Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Витебские Торжества. 7–16 мая. Дальнейший путь следования святых мощей до Полоцка. 16–20 мая

Распечатать

1.Прп. Евфросиния Полоцкая

Накануне встречи в Витебске святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, 6 мая 1910 года в день рождения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича протоиереем Алексием Матюшенским в Николаевском соборе было сказано слово: «…Прошли века… много пережила наша родина, особенно наша Полоцкая земля, но память народная о подвигах Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, была хранилищем родного православия и русской национальности и под властию литовцев, и под игом польским. Неудивительно, поэтому, что при первых же ростках свободы религиозной и национальнаго возрождения Белоруссия вспомнила о своей просветительнице и молитвеннице. И она, видя эту народную любовь и вспомнив многострадальную жизнь своей родины под властью поляков, как бы во исполнение своего обещания подвиглась после долгой разлуки на свое обновленное пепелище… Народная вера, сохранившая память о Преподобной, подняла на 1000 верст всех тех, кому дорога была память о ней, и вот мы видим неописуемыя картины народнаго движения: оба берега Днепра, некогда послужившаго купелью для крещения русскаго народа, а ныне ставшаго путем следования св. мощей Преподобной Евфросинии в ея родную землю, усыпаны живыми движущимися толпами молящихся и в религиозном восторге славящих Преподобную Княжну, игумению Полоцкую, спустя 7 веков после ея кончины. Не менее чудное зрелище представляет и шествие со св. мощами Преподобной в ея родной Полоцк чрез наш город. Нельзя передать, что испытывает народное сердце при виде возвратившейся к нему его просветительницы в нетленных мощах ея, подъем религиознаго чувства, граничащий с восторгом и небесною радостью, показывает всем и каждому, как сильна вера православная… как велика любовь народная к Царю Православному. В данном случае мы обязаны возвращением св. Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, в ея родную землю нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу… Когда в годы войны с Японией наш Благочестивейший Государь Император приезжал в г. Витебск для прощания с войсками, отправлявшимися в Маньчжурию, наш… благостнейший Архипастырь, поднося ему чудный лик Преподобной, обратил его царское внимание на нашу любовь к Преподобной Евфросинии. Убедившись лично в этой любви нашей, Государь и выразил сочувствие нашему вожделенному и непрекращающемуся молению о возвращении к нам ея святых мощей.

Собравшись сегодня в день Рождения нашего Возлюбленнаго Монарха для сердечной молитвы о Его здравии, долгоденствии и преуспевании в царственных трудах на пользу народа, не забудем вознести и благодарственную молитву… Пусть Преподобная Евфросини... сама Княжна, знавшая трудность царскаго служения, поможет Ему в новом лете Его славнаго Царствования своим Небесным предстательством у Жениха ея – Христа. Аминь» (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 27. С. 637–638).

7 мая Витебск усердно готовился к встрече святыни. В кафедральном соборе подготовка началась еще с утра. Женщины и дети непрерывно приносили цветы. На соборной площади сотни людей были заняты установлением широкого помоста для раки с мощами преподобной.

2.Витебск. Фото начала XX века

На углу соборной площади и Гоголевской улицы [ныне часть ул. Ленина, от пл. Свободы до пл. Победы] красовалась арка, убранная зеленью. Далее, по обеим сторонам Гоголевской улицы, стояли высокие, в виде арок, столбы, обвитые зеленью и украшенные цветами. При повороте с Гоголевской на Могилевский базар [находился неподалеку от современной пл. Победы] – снова арки. Балконы домов по пути следования процессии были украшены флагами. На Оршанском шоссе, в трех верстах от города, жители устроили небольшую сень, также убранную цветами и зеленью. Здесь уже к восьми часам утра собрался народ в ожидании встречи со святыней.

Около полудня к Николаевскому собору стали прибывать крестные ходы из приходских храмов, а также из Свято-Троицкого Маркова монастыря с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Приблизительно в это время на соборной площади собрались воспитанники и воспитанницы духовных и светских учебных заведений Витебска.

Выход общего крестного хода из кафедрального собора начался в час дня. Во главе его следовали Серафим, епископ Полоцкий и Витебский, и Феодосий (Феодосиев), епископ Смоленский и Дорогобужский. По всему шоссе, от города до места встречи святых мощей и далее, беспрерывно шли вереницы богомольцев и двигались экипажи.

3.Витебск. Николаевский кафедр. собор

В два часа дня процессия, вышедшая из храма, приблизилась к месту встречи мощей преподобной и остановилась. Через несколько минут подошел крестный ход с драгоценной святыней, и мощи были поставлены под сенью, устроенной из зелени. В половине третьего дня началось молебное пение преподобной Евфросинии, по окончании которого святые мощи были торжественно внесены в город. По пути следования воспитанницы учебных заведений бросали цветы. Военные оркестры исполняли гимн «Коль славен». Вся процессия растянулась на несколько верст. Ни тесноты, ни давки не наблюдалось не только среди множества богомольцев, но даже среди сотен экипажей, двигавшихся позади крестного хода. В городе по пути шествия святыни были расставлены шпалерами войска. Местность, окружавшая соборную площадь, представляла собой необычную картину: все окна и балконы, часть Замковой, Гоголевской и Смоленской улиц были заняты народом, люди стояли даже на крышах домов.

4.Государь Импер. Николай II с сыном

К четырем часам святые мощи принесли к кафедральному собору. Здесь на площади был отслужен благодарственный молебен за дарованную радость Полоцкому краю. Затем священнослужители перенесли святыню в храм. Участвовавшие в Торжествах хоры пели пасхальные песнопения. Военные оркестры продолжали играть «Коль славен». Церковные колокола возвещали населению о прибытии в город мощей игумении Полоцкой… (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 37–39).

О благополучном перенесении мощей преподобной Евфросинии в Николаевский собор Преосвященный Серафим телеграфировал Его Императорскому Величеству Государю Николаю Александровичу следующее:

«ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ.

Царское Село.

Благочестивейший Всемилостивейший Государь! При необозримых толпах народа в присутствии Епископа Смоленскаго Феодосия, администраторов и войска святые мощи Преподобной Евфросинии после благодарственнаго Господу Вседержителю молебствия на площади торжественно и величественно внесены в Витебский кафедральный собор. Повергая к стопам ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА чувства пламенной благоговейной признательности духовенства, монашествующих и мирян Полотской епархии за дарованное Вами нам величайшее духовное утешение, мы непрестанно молим Царя царствующих, да утвердит Он Своим безмерным могуществом Ваш царский престол в роде Вашем в долготу веков.

Вашего ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА вернопреданнейший слуга и богомолец Епископ Полоцкий Серафим».

В ответ на телеграмму Его Преосвященства от Его Императорского Величества последовала следующая телеграмма:

«Преосвященному Серафиму, Епископу Полоцкому и Витебскому.

Сердечно благодарю Вас, Владыка, и всех бывших на молебствии за молитвы и выражаемыя благопожелания; вместе со всеми вами радуюсь благоуспешному шествию честных мощей Преподобной княжны Евфросинии к пределам земли Полоцкой. НИКОЛАЙ (Высочайшая телеграмма // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 17. С. 173–174).

5.План-схема Никол-ой соборн. площади

Мощи святой пребывали в Витебске с 7 по 16 мая. За эти девять дней вся Витебская и часть Смоленской губернии побывали в Николаевском кафедральном соборе, где в то время находилась святыня. Во избежание чрезмерного скопления людей витебские власти заранее установили порядок прибытия крестных ходов из разных мест епархии. Для каждого уезда был назначен особый день. В определенный час крестный ход подходил к городу, здесь его встречало витебское духовенство и сопровождало до собора. Там богомольцы молились на всенощной и прикладывались к мощам преподобной. На следующий день, после ранней Литургии, паломники оставляли город. На смену им прибывали другие. Благодаря такому распределению крестных ходов удалось избежать давки, нередко бывающей при большом стечении народа; каждый богомолец получил возможность присутствовать на богослужениях и приложиться к святыне (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 46).

6.Витебск. Никол-ая Батальонная церковь

Ранним утром 16 мая в кафедральном соборе была совершена Литургия архиерейским чином, после которой Преосвященный Серафим сказал прощальное слово, завершившееся молитвой преподобной Евфросинии. Затем сонмом духовенства во главе с архипастырем мощи преподобной были изнесены на соборную площадь, и здесь, на помосте, устроенном городским управлением, был отслужен молебен с многолетием Царствующему Дому. Раку со святыней с тяжелых носилок, сделанных в Киево-Печерской Лавре, переставили на легкие, изготовленные в Витебске. Торжественная процессия направилась из Николаевского собора в сторону Городокского шоссе. Впереди понесли старые носилки, а за ними новые, со святыми мощами (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 40–41).

7.Витебск. Смоленская ул. Фото нач.XX в.

Все лавки, все учреждения утром в этот день в Витебске были закрыты. Все житейское замерло. Медленно двигался по улицам Витебска многочисленный крестный ход. Величественным было это шествие! Все пространство – дома, балконы, крыши, деревья – заполнял народ. Взоры всех устремились на раку с мощами. Церковные хоры и военные оркестры оглашали улицы священными песнопениями в честь преподобной Евфросинии. Слезы были видны на глазах людей. Многие держали в руках зажженные свечи (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47).

За святыми мощами следовали: духовенство во главе с епископом Серафимом, представители военных и гражданских властей, а также воспитанники и воспитанницы местных учебных заведений и несколько десятков тысяч богомольцев. У Николаевской военной церкви совершили молебен, а возле Николаевского кладбища – литию.

На вершину Волковой горы, расположенной приблизительно в трех верстах от города, около десяти часов утра прибыл встречный крестный ход из Лужеснянского прихода. Несмотря на холодный и ветреный день, гора была усеяна людьми. Из города беспрерывно шли длинной вереницей богомольцы. Отовсюду приходили люди, чтобы проводить святыню, покидавшую Витебск.

8.Эмалевая иконка прп. Евфро.Полоцкой

Около полудня с Волковой горы можно было заметить приближавшуюся процессию – церковные знамена и белевший на фоне пестрой тысячной толпы балдахин. В половине первого мощи угодницы Божией поставили на устроенный помост под аркой из зелени. Начался напутственный молебен. Тысячи верующих, стоявших на крутых откосах шоссе, преклонили свои колена. Еще несколько минут… и духовенство, а с ним и население города рассталось с драгоценной святыней.

Девятидневное пребывание мощей преподобной Евфросинии в Витебске стало великим праздником. Событие было исключительным, историческим. Другого, подобного ему по своей значимости, история города не знала. Эти Торжества показали, как сильна и глубока вера в нашем народе – ради нее и лишения, и труды, и жертвы можно понести с великой готовностью. Старый и малый, слабый и хилый наравне с бодрыми и сильными людьми шли, чтобы поклониться святой, и все получали помощь и утешение. Отмечались и случаи исцелений. На глазах богомольцев одержимая нечистым духом женщина с большими усилиями была подведена к мощам преподобной. Когда священник покрыл ее лицо воздухом, взятым от святых мощей, она получила благодатную помощь. Сотворив крестное знамение, женщина сама подошла к гробнице и с благоговением приложилась к святыне.

9.Витебск.Вид на г. при впад. Витьбы в Западн.Двину

Весь путь от шоссе и почти до первого места остановки в селе Заронове – около тридцати верст – был устлан зеленью. Во многих населенных пунктах крестьяне устраивали арки, под которыми на покрытых домоткаными скатертями столах ставили иконы и хлеб-соль.

В Зароново процессия прибыла в восемь часов вечера. Вместе с крестным ходом пришло около двух тысяч богомольцев. Началась всенощная. Вокруг храма, расположенного на берегу большого озера, были разбиты палатки для ночлега, зажжены фонари «Люкс».

17 мая, в десять часов утра, по окончании ранней Литургии и молебствия преподобной, процессия направилась из Заронова в местечко Сиротино. С утра было ясно, но к полудню, когда крестный ход приблизился к имению А. А. Кусакова, пошел мелкий дождик. Во всех селах и деревнях, встречавшихся на пути, крестьяне устраивали красивые и оригинальные арки из зелени. Деревенские избы украшали флаги. Во всем присутствовало усердие и старательность. Народ очень желал встретить родную святыню самым почетным образом: все были одеты по-праздничному, никто не работал, всюду по дороге были разбросаны полевые цветы, еловые ветви, аир, папоротник.

10.Зароново. Сельск. кладбище. Фото 2000г.

После двухчасового отдыха в имении господина Кусакова, где отслужили молебен под красивой, устроенной владельцем имения аркой, процессия направилась далее. В деревне Игуменщино крестьяне устлали путь торжественного шествия полотном. Во время несения мощей преподобной они бросали перед святыней куски полотна, полотенца и другие изделия собственной работы (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 40–43).

Религиозный подъем духа и необыкновенное воодушевление православных как-то незаметно передавались и иноверцам. Католики, вначале уклонявшиеся от участия в Торжествах перенесения святых мощей, позднее вместе с православными проливали слезы духовного умиления. Евреи также не оказались безучастными к проходящим на Полоцкой земле религиозно-национальным Торжествам. В местечке Сиротине они устроили великолепную арку с надписью «Еврейское общество» с портретом Государя Императора, мотивируя этот поступок желанием почтить русскую княжну, возвращавшуюся в свою родную землю (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 47–48).

11.Сиротино.Место,где наход. храм.Фото 2000 г.

Местечко Сиротино также украшали флаги. На многих улицах стояли арки. Небольшая местная церковь с великолепным иконостасом, превосходной живописью и отличной внутренней отделкой была очень красива. В момент прибытия мощей преподобной к храму число богомольцев составляло более десяти тысяч. Огромная сплошная толпа заняла всю улицу, ведущую к церкви.

Погода благоприятствовала празднику: дождь прекратился, светило солнце, хотя было холодно. Ранним утром 18 мая были даже небольшие заморозки, но тем не менее возле ограды стояло множество людей, желавших приложиться к святыне. Священники, которых в Сиротине собралось более двадцати, беспрерывно в течение всей ночи, служили молебны.

12.Ловжа-Никитиха. Фото 2000 г.

Ранняя Литургия началась в пять часов утра. После молебствия святые мощи были подняты духовенством, и процессия направилась далее, в село Ловжа. Множество верующих следовало за святыней. В два часа дня крестный ход прибыл в Ловжу, которую покинул после часового отдыха (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 43).

Заслуживает внимания участие старообрядцев в Торжествах Полоцкой земли. На всем пути от Витебска до Полоцка, где только были старообрядческие селения, они выходили навстречу процессии, прикладывались к мощам. Но особенно поразило всех православных то участие и усердие, которое проявили старообрядцы села Ловжа. Они пожелали присоединиться к шествию и принять участие в несении святыни. Православные уступили свое место у раки преподобной Евфросинии старообрядцам. С глубоким благоговением последние взяли носилки с мощами преподобной, и крестный ход направился далее. Несколько верст шли старообрядцы, все время неся на своих плечах мощи угодницы Божией и воспевая со всеми православными в общем духовном ликовании священные песнопения в честь Полоцкой княжны (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 48–49, 51).

В семь часов вечера процессия прибыла в деревню Зуи. Раку с мощами поставили под красивой аркой в виде балдахина, устроенной крестьянами. Здесь был отслужен молебен преподобной.

На противоположном берегу реки Оболь находилась Оболь-Онуфриевская церковь, откуда пришел крестный ход. Дальнейший путь лежал в Игумено-Оболь, куда священная процессия прибыла около девяти часов вечера.

13.Игумено-Оболь. Место разруш. хр.Ф.2000 г.

19 мая после ранней Литургии в Игумено-Обольской церкви шествие с мощами преподобной Евфросинии в сопровождении крестных ходов Оболь-Онуфриевской, Станиславовской и Игумено-Обольской церквей направилось в село Шатилово. В деревне Берковичи, по правую сторону реки Оболь, святыню встретил крестный ход из Шатиловской и Новиковской церквей. В полдень святые мощи принесли в храм села Шатилова, где перед ними отслужили молебен с акафистом.

В пять часов вечера мощи преподобной из Шатилова были изнесены по направлению к селу Сосница. Вблизи имения Горяны шествие со святыней встретили крестные ходы из Сосницкой и Домникской церквей. Когда принесли мощи в большой и новый Сосницкий храм, священнослужители во главе с настоятелем Невельского мужского монастыря игуменом Герасимом совершили торжественное всенощное бдение, а на следующий день – Божественную Литургию.

14.Шатилово.Жилой дом на месте храма.Ф.2000 г.

20 мая, в десять часов утра, по окончании Литургии святые мощи, сопровождаемые крестными ходами из Шатиловской, Сосницкой и Домникской церквей, проследовали из Сосницы в село Струнь. Оттуда навстречу им вышел крестный ход, возглавляемый благочинным 1-го округа священником Александром Григоровичем. В Струни была устроена для встречи святыни прекрасная арка из зелени. В двенадцать часов дня мощи преподобной Евфросинии поставили для поклонения в Кресто-Воздвиженском храме, построенном Полоцким униатским архиепископом Ираклием (Лисовским). Здесь находилась некогда резиденция полоцких униатских архиепископов.

Село Струнь – последняя остановка на пути в Полоцк, в пяти верстах от него. Отсюда святые мощи были изнесены крестным ходом, возглавляемым архимандритом Пантелеимоном. На полпути от Струни до Полоцка процессию с мощами преподобной Евфросинии встретил полоцкий крестный ход (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 43–44).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY