Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Речицкие Торжества. 25–26 апреля

Распечатать

Первый город Белорусского края, где совершилась большая остановка, – Речица Минской губернии. Здесь находились две православные церкви: новая – Успенская и древняя – Николаевская.

На возвышенности близ пристани ко времени прибытия парохода с мощами преподобной собралось более пятнадцати тысяч богомольцев. Некоторые паломники целыми семьями ждали торжественной минуты и всю ночь бодрствовали (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 32).

1.Преп. Евфр. Полоцкая. Ик. 1910 года. Художник Турцевич. Свято-Никол. храм

Обстановка тех дней поражала не только внимательно следивших за передвижением святых мощей, но и невольных зрителей. Дома стояли украшенные национальными русскими флагами, даже на воротах костела развевался флаг. Прилегающие к Успенскому собору улицы и площадь заполнили многочисленные богомольцы. Около храма возвышалась красиво декорированная зеленью арка… 25 апреля ранним утром Преосвященный Михаил (Темнорусов), епископ Минский и Туровский, с духовенством уже были в соборе. Совершилось чтение часов перед Литургией. Все были в напряженном ожидании встречи святыни. Из собора показался крестный ход, и раздался звон колокола, за ним полились перезвоны других колоколов. Впереди процессии шел с крестом протоиерей И. Шенец, ключарь Минского кафедрального собора, за ним по обеим сторонам улицы несли хоругви. Продолжением ряда хоругвей была цепь стражников и городовых. Посреди этой цепи шли хоры: Свиридовичский, Уборковский, Ново-Барсуковский, Мозырского Кирилловского Братства и учащиеся Речицы. Далее несли большой образ преподобной Евфросинии, написанный одесским художником Турцевичем с васнецовского оригинала. За ним следовало до сорока священников в блестящих ризах, в их числе и член Государственной Думы протоиерей Вячеслав Якубович, за духовенством – общий хор из архиерейских певчих Минского Духовного женского училища и Минской Духовной семинарии. Возглавлял торжественную процессию епископ Михаил. На пути к шествию присоединился вице-губернатор С. П. Межаков-Каютов (Минские Епархиальные Ведомости. 1910. № 9. С. 203–204).

2. Речица. Успенский собор. Фото начала XX века

К девяти часам утра на речицкую пристань прибыло все местное духовенство во главе с Преосвященным Михаилом, представители гражданской власти, губернатор, депутация от Кирилловского Мозырского Братства, инспектор Виленского учебного округа Г. В. Левицкий с учениками и педагогическим персоналом из пяти гимназий и множество богомольцев (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 32).

Утреннее солнце светило и грело по-летнему, купаясь своими золотистыми лучами в зеркальной поверхности Днепра. Великолепие богозданной природы, украшавшей путь прохождения святых мощей, в душах богомольцев усиливало духовную радость от переживаемого события.

Среди благоговейных почитателей преподобной Евфросинии в последние минуты долгого ожидания ее мощей пронесся шепот молитвенного призывания святой, но все сразу замерли, когда из-за берегового выступа показался пароход «Александровск». Через двадцать минут, весь в зелени, шел «Головачев», за ним – «Киев».

Народ со своим архипастырем в трепетном ожидании молился. «Головачев» подходил тихо. С парохода архимандрит, осеняя крестом находившихся на берегу, восклицал: «Христос воскресе!» На это приветствие все единодушно отвечали: «Воистину воскресе!» Певчие пели: «Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас».

3.Речица. Интерьер Успенского собора. Фото начала XX века

«Головачев» подошел к пристани. Укреплены были канаты, установлены сходни. С парохода навстречу епископу Михаилу сошли лица, сопровождавшие святые мощи (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 17).

Преосвященный Михаил вошел в рубку, совершил каждение перед ракой и благословил служить молебен, во время которого гробница с мощами была изнесена священниками на берег. [В настоящее время в Речице на месте встречи святых мощей преподобной Евфросинии установили памятный знак.] Затем торжественная процессия со святыней двинулась к Успенской церкви. Несмотря на большое стечение народа, во время крестного хода всюду был образцовый порядок. Этому во многом способствовали местные крестьяне. Украсив себя национальными лентами, они стали по обеим сторонам улицы и составили цепь, тем самым предоставив возможность крестному ходу пройти без затруднений. Когда рака со святыми мощами была установлена на особо устроенном месте, началась Литургия архиерейским чином. По окончании богослужения епископ Михаил обратился к народу с речью, которая была записана одним из участников Торжеств: «Слава и благодарение Господу, благоволившему во время благопотребно возвратить в родныя места молитвенницу за народ здесь русский.

4.Речица. Памятный знак на месте встречи мощей преп. Евфр. в 1910 году. Фото 2000 г.

Преподобная наша Евфросиния жила и подвизалась в земле Полоцкой в то время, когда тут не было ни иноверцев, ни инородцев; было одно племя – русское; была одна вера – Православная, одинаково горячо исповедуемая и знатными, и простыми людьми. Все заботы Преподобной были направлены к укреплению и насаждению веры Православной, к научению своих сородичей жизни по вере, к водворению между ними мира. В таких трудах и подвигах на благо родной земли протекла ея долгая жизнь. Но почила Преподобная, не без особаго промышления Божия, вдали от родины и оставалась не у себя с лишком семь веков. За эти долгие годы наша Западная Русь чего только не пережила, чего не испытала. Осилили ее враги, отторгли от единства с великой Россией. И начались со стороны врагов такия притеснения, такия издевательства над всем для нас дорогим и святым, издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими, тела и кости которых вырывались из земли и предавались поруганию. И многие тогда малодушные из наших, особенно бояре и дворяне, не устояли в православной вере своих отцев. И было время, когда казалось, что и край этот погиб для России, и народ тут русский обречен на поглощение инородцами. Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния.

Теперь помыслы врагов наших, врагов России, направлены на эту силу нашу, на Церковь Православную. Ведутся против нея подкопы и тайные, и явные, не щадят для того ни ума, ни средств… Вот предстательница наша пред Богом преподобная Евфросиния и возвращается к нам, чтобы стать на страже Православия в своем родном крае и своими молитвами и благодатною помощью защитить и охранить веру нашу, внушить родному своему народу стоять всеми силами за свое святое Православие.

Дадим же, православные, пред гробом преподобной Евфросинии обет быть верными чадами Православной Церкви навсегда и лучше умереть на ея пороге, чем изменить. Будем молиться Преподобной, чтобы она своими молитвами возвратила в лоно Православной Церкви отклонившихся от нас, чтобы снова здесь был только один наро – русский, одна вера – Православная. А ты, Преподобная Мати… поборай нам пред престолом Царя Небеснаго и будь ангелом хранителем родной своей Белоруссии».

5.Речица. Крестный ход с мощами преп.Евфр. Фото 25 апреля 1910 г.

В шесть часов вечера началось всенощное бдение. Желая дать возможность наибольшему числу богомольцев участвовать в нем, епископ Михаил совершил богослужение под открытым небом. Этому благоприятствовала и погода, и водворившаяся необыкновенная тишина. Было слышно каждое слово. Глубоко трогали душу умилительные песнопения Святой Пасхи. Поздно ночью закончилась всенощная. До утра богомольцы прикладывались к святым мощам.

Во время Речицких Торжеств товарищем председателя Минского Братства Святого Креста С. А. Некрасовым было роздано народу свыше десяти тысяч листков под заглавием «На страже родной земли». Но даже такого количества при столь многочисленном стечении народа, какое было в Речице 25 апреля, оказалось мало. Этот недостаток с успехом восполнили издания В. М. Скворцова, редактора местной газеты «Колокол», подготовившего к Свято-Евфросиниевским Торжествам большой запас всякого рода миссионерских листков и брошюр. Для организации бесплатной раздачи этих изданий в местах остановок святыни на протяжении всего пути той же редакцией были командированы священник Евгений Ландышев и книгоноша Петров.

На следующий день, 26 апреля, после праздничной архиерейской Литургии и молебна мощи преподобной Евфросинии, сопровождаемые крестным ходом, были перенесены снова на пароход (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 32–36).

6.Участники Свято-Евфр. Торжеств 1910 года в Речице. Фото 1914 г.

На пути процессии малые дети, одетые в белые платья, бросали зелень и цветы. При пении церковных песнопений духовенство внесло гробницу со святыми мощами в рубку парохода и покрыло красным бархатным покрывалом. При пении «Ублажаем тя…» архиерей и священники прощались со святыней.

Следует отметить убранство рубки, где стояли мощи преподобной. На потолке над гробницей был сделан крест из цветов; впереди на стенах рубки висели иконы, пожертвованные Киевскими Михайловским и Николаевским мужскими монастырями, Введенским, Покровским и Флоровским женскими монастырями и Киевским Владимирским Братством. В рубке находилась пелена, вышитая для мощей святой киевскими дамами во главе с супругой киевского генерал-губернатора Е. С. Треповой. А во время Торжеств в Речице на мощи преподобной Евфросинии воспитанницы Минского Духовного училища возложили шитые золотом и жемчугом воздухи собственной работы.

Отплытие «Головачева» сопровождалось молебным пением. Епископ Михаил осенял пароход крестом. Тысячи богомольцев с берега прощались с дорогой святыней… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 20).

7.Речица. Успенский храм. Фото 2008 г.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY