрительность способствовала порядку Торжества, благодаря чему участники шествия совершенно не испытывали тесноты. Домá по пути следования святыни были украшены флагами. На поворотах улиц установили высокие арки, убранные зеленью.

У церкви святой Анны крестный ход повернул к площади. Здесь весь путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, был устлан кусками полотен, полотенцами и платками. «Пусть, – говорили крестьяне, – пресвятые мощи преподобной пройдут по труду наших рук» (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 12–13).

Достигнув площади, процессия остановилась возле обширной, устроенной из сосновых ветвей сени. Когда святыню установили под ней, духовенством были отслужены молебны. Сначала совершили Царский молебен по случаю тезоименитства Государыни Императрицы Александры Феодоровны, а затем молебен преподобной Евфросинии. По окончании богослужения черниговский губернатор отправил Государю Императору телеграмму следующего содержания: «Сейчас закончилось на площади древняго Любеча у раки со св. мощами преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, торжественное молебствие по случаю тезоименитства Государыни Императрицы. Духовенство, представители правительственных и общественных учреждений, войска, учащиеся, население местечка и громадныя толпы богомольцев, собравшихся из разных губерний, объединенные общим молитвенным настроением, просят меня повергнуть пред Вашим Императорским Величеством их горячия верноподданническия чувства. Да пошлет Господь Бог молитвами Преподобной здравие нашему Великому Государю и всей Его Августейшей Семье. Да дарует Ему долгоденствие и счастье в судьбе Его верной России».

11.Н.Сергиев. Яблони в цвету в Малороссии

На следующий день губернатор Н. А. Маклаков был утешен следующим Высочайшим ответом: «Сердечно благодарю всех собравшихся на молебен у раки со св. мощами преподобной княжны Евфросинии за горячия молитвы и выраженныя благопожелания». Эту телеграмму приветствовал весь православный народ с великой радостью, узнав, что сам Царь откликнулся на его чувства.

В шесть часов вечера под открытым небом началось всенощное бдение архиерейским чином. Теплый весенний вечер как нельзя более благоприятствовал совершению службы. Во время пения «Хвалите…» раку открыли, и священнослужители, и все молящиеся чинно, с благоговением прикладывались к святым мощам. После службы раку внесли в храм, который оставался открытым в течение всей ночи (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 29–30).

Вечером того же дня прибыл крестный ход из сел Асаревичи и Храковичи Речицкого уезда Минской губернии. Жители этих сел предполагали, что пароход со святыней остановится у них, но, к сожалению, он прошел мимо пристани Асаревичи раньше условленного времени. Тогда приходской священник с помещиком Р. Е. Рындиным, получив разрешение телеграммой от Преосвященного Нестора, викария Черниговского, отправились с крестным ходом в местечко Любеч. Это шествие сопровождал церковный хор из сел Храковичи, Асаревичи и деревни Черемнев. Паломники предприняли довольно трудное путешествие. Вначале они плыли по Днепру на лодках восемь верст, а потом шли пешком девять верст и вечером, изнуренные, с торжественным пением «Христос воскресе…» прибыли в местечко Любеч, где протоиереем Александром Четыркиным была произнесена проповедь (Черниговские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 406–407) следующего содержания: «Волею Божественнаго Промысла совершается ныне, в пределах дорогого отечества нашего, дивное торжество веры духовное. От времени до времени Господь являет миру особых светильников, подвижников благочестия, когда сие бывает благопотребно для того, чтобы укрепить и возвеличить святую Православную Церковь. Когда же нет зримых подвижников веры или когда они сокрыты от видимых людских взоров, Господь творит Свои чудеса чрез святые мощи ранее живших святых угодников, которыя по благодати Христовой, «аки неистощимыя реки, многоразличныя благодеяния источают» верным.

12.К.Крыжицкий. Хутор в Малороссии

Издавна Русь Православная, а в особенности белорусский край, почитают преподобную княжну Полоцкую Евфросинию. Ея имя носят многия насельницы Белоруссии, оно преимущественно любимо и распространено среди белорусов. Но уроженка Белоруссии, она перешла в горний мир вдали от родины, и святыя мощи ея, по прославлении, также покоились далеко от родины. Ныне, по истечении более 700-летняго пребывания в граде Киеве, она возвращается нетленным телом своим в родимый Полоцк, в ту святую Спасо-Евфросиниевскую обитель, которую сама основала и была игумениею там до путешествия в Святую Землю. Радуйся и ликуй, родной край! Двойное торжество для тебя: Пасха Красная усугубляется давно желанным пришествием к тебе телесно преподобной Евфросинии, которая, впрочем, духовно всегда была твоею небесною молитвенницею…» (Прибавление к Черниговским Епархиальным Известиям. 1910. № 10. С. 357–358).

Утром 24 апреля по окончании Божественной Литургии был совершен молебен преподобной. Мощи обнесли вокруг храма, после чего крестный ход со святыней отправился на пристань. В пять часов вечера «Головачев» оставил Любеч  (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 30–31).

Очевидец тех событий так описывал их в своем дневнике: «Как стая резвых птиц, несутся пароходы. Впереди – “Александровск”, за ним – “Головачев” со святыми мощами, и позади – “Киев”…

Уже близок вечер… Тихо, как на душе в часы молитвы… Я сидел в своей каюте. Мой спутник, член редакции газеты “Колокол”, позвал меня наверх. Спешно иду. Гладь реки ровная, как зеркало. В стороне красивой живой стеной стоят леса. Бросаю взгляд на запад. Что за картина! Наша тусклая земля редко может подарить то, что я увидел. Но и одно такое священное мгновение надолго, как солнце, способно осветить внутренний мир и придать сил… Весь берег был усыпан множеством людей… Дети, взрослые, старики… Мужчины и женщины… Рыдая, толпа, как один человек, стала на колени, пала ниц… Вот коленопреклоненная фигура батюшки… Вот развеваются хоругви… Я вижу, как тысячи рук поднимаются для крестного знамения. Я слышу… кажется, что слышу немую, великую, как вселенная, сильную, как жизнь, молитву тысячи сердец… На глазах появляются слезы умиления и молитвенного восторга… Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня увидеть эту редкую картину народной веры… Слышу доносящиеся с берега звуки песнопений. Слух уловил нежную, далекую-далекую, неземную мелодию. Я плачу… У борта парохода столпилась группа матросов. Их суровые лица подергиваются дрожью. У них из глаз текут слезы… Где тот художник слова, который сумел бы описать все виденное тогда?.. “Головачев” у берега… движется медленно… чуть заметно…

13.Прп. Евфросиния Полоцкая

Тысячи людей замирают в священном трепете… Молитва несется к небесам… Такая редкая, незабвенная картина была в красивом уголке, у села Деражичи…

Все далее уплывают южные берега Днепра… Уже вечереет… Могучая река, как великан-богатырь, вздымает свою мощную грудь, колышет пароходы – мы у Радуля… Издалека еще видно: весь берег усеян народом… Женщины, дети… Здесь и старообрядцы… Они тоже пришли отдать дань великому торжеству… Колышутся хоругви… Развеваются десятки флагов… Единоверческое духовенство совершает молебен… Издалека, как звуки неземной лиры, несется молебное пение. Плавно приближается и проходит у берега “Головачев”. Стена из тысяч людей вдруг сдвигается, все падают на колени… Вот она, народная вера! Вот он, русский человек! Мы уходим. Прощай, дорогой Радуль…

По правую сторону Днепра опять встреча… Люди из маленькой деревушки Щитцы… Здесь нет вблизи села, нет духовенства… Торжественно встретило святые мощи население Щитцов. Все, от мала до велика, стали у берега с зажженными свечами… Я глядел на это дивное зрелище, слезы радости наворачивались на глаза, и я чувствовал душой не только это праздничное мерцание свечей, не только ряд этих видимых огоньков, но и другие огоньки, огоньки народной души, народной веры…

Вхожу в каюту… Набрасываю эти торопливые строки… меня опять зовут наверх… Гляжу… Опять та же картина, опять тот же торжественно-умилительный вид… Это встречает преподобную княжну население деревни Лопатни. Наш “Александровск” подходит ближе… Все на коленях… Зажженные свечи маленькими точками колышутся в серой мгле весеннего вечера… “Второй пароход… С крестом… Там святые мощи!” – слышатся голоса с нашего парохода. С берега благодарно кивают головой. Новая трогательная встреча…

Уже вечер… Бездонное голубое небо, как неизмеримо широкий необъятный океан, повисло своим темно-голубым куполом над миром… Тысячи небесных свечей мерцают в таинственной вышине... Высокий берег Днепра, как вековая стена, стоит над игриво переливающимися струйками реки… Мы у Лоева… Плавно проходит близ берега “Головачев”… Тихая речная гладь… Мрак ночи все сгущается… Все вокруг начинает терять свои очертания… Берег сливается с ровной, точно застывшей, рекой… Повсюду, по обоим берегам, как чистые звездочки, теплятся свечи в руках людей… Не видно лиц, не слышно голосов… Только ровные огоньки свечей говорят: они здесь… Они многие часы на страже… Ждут великого мгновения, когда пароход со святыней пройдет мимо них… Для этого мгновения они пришли за десятки верст, простояли в ожидании долгие часы…» (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 14–15).

Очень умилительной и трогательной была встреча преподобной Евфросинии в местечке Лоев. Кругом царила тишина. «Головачев» совсем замедлил ход и плавно скользил по темной поверхности Днепра. «Христос воскресе!» – среди глубокой тишины голос архимандрита Пантелеимона прозвучал особенно торжественно. «Воистину воскресе!» – громогласно ответил народ… (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 31–32).

Была тихая погода. Монахини на пароходе умилительно пели величание. В девять часов вечера на «Головачеве» совершалась всенощная, на которой присутствовали власти, сопровождавшие святые мощи (Киевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 18. С. 452).

Непосредственный участник Торжества оставил следующую дневниковую запись: «Уже почти полночь… тихая, святая… Не хочется оторваться от неземной картины и уходить в каюту… Сон бежит… В окно падает свет многих десятков огоньков…

Это уже уголок Минщины – некая деревушка Казимировка вышла навстречу… Пароход с мощами плавно подходит к берегу. Чуть заметно движется он по темно-синей, отражающей в себе сотни огоньков поверхности реки…

Я никогда не забуду одного короткого, но яркого мгновения. Пароходы почти у берега… Берег высокий, крутой… Вверху, на выступе, группа людей. Вдруг вся эта группа срывается с высокого обрыва, бросается вниз. С невероятной быстротой скатываются, падают десятки людей вниз к реке, чтобы быть ближе к святыне. Им грозит опасность разбиться о землю, даже более того – упасть в воды Днепра, но… но все это забыто…

Уже час ночи… Берега Днепра по-прежнему в огнях. Маленькие огоньки свечей сливаются с огнями костров… Вновь одна за другой встречи… Страдубка… Чаплин… Холмеч… Редкие картины, одна ярче другой…

Рассветает… Утро 25 апреля. День начинается красиво, как никогда. Кажется, что даже природа позаботилась, чтобы придать великому дню больше торжественности... Гладь реки ровная. Даже маленькая волна не пробегает по ее зеркальной поверхности… Весна в расцвете… Леса – в изумруде… Берега окаймлены свежей зеленью… Из ближайших рощ доносится утренний гимн хора птичек… Дивный, незабвенный день… И в дополнение к этим картинам – картины жизни.

Село Отверница… На берегу крестный ход в несколько тысяч человек… Все – в молитве… Вот Казазаевка… Новые тысячи людей… В душе невольно звучит какой-то особенный торжественный мотив… Бросаю взгляд вперед… Весь берег далеко-далеко усыпан народом… Вынесены столики с хлебом… Крестьянская семья собралась вместе, готовится к великой встрече… Молчаливым взглядом, без слов провожает она святыню… Но зачем здесь слова… Алмаз не нуждается в позолоте… Народная вера, чистая и великая, без всяких украшений сияет пред взором того, кто видит народную душу...» (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 15–16).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY