Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Могилевские Торжества. 30 апреля – 2 мая

Распечатать

Уже с утра 30 апреля Могилев ожидал прибытия мощей преподобной Евфросинии. В городе усиливалось движение, повсюду встречались богомольцы с котомками за плечами. Базары, несмотря на торговый день, были почти пусты.

Берег Днепра, все пристани, боковую аллею городского сада украшали флаги, столбы были обвиты зеленой хвоей. У казенной пристани спешно заканчивались постройка и украшение полурешетчатой арки с гербом Могилевской губернии и надписью наверху «Гряди во славу Божию, преподобная Мати», на боковых сторонах ее виднелись буквы «Е» с крестами. На столбах арки развевалось по три национальных флага с белыми крестами. Такие же арки, как и на пристани, но только без надписей и флагов, красовались в начале и в конце Днепровского спуска имени Петра I, а также у казенной палаты, около церкви Воскресения Христова и на углу Дворянской улицы и Днепровского проспекта [ныне ул. Комсомольская и Первомайская].

Каменные ворота и фронтон Иосифовского кафедрального собора были украшены зеленой хвоей и электрическими лампочками. Напротив ворот стояли арки с зеленью, гирляндами и гербами.

1.Св. Прп. Евфросиния Полоцкая

Богомольцы все прибывали и прибывали, направляясь, главным образом, к Днепровскому мосту, где и располагались по откосам и на пешеходке [дорожка для пешеходов] под городским валом. В эти дни очень быстро раскупались брошюры с «Житием преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой», которые то и дело предлагали книгоноши. На улицах города можно было видеть много деревенских священников, прибывших из своих глухих уголков в одиночку и с семьями, чтобы поклониться великой святой Белорусского края. Собирались полицейские наряды и войска, выстраиваясь в двойную линию от казенной пристани вверх по Днепровскому спуску (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 26–27).

В два часа дня послышался звон со всех колоколен. У Братского Богоявленского монастыря крестные ходы, пришедшие из городских церквей, образовали один общий крестный ход. В начале третьего часа это шествие, к которому примкнули многие тысячи богомольцев, направилось к пристани. Сюда же прибыли Преосвященный Стефан (Архангельский), епископ Могилевский и Мстиславский, власти, представители губернских учреждений, учебные заведения, войска. Последние были расставлены шпалерами до собора (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 10. С. 321).

В три часа пополудни к казенной пристани плавно подошел пароход «Головачев» со святыми мощами. В момент его приближения с берега послышались умилительные голоса певших величание преподобной. Когда пароход причалил, на него взошли епископ Стефан, архимандриты Николай и Арсений и старшее духовенство. С «Головачева» матросы вынесли балдахин, украшенный по углам крестами, с княжеской короной посередине. Следом за ним под пение величания, красного звона церковных колоколов и звуки военной музыки «Коль славен» духовенством была вынесена рака с мощами преподобной, покрытая бархатным малиновым покровом. За святыней следовали Преосвященный Стефан и прибывшие на пароходе архимандрит Пантелеимон, тайный советник П. М. Кошкин, могилевский губернатор А. И. Пильц, полковник А. Д. Ковалинский, командированный из Санкт-Петербурга для сопровождения мощей угодницы Божией, начальник Киевского округа путей сообщения и инспектор судоходства того же округа (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 28).

2. Могилев. Встреча мощей прп. Евфросинии перед Иосифовским собором

Начался молебен, по окончании которого Преосвященный Стефан произнес проповедь по случаю прибытия мощей преподобной Евфросинии в Могилев. Затем по заранее разработанному церемониалу крестный ход со святыней направился к Иосифовскому собору. Сводный хор, состоявший из архиерейского, семинарского, а также хоров мужского и женского духовных училищ, непрерывно пел Пасхальный канон с припевами преподобной Евфросинии. Рака со святыми мощами, которую высоко несли священники, была центром священного шествия и вызывала слезы умиления (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 10. С. 322).

Богомольцев собралось около двадцати тысяч, но, несмотря на такое множество народа, соблюдался образцовый порядок. Путь следования процессии заблаговременно полили водой и уложили ветками хвои. Окна домов, балконы, а в некоторых местах и крыши были заполнены людьми. Балконы Дома дворянства и отеля «Франция» были украшены коврами, а последний – очень изящно убран цветами и гирляндами из зелени (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 29).

3.Могилев. Вид на город из-за Днепра. Фото начала XX века

Крестный ход прибыл на соборную площадь и разместился следующим образом: в центре, на крыльце собора, на аналое находился крест, далее, на небольшом расстоянии, – икона преподобной Евфросинии, на особом возвышении была установлена рака с мощами, позади находился архиерейский амвон, по обе стороны которого – духовенство с хоругвями. Возле собора разместились архиерейский хор и хор мужского духовного училища; близ колокольни – хоры женского духовного училища и семинарии. Далее, по обеим сторонам хоругвей, стали учащиеся городских учебных заведений, за ними справа – хоры приходских церквей во главе с соборным, слева – народный хор, за архиерейским амвоном – губернатор и представители учреждений (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 10. С. 322–323).

После молебна началось праздничное всенощное бдение под открытым небом, по окончании которого святые мощи были внесены в храм, и народ прикладывался к ним в течение всей ночи. Возле собора, утопающего в огнях электрического света, стояло множество молящихся. Богомольцы из ближайших сел и деревень, поклонившись мощам преподобной, отправлялись ночью по холодку домой в свои селения. Прибывшие издалека расходились по знакомым или располагались для ночлега на площади и за соборными воротами.

Прошла ночь. Наступило знойное утро 1 мая. Поклонение святым мощам не прекращалось. Уходили из города богомольцы, пришедшие накануне, а навстречу им спешили другие, из более отдаленных мест.

В девять утра в кафедральном соборе началась Божественная Литургия, во время которой также продолжалось поклонение святыне. По окончании службы вокруг храма был совершен крестный ход с мощами. Начавшийся небольшой дождь нисколько не помешал стечению богомольцев. К часу дня в собор для служения молебнов преподобной стали собираться учащиеся с начальниками учебных заведений, учителями и воспитателями.

4.Могилев.Иосифовский кафедральный собор.Фото начала XX века

В шесть часов вечера началось всенощное бдение. К этому времени в город стали прибывать во множестве паломники – кто пешком, кто на лошадях. Среди них были и минчане, и черниговцы. Ночью соборная площадь, залитая светом электричества, была заполнена богомольцами. Около собора шла оживленная торговля иконами, брошюрами, свечами. Молитвенное настроение витало в храме. Богомольцы спешили приложиться к святыне. У мощей преподобной непрерывно дежурили два священника и четыре монахини Спасо-Евфросиниевского монастыря. Через два часа дежурство менялось, и уставшие монахини шли на кратковременный отдых в отведенное им помещение при женском духовном училище, чтобы через несколько часов вновь продолжить свое служение.

Светало… Моление в соборе продолжалось… Поклонение святым мощам не прекращалось… 2 мая в седьмом часу утра к собору для поклонения преподобной двинулись войска местного гарнизона. В девять часов началась торжественная Литургия, которую соборно служил Преосвященный Стефан. К великому утешению верующих часть Литургии совершалась под открытым небом на площади перед храмом (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 29–31).

В пределах Могилевской епархии по предстательству преподобной княжны Евфросинии совершались чудесные исцеления, многие из которых остались в тайниках сердец, сподобившихся получить их. Одним из таких знамений благодатной помощи явилось исцеление больной астмой. Жена учителя Могилевского Духовного училища Людмила Чистякова, женщина очень слабая и болезненная, страдала тяжелой формой астмы, сопровождаемой сильным кашлем. Припадки удушья повторялись ежедневно и часто в угрожающей форме. Врачи признали ее неизлечимой, и всякое лечение было прекращено. Но вот в апреле 1910 года жители Могилева стали ожидать прибытия в город мощей преподобной Евфросинии. Ждала этого и Чистякова, тая в глубине души слабую надежду на исцеление. Когда святые мощи прибыли в город, вместе со многими тысячами народа их встретила у пристани с большим напряжением последних сил и больная. Она молилась здесь и затем возвратилась домой, спокойная и довольная, что этот труд окончился для нее благополучно. Тотчас Чистякова решилась на еще больший для ее слабого организма подвиг. В сопровождении знакомых женщина отправилась в соборный храм, где временно почивали мощи угодницы Божией, бодро стояла часа два, молясь и ожидая своей очереди, чтобы приложиться к мощам, а затем благополучно (уже в ночное время) возвратилась домой. Утром следующего дня обычного, ожидаемого приступа удушья не было. Весь день больная чувствовала себя прекрасно, а поздним вечером вновь поспешила в храм, приложилась к святыне и затем, исцеленная от своего недуга, благополучно возвратилась домой. Ежедневные припадки удушья совершенно исчезли, а ослабленный организм постепенно полностью окреп (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 12. С. 410–411).

2 мая в начале четвертого часа дня мощи преподобной Евфросинии были изнесены из Иосифовского собора. Под звон колоколов, пение величания и звуки военного оркестра, исполнявшего гимн «Коль славен», крестный ход со святыней двинулся на казенную пристань, близ которой собралось уже множество молящихся. Богомольцы заполнили городской вал и пешеходку под ним. Впереди процессии шел народный хор. Раку с мощами преподобной, покрытую малиновым бархатным покрывалом с горностаевой оторочкой, несли священнослужители и представители власти.

В Могилеве в дни Свято-Евфросиниевских Торжеств, по самым скромным подсчетам, было около семидесяти пяти тысяч богомольцев. Духовенство во главе с епископом Стефаном вдохновенными проповедями и благолепными службами в полной мере сумело поддержать молитвенное настроение народа.

5.Интерьер Иосифовского собора. Фото начала XX века

Около половины шестого вечера крестный ход подошел к пристани, лестница которой была полностью усыпана цветами. Святые мощи внесли на пароход и поставили в рубку, где старшим духовенством был отслужен краткий молебен. В шесть часов вечера «Головачев» отшвартовался от пристани и под звуки хвалебного пения, возносимого священнослужителями в честь преподобной Евфросинии, стал медленно удаляться. С кормы «Головачева» архимандрит Пантелеимон благословлял оставшихся на берегу богомольцев. Вслед за пароходом со святыми мощами отшвартовались «Смоленск» и «Гомель». По обеим сторонам Днепра за «Головачевым» следовало множество народа.

«Счастливы матросики – их Господь сподобил проводить преподобную», – слышалось на берегу (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 31).

Большая часть пути от Могилева до Орши была пройдена пароходом «Головачев» вечером и ночью. Несмотря на то что шел сильный дождь, на берегах Днепра стояли крестные ходы с множеством богомольцев из ближайших селений. Они приветствовали шествие преподобной Евфросинии в родной край колокольным звоном и пением величания. Так же встречали святыню в селе Полыковичи, деревне Купелы и местечке Шклов. К утру погода прояснилась. В пять часов утра пароход проходил мимо небольшого города Копысь; на противоположном, правом, берегу Днепра располагалось село Александрия. На обоих берегах стояли крестные ходы и доносились колокольный звон и пение величания. Со стороны Копыси обращала на себя особое внимание группа маленьких девочек из женской школы, учительница которой, несмотря на ранний час, вывела своих воспитанниц для участия в общем Торжестве. Последний на пути крестный ход вышел из Оршанского мужского монастыря, и это было уже преддверие Орши (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 357–358).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

10/23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей мч. Ореста врача, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

10 / 23 ноября, четверг

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (842). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY