Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

И вновь сияет миру светом своих святынь монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой

Распечатать

Завершились Свято-Евфросиниевские Торжества. Преподобная Евфросиния вернулась в свой родной удел. После этого великого события почитание святой начало приобретать все большую значимость. Количество паломников, движимых желанием поклониться великой угоднице Божией, с каждым годом возрастало.

1.Гробница с мощами прп. Евр. в Крест-Возд.соборе.Ф. 1911-1912гг.

Вскоре после Торжеств Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о ежегодном перенесении мощей преподобной Евфросинии из древней Спасской церкви в новый Кресто-Воздвиженский собор. Это предполагалось совершать по особому чину накануне дня памяти святой – 22 мая. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. Первое такое перенесение мощей святой совершил 6 октября 1913 года епископ Двинский Пантелеимон, викарий Полоцкой епархии (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 51–52. С. 1139).

2.Спасо-Евфр. мон-рь.Фото 1911-1912 гг.

Уже в 1911 году священником Витебской Рынково-Воскресенской церкви Димитрием Александровым и епархиальным миссионером священником Феодором Борнуковым была составлена служба на перенесение честных мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, которую издала Синодальная типография в Санкт-Петербурге (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1909. № 51–52. С. 975; Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1911. №21. С. 469).

3.Полоцк. Вид на центр. часть г. и Никол. собор

В том же году Преосвященный Серафим обратился в Святейший Синод с ходатайством о перенесении в Витебск из Полоцка ковчега с частицей мощей преподобной Евфросинии (среднего перста правой руки), отделенной от мощей святой в Киево-Печерской Лавре в 1870 году. Это прошение было удовлетворено, и по предложению Полоцкого архипастыря разработали церемониал, определявший маршрут перенесения частицы (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1912. № 17. С. 312). Восемнадцать дней святыню несли крестным ходом по городам и селам Полоцкой епархии и везде люди радостно встречали и провожали ее. 11 июня епископ Серафим, духовенство и множество верующих из всех городских церквей и соседних сел торжественно встретили крестный ход на окраине Витебска. В тот же день частица мощей угодницы Божией с подобающими почестями была перенесена на постоянное пребывание в Николаевский кафедральный собор (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1911. № 25. С. 564).

События, связанные с возвращением в Спасский монастырь мощей преподобной Евфросинии, совершились незадолго до начала Первой мировой войны, которая открыла новую страницу в истории России и стала началом невиданных испытаний и бедствий, обрушившихся в ХХ веке на Русскую Православную Церковь. Осенью 1915 года немецкие войска приблизились к Полоцку, город оказался в прифронтовом положении. Уже летом того же года была объявлена эвакуация в Двинском, Полоцком, Лепельском и Дриссенском уездах. Святейший Синод выступил с рекомендацией, чтобы духовенство оставалось на местах вместе со своей паствой. Для того чтобы перевезти церковные святыни и имущество, учредили Полоцкий епархиальный эвакуационный комитет. Во время спешной эвакуации Спасо-Евфросиниевского монастыря в первую очередь увозили святые мощи преподобной Евфросинии и сестер обители (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 2).

4.Полоцк.Старовокз. ул.Фото 1911-1912 гг.

Согласно распоряжению Святейшего Синода мощи преподобной Евфросинии следовало доставить в Ростовский Авраамиев монастырь. До Витебска святыню сопровождал Преосвященный Елевферий (Богоявленский), епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. Вечером 8 сентября мощи преподобной специальным поездом прибыли в Витебск, где около двенадцати часов ночи епископ Елевферий отслужил молебен. На следующий день в десять часов утра крестный ход, возглавляемый епископом Полоцким и Витебским Кирионом (Садзегелли), направился к железнодорожному вокзалу. Там Преосвященные Кирион и Елевферий в сослужении городского духовенства совершили молебен у мощей святой. После этого раку [кипарисовый гроб] крестным ходом перенесли в Николаевский собор, где при огромном стечении народа непрерывно совершались молебны с акафистом преподобной Евфросинии. 10 сентября в четыре часа дня святыня была изнесена священнослужителями на вокзал для следования в Ростов. Вечером поезд с мощами преподобной в сопровождении епископа Кириона, игумении Елены (Волковой) и сестер отбыл из Витебска. Все провожавшие плакали.

5.Полоцк.Памятник Отеч. войне 1812 года.Фото 1911-1912гг.

Несмотря на скорбь верующих, многие благочестивые люди уверяли, что ни Полоцку, ни Витебску военная опасность не угрожает. Основанием для такой уверенности послужило явление особых знамений, ярко описанных епископом Кирионом: «В г. Полоцке одна благочестивая женщина, часто приходившая на поклонение к св. мощам Преподобной Евфросинии, услышав, что святыня будет отправлена в г. Витебск, явилась к св. раке попрощаться, причем, понятно, молилась со слезами многими. После этого она увидела такой сон. Перед ней монастырь, и у врат стоит Преподобная с гневным видом и, простирая вперед руки, как бы отгоняя кого, несколько раз воскликнула: “Не пущу!” Благочестивая женщина поняла это сновидение в том смысле, что Преподобная не допустит неприятеля в монастырь, и с радостью поведала о сем сестрам монастыря…»

6.Ростов Великий. Богоявл. Авраамиев мон-рь.Фото нач.XX в.

Вот еще одно чудо, также изложенное епископом Кирионом в его отчете о состоянии Полоцкой епархии за 1915 год: «Св. рака с мощами Преподобной принесена была в [Витебский Николаевский] кафедральный собор на раменах сонма священнослужителей весьма легко: тяжести в раке совсем мало. Но когда износили святыню на вокзал для дальнейшего следования в г. Ростов, то все священнослужители, и я первый из них о сем свидетельствую, ощущали какую-то сверхъестественную тяжесть, что еле хватало сил нести. Это до такой степени было удивительным и так ясно ощутимо для всех, что все общим голосом признали здесь особенное знамение, предуказующее, что изнесение св. мощей Преподобной Евфросинии было во всяком случае, как показали последующие обстоятельства, преждевременным».

7.Мощи прп. Евфр. среди экспонатов Витебск. губ.ист-арх.музея  1923 г.

Военные события впоследствии развивались благоприятно для Полоцко-Витебской епархии. Прорыв неприятеля в районе Молодечно был остановлен, новых распоряжений об эвакуации не последовало, и жители вернулись в родные места. Вскоре возобновилась жизнь приходов. Обстановка военного времени и бедствия, постигшие людей, вызвали в народе особый подъем патриотических и религиозных чувств (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 2722, л. 18 об. – 20, 51–52 об., 54 об.).

8.Фрагм. плана муз. экспоз. Витеб. губ.ист.-арх.муз.

9.Витебск.Костел святого Антония.Откр. начала XX в.

Тем временем полоцкие сестры, приехав в Ростов Великий, нашли пристанище в древнем Авраамиевом монастыре, братия которого переселилась в Спасо-Яковлевскую обитель. [Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, эвакуированное вместе с Полоцким Спасским монастырем, расположилось на окраине Ростова в Варницком Свято-Троице-Сергиевом мужском монастыре.] На новом месте сестрам пришлось испытать немало стеснений и душевных скорбей. Но у них было великое утешение – святые мощи преподобной Евфросинии, которые в годы эвакуации находились в Богоявленском соборе Авраамиевой обители близ мощей преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. В день памяти преподобной Евфросинии, 23 мая 1916 года, в церкви Авраамиевого монастыря полоцкие сестры встречали Высокопреосвященного Агафангела (Преображенского), архиепископа Ярославского и Ростовского, и его викария Преосвященного Иосифа (Петровых), епископа Угличского. Архиепископ Агафангел, посетивший в июне 1910 года Полоцкий Спасский монастырь и сохранивший о нем самые теплые воспоминания, принимал теперь живое участие в судьбе эвакуированных сестер. Именно благодаря попечению архиепископа Агафангела святые мощи преподобной и сестры нашли приют в стенах Авраамиева монастыря. В день праздника на поздней Литургии преподаватель Полоцкого Спасо-Евфросиниевского епархиального училища Евгений Сабинин произнес проповедь следующего содержания: «…23 мая. Какие сладкие воспоминания будят эти два слова! Лишь только произносишь их, как тотчас же перед глазами всплывает целая картина. Родной Полоцк… Обитель Спаса… Монастырский двор, до краев, до тесноты наполненный народом. Человеческая толпа сплошь белорусская: покорные лица, белые свитки, цветные платки. Слышится родная речь и жалобные напевы слепцов и калек… Вот из древней церкви износят гробик с мощами Преподобной, поднимают на руки и он, вознесенный над толпой, как бы сам плывет, мерно покачиваясь, среди моря человеческих голов. Тысячи загорелых рук поднимаются и творят крестное знамение, из запекшихся от жары уст вылетает молебный призыв: “Преподобная, спаси, сохрани”.

То было… Чтобы не надрывать сердце, не хотелось бы этого недавнего былого и вспоминать даже, да неволен человек в своих мыслях: непослушны, непокорны они, сами о себе напоминают. Другая картина представляется нашему взору теперь…

14 месяцев щадила вас, возлюбленные сестры, военная непогода. Вы видели надвигающуюся тучу, но не слышали еще раскатов грома. Море бушевало, но не у ваших берегов. Но в сентябре [1915 года] вражеская волна с рокотом ударила и о вашу отмель, взбив целые столбы водяной пыли; как забытое суденышко оторвала она вас от родного берега, долго мыкала и, наконец, выбросила на этот чужой берег… “Господи, – молилась Преп. Евфросиния, войдя в маленькую деревянную церковку Спаса в Сельце, – я изошла на это место, ничего не имея с собой. Вместо всякого имущества принесла сии книги, которыми утешается моя душа; больше еще трех хлебцов ничего не имею, надеясь на Тебя, Помощника и Покровителя” – такими же, имея весьма мало из своего хозяйства, явились и вы сюда. Как могли, стали устраиваться в этой древней обители Преп. Авраамия. И теперь живете, испытывая различные стеснения и томясь этим вынужденным пленением. В нынешний же день памяти Преподобной, который вам приходится праздновать на чужбине и в такой скромной обстановке, все пережитые и переживаемые испытания заявляют о себе с особенной силой и невольно выдавливаются едкие слезы…

Возлюбленные сестры, можем ли мы, однако, предаваться печали в такой степени, чтобы она заслоняла радость настоящего праздника? 743 года тому назад Преп. Евфросиния в эти самые дни переживала великую радость, она слышала ангела, который говорил ей в видении: “Вот уже отверсты двери райския, вот уже собрались и ангелы, держаще свечи, чающе твоего сретения”, – а мы ныне, поверженные в печаль, не хотим радоваться ее радостью. Нет, возлюбленные, так скорбеть нельзя, потому что такая печаль уже есть ропот! “Ропот же, – говорит один мыслитель, – это горькое растение в сердце человека”. Слова ропота, брошенные Богу, не долетают до Него, падают обратно и ранят наше сердце, оставляя в нем осадок недовольства собой и чувство отчуждения от Бога. <…> Итак, уже из одной боязни, чтобы наша скорбь не приняла характера жалоб, мы не должны, возлюбленные, предаваться безудержной печали. Радуйтесь празднику! За этим возникает вопрос: да и вообще-то следует ли скорбеть, когда нас постигает какое-нибудь страдание? С обыкновенной точки зрения, печаль неизбежна при несчастии: как не скорбеть, когда больно. Наоборот, с христианской точки зрения, когда “нас огорчают, – по слову апостола Павла, – мы должны радоваться”. Как это возможно? Мы получим ответ на этот вопрос, когда выясним смысл страданий, посылаемых человеку, следовательно, и того бремени, которое угодно было Богу возложить на вас.

Всем известно, что, когда человеку хорошо, ум его тупеет, воля расслабляется, совесть засыпает, все внимание человека в этом случае направляется на удовлетворение тех потребностей тела, которые доселе голодали; занятый этим насыщением человек перестает интересоваться как тем, что его окружает – радостями и горем своих близких, так и тем, что в том самом есть самого дорогого, то есть душой: состояние точь-в-точь такое, какое мы испытываем, находясь на солнце в летний знойный полдень, – нам жарко, мы еле дышим, неспособны ни к какому движению, ничто нас не интересует, как только сонливый отдых в прохладной тени. Что может вывести нас из такого состояния равнодушия к другим и своей душе, какое овладевает нами при благополучии? Страдания, одни страдания – вот ответ. <…> Русский человек только тогда просыпается, – говорит общеизвестная поговорка, – когда над ним разражается удар грома; зато вы сами видели, что стало с нашей родиной, когда в июле позапрошлого года над ней разразилась военная гроза: куда девались пьянство, бесчинство и равнодушие к церкви – святая, строгая и трезвая Русь, ощетинившись миллионами штыков, встала навстречу врагу! Но действие страданий не ограничивается тем, что они пробуждают человека от сна: страдания, кроме сего, научают нас познавать собственную душу. Кто хочет знать, что значит ожог, тот должен положить руку в огонь – ни вид обожженного человека, ни тем более рассказ или книга не могут дать действительного представления об ожоге. Страданием же познается и душа человека. <…> Познание души важно в том отношении, что позволяет человеку увидеть хорошие и слабые стороны своей души, чтобы в дальнейшем усиливать в себе доброе и подавлять недостойное. Это же справедливо и в отношении целого народа. <…> Эти-то два благодетельные последствия страданий, посылаемых человеку, – пробуждение и познание души – и имел в виду апостол Павел, когда говорил вышеприведенные слова: “Радуйтесь, когда вас огорчают”. Такие же два влияния, возлюбленные сестры, оказывают на вас и испытания, ниспосланные вам. Это дает новый повод сказать вам: “Паки радуйтесь!”» (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1916. № 25. С. 347–351).

8.План экспоз. антирелиг. муз. в Витеб., где кощ-нно были выст.мощи прп..jpg


Преподобная Евфросиния не оставляла своим заступничеством всех почитавших ее не только в Полоцке, но и в Ростове. Жительница этого города М. К. Смирнова в 1990-е годы рассказала настоятелю местной церкви святых Космы и Дамиана священнику Александру Парфенову о чуде, происшедшем с ее знакомой: «Однажды по дороге из храма одна прихожанка показала мне руку и сказала: “Видите, этой руки могло и не быть! Я девочкой жила в деревне, за озером. Когда мне было 12 лет, у меня заболела рука. Я очень переживала и плакала, так как было необходимо отнять руку. Накануне операции моя няня спала, а я вижу, как в дверь входит монах и говорит: “Вот что, девочка, – иди в Авраамиев монастырь, там сейчас временно находятся мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Отслужите молебен, и не надо будет ехать на операцию”.

Утром няня повела девочку в Успенский собор, но та теребила ее, чтобы они шли скорее в Авраамиев. Девочка вошла в Богоявленский собор и упала на мощи преподобной Евфросинии. Как только она положила руку на гробницу, так сразу почувствовала облегчение. По окончании молебна рука полностью исцелилась. Вот какое чудо произошло у мощей преподобной Евфросинии Полоцкой…”»

10.Местность Пеньки.Полоцкий район.Фото 2007 г.

Из документов того времени известно, что уже в 1916 году предполагалось возвратить мощи преподобной в Полоцк (Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1916. №42. С. 452–453). Однако осуществить это желание не удалось. Вскоре грянула Февральская революция, затем Октябрьский переворот 1917 года. С февраля по ноябрь 1918 года Полоцк был оккупирован немецкими войсками, а с сентября 1919 года по май 1920 года левобережная часть города находилась под польской оккупацией. В этих условиях возвращение мощей преподобной Евфросинии в основанную ею обитель было невозможно. Когда большевики вернулись в город, начались репрессии, массовые аресты верующих, подвергались поруганию церковные святыни, закрывались и разрушались храмы и монастыри. Руки безбожников коснулись и мощей великой святой земли Полоцкой...

11.Спасо-Евфр. мон-ре во время нем. оккуп.Ф.1943 г.

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции РСФСР издал постановление об организованном вскрытии мощей по всей стране. Претворение этого постановления в жизнь задерживалось только по причине еще не закончившейся Гражданской войны. Но уже в апреле 1920 года мощи преподобной Евфросинии, а также мощи преподобного Авраамия и других Ростовских чудотворцев подверглись вскрытию. Холодная констатация этого факта содержится в документах Государственного архива Витебской области: «26 апреля 1920 г. были вскрыты мощи св. Евфросинии, Кн. Полоцкой, находящейся в Авраамиевском м<онасты>ре, умершей в двенадцатом столетии… Мощи покоятся в новом монашеском облачении (схима, штофный красный саван)» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 425, л. 280).

12.Информ.листок периода нем. оккуп. о перен.мощ.прп.Евф.в 1943 г.

Современник тех событий С. А. Соколов писал: «Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи остались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили на их поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыты покрывалами. Поговаривали было о зарытии их в землю или о передаче в Музей церковных древностей, да так и отстали».

13.Спасо-Преображенский храм.Фото 1949 г.

14.Гробница с мощами преп. Евфр. в Спасском храм

В 1918–1919 годах в Ростове находилось 87 полоцких сестер: 15 монахинь, 36 рясофорных послушниц и 36 послушниц. В Авраамиевой обители обязанности настоятельницы исполняла казначея монахиня Ксения. Служил в монастыре архимандрит Мефодий [расстрелян в 1919 году]. После введения всеобщей трудовой повинности сестер стали привлекать для работ на молочной ферме. В этот период были изъяты многие церковные ценности: иконы, драгоценные ризы, оклады, евхаристические сосуды. Значительную часть монастырского имущества конфисковали для клубов, общежитий и детских садов.

15.Спасо-Евфр. монастырь.Фото 1950-х годов

Святые мощи преподобной Евфросинии предположительно в 1921 году усердием игумении Елены и сестер удалось перевезти в Полоцк. В 1929 году Авраамиев монастырь, существовавший тогда как женский, был закрыт. Из устных рассказов известно, что и после закрытия на территории обители проживали полоцкие монахини Маргарита (Метла, по другим источникам – Метлова), Елена, Агафия и Трифена. Все они находились под духовным окормлением архимандрита Симеона (Филиппова), настоятеля Авраамиева монастыря. Трое из них были репрессированы в 1931 году вместе с архимандритом Симеоном, и только монахиня Маргарита оставалась в Ростове вплоть до своей кончины в 1966 году (Богоявленский Авраамиев монастырь. Ростов Великий, 2008. С. 34, 48–49, 51–52, 63). 26 июля 2009 года в некрополе Авраамиевой обители был установлен и освящен мраморный памятный крест почившим полоцким сестрам, проживавшим в 1915–1920-х годах в этом монастыре. 28 августа того же года на городском кладбище Ростова Великого были обретены нетленные останки монахини Маргариты (Метлы), которые 31 августа перезахоронили в некрополе Авраамиева монастыря.

16.Спасо-Евфр. мон-рь.Фото конца 1950-х годов

Летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму и на юге Украины разразилась жестокая засуха. В 34 губерниях России царил голод, и к маю 1922 года голодали уже около 20 миллионов человек, около миллиона скончались. Положение оказалось настолько серьезным, что большевики обратились к Святейшему Патриарху Тихону, чтобы привлечь Церковь к кампании помощи голодающим. 19 февраля 1922 года Патриарх Тихон издал воззвание к православной пастве, в котором призвал церковно-приходские советы и общины жертвовать для голодающих любые церковные предметы, если они не имеют богослужебного употребления. Под его председательством был организован «Всероссийский комитет помощи голодающим». Однако пройдет несколько месяцев, и советская власть сумеет использовать народное бедствие для борьбы с Церковью. Вскоре в газетах стали появляться статьи, обвинявшие церковных иерархов в безразличии к бедствиям народа. Как оказалось, обвинения и нападки готовили почву для появления 23 февраля декрета ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей, находившихся в пользовании групп верующих (Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. IX. С. 71–72). В рамках проведения этой кампании в 1921–1922 годах из Полоцкого Спасского монастыря был реквизирован Крест преподобной Евфросинии, серебряная рака, множество святых икон. Настоятельница обители игумения Елена, ревностно защищавшая монастырские святыни, была предана суду (ЗГАП, ф. 51, оп. 1, д. 91, л. 68). Игумения Елена среди прочих доводов в защиту монастыря приводила и тот, что из обители в 1915 году в Ростов Великий эвакуировали около двенадцати вагонов монастырского имущества, которое впоследствии частично было расхищено, а частью брошено как пришедшее в негодность. Известно, что в 1920 году игумения Елена ходатайствовала о возвращении эвакуированных древних икон и других святынь (ЗГАП, ф. 54, оп. 1, д. 3, л. 226). Вместе с игуменией подверглись аресту священник монастыря Николай Черепнин и священник Иоанно-Богословской церкви Михаил Дубровский (ЗГАП, ф. 51, оп. 1, д. 91, л. 68–68 об.).

17.Полоцк. Освяще. воды в праздник Богоявления.Фото 1970 г.

13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР во второй раз, теперь уже в Полоцке, совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной Евфросинии (ЗГАП, ф. 51, оп. 1, д. 91, т. 1, л. 66–67). Мощи святой оставались открытыми в течение недели, и утром 21 мая пассажирским поездом их отправили в Витебск. В ясеневом гробу мощи были привезены в Витебский губернский историко-археологический музей, находившийся тогда в здании духовной семинарии (ЗГАП, ф. 51, оп. 1, д. 91, л. 71, 75, 78–78 об.). Здесь через несколько дней уже в третий раз совершилось их вскрытие (ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 43, л. 288). В музее святые мощи в открытом виде были кощунственно выставлены рядом с еврейскими и католическими религиозными предметами, доспехами и оружием, коллекциями нумизматики и вееров, столовой посудой и другими подобными экспонатами. В 1924 году Витебский губернский историко-археологический музей, преобразованный в отделение Белорусского государственного музея, был переведен в здание бывшей городской Думы [в настоящее время – это Витебский областной краеведческий музей] (ГАВО, ф. 1947, оп. 2, д. 50, л. 30, 31, 34 об. – 35). Мощи преподобной находились в этом здании до 1940 года, затем, до начала Великой Отечественной войны, – в антирелигиозном музее, который размещался в здании бывшего костела святого Антония (ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 103, л. 23, 46).

18.Игум. Евфр.(Максимчук) с сестрами в Св.-Усп.Жир.мон-ре.Ф.70-х годов

20.Спасо-Евфросиниевский монастырь.Фото 1971 г.

В 1925 году (по другим источникам – в 1924) Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам (ЗГАП, ф. 225, оп. 1, д. 2, л. 311).

На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанные из монастыря, они рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Некоторым удалось устроиться псаломщицами и певчими в православных храмах города. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой и монахиней Ларисой переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. Среди сестер монашеской общины в Пеньках подвизалась и монахиня Евлампия, известная своей прозорливостью. Так, еще в 1900 году она предсказала перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, отречение Государя Николая II от престола, Гражданскую войну и последующие гонения на Православную Церковь (ЦА КГБ РБ, ф. 7, оп. 1, д. 10).

19.Полуразрушенная Свято-Евфр. церковь.Фото 1972 г.

21.Спасский храм и Кресто-Воздв. собор.Фото 1980-х годов

22.Вход в Спасо-ЕВфросиниевский монастырь.Фото 1980-х годов

Вероятно, осенью 1928 года полоцкие сестры были изгнаны из Пеньков. Но и тогда, когда перестала существовать эта община, иноческая жизнь в Полоцке не прекратилась: тайно в миру сестры продолжали нести монашеский подвиг.

Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован. Однако в этот период в пределах Полоцкой епархии наблюдалось некоторое оживление церковной жизни. По желанию верующих там, где это было возможно, открывались храмы, совершались богослужения. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря стали возвращаться в свою обитель. В одном из ее корпусов находилось немецкое командование; часть монастырской территории, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались военнопленные. Монахиням удалось получить разрешение немецких властей на возвращение в монастырь мощей преподобной, которые с начала войны находились в Витебской Свято-Покровской церкви.

23.Арка врат Спасо-Евфр. монастыря.Фото 1980-х годов

23 октября 1943 года поезд с мощами святой прибыл в Полоцк. Комендантский час в этот день был отменен. Несмотря на позднее время и значительное опоздание поезда, святые мощи встречало все местное духовенство, сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Ананией и духовником обители игуменом Модестом (Павловым), множество верующих. «Слава Богу за оказанную милость! – говорили многие сестры. – Наша Мати Евфросиния пришла опять в свою обитель на утешение многих…»

24.Крестный ход в праздник преп. Евфр. Фото 1989 г.

Гробницу с мощами принесли в Софийский собор и установили посреди храма. В воскресенье, 24 октября, в девять часов утра в соборе началась Божественная Литургия, в продолжение которой верующие с глубоким благоговением и молитвой на устах стояли перед своей небесной покровительницей. Каждый делился с ней своими скорбями, переживаемыми в то тяжелое время. По окончании богослужения при огромном стечении народа святыню крестным ходом перенесли в Спасский монастырь. Так, уже в третий раз после своей блаженной кончины преподобная Евфросиния вернулась в родной край.

25.Литургия на соборной площади Спасо-Евфр. мон-ря в день пам.прп.Евф.

Преемницей игумении Анании, о которой известно только то, что она управляла Спасо-Евфросиниевской обителью в годы Великой Отечественной войны, стала игумения Елевферия (Новикова). Под ее руководством начала устраиваться жизнь обители, возрастало число сестер. Однако уже в 1955 году городские власти издали указ, запрещавший прописывать поступавших в монастырь. Были случаи, когда послушниц приходилось прятать в новых гробах. Власти стремились всячески ограничить деятельность обители, планируя в скором времени ее закрыть. Из документов того периода известно, что игумения Елевферия, несмотря ни на что, несколько раз пыталась возвратить монастырю Кресто-Воздвиженский собор и провести в нем ремонт, однако всякий раз получала отказ (ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 179, л. 216).

26. 1-ое архиер. богосл. еп. Полоцкого и Витебского Димитрия в С-Евф.мон.

27.Митроп. Минский и Слуцкий Фил. с Синодом БПЦ и дух-м Полоцк.епархии

30 октября 1960 года игумения Елевферия почила о Господе. Вскоре после ее кончины городская администрация распорядилась закрыть Спасо-Евфросиниевскую обитель и переместить насельниц в Свято-Успенский Жировицкий монастырь. Одиннадцать сестер из пятидесяти приняли это условие и переехали в Жировицы. Остальные пожелали совершать свой монашеский подвиг в Полоцке близ мощей преподобной Евфросинии и были вынуждены жить в домах мирских людей. Сестры закрытой обители по-прежнему молились в Спасском храме, оставленном на попечение приходской общины.

28.Реконстр. колокольни Спасо-Евфр. мон-ря

29.Встреча митр. Минского и Слуцкого Фил. в Спасо-Евф.мон-ре

Спасо-Преображенская церковь долгие годы оставалась в Полоцке и его окрестностях единственной действующей. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многие из них молились на паперти, стояли близ церкви на соборной площади. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители в 1961 году на протяжении всех последующих лет оставались в Спасской церкви. Они почивали близ алтаря в деревянной гробнице. И лишь один раз в году, в день памяти преподобной Евфросинии, по окончании богослужения, при закрытых дверях гробницу открывали, и тогда богомольцы могли приложиться к святыне.

30.Крестный ход с мощами преп. Евфр..Фото 5 июня 1992 г.

31.Молебен на соборной площади Спасо-Евфр.мон-ря

В середине 1980-х годов местные власти стремились отнять у православных древний Спасский храм и устроить в нем музей. Здание полуразрушенного Кресто-Воздвиженского собора предполагалось приспособить под планетарий. Для приходской общины планировалось восстановить Свято-Евфросиниевскую (Теплую) церковь, в которой тогда же был начат ремонт, завершившийся в 1989 году. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены. А уже в скором времени, 6 июля 1989 года, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Тогда же была восстановлена и древняя Полоцкая епископская кафедра. Правящим архиереем возрожденной Полоцко-Витебской епархии стал епископ Димитрий (Дроздов). В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Всего за девять месяцев был восстановлен Кресто-Воздвиженский собор, а в 1992 году – реконструирована монастырская колокольня.

32.Поклонение св. мощам преп.Евфросинии.Фото 5 июня 1992 г.

В июле 1990 года из Жировиц в Полоцк прибыли первые четырнадцать насельниц со старшей сестрой монахиней Марфой (Ковалевич). В сентябре 1991 года приехали еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук), которая и возглавила Спасо-Евфросиниевский монастырь. В 1995 году ввиду преклонного возраста игумения Евфросиния ушла на покой, а настоятельницей назначили монахиню Наталию (Скиндер), которая управляла обителью до 1997 года.

33.Св. Патр.Алексий с епископатом БПЦ и сестры Спасо-Евр.мон.

В 1992 году в Полоцке была торжественно отмечена великая дата – 1000-летие Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. В том же году решением священноначалия была образована Витебская епархия, а Полоцкую кафедру возглавил епископ Глеб (Савин; †1998). Тогда же по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, начались работы по воссозданию утерянного в годы Великой Отечественной войны Евфросиниевского Креста. В течение пяти лет над его изготовлением трудился брестский художник-ювелир Н. П. Кузьмич. Накануне престольного праздника обители, 27 сентября 1997 года, воссозданный Крест привезли в Полоцк. Как в XIX веке, так и в веке XX возрождение Спасского монастыря совершилось через принесение Креста преподобной Евфросинии в обитель.

34.Высокопреосв. Филарет, митр. Минский и Слуцкий

Правящим архиереем Полоцкой епархии с 10 августа 1997 года становится Высокопреосвященный Феодосий (Бильченко), епископская хиротония которого состоялась в Богоявленском кафедральном соборе Полоцка. 24 февраля 2006 года он был возведен в сан архиепископа.

35.Спасо-Евфросиниевский монастырь. Фото 2006 года

В 1998 году Спасо-Евфросиниевский монастырь праздновал 825-летие со дня преставления преподобной Евфросинии. Именно в этом юбилейном году были обретены вериги святой игумении Полоцкой и положены для поклонения верующих в Кресто-Воздвиженском соборе.

36.Рака с мощами преп. Евфр. в Преображ. храме

Тогда же в обители совершилось переоблачение и освидетельствование святых мощей преподобной Евфросинии, для чего была составлена комиссия, в состав которой вошли: архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, врач-эксперт игумен Агапит (Юрков), игумения Анфиса (Шевердяева) и несколько монахинь. В результате освидетельствования составлен акт, подписанный всеми членами комиссии. В заключительной части этого документа сказано: «Честные останки преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, представляют собой нетленные святые мощи с прекрасно сохранившимся скелетом и мягкими тканями… Отдельные частицы отделены от мощей при изымании их, как святыни; когда-то целые части разъединены при варварском отношении к ним богоборчески настроенных представителей мира.

Факт сохранения освященных останков преподобной игуменьи Евфросинии в их нынешнем… виде без всяких средств консервации на протяжении многих веков при неоднократном перенесении с места на место и пребывании в самых разных климатических условиях свидетельствует о том, что святые мощи находятся в хорошо сохранившемся состоянии нетления, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства» (Акт медицинского освидетельствования честных останков преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, от 9 апреля 1998 года. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря).

37.Надвратная колокольня Спасо-Евфр. мон-ря

26–27 сентября 1998 года древний Полоцк с первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня он совершил чин воздвижения воссозданного Креста в Спасо-Евфросиниевской обители. Патриарх Алексий освятил закладку нового сестринского корпуса и возвел в сан игумении монахиню Анфису (Шевердяеву), управлявшую монастырем с 1997 по 2004 год. [Ныне игумения Анфиса является настоятельницей Березвечского Михаило-Архангельского монастыря в городе Глубокое Полоцкой епархии.]

38.Спасо-Евфросиниевский монастырь. Фото 2000 года

В 2006 году вновь было совершено переоблачение мощей преподобной Евфросинии. На них надели новые монашеские одеяния и возложили серебряные параманд с крестом, переданные наместником Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Мощи святой переложили на особое деревянное основание, специально изготовленное в Киево-Печерской Лавре и присланное настоятелем Киевского Свято-Введенского монастыря архимандритом Дамианом (Давыдовым). Для мощей преподобной в 2007 году был пожертвован кипарисовый гроб. По заказу Полоцкой обители сестрами Брестского Рождество-Богородицкого монастыря сделаны облачения для святой, а гроб изнутри обшит зеленым бархатом и украшен орнаментом из жемчуга и канители. Игуменом Афанасием (Ванкевичем), тогдашним наместником Ляденского Свято-Благовещенского монастыря Минской епархии, братией и прихожанами для мощей великой угодницы Божией подарен наперсный крест, изготовленный в древневизантийской технике перегородчатой эмали и украшенный драгоценными камнями.

39.Храмовый комплекс Спасо-Евфр. мон-ря

40.Монастырская колокольня и сестринские корпуса.Фото 2006

Мощи преподобной Евфросинии были вновь частично переоблачены и помещены в кипарисовый гроб 3 июня того же года. Накануне дня памяти святой во время малой вечерни гроб с нетленными мощами поместили в серебряную раку. Воссозданием раки по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 2003 года занимался художник-ювелир Н. П. Кузьмич. В своей работе он использовал фотографии раки преподобной 1910 года, найденные в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Новая рака святой Евфросинии была доставлена из Бреста в Полоцк 29 мая 2007 года и установлена в Кресто-Воздвиженском соборе. Рака сделана из ясеня и сосны, общий вес ее составляет более 450 кг. Внешнюю сторону украшают золоченые барельефы, изображающие перенесение мощей преподобной из Иерусалима в Киев и закладку Спасского храма. По периметру раку обрамляют виноградная лоза и орнамент из цветной эмали, где написаны слова: «Ублажаем тя, преподобная мати наша Евфросиние, и чтим святую память твою, наставнице монахинь и собеседнице ангелов». На крышке раки изображена святая в полный рост в серебряной ризе с золоченым шестиконечным крестом. Драгоценные камни и жемчуг для украшения нимба пожертвованы настоятелем Минского прихода в честь Всех Святых протоиереем Феодором Повным и прихожанами. На раке сделаны две памятные надписи, одна из которых гласит: «В лето от Рождества Христова две тысячи седьмого года благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, тщанием Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, при святительстве митрополита Минского и Слуцкого Филарета, жертвенным участием паствы православной и рабов Божиих Николая и Ангелины, Натальи мастер Николай Кузьмич изготовил раку сию для святых мощей преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой, ради святых ее молитв о Белой Руси у Престола Пресвятой Троицы». Средства на изготовление раки собирали всем миром. В этом богоугодном деле приняли участие все епархии Белорусского Экзархата, государственные структуры Республики Беларусь и предприниматели.

41.Временная сень над мощ. прп. Евфр. в Кресто-Воздв.соб.

42.Игум. Евдокия (Левшук), наст. Спасо-Евфр.мон.

Ко дню памяти преподобной в 2006 году была написана икона святой с житием. Евфросиниевские торжества 2007 года ознаменовались важным для Спасской обители событием: заботами и стараниями Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, Преображенский храм был увенчан золотым куполом. Во время всенощного бдения 4 июня митрополит Филарет возвел в сан игумении настоятельницу монастыря монахиню Евдокию (Левшук). В день памяти преподобной Евфросинии – 5 июня – Высокопреосвященный Филарет в присутствии Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, многочисленного духовенства и паломников освятил воссозданную серебряную раку. В 2007 году Синодом Белорусской Православной Церкви был установлен день празднования перенесения мощей святой из Киева в Полоцк – 6 июня.

43.Крест на месте храма-усып. полоцких еп. в Спасо-Евф.мон.

В Спасо-Преображенской церкви сохранилась почти в полном объеме уникальная фресковая роспись XII века. С 1990-х годов ведутся работы по восстановлению древней росписи самого храма и сохранившейся в нем кельи преподобной Евфросинии. Кроме того, храм в 2007 году был украшен резным иконостасом. После восьмидесятилетнего перерыва в марте 2009 года возобновились богослужения в Свято-Евфросиниевской (Теплой) церкви.

44.Интерьер Спасского храма.Фото 2007 года

В Кресто-Воздвиженском соборе 17 августа 2009 года была установлена сень, сделанная по образцу той, которая украшала раку с мощами Полоцкой княжны в 1910 году. Как и в прежние времена, по милости Божией, нашлись жертвователи, особенно много их было среди полочан. Сень стала венцом многолетнего труда по воссозданию утраченных в годы советской власти святынь Спасского монастыря.

45. Митр. Минский и Слуцкий Фил.соверш. всенощ. бдение

26 сентября 2009 года Спасо-Евфросиниевский монастырь посетил с апостольским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время торжественного всенощного бдения он совершил чин воздвижения Креста преподобной Евфросинии и благословил насельниц обители и многочисленных паломников. На следующий день Его Святейшество с духовенством Полоцкой епархии отслужил Божественную Литургию в Кресто-Воздвиженском соборе. По окончании богослужения Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью о великом значении Креста Господня. Святейший Патриарх отметил, что «только любовью Божией может быть понята вся тайна Креста», и пожелал всем собравшимся, «чтобы на основе этой любви строились отношения в Церкви». Свой отзыв о древней Спасской обители Предстоятель Русской Православной Церкви выразил в следующих словах: «Это мое первое посещение Полоцка – одного из древнейших городов Руси, места подвигов удивительной святой нашей Церкви – преподобной княжны Евфросинии. Как легко молиться у ее гробницы! Потому что в сердце Евфросинии была любовь, мир, покой, и даже останки ее источают эту благодать…»

46.Встреча Св. Патриарха Кирилла в Спасо-Евфр. мон-ре

47.Св. Патриарх Кирилл соверш. чин Воздвиж. Креста прп.Евфр.

Перелистывая страницы истории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, еще раз убеждаешься в том, что силен Бог спасти любящих Его. В далеком XII веке почила преподобная Евфросиния в Иерусалиме и только сто лет назад, прославляя Бога, дивного во святых Своих (Пс. 67, 36), вернулась в древний Полоцк. Минувший XX век, казалось бы, должен стереть с лица земли и саму память о Боге и святых Его. Но сегодня опять приходят люди в Спасскую обитель к мощам угодницы Божией, приносят любовь своих сердец и пьют живую воду благодати. И вновь сияет миру светом своих святынь монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в обители. 

Смотреть все

Православный календарь

9 / 22 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896).

Прп. Феофана исп. (ок. 300). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Сщмчч. Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мч. Василия Шикалова (1937); прмч. Андроника Сурикова (1938); сщмч. Александра Виноградова пресвитера (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY