Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

От Орши до Витебска. 3–7 мая

Распечатать

Раннее утро 3 мая. Солнце еще не взошло, а оба берега Днепра вблизи плавучего моста возле Орши уже заняли богомольцы, ожидавшие прибытия мощей преподобной к половине одиннадцатого утра. Левый, очень высокий, берег напротив города от реки и по всему взгорью был усеян людьми. Всюду – тишина, нет напрасной сутолоки и суетливых распоряжений. После восьми часов к пристани прибыл наряд полиции, шпалерами расположились могилевские роты вдоль пути следования процессии. Шагов на двадцать друг от друга разместились стражники и вольные пожарные дружины. Словом, к девяти часам утра путь для крестного хода был уже подготовлен.

Духовенство во главе с епископом Стефаном крестным ходом вышло из собора Рождества Пресвятой Богородицы к пристани. Пристанью служил украшенный зеленью паром. Плавучий мост был разведен. Народ все прибывал и прибывал. Из-за изгиба реки показался сначала высокий крест, а затем – большой белый пароход, на носу которого стоял архимандрит в облачении и митре и благословлял молящихся. Народ ответно кланялся, держа в руках зажженные свечи.

1.Орша. Вид на собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фото начала XX века

При появлении парохода раздалось пение встречавших хоров: архиерейского, монашеского и городского училища, доносилось пение и с противоположного берега. Это была незабываемая картина, величественная, поражающая: чудное майское утро, зеркальная гладь реки, тихо приближавшийся «Головачев» со святыней, десятки тысяч людей, устремивших свои взоры на пароход, и при общем молчании – стройное церковное пение. Все земное в ту минуту казалось забытым. Картина эта осталась в памяти каждого.

Пароход причалил, первым взошел на него Преосвященный Стефан, затем духовенство. Все высшее начальство города во главе с вице-губернатором С. А. Шидловским стояло на пароме-пристани. По совершении краткого молебствия раку установили на носилки-павильон, и процессия начала свое шествие к собору. Народ стал бросать холсты, полотенца, платки, платочки, и в мгновение ока весь путь [от пристани шла небольшая мощеная улочка, известная теперь как ул. Пионерская] до храма оказался устланным этими приношениями, как одним громадным бесценным ковром, ведь всякая пядь его – это лепта евангельской вдовицы. Крестный ход достиг павильона, находившегося напротив собора. Отслужили молебен, после которого миссионер Г. Щелчков произнес проповедь. Мощи внесли в храм, где началось поклонение им. Сначала прикладывалось духовенство, затем монахини, учащиеся и, наконец, горожане. После всенощного бдения в соборе у святых мощей было установлено дежурство священников и монахинь.

Всю ночь богомольцы непрерывной вереницей подходили для поклонения святыне. После дождя погода была сырой, стоял густой туман, а под утро стало холодно. Несмотря на это, многочисленные почитатели преподобной Евфросинии стояли вокруг собора, терпеливо ожидая своей очереди войти внутрь. 4 мая в девять часов утра началась поздняя Литургия архиерейским чином. После торжественной службы все снова начали собираться у храма, чтобы сопровождать мощи преподобной далее. До Орши святыня следовала шестьсот девяносто пять верст по Днепру. Оставалось преодолеть путь по шоссе в шестьдесят пять верст до Витебска и оттуда – сто двадцать пять верст до Полоцка по грунтовой дороге.

2.Прп. Евфросиния Полоцкая

Петербургскую улицу заполнили богомольцы. Всюду были тишина, порядок, ожидание. Вдруг раздался трезвон во всех церквах города: крестный ход вышел из храма, прошел соборную площадь и повернул на шоссе.

Из Орши крестный ход со святыней вышел в половине третьего часа дня и двигался по шоссе под пение нескольких хоров, чередовавшееся со звуками гимна «Коль славен». Духовенство в светло-золотых облачениях несло мощи преподобной, за ними следовала почти вся Орша и множество богомольцев, пришедших из разных городов и сел. Процессия минула город, и его жители мало-помалу начали отставать. Версты через две шествие приостановилось. Там был устроен павильон из зелени, а в стороне разбиты палатки. Здесь же была совершена молебная лития. Архимандрит, сопровождавший мощи, сказал прочувствованное слово, поблагодарил епископа за благолепные проводы по губернии и испросил благословение на дальнейший путь. Преосвященный Стефан, благословив всех, простился с уходящими. По приблизительным подсчетам, в Орше в Торжествах участвовало до сорока тысяч человек (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 32–35).

Широкое ровное шоссе, окаймленное с обеих сторон чернеющим дремучим лесом, хмурое свинцовое небо, группы крестьян соседних деревень, расположившиеся вокруг костров в ожидании святыни, – такая картина предстала перед глазами участников крестного хода. Раку с мощами несли на руках сначала священники, потом богомольцы. Когда начался сильный дождь, значительная часть паломников вернулась назад, оставшиеся – около четырех тысяч – шли, словно не чувствуя никакого неудобства. В деревнях, мимо которых проходил крестный ход, крестьяне к заблаговременно устроенным аркам выносили иконы и хлеб-соль. В деревне Самодумки, в пяти верстах от Орши, мощи преподобной встретил крестный ход из нескольких церквей. Через десять верст показалось село Бабино (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 361–362).

3.Орша. Вид на Ильинскую церковь

Здесь была сделана первая остановка на ночь. В Бабино процессия прибыла в половине девятого вечера. Святые мощи внесли в новый большой храм, где в течение всей ночи к ним прикладывались богомольцы. Местный землевладелец К. Л. Мартусевич на средства земства подготовил все необходимое для принятия святыни и сопровождавших ее: церковь украсил гирляндами из зелени, приобрел два новых колокола, для участников крестного хода подготовил помещения для отдыха, горячую пищу в двух военно-походных кухнях, кипяток, чай, хлеб, дрова. Утром 5 мая процессия с мощами преподобной Евфросинии направилась в село Юшково, расположенное в тридцати двух верстах от Орши (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 35).

В деревне Клюковке к шествию присоединилось местное духовенство. Торжественная процессия двинулась далее к деревне Погребенки, где ее встретил крестный ход из ближайших церквей и проследовал с ней в село Юшково, расположенное в трех верстах от шоссе.

В Юшково процессия прибыла около семи часов вечера. Здесь святыню с нескрываемой радостью встретили многочисленные богомольцы, пришедшие из окрестных деревень и сел Оршанского и Сенненского уездов. Несмотря на неблагоприятную погоду, людей собралось до семи тысяч. Почти всю дорогу лил сильный дождь, и шедшие за мощами промокли до нитки. Поэтому предусмотрительные приготовления земства – большой сарай для чайной и столовой, походные кухни, достаточное количество продуктов и места для ночлега – оказались для них великим благодеянием.

4.Орша. Собор Рождества Богородицы. Открытка начала XX века

Святые мощи были внесены в новый каменный храм. Начались молебны и поклонение святыне. Вечером отслужили всенощное бдение, во время которого, как и после него, в течение всей ночи богомольцы прикладывались к мощам. Духовенство служило молебны и совершало таинство исповеди. На следующий день, 6 мая, в девять часов утра, после Божественной Литургии и Царского молебна процессия направилась к границе Витебской губернии на станцию Дыманово, за четырнадцать верст от Юшкова (Могилевские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 362–363).

В полуверсте от станции, на откосе, стояла пограничная каменная колонна с гербами Витебской и Могилевской губерний. В этом месте на шоссе была устроена высокая арка, на столбах которой виднелись две даты: 1172 и 1910 – год отправления святой княжны в Иерусалим и год возвращения ее мощей на родину – в Полоцк. В верхней части арки находилась широкая белая лента, украшенная зеленью, с надписью: «Радуйся, Евфросиние, невесто Христова Всечестная».

После полудня, когда крестный ход со святыней приближался к Дыманово, духовенство и богомольцы уже стояли у арки. Здесь же находились священнослужители с крестными ходами из сел Любашково, Селюты, Кобыльники и других деревень.

5.Местность, где ранее находилось имение Лужинских.Фото 2000 года

Святыню встречали могилевский вице-губернатор действительный статский советник С. А. Шидловский, председатель Могилевской земской управы действительный статский советник Судзиловский, витебский губернатор барон Б. Б. Гершау-Флотов, вице-губернатор Н. Ф. Ошанин и другие представители гражданской власти. Вскоре к месту встречи прибыли сопровождавшие мощи преподобной из Киева тайный советник П. М. Кошкин, действительный статский советник Н. Н. Михайлов, полковник А. Д. Ковалинский. Ровно в час дня рака с мощами была поставлена на особое возвышение под аркой. Здесь, на границе земли Полоцкой, под открытым небом совершили молебен преподобной Евфросинии. Архимандрит Пантелеимон по окончании молебствия обратился к участникам Торжеств со словами радости о благополучном перенесении мощей угодницы Божией на родину. Затем он сердечно поблагодарил вице-губернатора, председателя земской управы и всех лиц, сопровождавших и оберегавших святыню до границ Витебской губернии, за то умелое, разумное и теплое участие во время следования крестного хода через Оршу и далее по шоссе. После этого наступили минуты прощания. Когда представители власти и духовенство приложились к мощам, рака была снова установлена на носилки, и процессия направилась в село Любашково. Некоторые могилевчане повернули обратно, другие последовали за святыней. Весь путь от арки до станции и далее был устлан зеленью и цветами (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 36).

В три часа пополудни святые мощи прибыли в село Любашково. Неудивительно, что преподобная Евфросиния, вступив в пределы Полоцкой земли, первую остановку избрала именно в этом месте. Здесь, под сводами местного храма, был похоронен известный во всей Белоруссии Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский), воссоединивший с православием Полоцкий край, бывший в течение нескольких столетий униатским, и подавший одним из первых мысль о необходимости перенесения мощей преподобной. Святая игумения, вступив в пределы родного края, как бы спешила известить покойного архиепископа Василия, что желание сердца его исполнилось. Она возвратилась в свой удел для укрепления и утверждения его жителей в православной вере, к которой их привел архипастырь (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 44–45).

6. Крест на месте погребения архиепископа Василия (Лужинского). Фото 2006 года

7 мая около девяти часов утра по окончании ранней Литургии и молебствия преподобной Евфросинии, совершенных в Любашковской церкви, торжественная процессия со святыми мощами направилась к Витебску (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 36).

По пути совершались частые остановки. Народ усердно просил хотя бы на несколько минут остановить шествие святыни. Всюду стояли арки, убранные зеленью, столы с иконами и хлебом-солью. В руках у людей были горящие свечи (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 45).

На седьмой версте от Витебска, возле колонии малолетних преступников, было совершено краткое молебствие. По мере приближения к городу число сопровождавших процессию все увеличивалось: по шоссе бесконечной лентой тянулись богомольцы и присоединялись к крестному ходу (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 37).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY