Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Воспоминания протоиерея Николая Черепнина

Распечатать

Внесение мощей прп. Евфросинии в Спасский храм. Фото 1910 г.

Дивен Бог во святых Своих... 

Пс. 67, 36

22-го апреля большим сонмом духовенства, при тьме народа, разбросаннаго по дорогам и холмам г. Киева, при непрерывном пении нескольких хоров и гуле колоколов древней русской столицы – этой колыбели русской веры – св. мощи Преподобной Евфросинии были перенесены из Лавры на пароход «Головачев». Как прощающиеся киевляне, так и получившие св. мощи полочане плакали; первые – от разлуки, а вторые – от умиления и радости. Картина сего не может быть выражена слабыми словами человеческаго выражения, не может быть представлена слабым умом человека, но единственно только может быть доступна верующему чувству, дающему всегда отзвук на неизъяснимое и великое выражение славы и величия Бога… <…>

Эта картина проявления восторга, умиления и веры продолжалась во все время следования св. мощей от Киева до Витебска. Берега Днепра усеяны были сплошною массою народа, а по местам – во главе с крестными ходами от сельских церквей и монастырей. При встречах с крестными ходами пароход останавливался, предоставляя возможность собравшимся людям воззвать: «Преподобная Мати наша Евфросиния, моли Бога о нас». Здесь глас народа соединялся с гласом сопутствующих в умилительном славословии Господа, дивнаго во святых Своих. Все стоящия на берегу с зажженными свечами на коленях громогласно ответствовали на пасхальное приветствие с парохода: «Воистину воскресе!», и этот сердечный и мощный ответ в тихой глуши деревенских полей, особенно чудный и торжественный в темные ночи, далеко разносился по окрестным местам. Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения св. мощам Преподобной Евфросинии. Массы народа не обращали внимания ни на какия стихийныя препятствия. Когда пароход после непродолжительных остановок продолжал плавание, стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, хватали в бутылки воду из волн от парохода, промывали ею себе глаза и т.п. Можно было подумать, что к берегам Днепра стеклась вся Русь Православная.

Во время следования св. мощей на пароходе совершались молебны, акафисты и всенощныя бдения. При остановках в назначенных по маршруту местах св. мощи Преподобной Евфросинии встречались епископами, духовенством со всем парадом от войск и учреждений и массою народа, расположившагося по откосам берега, на крышах домов, заборах и деревьях <…>. Нередко путь следования св. мощей от пристани к храму устилался полотном, которое приносили богомольцы. Во все время пребывания св. мощей в храме безостановочно совершались богослужения. Богомольцы к мощам прикладывали купленныя ими иконы и крестики, и сами лобызали [святые мощи] с чувством несказаннаго умиления и растерянности и натощак, пребывая по суткам не евши. К мощам спешили приложиться не одни православные, но и старообрядцы, и католики. <…> Благостный и кроткий лик Преподобной заставлял людей забывать у ея тела все распри и неурядицы жизни и спешить воздать должную дань ея подвигам любви – служения Богу и людям.

Во время стоянок, когда св. мощи находились в храме, многим разрешалось заходить на пароход. И тут религиозное чувство народа проявлялось высоким образом: слезами, вздохами, просьбою помолиться за них, нежеланием сойти с парохода и требованием какого-либо предмета на память, хотя бы листочка от зелени, которою был украшен пароход. Нужно сказать, что действительно трудно было разстаться с местом, где стояли св. мощи во время плавания по Днепру. Это место даже сопровождавшим постоянно св. мощи казалось дивным, снимающим всякую усталость и дающим нечеловеческия силы. Приходилось в течение двух недель отдыхать не более 3-х часов в сутки и то – сном тревожным, но бодрость и желание удовлетворить религиозному чувству народа не оставляло трудившихся ни на минуту. Несмолкаемо подавались посещающим пароход слова утешения, пожелания, окропление св. водою, помазание маслом от лампады и зелень от украшений.

В пути же проявился и отклик на чувство веры народной: в г. Могилеве явился на пароход за маслом от лампады Преподобной крестьянин Вейнской волости Могилевскаго уезда дер. Подгорья Лаврентий Гавриленок и заявил, что жена его Мария Титова, страдавшая рожистым воспалением, перешедшим в раны по всему левому боку и ноге, болевшая в течение двух месяцев и приговоренная всеми видевшими ее к смерти, исцелилась с приходом св. мощей Преподобной Евфросинии, которую она видела во сне во время болезни в феврале месяце, когда никто из них не знал, что пройдут по Днепру св. мощи, в следующем образе: «Будто едет какой-то источник на пароходе, дающий облегчение ея болезни». Когда она 1-го мая приложилась к св. мощам, почувствовала облегчение и теперь совершенно здорова. Разсказ сей записан мною 2-го мая в присутствии тайнаго советника П. М. Кошкина и жандармскаго полковника А. Д. Ковалинскаго.

Та же картина и те же чувства проявлялись при следовании св. мощей сухопутным путем. Толпы богомольцев старались так или иначе принять участие в несении раки, счастием почитали идти, прикоснувшись к носилкам. Вот встречается крестный ход для смены священнослужителей, сопровождавших св. мощи. Во главе сего хода стоит дряхлый заслуженный протоиерей с крестом в дрожащих руках. Еле держит убеленный сединою старец крест, еле может передвигать ноги, но имеет намерение пешком сопровождать св. мощи. Идет, пока силы его не оставляют. Его отводят в сторону и усаживают на подводу, где, посидев немного, старец снова спешит принять участие в перенесении св. мощей. Бывший в первыя сутки сухопутнаго шествия безпрерывный дождь не остановил шествия, хотя уменьшил число сопутствующаго народа. Во время пути часто приходит на мысль «Головачев», несший св. мощи над глубинами Днепра. Так и стоит в голове выражение чувства энтузиазма и восторга народнаго, еще и теперь, кажется, ослепляет блеск золотых хоругвей, отражающих дневное светило. На сумерках кажется, вот сейчас засверкает своими огнями электрический крест над рубкою, в которой помещались св. мощи. Так дорого стало это место и так привык к нему за путешествие, что не разстался бы с ним.

При встрече св. мощей крестным ходом из г. Витебска картина киевская снова повторилась с тою только разницею, что ровная местность не давала возможности окинуть взглядом народныя массы. Окна, балконы, крыши и в Витебске были усеяны народом, и нередко видны были слезы на глазах осенявших себя крестным знамением при виде св. мощей. Шествие замедляли воспитанники учебных заведений, отодвинувшие процессию крестнаго хода на большое разстояние от св. мощей. Торжественность всего шествия захватывала и создавала особый подъем религиознаго чувства, заставлявший забыть усталость после долгого пути.

В Витебске на Соборной площади был устроен помост для мощей, духовенства и певчих. Во время стояния здесь мощей был отслужен благодарственный молебен за дарованную нам возможность видеть свою святыню вблизи к родным ея сердцу местам. После поставления св. мощей в кафедральном соборе и поклонения святыне я уехал в г. Полоцк.

Источник: 

Черепнин, Н., свящ. Путевыя заметки при перенесении святых мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Витебск // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 31. С. 684–688.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 июля, четверг

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел кн. Московской.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 июля, четверг

Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV).

Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Смотреть все

Каталог TUT.BY