Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Полоцкие Торжества. 20–23 мая

Распечатать

1.Прп. Евфросиния Полоцкая

Торжества 1910 года навсегда останутся незабвенными для Полоцка. Православное население города с большим духовным подъемом встречало свою древнюю, долгожданную, вымоленную святыню – мощи преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, которые прибыли из Дальних Киевских пещер, чтобы почивать на месте ее иноческих подвигов – в Спасо-Евфросиниевской обители. Это духовное Торжество всего Белорусского края, который искони почитает град Полоцк как колыбель веры православной, а преподобную Евфросинию как величайшую подвижницу, просветительницу и предстательницу пред Богом (Самарские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 659).

2.Спасо-Преображенский храм. Фото 1910г.

Родина святой княжны – город Полоцк – заранее готовился к встрече ее нетленных мощей. Местное Церковное Братство во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии не только разработало до мельчайших подробностей церемониал встречи святыни, но подготовило и выпустило ряд прекрасных изданий. Одним из них был «Листок на память о Евфросиниевских торжествах», который с 19 по 27 мая выходил под редакцией члена Братства И. И. Долгова (всего восемь номеров). Он содержал ежедневные отчеты о проходивших Торжествах, написанные под живым впечатлением участников, а также назидательные статьи. Этот «Листок» издавался в количестве 500–700 экземпляров (по 3 копейки) и сразу раскупался богомольцами. Ныне экземпляр такого «Листка» уже представляет большую библиографическую редкость (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 45–46).

3.Королева Эллинов Ольга Константиновна в вагон-салоне.Фото 1910г.

Утром 18 мая в Полоцк прибыл Его Высочество, Великий Князь Константин Константинович, а вечером – Киевский митрополит Флавиан. Встреченный на вокзале представителями всех ведомств Великий Князь в первом часу пополудни вступил в Николаевской собор, где его приветствовал воодушевленным словом Преосвященный Серафим, епископ Полоцкий и Витебский, высказывая радость Царственному гостю, принявшему на себя подвиг благочестивого паломничества, и призывая благословение Божие на него и Царствующий Дом. Во встрече Великого Князя, кроме епископа Серафима, участвовало еще двенадцать священников в праздничных золотых облачениях. Приложившись к кресту, поднесенному архипастырем, Его Высочество занял приготовленное место у правого клироса и благоговейно молился во время ектеньи и многолетия, которыми закончилась встреча.

4.Великий Князь Константин Константинович на крыльце Никол. собора.Фото 1910г.

5.Генералитет  приветствует Великого Князя Константина Константиновича.Фото 1910г.

6.Военный парад на корпусном плацу в день тезоименитства Великого Князя Константина Константиновича

Митрополита Флавиана, прибывшего на Риго-Орловский вокзал вечерним поездом, встретил епископ Серафим и представители административных учреждений города. В кафедральном соборе настоятель протоиерей Димитрий Гнедовский приветствовал митрополита следующей речью: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец наш! Иоанн был вестником близкаго пришествия Иисуса Христа, так равно и прибытие Вашего Преосвященства вещает нам о скором пришествии к нам нашей молитвенницы, Преп. Евфросинии. Как с пришествием на землю Христа возродился весь мир, и все люди, воспринявши Его лучшия заповеди о мире и любви, основали на этих заповедях, как на фундаменте, всю свою жизнь, так равно с пришествием нашей молитвенницы, Княжны Полоцкой, мы все уверены, заповеди Христа в наших сердцах окрепнут, возрастут и всех нас направят на лучший и истинный путь, которым шел Сам Спаситель…»

7.Прп. Евфросиния Полоцкая

8.Арка военного ведомства. Фото 20 мая 1910г.

19 мая по благословению Преосвященного Серафима духовенство собора с крестным ходом вышло к вокзалу Риго-Орловской железной дороги для встречи привезенных тридцатью двумя представителями московских обществ хоругвеносцев икон, освященных на мощах преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского, Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и изящной работы ценных вызолоченных хоругвей. Все три иконы, а также серебряная лампада были назначены в дар Спасо-Евфросиниевской женской обители, а хоругви – в дар Николаевскому собору. Гости-хоругвеносцы в обшитых галунами кафтанах приняли участие в крестном ходе, с которым иконы и хоругви были принесены в кафедральный собор к десяти часам утра.

9.Полоцкий кадетский корпус. Фото 1910г.

10.Вел. кн. Константин Константинович на крыльце Николаевского собора

11.Группа певчих Полоцкого кадетского корпуса

В одиннадцать часов митрополит Флавиан и епископ Серафим удостоили своим посещением Спасо-Евфросиниевский монастырь и епархиальное женское училище.

К утру 20 мая Полоцк вполне подготовился к торжественной встрече своей небесной покровительницы, преподобной княжны Евфросинии (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 25. С. 609–612).

Город принял праздничный вид. В начале Витебской улицы [ныне проспект Франциска Скорины] возвышалась сооруженная городским управлением арка с надписью «Дивен Бог во святых Своих». Вдоль улицы шпалерами стоял 100-й Островский полк (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 46).

12.Колонада из четырн-ти мачт Риго-Орловской железн. дороги. Фото 22 мая 1910г.

Главную Рижскую улицу [ныне ул. Евфросинии Полоцкой] на всем протяжении обильно украсили зеленью и флагами. Перед корпусным плацем по проекту художника П. А. Зыкова была сделана изящная арка с гербом города (воин-всадник) и надписью на полукружии «Благословен Грядый во Имя Господне». На корпусном плацу напротив врат Николаевского собора церковный староста В. Т. Трофимов устроил балдахин в виде часовни, обвитый зеленью и увенчанный крестом.

Железнодорожный виадук [мост над грунтовой дорогой] вблизи места встречи святыни был украшен зеленью и сотнями национальных флагов разной величины. На встречном пункте поставили высокий помост с балдахином из ельника, а на поляне, напротив помоста, находился небольшой шатер для отдыха Августейших паломников и митрополита.

13.Депутация от Виленского уч. округа на Свято-Евфросиниевских Торжествах в Полоцке.Фото 1910г.

В девять часов утра на вокзал прибыли Ее Величество Королева Эллинов Ольга Константиновна, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна с двумя сестрами своей общины и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Их встречали Великий Князь Константин Константинович с сыном Игорем, епископ Серафим, витебский губернатор барон Б. Б. Гершау-Флотов с супругой, игумения Илариона, начальница Спасо-Евфросиниевского епархиального женского училища монахиня Нина, губернский и уездные предводители дворянства и представители разных ведомств (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 25. С. 612–613).

14.Великая Княгиня Елисавета Феодоровна на крыльце трапезного дома в Спасо-Евфросиниевском мон-ре

На Торжества в Полоцк прибыли также Преосвященные Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский, и Стефан (Архангельский), епископ Могилевский; архимандриты – Пантелеимон, настоятель Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря, Михаил (Горелышев), настоятель Сергиевой пустыни Санкт-Петербургской епархии, и Макарий (Гневушев), настоятель Московского Новоспасского монастыря; обер-прокурор Святейшего Синода С. М. Лукьянов, директор канцелярии обер-прокурора В. И. Яцкевич, графиня С. С. Игнатьева, попечитель Виленского учебного округа Г. В. Левицкий с депутацией от десяти учебных заведений Виленского учебного округа, представители Церковных Братств, монастырей и разных учреждений военного и гражданского ведомств Северо-Западного края; члены Государственной Думы Г. А. Евреинов, А. П. Сапунов и протоиерей Феодор Никонович, а также старые Полочане [выпускники Полоцкого кадетского корпуса], среди которых были три генерала Кайгородовы (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 27–28).

15.Участники Полоцких Торжеств 1910 года на площадке перед кадетским корпусом

В половине двенадцатого дня в кадетский корпус на открытие и освящение бюста-памятника генерал-лейтенанту Р. И. Кондратенко изволила прибыть Королева Эллинов Ольга Константиновна. При входе в здание, у подъезда, ее встретил директор корпуса генерал-майор М. Г. Чигирь с почетным рапортом (Полоцкий Кадетский Корпус: Исторический очерк 75-летия его существования / сост. В. П. Викентьев. Полоцк, 1910. С. 377). В обширном Александровском зале корпуса выстроился батальон кадет; первая рота – с ружьями. В строю находились оба знамени корпуса, первым знаменосцем был кадет Великий Князь Олег Константинович. По окончании освящения, совершенного законоучителем корпуса протоиереем Иоанном Васильевым, кадеты со знаменами под звуки оркестра вышли по струнской дороге встречать мощи преподобной Евфросинии (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 25. С. 613).

16.Игумения Илариона с сестрами Спасо-Евфросиниевского мон-ря возле игуменского дома. Фото 1910г.

В двенадцать часов дня на кадетском плацу, украшенном флагами и зеленью, собрались крестные ходы из всех городских церквей и монастырей с крестами, иконами, хоругвями и фонарями, а также учащиеся всех учебных заведений Полоцка, депутация от учебных заведений Виленского учебного округа, длинная серебряная лента духовенства, представители всех городских учреждений и множество молящихся. Около двух часов дня при колокольном звоне во всех церквах и монастырях города крестный ход, сопровождаемый архиепископом Волынским Антонием, епископом Полоцким Серафимом, наместником Киево-Печерской Лавры архимандритом Амвросием (Булгаковым) и другими прибывшими на Торжества духовными лицами, двинулся навстречу святым мощам. За процессией следовали Великий Князь Константин Константинович с сыном Игорем, генералитет, местные власти, представители административных учреждений и множество других лиц (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 28).

17.Крестный ход с мощами преп. Евфр. на Витебской ул. Шествие хоругвеносцев.Ф. 20 мая 1910г.

Крестный ход шествовал по Витебской улице, имевшей весьма праздничный вид: везде были флаги, зелень, в некоторых местах возвышались мачты с хоругвями, на которых можно было видеть изображение буквы «Е» с княжеской короной наверху. Вдоль тротуаров стоял народ, во всех окнах, на балконах – множество наблюдавших шествие. При движении процессии войска держали «на караул». Недалеко от виадука была воздвигнута высокая арка, сооруженная полоцкими железнодорожными ротами, за ней – огромная сень, убранная зеленью. Крестный ход, растянувшийся почти на две версты, через час достиг места встречи, и все участники в образцовом порядке заняли назначенные им места.

Около сени был раскинут белый шатер, в котором по приходе процессии уже находились Королева Эллинов Ольга Константиновна, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Киевский митрополит Флавиан. Туда же вошли Великий Князь Константин Константинович с сыном Игорем.

Началось ожидание. Вокруг, по полям, по откосам железнодорожного пути, группами расположился народ. В версте от виадука находились во главе с директором учащиеся кадетского корпуса со знаменем, которое держал Великий Князь Олег Константинович. Тут же стояла и знаменная рота 100-го Островского полка со своим оркестром. За порядком наблюдали конные стражники. На железнодорожном пути находился поезд с санитарным вагоном.

Около половины четвертого дня близ деревни Новки, в версте от виадука, показались клубы пыли и засверкали кресты… Приближалась процессия со святыней, издали послышались звуки гимна «Коль славен». Все пришло в движение. На помосте под сенью стало духовенство во главе с митрополитом Флавианом. Высочайшие Особы заняли места около сени. Вокруг расположились богомольцы.

18.Высочайшие Особы следуют за гробом с мощами преп. Евфр. Ф. 20 мая 1910г.

Около четырех часов дня крестный ход со святыми мощами прошел под виадуком. Впереди ехали верхом член Совета Министра внутренних дел тайный советник П. М. Кошкин и полковник А. Д. Ковалинский. Во главе процессии несли фонари, хоругви, а далее, под особой сенью, – убранную цветами раку с мощами. Пели тропарь преподобной. Минута была поистине торжественной. Все замерло. Осуществились пророческие слова святой княжны о возвращении ее в родной Полоцк. Видевшие это воочию пребывали в благоговейном молитвенном молчании (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 46–48).

Нет никакой возможности описать все, что переживал народ в то время. Какая-то необыкновенная радость светилась в глазах людей, шедших за мощами игумении Полоцкой. Загорелые, черные от пыли, но счастливые и торжествующие, приблизились к помосту священнослужители, неся на своих плечах гробницу с мощами преподобной Евфросинии, и при пении величания поставили ее на приготовленное место под сенью (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 56).

Отслужили молебен, после которого крестный ход с мощами направился в город. В Николаевском соборе, куда была принесена святыня, сразу же началось всенощное бдение (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 48).

19.Крестный ход с мощами преп. Евфр. на Витебской ул. Ф.о 20 мая 1910г.

Богослужение совершал митрополит Флавиан с архиепископом Антонием и епископом Серафимом. Одновременно служилась всенощная перед иконой преподобной Евфросинии в устроенной на кадетском плацу сени. В соборе на богослужении присутствовали Высочайшие Особы. Храм был полон молящихся, которые стояли с зажженными свечами. Служба окончилась около одиннадцати часов вечера. Николаевский собор был открыт всю ночь, и богомольцы непрерывно прикладывались к святым мощам. На плацу около двенадцати часов ночи члены Братства протоиерей Михаил Дубровский и С. Н. Федякин с помощью «волшебного фонаря» [проекционный аппарат] показывали и объясняли народу картины из жития преподобной Евфросинии. (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 30).

Когда стемнело, стало видно, как красиво был иллюминирован город. На улицах царило оживление. Невольно взор обращался на плац, где на помосте под сенью горело множество свечей перед иконой преподобной Евфросинии, и на собор, через двери и окна которого лился свет от зажженных свечей. Умилительную картину представляли простые богомольцы, стоявшие на коленях и тепло молившиеся. Двигались все тихо. К мощам подходили по одному. Порядок весь день был образцовый (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 48).

21 мая – день тезоименитства присутствовавшего на Торжествах Великого Князя Константина Константиновича. Утро выдалось прекрасное и обещало жаркий солнечный день. Казалось, сама природа ликовала вместе с полочанами. К восьми часам народ занял все улицы и переулки, ведущие к кадетскому плацу. В этом же направлении стали стягиваться и строиться войска. В половине десятого утра по улице от квартиры директора корпуса прошел Великий Князь Константин Константинович, поздоровался с генералитетом, затем изволил проследовать в Николаевский собор. Через некоторое время туда прибыли Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Королева Эллинов Ольга Константиновна в сопровождении состоявших при них лиц. Литургию служил архиепископ Антоний, который по окончании ее произнес слово на 138 псалом: Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже… Затем был совершен молебен. После него епископ Серафим поднес Его Императорскому Высочеству икону преподобной Евфросинии как благословение на все времена Великому Князю и всему Великокняжескому роду (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 49–50).

20.Крестн.ход со св.мощами на Красном мосту. Шествие воспитанников учебных заведений. Фото 22 мая 1910г.

Среди кадет на богослужении присутствовал сын Великого Князя Олег Константинович. Он простоял всю службу со знаменем корпуса в руках, а затем с кадетами вышел из храма на соборную площадь для участия в параде (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 57).

После военного парада в кадетском корпусе был завтрак, в конце которого Великим Князем был провозглашен тост: «За здоровье Государя Императора, Державною Волею Котораго святыня древняго Полоцка вернулась в родной край. Ура!». Своды зала огласились громогласным «ура» и звуками народного гимна, повторенного троекратно по желанию всех собравшихся. Затем Великим Князем был провозглашен тост за Государынь Императриц и Наследника Цесаревича.

По окончании завтрака Высочайшие Особы обходили присутствовавших и милостиво с ними беседовали, затем, приветливо простившись, отбыли из корпуса. Старые Полочане оставались в стенах родного корпуса еще некоторое время. Генерал-лейтенант Н. Н. Кайгородов произнес высокопатриотическую речь об историческом значении переживаемого события. В ответ на это раздалось громкое «ура» (Полоцкий Кадетский Корпус: Исторический очерк 75-летия его существования / сост. В. П. Викентьев. Полоцк, 1910. С. 381).

21.Крестный ход с мощами преп. Евфр. на Красном мосту. Фрагмент фото

22 мая в десять часов утра в Николаевском соборе началась праздничная Божественная Литургия, которую совершал митрополит Флавиан в сослужении с архиепископом Антонием, епископом Серафимом и многочисленным духовенством. После Литургии был совершен молебен преподобной Евфросинии, в котором участвовали вышеупомянутые архипастыри, а также епископ Могилевский Стефан и епископ Холмский Евлогий.

Храм не закрывался ни днем ни ночью, так что к святым мощам непрерывным потоком подходили и прикладывались богомольцы.

Никогда еще в Полоцком Николаевском соборе не было такого сонма архипастырей, возглавляемого маститым первоиерархом митрополитом Киевским Флавианом. Присутствие на богослужениях Августейших Особ, постоянное живое слово духовенства, необыкновенные службы с прекрасным пением архиерейского и соборного хоров, непрерывный поток богомольцев – все это производило самое отрадное впечатление на участников светлого Торжества. Казалось, что у всех в эти святые дни было одно сердце и одна душа.

22.Духовенство во гл. с митр. Флавианом у монаст.часовни в ожидании крестн. хода с мощ. прп. Евф. Ф. 22 мая 1910г.

Не одни только православные сознавали свое единство и испытывали радость, находясь у раки с мощами, а также и иноверцы, бывшие очевидцами этих событий. Из них особенное внимание обращал на себя прибывший на празднество из Лондона священник Англиканской Церкви генеральный секретарь Общества ревнителей соединения Восточно-православной и Англиканской Церквей Г. Ж. Файнс-Клинтон. Свои впечатления об этих святых днях он выразил в письме на имя редактора «Листка [№ 7] на память об Евфросиниевских торжествах» И. И. Долгова: «...Г-н редактор! Вы были так любезны предложить мне через посредство редактируемой Вами газеты изложить свои впечатления о моем пребывании в Полоцке. Я приехал сюда не только как священник англиканской епископальной церкви, к Церкви, которую наши епископы признают Единой и Истинной для Востока, но и как представитель Общества, члены которого горячо желают теснейшего сближения с православными, в надежде будущего соединения. Я ехал, ожидая лишь официального приема, и имел счастье быть сердечно принятым Высокопреосвященным митрополитом Киевским. Но особенную радость я получил от сочувственного отношения, оказанного мне Преосвященным Серафимом, епископом Полоцким, Преосвященным Евлогием, епископом Холмским, и Высочайшими Особами, прибывшими на торжество…

Особое умиление испытывал я, находясь среди паломников на крестных ходах и у раки пр. Евфросинии, чувствуя со всеми связь веры и братства и молясь, дабы многожеланное возвращение пр. Евфросинии в страну, где она обитала… могло бы Ея молитвенным предстательством споспешествовать общим стремлениям к единству. Стоя в соборе и наблюдая молитвенный восторг и поразительное христианское братское общение и равенство перед Той, Которая, как бы живая, реально присутствовала среди молящих Ея детей, я чувствовал, невзирая на разницу обряда и языка, совершенное молитвенное единение со всеми присутствовавшими».

23.Ожидание крестн. хода со св. мощами на крыльце Кресто-Воздвиж. собора. Фото 22 мая 1910г.

Наступил самый важный момент – перенесение святых мощей преподобной и богоносной игумении Евфросинии в основанный ею Спасский монастырь (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 30–32).

Улицы по пути от кадетского плаца до самой обители были убраны флагами, зеленью и гирляндами. На железнодорожном переезде соорудили колоннаду из четырнадцати высоких мачт, перевитых зеленью и украшенных флагами, хоругвями и щитами. Перед въездом в березовую аллею, ведущую к святым вратам монастыря, около часовни сестрами обители была воздвигнута арка с надписью «Гряди, Радость Наша, Преподобная Мати Евфросиние». Справа от березовой аллеи, на поле, установили пятьдесят палаток для богомольцев. Неподалеку от монастырских ворот были устроены навесы для торгующих съестными припасами. К обители тянулись вереницы богомольцев: тысячи паломников прибыли в город с крестными ходами из Невельского, Полоцкого и Дриссенского уездов.

Монахини усердно готовились к встрече своей покровительницы. Древний храм Спаса был украшен гирляндами из зелени. Все блистало чистотой, везде был виден образцовый порядок. Около недавно сооруженного колодца совершался чин освящения воды, а вокруг него собралось множество богомольцев. Стояла чудесная погода. Солнце освещало белоснежные монастырские храмы, блистало на крестах куполов. В Спасском храме по окончании водосвятия было совершено освящение серебряной раки для мощей преподобной Евфросинии.

24.Крестный ход со св. мощами на соборной площади Спасо-Евфросин. мон-ря. Фото 22 мая 1910г.

В четыре часа во всех церквах города зазвонили в колокола. На кадетском плацу, согласно церемониалу, между шпалерами 100-го Островского полка, выстроились участники процессии. В Николаевском соборе собралось многочисленное духовенство, высшие военные и гражданские чины. Начался торжественный крестный ход. Только священства участвовало в нем более двухсот человек. Гробница со святыми мощами была изнесена архиереями и архимандритами. За ней протоиерей Николай Околович нес Крест преподобной Евфросинии, далее шли многочисленные богомольцы и паломники. Процессия направилась по Рижской улице к Красному мосту (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 50–53).

Хоры пели тропарь преподобной. Их громкое пение, сливавшееся с музыкой гимна «Коль славен» и звоном колоколов, среди ликующей весенней природы производило неизгладимое впечатление, которое навсегда осталось в памяти участников светлого праздника. Шествие замыкали войска, за ними на целую версту растянулась живая стена богомольцев. За Красным мостом к крестному ходу присоединились учащиеся кадетского корпуса (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 33–34).

У монастырской часовни процессию с мощами святой ожидал митрополит Флавиан с архимандритом Амвросием и сестрами Спасо-Евфросиниевской обители. Тут же близ арки находился священник Англиканской Церкви Г. Ж. Файнс-Клинтон и французский граф Дю Шеля, перешедший в православие и проживавший в то время в Белыничском монастыре Могилевской губернии, готовясь к монашеству. Когда крестный ход с мощами подошел к часовне, было совершено краткое молебствие, после которого шествие направилось по березовой аллее к святым вратам обители. С правой стороны на поле стоял коленопреклоненный народ и горячо молился. Около монастыря, по обеим сторонам дороги, растянулись шпалерами полоцкие железнодорожные роты с военным оркестром (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 53–54).

25.Перенесение мощей преп. Евфр. из Кресто-Воздвиж. собора в Спасский храм. Фото 23 мая 1910г.

Сестры Спасо-Евфросиниевской обители со слезами радости на глазах и зажженными свечами в руках вышли навстречу своей небесной покровительнице. Осеняя себя крестным знамением, глубоким земным поклоном приветствовали они прибытие святой игумении. Трогательна была эта минута! Почитатели преподобной Евфросинии так описывали все то, что было пережито и прочувствовано тогда: «Целый ряд священных воспоминаний мгновенно пронесся в мыслях. Как-то невольно вспоминалась тогда и так хорошо знакомая всем нам картина прощания преподобной с обителью при отшествии ея во святой град Иерусалим. Много общего между тем, что было тогда, и тем, что происходило теперь. Как ныне, так и тогда духовенство, князья, бояре и множество народа, сошедшись вместе, проливали слезы. Но тогда были слезы печали от разлуки с преподобной, ныне же все проливали слезы радости».

С глубоким благоговением и сознанием величия переживаемого момента вступили участники процессии в ограду монастыря. Здесь их также встретили сестры обители и множество народа (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 61–62).

Участники крестного хода с иконами и хоругвями расположились полукругом на монастырской площади между храмами. Здесь же стояло множество крестьян, державших иконы преподобной Евфросинии. В половине шестого вечера святые мощи были внесены Августейшими Особами и высшим духовенством в монастырский собор Воздвижения Креста Господня и поставлены на помосте. В шесть часов вечера началось всенощное бдение, на котором присутствовали Царственные богомольцы (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 54)

26.Молебен перед Спасским храмом. Фото 23 мая 1910г.

Всенощные, в которых участвовали 88 священников и 6 архимандритов, одновременно совершались во всех храмах обители, а также на плацу между новым и древним храмами. Вместо второй кафизмы с боковой паперти собора архимандрит Макарий (Гневушев) говорил богомольцам вдохновенное слово о значении настоящих Торжеств для святого Православия всей России.

В городских храмах – Николаевском, Софийском, Иоанно-Богословском и единоверческом Свято-Духовском [разрушен после Великой Отечественной войны] – также были отслужены всенощные бдения, в первых двух – собором духовенства, с произнесением проповедей (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 26. С. 633).

По окончании богослужения в Кресто-Воздвиженском соборе, в одиннадцать часов вечера, святые мощи были переоблачены монахинями вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Она провела при мощах всю остальную часть ночи до ранней Литургии, на которой приобщилась Святых Христовых Таин (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 35).

27.Внесение мощей преп. Евфр. в Спасскую церковь. Фото 23 мая 1910г.

Среди сестер Спасского монастыря особенное внимание обращала на себя монахиня с болезненным страдальческим лицом. Врачи приговорили ее к смерти, и она готова была безропотно ожидать своего конца. Об одном только удрученная недугом молила Бога: дожить до светлого дня возвращения преподобной Евфросинии. Богу было угодно явить этой страдалице Свою милость. Она не только дождалась желанного дня, но и получила исцеление от своего недуга после того, как приложилась к святым мощам угодницы Божией. 22 мая, по окончании всенощного бдения, в храм Воздвижения Креста Господня привели больную монахиню. По совершении краткого молитвословия о болящей она была приподнята к святым мощам и сподобилась приложиться к руке преподобной, некоторое время оставаясь совершенно неподвижной и согбенной. Вдруг монахиня почувствовала в себе какую-то необычайную силу и бодрость, сама приподнялась, выпрямилась и без всякой поддержки и помощи сошла с помоста, на котором покоились мощи. Она самостоятельно вышла из храма, благодаря Господа и святую Евфросинию за избавление от длительного недуга. Этим чудесным исцелением Господу угодно было ознаменовать великое событие возвращения преподобной княжны Полоцкой в ее родную обитель. На страницах газеты «Колокол» помещено письмо врача, написанное с неподдельной правдивостью, а потому особенно ценное в наш скептический и недоверчивый век. Старший врач Полоцкого кадетского корпуса доктор медицины А. М. Мансветов так повествует о явном чуде Божием, совершившемся у мощей преподобной Евфросинии: «Под впечатлением разсказа о событии, происшедшем 22 мая у св. мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, и того, что я сам видел 23-го мая, спешу поделиться с истинно верующими людьми подробностями этого события. Четыре года лечил я монахиню Спасо-Евфросиниевскаго монастыря мать Н. [Неониллу (Тиханову)], которая страдала явными признаками круглой язвы желудка: периодическими желудочными кровотечениями, рвотою, болями желудка, истощением, полным упадком сил. В зиму нынешняго года эта монахиня постоянно находилась в постели, едва приподнималась, питалась только жидкою пищею, и в последнее время боли приходилось останавливать при помощи наркотических средств. Общее состояние больной ухудшалось, и я терял всякую надежду на ея выздоровление… 19 мая, при посещении мною монахини Н. в последний раз, она еле-еле приподнималась, страдала головокружением и отеком ног, жаловалась на слабость, боли… Каково же было мое удивление, когда днем 23-го мая одна моя пациентка сообщила мне, что монахиня Н. ходит и чувствует себя здоровой. Такое быстрое выздоровление удивило меня, и я не мог удержаться, чтобы не поехать… в монастырь и лично не удостовериться в происшедшем. Войдя на монастырский двор, я спросил монахиню, дома ли матушка Н. При моем вопросе со стороны сада с радостным восклицанием подбежала ко мне больная монахиня Н., поздоровалась и в присутствии монахинь и богомольцев стала разсказывать… об исцелении ея у св. мощей преподобной Евфросинии. С чувством радости и умиления выслушал я простой разсказ монахини, осмотрел ее, поздравил ее с выздоровлением и сказал, что теперь моя помощь не нужна. Монахиня Н. лечилась не только у меня, но и у других врачей г. Полоцка, и прошлым летом была на излечении в одной из общин г. Киева. О болезненном состоянии, слабости и потере всякой надежды на выздоровление знали монахини монастыря и некоторые обыватели г. Полоцка. Приписать такое быстрое улучшение в ходе ея болезни медицинской помощи я не могу; считать, что болезнь проходила лишь на истерической почве, я не имею данных, т. к. неоднократно видел у больной рвоты с кровью и нередко наблюдал у нея полный упадок сил. Мать Н., насколько я успел познакомиться с ея миросозерцанием, особа глубоко набожная. Не раз приходилось мне с ней беседовать о предстоящем перенесении св. мощей преп. Евфросинии, и меня глубоко трогала ея вера и упование на милосердие Творца. Мое личное убеждение, что в данном случае мы имеем дело с явлением, которое переходит границы человеческаго разумения…» (Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 62–65).

28.Серебряная рака с мощами преп.Евфр. в Спасском храме. Фото 1910г.

23 мая. Всю ночь и утро на улицах, ведущих к Спасо-Евфросиниевской обители, царило оживление. Многие богомольцы, сложивши котомки, отдыхали прямо под открытым небом, чтобы, подкрепив свои силы, отправиться к обедне в Спас. Другие, пришедшие раньше, заняли места в построенных для паломников бараках. В городе были устроены чайные, за Красным мостом расположился земский врачебный пункт.

Ослепительное солнечное утро стало началом этого великого дня в жизни Спасского монастыря. Вереницы экипажей с представителями различных ведомств направлялись в сторону обители. Несколько ранее туда же прибыли с оркестром железнодорожные роты и стали шпалерами на пути, по которому должна была пройти процессия со святыми мощами. В начале одиннадцатого в открытой коляске проследовали в монастырь Великий Князь Константин Константинович с сыном Игорем и свитой; немного позади, тоже в открытом экипаже, – Королева Эллинов Ольга Константиновна.

Литургию в Кресто-Воздвиженском соборе совершал митрополит Флавиан с четырьмя епископами. К молебствию вышли архиереи и многочисленное духовенство. Большой храм не мог вместить всех молящихся, и они заполнили площадь монастыря. Множество народа можно было видеть даже за пределами монастырской усадьбы. Торжественный звон колоколов возвестил о начале молебствия, а в середине его из собора вышел крестный ход со святыней. Мощи преподобной несли священнослужители и сестры обители. За высшим духовенством следовали Августейшие Особы, генералитет и богомольцы. Процессия со святыми мощами останавливалась на четырех сторонах собора, где служились благословенные литии. Крестный ход, обойдя храмы Воздвижения и Спаса, вошел в последний, и там гроб с мощами был поставлен в приготовленную серебряную раку (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 54–56).

29.Преп. Евфросиния. Икона в серебряном окладе на раке. Фото 1910г.

Молебствие завершилось многолетием Царю и игумении Иларионе с сестрами. Ее Королевское Величество Ольга Константиновна, Великий Князь Константин Константинович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, приложившись к святым мощам, проследовали в келию преподобной, находившуюся в Спасском храме. Осмотрев ее и помолившись в ней, Августейшие богомольцы прошли в помещение, где остановилась Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Остальные приглашенные гости направились в монастырскую трапезную, в которой уже были накрыты столы. Когда все заняли свои места по билетикам, лежавшим у каждого куверта [столовый прибор], состоялся выход Высочайших Особ к главному столу. Гостеприимно угощала обитель всех прибывших на праздник. Во время трапезы обер-прокурор Святейшего Синода прочел Высочайший рескрипт о пожаловании митрополиту Флавиану ордена Святого равноапостольного князя Владимира I степени (Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 54-56).

Праздничный обед начался в два часа пополудни. На нем присутствовало около четырехсот персон. В монастырской трапезной приготовили угощение только для Августейших гостей, высшего духовенства и генералитета – всего на 190 персон. Остальные приглашенные были устроены в столовой Спасо-Евфросиниевского епархиального женского училища (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 26. С. 634).

30.Изобр. преп. Евфросинии на холсте

После трапезы Августейшие богомольцы изволили прибыть в кадетский корпус, где фотографом были сделаны два снимка: Высочайшие Особы с кадетами и Высочайшие Особы со служебным персоналом корпуса и старыми Полочанами. Фельдфебель 1-й роты поднес Королеве Эллинов от лица кадет-выпускников жетон корпуса. Ее Величество милостиво приняла жетон и поблагодарила кадет. После ее отъезда кадеты построились и пошли на пристань проводить Августейшего генерал-инспектора, который отбыл на пароходе «Атлет» в имение сенатора А. А. Римского-Корсакова. Вечером состоялся отъезд из Полоцка Высочайших Гостей и генералитета (Полоцкий Кадетский Корпус: Исторический очерк 75-летия его существования / сост. В. П. Викентьев. Полоцк, 1910. С. 382).

В восемь часов вечера в актовом зале Спасо-Евфросиниевского епархиального училища состоялось торжественное собрание Полоцкого Церковного Братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с участием представителей других западно-русских Братств. Собрание почтили своим присутствием пять архипастырей и почетные гости. Зал был прекрасно убран гирляндами, цветами и зеленью. По прибытии туда архипастырей хор воспитанниц Спасо-Евфросиниевского училища пропел тропарь преподобной Евфросинии и братский гимн священника Рождественского, после чего были прочитаны телеграммы, полученные на имя Преосвященного Серафима, почетного попечителя Полоцкого Братства, и выслушаны устные приветствия от представителей Псковского, Могилевского, Холмского, Виленского и других Братств, представителя Московских патриотических Обществ архимандрита Макария, представителя учредителя Полоцкого Братства Высокопреосвященного Анастасия, архиепископа Воронежского, и ректора Воронежской семинарии протоиерея Николая Околовича. От Псковского Братства епископу Серафиму была преподнесена икона святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. Все речи произвели сильное впечатление и вызвали дружное одобрение собрания (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 36–37).

31.Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря. Фото 1910г.

Готовясь к великому историческому событию перенесения мощей преподобной Евфросинии в родной край, комитет, образованный в Полоцке по благословению Преосвященного Серафима, разослал многим лицам и учреждениям приглашения на этот праздник, однако некоторые из них не имели возможности в нем участвовать и ограничились приветствиями и поздравительными телеграммами (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1911. № 19. С. 436).

На братском собрании епископ Серафим прочел доклад о религиозно-нравственном состоянии Полоцкой епархии за 1909 год. Архипастырю пропели «Исполла эти деспота». Затем член Полоцкого Братства, член Государственной Думы, автор-составитель «Витебской старины» А. П. Сапунов прочел доклад о судьбах православия в земле Полоцкой. С захватывающим интересом была выслушана эта речь – продолжительные дружные аплодисменты были наградой талантливому оратору. Старейший член Полоцкого Братства действительный статский советник А. К. Морель прочел доклад о деятельности Братства за сорок три года его существования.

32.Меню праздничн. обеда в Полоцком кадетском корпусе 21 мая 1910г.

В заключение тайный советник член Совета Министров Внутренних Дел П. М. Кошкин, сопровождавший мощи преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, доложил собранию свои путевые заметки, описав несколько наиболее ярких впечатлений, когда с особенной силой проявилось религиозное воодушевление народа при встрече великой святыни и как сама природа способствовала беспрепятственному перенесению мощей преподобной. Затем он рассказал о том образцовом порядке и распорядительности духовных и гражданских властей тех епархий, через которые следовала процессия с мощами святой, благодаря чему богомольцы ни в чем не имели нужды и получили духовную радость и утешение, и, наконец, о чудесных исцелениях, которые совершились у раки преподобной. Все присутствовавшие в собрании поблагодарили П. М. Кошкина за понесенные им труды во славу Божию, в честь преподобной Евфросинии и для утешения православного населения Белорусского края.

33.Празд обед по случ. тезоим.Вел кн.К. К. Ф. 21 мая 1910г.

Желая выразить искреннюю признательность за содействие в осуществлении заветного желания полочан – перенесения мощей святой игумении на родину, общее собрание постановило избрать почетными членами Братства Высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого; Высокопреосвященного Антония, архиепископа Волынского и Житомирского; Преосвященного Стефана, епископа Могилевского и Мстиславского; Преосвященного Евлогия, епископа Холмского и Люблинского; обер-прокурора Святейшего Синода тайного советника С. М. Лукьянова; тайного советника П. М. Кошкина; директора канцелярии обер-прокурора действительного статского советника В. И. Яцкевича; графиню С. С. Игнатьеву; генерал-лейтенанта Н. Н. Кайгородова; действительного статского советника Ф. В. Бондырева; действительного статского советника А. П. Сапунова; статского советника Д. И. Довгялло; настоятеля Московского Новоспасского ставропигиального монастыря архимандрита Макария; настоятеля Сергиевой пустыни архимандрита Михаила; настоятеля Витебского Николаевского кафедрального собора протоиерея Алексия Матюшенского; члена Государственной Думы протоиерея Феодора Никоновича; начальницу Спасо-Евфросиниевского епархиального училища монахиню Нину. Собрание закончилось дружным пением гимна «Боже, Царя храни».

34.Программа праздн. собрания Полоцкого Церковного Братства 23 мая 1910г.

С бодрым и светлым настроением разошлись братчики и почетные гости этого исторического собрания, и тем закончились Полоцкие Торжества (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 3–4, 37–39).

Утром 24 мая Полоцк покинули архипастыри и паломники, прибывшие из Москвы и Петербурга. Необыкновенный подъем молитвенного настроения многочисленных богомольцев (их было более 55 тысяч человек за дни Торжеств 20–23 мая), красота и великолепие богослужений оставили много незабываемых впечатлений (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 26. С. 635).

Так легко и отрадно было в эти дни от сознания того, что наконец исполнилось обещание святой игумении Полоцкой, которая «яко птица возлете от града Киева и, яко горлица, обрете гнездо свое во обители древняго удела своего, идеже собирает птенцы своя под криле свои, сохранити и утвердити я в правоверии, пришествием многоцелебных мощей своих…» (Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, княжны Полотския, от Киева во град Полотск. СПб., 1911. С. 16).

35.Прп. Евфросиния Полоцкая

Таким образом, с возвращением в родной край преподобной княжны Евфросинии еще ярче засветил над Полоцкой землей свет христианства, в котором она жила и спасалась, так что все жители Белорусского края познали, что верой отцов их искони было святое Православие (Отчет о состоянии Полоцкаго Церковнаго Братства во имя св. Николая и пр. Евфросинии… с 1 июня 1909 года по 1 июня 1910 г. СПб., 1911. С. 39).


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY