Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

От Речицы до Могилева. 26–30 апреля

Распечатать

Путь от Речицы имел свои отличительные особенности: русло Днепра постепенно становилось ýже и извилистее, обширнейшие заливные луга окружали реку. Села стояли не над самым Днепром, а были удалены вглубь (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 36).

Начались прибрежные встречи. С правой стороны Днепра широкой темно-зеленой полосой обрисовалась роща, а на противоположном берегу, почти у самой реки, в ожидании парохода с мощами преподобной собрались вокруг стола, накрытого скатертью, поселяне из деревни Унорицы. Иконы, хоругви и кресты, сияющие на солнце, дополняли эту картину. В нескольких верстах от деревни на возвышенном берегу, с левой стороны реки, была расположена большая фабричная слобода, называвшаяся Береговой. Здесь дома были украшены флагами, на берегу – устроена из зелени арка, возле которой духовенство и сотни слобожан с хоругвями благоговейно ожидали святыню.

Почти через каждые пять-шесть верст по обеим сторонам Днепра стояли жители прибрежных деревень, и едва показывался «Головачев» с мощами преподобной, как раздавались пасхальные песнопения, далеко разносившиеся над водами реки… Позади осталась Минщина…

1.Прп. Евфросиния Полоцкая

Вслед за ней потянулись деревеньки и села Могилевщины. На левом берегу Днепра показалось первое село – Черное Рогачевского уезда. Стоял крестный ход, развевались хоругви, раздавались звуки пения и далекий колокольный звон… «Головачев» медленно проходил почти у самого берега, но не мог приблизиться к нему из-за разлива Днепра. Многие бросались в воду на лошадях, чтобы быть ближе к пароходу. Крест осенял склоненные головы отважных богомольцев. С «Головачева» также доносилось пение. Еще несколько минут – и берег со множеством людей скрылся в голубой дали…

На пути виднелись новые деревни, происходили новые встречи – простые, но трогательные, не пышные, но искренние. Так продолжалось целый день. Вечером пароходы «Головачев», «Александровск» и «Киев» сошлись вместе. У правого берега Днепра была ночная стоянка. Электрический крест на «Головачеве» далеко вокруг разливал яркий свет…

27 апреля ранним утром святыню торжественно встречало население местечка Стрешин. Затем следовал Жлобин Могилевской губернии, куда мощи преподобной прибыли к восьми часам утра (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 21–22).

В Жлобине не предполагалось останавливаться, но так как появилось опасение, что «Головачев» вместе с хоругвями и устроенной на нем сенью для святых мощей не пройдет под мостами, пересекающими Днепр возле местечка, пришлось сделать остановку и раку вынести на берег.

2.Жлобин. Свято-Троицкий храм. Открытка начала XX века

У временной пристани собралось местное духовенство, жители Жлобина и окрестных сел, представители могилевской администрации во главе с губернатором действительным статским советником А. И. Пильцем. Они встретили мощи святой и крестным ходом понесли их к Свято-Троицкой церкви (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 37).

Молящихся собралось около десяти тысяч. Мощи преподобной были поставлены на устроенном возвышении перед храмом. В течение трех часов, с девяти до двенадцати утра, к ним успело приложиться несколько тысяч богомольцев.

В Жлобине произошла небольшая перемена. Два парохода – «Александровск» и «Киев» – были заменены другими судами – «Смоленск» и «Гомель».

Следующая остановка состоялась в Рогачеве, в двадцати девяти верстах от Жлобина. Из-за хиленьких деревенских домиков и отсутствия зелени город, расположенный на берегу Днепра, выглядел сухим деревом с обнаженными ветками. В четвертом часу пополудни показалась башня древнего замка. Как полотно картины открылся вид на город. Рогачев совсем не тот, каким казался издалека (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 23).

3.Пароход Головачев. Фото начала XX века

За полчаса до прибытия парохода со святыми мощами во всех городских церквах начался красный звон и одновременно с ним послышались пасхальные песнопения. Многочисленная процессия во главе с Преосвященным Митрофаном (Краснопольским), епископом Гомельским, двинулась по направлению к пристани. По обеим сторонам Быховской улицы, ведущей к пристани, были расставлены шпалерами войска, а за ними сплошной стеной стояли богомольцы, которых собралось в городе до пятидесяти тысяч. Некоторые, подобно евангельскому Закхею, взобрались на деревья и крыши домов, чтобы лицезреть проносимую мимо святыню. Огромная Замковая гора с ее холмами, находившимися около пристани, совершенно скрылась из вида из-за множества людей…

4.Жлобин. Крест на месте Свято-Троицкого храма. Фото 2000 года

Взоры всех встречающих были устремлены на Днепр. Когда вдали показался дымок парохода, многочисленная толпа заволновалась, военный оркестр заиграл «Коль славен», а хор запел величание преподобной (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 8–9. С. 259–260).

В четыре часа пополудни пароход медленно подходил к пристани, где ожидали прибытия святых мощей епископ Митрофан с духовенством и более двадцати тысяч богомольцев (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 37).

По мере приближения «Головачева» возрастало религиозное настроение людей. Многие благоговейно опускались на колени, и уста тысяч верующих сливались в одной молитве: «Преподобная Евфросиние, моли Бога о нас». На глазах у некоторых появились слезы духовной радости и умиления – минута была в высшей степени торжественная. Когда пароход прибыл, на него взошел Преосвященный Митрофан с несколькими священниками и диаконами, которые при пении пасхальных ирмосов и величания святой подняли раку, поставили на особо приготовленные для этого носилки, и процессия отправилась к Александро-Невскому собору (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 8–9. С. 260).

5.Рогачев. Открытка начала XX века

Город выглядел ярко-зеленым миром, рощей с домами. Главная улица, Быховская, представляла собой живописную картину – длинную, украшенную флагами липовую аллею. Процессия со святыми мощами двигалась под зеленым покровом молодых ветвей (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 23).

В торжественном и величественном крестном ходе звуки военного оркестра, колокольный звон, хоровое пение и ликование народа сливались в единый несмолкаемый радостный гул. Юные воспитанницы женской гимназии шли впереди духовенства, несшего святыню, и усыпали путь преподобной цветами.

6.Рогачев.Александро-Невский собор. Открытка начала XX века

В Александро-Невском соборе святые мощи поставили посреди храма на особо устроенном месте. Затем было совершено краткое молебствие, по окончании которого Преосвященный Митрофан произнес вдохновенную проповедь о действиях Промысла Божия в жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. Слово архипастыря произвело глубокое впечатление на молящихся. Духовенство, а потом и народ стали прикладываться к святыне.

В обычное время епископ Митрофан совершил всенощное бдение с акафистом преподобной Евфросинии. Собор был полон молящихся. Всю ночь служились молебны, и богомольцы прикладывались к святым мощам. Около храма священники и воспитанники семинарии до поздней ночи проповедовали богомольцам Слово Божие и бесплатно раздавали религиозно-нравственные брошюры и листки.

7.Рогачев.Административное здание на месте Александро-Невского собора.Фото 2000 года

После Божественной Литургии, 28 апреля, совершались молебны до пяти часов вечера. По окончании вечерни и молебна при пении величания рака со святыней была перенесена на пароход для следования в Быхов (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 8–9. С. 260–263).

Путь от Рогачева был повторением того, что происходило и в других местах. Сотни, местами даже тысячи деревенских жителей ожидали на берегу Днепра прибытия святых мощей. Было много трогательных и искренних встреч: одна картина сменялась другой.

Около шести часов вечера пароход «Головачев» подошел к деревне Озерище Рогачевского уезда. На берегу мощи преподобной ожидал крестный ход. Множество народа стояло на коленях и молилось угоднице Божией. Были приготовлены столы с хлебом-солью. Пароход сделал остановку, и духовенство благословило крестом молящихся на берегу.

8.Старый Быхов. Вид на Преображенскую церковь и замок. Фото начала XX века

Без четверти семь «Головачев» проплывал мимо села Зборов. На берегу стояли на коленях богомольцы.

В половине девятого вечера пароход подошел к селу Свержень. На берег, украшенный аркой из зелени и флагов, вышел крестный ход. Молящихся было не менее тысячи человек. Духовенство и хор пели величание преподобной. С «Головачева» священнослужители осеняли народ крестом. Люди горстями пили из реки воду, как освященную прохождением по ней святых мощей игумении Полоцкой. Зрелище было умилительным и трогательным до глубины души.

В десять часов вечера «Головачев», уменьшая ход, подошел к селу Кистени. Встречавший святыню народ молился на коленях. Раздавался звон во все колокола, слышалось стройное церковное пение.

29 апреля около двух часов ночи пароход был у села Шапчицы. На берегу местные жители устроили красивую арку из зелени и флагов, освещенную фонарями. Под ней возвышался помост, на котором стояло возглавлявшее крестный ход духовенство и пело величание преподобной. «Головачев» остановился, и народ благословили с борта крестом. Людей, несмотря на ночное время, было очень много.

9.Днепр возле Быхова.Фото 2000 года

В четыре часа утра крестным ходом население местечка Новый Быхов встречало пароход со святыми мощами. Здесь «Головачев» также сделал остановку, и народ осенили крестом, после чего пароход направился к Старому Быхову (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 24–25).

Накануне прибытия святыни в Старый Быхов еще с раннего утра стали стекаться богомольцы, а также крестные ходы из близлежащих селений. Множество почитателей преподобной прибыло из Борколабовского женского монастыря. В шесть часов вечера в Преображенской церкви началось праздничное всенощное бдение, в котором участвовало более двадцати священников. Лития совершалась на церковной паперти. Молящихся было так много, что не все имели возможность приложиться к иконе преподобной Евфросинии и получить от священника благословение через помазание святым елеем. Народ расположился вокруг храма в ожидании следующего дня.

29 апреля в семь часов утра из Преображенской церкви на пристань вышел крестный ход. Весь путь был декорирован колоннами, увитыми хвоей, гирляндами и флагами. К восьми часам на пристань прибыл Преосвященный Митрофан. Облачившись, вместе с духовенством он ожидал пароход со святыми мощами.

Чудесную картину представлял собой берег Днепра. Малейшее возвышение, с которого можно было бы видеть пристань, даже крыши домов и сараев, занимал народ. Когда показался дымок парохода, все напряженно устремили свои взоры на Днепр. Наконец величественно подошел «Головачев» с драгоценной святыней. Епископ и десять священников взошли на палубу и при пении величания перенесли раку с мощами на пристань. Все истово крестились, многие от умиления плакали. Крестный ход со святыней направился в храм за хором певчих. Процессию сопровождал оркестр военной музыки. Движимые любовью к преподобной, монахини Борколабовского монастыря вместе со священством приняли участие в несении святых мощей.

10.Быхов. Крест на месте Преображенского храма. Фото 2000 года

По окончании Литургии Преосвященный Митрофан в сослужении всего прибывшего на празднество духовенства при колокольном трезвоне совершил молебен с многолетием. В начале молебствия раку с мощами преподобной Евфросинии архиерей и старшие священнослужители подняли на руки и обнесли трижды вокруг храма. Затем гробницу вновь установили в храме, и тогда богомольцы стали прикладываться к святыне. Церковь не закрывали всю ночь, и все это время служили молебны. 30 апреля, после Литургии, в семь часов утра торжественный крестный ход с мощами святой двинулся к пристани, откуда в восемь часов «Головачев» отплыл к Могилеву (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 10. С. 317–319).

Утро было свежее, румяное… На небе, как зачарованные редкой картиной, чуть двигались белые тучки… Трогательную встречу приготовил Свято-Вознесенский Борколабовский монастырь. Арка… Крестный ход… Иноческие рясы смешались с крестьянским одеянием. С берега доносилось пение, тихое, задушевное… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 25).

Пароход с мощами преподобной Евфросинии остановился напротив монастыря. На берегу Днепра заблаговременно устроили прекрасную арку из зелени и флагов, сам берег также усыпали зеленью и цветами. Маленькие монастырские девочки держали в руках белое полотно, на котором крупными буквами было написано: «Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас». Монахини стройно пели величание преподобной. Пароход, простояв здесь значительное время, под звон монастырских колоколов направился далее. Но вскоре последовала еще одна остановка. Напротив села Борколабова стоял многочисленный крестный ход. Богомольцы с цветами в руках коленопреклоненно пели общим хором величание святой, и, когда «Головачев» отплыл, они далеко провожали его по берегу. С парохода молящихся осеняли крестом (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 10. С. 319–320).

Полдень. Село Сидоровичи. Новая встреча с сотнями людей, с крестным ходом. Кто знает, сколько часов в напряженном ожидании простояли они здесь для того, чтобы хоть издали увидеть святыню?

Пароходы плывут далее. Днепр извилист. Оба берега в кустарнике напоминают собой горы из леса…

Еще проходит два часа. День знойный. Впереди Буйничи. Здесь снова встреча. На берегу ученицы Буйничской второклассной школы. Воздух наполнен звенящими звуками приветственных песнопений…

Медленно уплывает буйничский берег. Скоро и Могилев… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 25–26).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY