Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Пастырское послание Преосвященного Серафима, еп. Полоцкого и Витебского

Распечатать
Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою… Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
Пс. 97, 2–3
Мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличныя благодеяния.

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры. Кн. IV


1.Преосвящ.Серафим, еп. Полоцкий и Витебский

                                   

Смиренный Серафим, Божиею милостию Епископ Полоцкий и Витебский, возлюбленным в Боге пастырям и всем православным области Витебской желает радоваться в Господе.

Благодарение и честь и хвала Вседержителю Богу за праведное житие благородной Евфросинии, Княжны Полоцкой. Возвеличите Господа со мною и вознесем в хвалах Имя Его вкупе за дарование русскому народу этой светлой поборницы добра и правды, соделавшейся на многия столетия путеводной звездою для алчущих и жаждущих божественной жизни. Пойте Господу новую песнь, ибо Он дал нам видеть редкое в человеческой истории величественное священное зрелище торжественнаго шествия святых мощей Преподобной из славнаго Киева в смиренный Полоцк. Семьсот лет хранила святая Киевская Лавра эту драгоценную святыню, чтобы в нынешние смутные годы передать и поставить ее в пределе бывшей столицы Полоцкаго Княжества. Итак, славьте Господа, призывайте Имя Его, возвещайте в народах дела Его! Пойте Господу, ибо Он соделал великое – да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, народ Полоцкий, ибо велика посреди тебя Божия угодница! Из глубины седой древности светит в долготу веков согревающим духовным светом эта дивная княжна, и ея добродетели с благоговением видят сменяющияся поколения белорусов и прославляют за нея Отца Небеснаго. Ибо в этой освященной от утробы матерней праведнице Творец неба и земли открыл Свою святую спасительную силу, явил в ея призвании Свою чудную благость и праведность, как знамения верности Своим обетованиям о спасении всех верующих в Единороднаго Сына Его Иисуса Христа.

В самом деле, состояние нравов общественной среды в XII веке, когда жила святая Евфросиния, было не только не лучше, но, может быть, даже хуже нынешняго. Большинство русских были христианами только по имени, а по наклонностям, обычаям и миропониманию они были ближе к некрещеным. Люди книжные, начитанные составляли меньшинство. Большинство духовенства по недостатку школ только умело с трудом читать богослужебныя книги и к учительству было неспособно. По бедности страны и неизвестности искусства книгопечатания богослужебных и учительных книг было весьма мало. Вследствие этого познание истин христианской веры, т.е. догматов и заповедей, было слабо по качеству и ограничено в отношении количества знающих истины веры. Верхнее меньшинство, т.е. богатые и знатные, православную веру приняло сознательно. Этому способствовала книжность, вследствие материальнаго достатка и досуга. Нижнее же большинство, т.е. народная масса, было неграмотно, малосведуще в познании истин веры и по недостатку школ научалось Божественным заповедям и догматам только вследствие непрестаннаго общения с просвещенным меньшинством в делах житейских. Такое познание, конечно, было недостаточным и большинство современников Евфросинии без особых терзаний совести соединяло в своих сердцах верования языческия и христианския. Им верования языческия казались также полезными и основательными, как христианския. Вследствие этого большинство веровало вопреки Св. Писанию в ложное ведовство и вредное колдовство. Рядом с верою в Триединаго Бога существовало признание многих меньших богов, якобы управляющих миром. Поэтому и в XII веке, когда спасалась Преподобная Евфросиния, сохранились идолопоклонническия празднества и различные поганые обычаи. Язычество, представляющее собою служение плоти и страстям, продолжало составлять темный фон жизни крещеных белорусов. Большинство молились и праздновали и христианскому Богу с Его святыми, и богам языческим; в одни дни совершали домашния требы чрез христианских священников, а в другие дни – языческие обряды чрез суеверных стариков и волхвов; творилась домашняя молитва и христианскому Богу, и богам языческим. Это было повторение двоеверия древних евреев в виде служения Иегове и языческим Ваалам и Астартам. Общественная нравственность, т.е. христианская нравственность людей средних (а не избраннаго меньшинства) была также весьма слаба, вследствие малаго, поверхностнаго знания веры христианской. Вследствие этого такие, например, пороки, как воровство, грабежи, насилие, обман, эксплуатация и вообще отсутствие честности в деловых и служебных отношениях были явлениями весьма распространенными. Не было организованной благотворительности ни в виде школ, ни в виде богаделен и приютов. Нанесение ближнему духовнаго, телеснаго и хозяйственнаго вреда не считалось делом мерзким, постыдным и преступным. Семейные нравы были весьма несовершенны: ссоры и драки между кровными родственниками были весьма распространены. Порок пьянства продолжительнаго, буйнаго и грязнаго был известен далеко за пределами Руси и составлял предмет насмешек над нею иноплеменников. Грехи против телесной чистоты и целомудрия были также весьма распространены. Не меньше были распространены и те пороки, которые известны под именем срамословия, обжорства, щегольства, роскоши и безстыдных пиров и увеселений. Театральныя представления скоморохов в виде особых действий, песен и плясок не только не отличались скромностью и сдержанной пристойностью, а, напротив, языческая вольность нравов целиком воспроизводилась в них со всем своим безстыдным обнажением…

Таково было состояние общественных нравов в XII веке, когда из среды знатнаго книжнаго меньшинства Вседержитель воздвиг предуведенную Им прежде сложения мира добродетельную княжну Предиславу, нареченную в иночестве именем Евфросинии. В лице этой девственной отрасли Равноапостольнаго князя Владимира Бог явил блистательным образом великую пользу послушания Его святым заповедям и соделал в лице этой праведницы спасение от греха и духовной смерти настолько достопамятным и громким, что молва о нем пронеслась во все концы земли, и участниками сего спасения в XII и последующих веках стали сотни и тысячи стремящихся к правде мысли и воли.

Итак, в каких же словах, обычаях и поступках Преподобной Евфросинии явил Господь Свое спасение и Свою праведность пред очами народов?

Прежде всего благочестивая княжна по своей врожденной доброте возлюбила Св. Писание и духовныя книги и большую часть отроческаго возраста употребила на прочтение этих спасительных письмен, повествующих о делах и мыслях Творца неба и земли и наставляющих на путь вечной блаженной жизни. Ради прилежания и любви ко всему доброму и честному дивная княжна Предслава ясно уразумела сокровенную в Писаниях Божию истину и чрез это соделалась способною все оценивать с точки зрения жизни и учения Христова и пошла к Богу издревле установленными спасительными путями: трудом, молитвою, постом, смирением, послушанием, воздержанием и служением духовным и телесным нуждам своих родных и знакомых, близких и далеких. Вследствие такого поведения, упражнения и жития в доброй душе княжны Предиславы мало-помалу развились, окрепли и утвердились те чувства и влечения, которыя составляют знамение пребывания Святаго Духа в душах человеческих, именно – святая любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость и воздержание (Гал. V, 22) от греховных утех и забав.

Восходя в этих святых чувствах и делах от силы в силу, юная княжна дошла до такого праведнаго настроения, когда все блага мира становятся равноценными ненужному сору и рождается неудержимое влечение в совершенстве исполнить слово Спасителя: Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. VIII, 34). В данном случае крестом для благочестивой княжны была разлука с богатыми родными, но она не остановилась пред взятием этого креста и мужественно оставила княжий дом отца своего, чтобы в бедности всецело без всяких мирских препятствий и забот работать Всеправедному Богу со страхом и радоваться пред Ним святою радостью.

Это благодатное настроение девственная княжна выразила в том, что пред многими свидетелями отреклась от удовольствий княжескаго быта и постриглась во святый монашеский образ с именем Евфросинии.

Какой же смысл и значение имел этот важный шаг в жизни Преподобной? Почему это было нужно и насколько это было спасительно для нея и для всех видевших и слышавших праведное житие этой боголюбивой княжны?

Истинное монашество есть совершенное отречение от мира, т.е. от двух чарующих и пагубных богов общественной жизни – корыстолюбия и честолюбия, или, точнее говоря, отречение от своего себялюбиваго, греховнаго человеческаго я, поклонение и служение которому состоит в том, что люди безжалостно обирают (эксплуатируют) друг друга и низким образом раболепствуют пред силою и богатством. Приняв монашество, благочестивая княжна тем самым показала, что она не считает полезным и почетным преклонять свои колена пред этими прелестными, но злыми богами, и всем своим дальнейшим подвижническим, праведным житием явила в себе для тысяч мирских людей сильное спасительное обличение и вразумление, действующее на колеблющихся в добродетели умеряющим, отрезвляющим и ободряющим образом. Добродетельная княжна ушла из мира, чтобы научить и мирян презирать суету мирскую. Она ушла из мира, но миряне вскоре сами шли к ней, чтобы искать ея совета, поучения и благословения. Она стала в обществе своих современников пророчицею, т.е. нелицеприятной, неподкупной и безбоязненной обличительницею людских слабостей и пороков. Свобода от мирских отношений и нужд сделала ее совершенно безстрашной пред сильными и богатыми, и она смело и благожелательно обличала неправду и беззаконие разных притеснителей и обирателей беднаго люда. Не имея нужды в имениях, Преподобная приносимыя ей богатства передавала в руки бедняков и таким образом являла из себя в этой прекрасной роли передатчицы богатств величайшей важности общественный орган, разрешающий наилучшим, богоустановленным образом проблему об уравновешении в мире богатства и бедности. Вследствие ограниченности своих нужд Преподобная оказалась в состоянии благотворить трудами своего рукоделия. Вследствие превосходства в начитанности Св. Писаний сравнительно с малограмотным большинством тогдашних бедных приходских священников эта благочестивая игумения явилась не только учительницею монастырских девственниц, но и огромнаго большинства верующих, добрых мирян. Любящая, сострадательная, благостная и милосердная душа этой Девственницы хотела видеть повсюду счастье на земле, чтобы люди и в Полоцке, и в других княжествах жили в мире, в дружбе, в довольстве и радости; поэтому все средства и преимущества своего княжескаго происхождения и высокаго звания всеми почитаемой игумении Преподобная употребляла с великим усердием на прекращение вражды и созидание мира. Наконец, ясно сознавая огромную духовную пользу от знакомства со Св. Писанием и богослужебными книгами, она усиленно занималась распространением этих книг и созиданием благолепных храмов.

В таких-то благих словах и делах явил Господь в лице Преподобной Евфросинии Свое спасение и праведность пред очами ея современников. А благодетельное влияние этого спасительнаго жития Преподобной отразилось не только на ея современниках, но и на отдаленных потомках. Ибо подобно тому, как грехи нечестивых губительно отражаются на склонных к беззаконию, так и праведность одного возбуждает стремление к богоугодной жизни во всех любителях добродетели. Вследствие этого Преподобная хотя и уснула смертным сном, однако не престает производить на верующих животворящее влияние силою своих добрых дел и священных учреждений. Посредством своей лучезарной праведности и основанных монастырей и храмов она светит многострадальным белорусам и путеводит их в обители Отца Небеснаго. Таким образом, в нынешних светлых торжествах перенесения ея святых мощей все концы земли воистину видят спасение Бога нашего.

Что же нам нужно делать, чтобы приобщиться этому спасению? Великий служитель Христа, всехвальный апостол Павел, говорил своим ученикам: …Умоляю вас, подражайте мне, как я Христу (1 Кор., IV, 16). Так и святая Евфросиния всем своим житием и своими достопоклоняемыми мощами говорит нам: «Подражайте мне, как я подражаю всехвальному апостолу Павлу». В чем же должно проявляться наше подражание Преподобной и ея ближайшему наставнику первоверховному апостолу Павлу? Любила Преподобная читать и поучаться в Св. Писаниях и церковных книгах; и ты поставь себе в непременную обязанность хоть раз в течение года прочитать Св. Евангелие, послания Св. Апостол и добрую руководительницу в молитве и благочестии Священную Псалтирь боговдохновеннаго царя Давида. Преподобная княжна любила рукоделие, молитву и воздержание, и ты, чтобы принять участие в ея небесной радости, упражняйся в этих занятиях, сделай их своими постоянными привычками и находи в них высшую на земле усладу. Святая Евфросиния познала блаженство смирения, кротости и желания праведности и милосердия к бедным; и ты развивай в душе своей эти спасительныя качества, чтобы вместе с этою праведницею царствовать в будущем веке. Постоянным устремлением ума своего на дела и вещи благия и божественныя трудолюбивая княжна очистила свое сердце от греховных помыслов и желаний и, таким образом, стала способною вместе со св. Ангелами созерцать безконечно сладостную красоту Лица Отца Небеснаго. И ты, чтобы вкусить вместе с Преподобной этой славы, очищай свое сердце, свое сознание от всего того, что его оскверняет и помрачает, т.е. от злых помыслов, от зависти, от безстыдных плотских вожделений, от лжесвидетельства и хулений (злых пересудов). Преподобная княжна не только не присваивала себе чужаго и не вредила близким, но и делилась с ними своим собственным имуществом, помогала им в нуждах телесных и нравственных, и, наконец, возлюбила православных как самое себя и считала все свое принадлежащим себе в равной мере с ближними. И ты не делай себе богов из твоего богатства и почетнаго звания, не собирай богатства неправедным способом, а подражай безсребренничеству и бедному житию святой княжны, чтобы подобно ей обогатиться нетленными благами – животворящими дарами вечно блаженнаго Святаго Духа. Преподобная чрез добрыя дела свои стала светлым животворящим лучом для современников и потомства; и ты чрез подражание праведному житию ея старайся быть добрым примером для ближних и дальних.

Где же почерпнуть нам силы для такого труднаго и спасительнаго подражания Преподобной княжне? Согласно своему обетованию наполнить верующих во Христа дыханием Своего Святаго Животворящаго Духа, Бог сохранил для нас среди бурнаго, всесокрушающаго потока времен нетленным телесный состав этой Своей угодницы. Ибо как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нея силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленна, то естественно, что она, вселяясь (2 Кор., XII, 9) в человеков, иже Христовы суть (Гал., V, 24), и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством ея согласно и то, что она чрез них чудодействует, когда это благоугодно Господу (Фил<арет>, м<итрополит> М<осковский>. Слово о нетлении мощей). Поэтому поистине может приходящий с верою к мощам этой Божией угодницы получить великия блага, ибо не только тела, но и самыя гробницы святых исполнены духовной благодати. Бог для того и оставил нам мощи святых, чтобы расположить нас к подобной же ревности и дать нам надежное прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Посему я убеждаю всех вас – находится ли кто в унынии или в болезнях, или в скорбях, или в каком-либо другом житейском несчастии, или в глубине грехов – пусть с верою приходит к гробнице Преподобной Евфросинии, и он избавится от всего этого и возвратится с великою радостию, получив облегчение совести от одного даже взгляда на сии мощи. Впрочем, не одним только находящимся в несчастиях необходимо приходить в храм Преподобной к ея гробнице, но хотя бы кто находился в счастии, в славе и во власти или имел великое дерзновение к Богу, и тот пусть не пренебрегает этою пользою; ибо он, пришедши к этой гробнице и увидев святую, сделает чрез воспоминание об ея добродетелях свои блага непреходящими, научит себя смирению и не допустит своей совести превозноситься своими добрыми делами.

Итак, будем постоянно приходить к Преподобной, будем прикасаться к гробнице ея и с верою обнимать ея останки, дабы получить от них некоторое благословение. Аминь.

Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 17. С. 407–416.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY