Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Воспоминания Владимира Федоровича Трумбачева

Распечатать
2.Спасо-Евфросиниевский мон-рь. Фото кон. XX века

Родился я, Трумбачев Владимир Федорович, в 1916 году в деревне Захарничи Громовского сельсовета Полоцкого района в семье крестьянина. Отец и мать – глубоковерующие. В семье было шесть детей, самый младший – я. Все посты, несмотря на возраст, соблюдались строго. В последний день поста, перед Рождеством Христовым вечером, стол накрывали сеном, ставили постные кушанья – все ждали наступления Великого Праздника. После полуночи, как пропоют вторые петухи (часов не было), отец запрягал лошадь, в сани садились мать и я. Меня одевали в лучшую одежду.

Деревня Захарничи расположена примерно в 12 км от монастыря, и, с учетом дорог того времени, мы приезжали к утренней службе. Народу съезжалось очень много. Оставив лошадь с санями за оградой монастыря, отправлялись на богослужение.

Первый раз это было примерно в 1923 году. Служба совершалась в красном храме, где ныне трапезная[1]. Он отапливался, Кресто-Воздвиженский собор зимой был закрыт. Посреди храма постилались два ковра, отделенные друг от друга проходом от алтаря. На коврах располагались певчие сестры в возрасте от 10 до 80 лет. Пение чередовалось. Одни заканчивали <пение>, другие его продолжали[2]. Подбор голосов – от самого низкого до самого высокого. Службу совершали обычные священники и диаконы. При входе в храм с правой стороны стоял резной деревянный стул с высокой спинкой, на котором сидела игумения – пожилая женщина с посохом. Головной убор у нее имел форму конуса[3]. Все насельницы монастыря, входя в храм, прикладывались к ее руке, получая благословение. Служба длилась часов до десяти. Во время службы все в определенные моменты опускались на колени и молча внимали словам пастыря. После службы в теплом храме отправлялись на поклонение мощам преподобной Евфросинии. Они (как и сейчас[4]) находились в Спасо-Евфросиниевской церкви[5] и стояли не там, где сейчас, а вплотную к Царским вратам, на возвышенности. Надо было подняться на две-три ступеньки, чтобы приложиться к святыне. У ног святых мощей стоял священник в облачении, который регулировал поток верующих.

Рядом с церковью преподобной Евфросинии[6] с левой стороны располагалось кладбище, на котором на ряде могил горели свечи или лампады, защищенные колпачками. Размеры кладбища были ограничены площадью от собора и до спуска только по левой стороне. Остатки захоронений можно было обозревать и после войны, пока местные жители не стали сажать на этом месте овощи. После закрытия монастыря (год не помню) служба продолжалась в Спасо-Преображенской церкви, часть сестер уехало. После своего отъезда на учебу в Красноярск в 1935 году я на долгие годы потерял связь с монастырем и ныне очень рад встрече со святыней.

24.06.1997 г.

Трумбачев В.Ф., профессор, доктор технических наук.

г. Москва



[1] Речь идет о ныне действующей Свято-Евфросиниевской церкви, с 1991 по 2009 годы служившей в качестве сестринской трапезной.

[2] Антифонное пение, в котором попеременно звучат два хора, является древней церковной традицией и употреблялось в Церкви со II века. Оно было установлено священномучеником Игнатием Богоносцем, который в особом откровении видел Ангелов, славословящих Святую Троицу антифонными песнопениями, и образ этого пения перенес в Антиохийскую Церковь, а от нее это предание распространилось и по всем Церквям.

[3] Имеется в виду камилавка – монашеский головной убор.

[4] В 2006 году мощи преподобной Евфросинии были положены в Кресто-Воздвиженском соборе, где и покоятся в настоящее время.

[5] Имеется в виду Спасо-Преображенская церковь XII века.

[6] Имеется в виду Спасо-Преображенская церковь XII века.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу

Расписание богослужений

13/26 апреля, среда

Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

13 / 26 апреля, среда

Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).

Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).

Прмц. Марфы Тестовой (1941).

Смотреть все

Каталог TUT.BY