Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Митрополит Афанасий Лимассольский: монах в любой момент должен быть готов уйти из этого мира и встретить Христа

Распечатать

В сентябре 2015 года митрополит Афанасий Лимассольский во время визита в Беларусь посетил Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и пообщался с насельницами обители. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта фрагмент этого общения.

– Дорогая Матушка и дорогие сестры! Действительно, для меня очень волнительно находиться сегодня в этом святом месте. Я очень рад, что вижу столько и братий, и сестер во Христе, которые сражаются за любовь Христову. Я очень обрадовался, когда в трапезной увидел фотографию старца Иосифа Исихаста, который для нас является символом монашеской жизни. Я уверен, вам известна жизнь святого старца, и также известно его учение и его духовные советы. Хочу вам сказать несколько вещей из традиций наших старцев. Если вкратце попытаться сказать, в чем заключалась суть учения старца Иосифа, мы могли бы остановиться тогда на следующих моментах. Прежде всего старец придавал большое значение такой добродетели, как послушание. Почему он это говорил? Потому что он, исходя из опыта своей жизни, видел, что монах без послушания не может исцелиться от страстей. И мы на протяжении многого времени видели, как на Святой Горе Афон, так и в наших монастырях, что настоящий монах виден по тому, как он слушается. Мы видели, к сожалению, и других монахов, которые совершали очень много постов, очень много молитв, вели строгую аскетическую жизнь. Ничего у них не было в этом мире, но когда приходило время проявить послушание, происходило следующее: словно нажимаешь красную кнопку, и возгорается пламя. И мы задаемся вопросом: по какому пути нам идти, чтобы достичь плодов Святого Духа? И почему святые отцы такое большое внимание уделяют именно киновийному образу жизни в монастыре?

Попробую сказать несколько слов об этом. О чем это учение святых отцов? Иногда нам, монахам, кажется, что послушание в монастыре должно существовать ради дисциплины или для того, чтобы все слаженно функционировало в монастыре, или просто потому, чтобы игумену было легче управлять монастырем. Конечно же, очень много добрых результатов у послушания. Но особенная ценность послушания заключается в том, что оно изнутри исцеляет, очищает сердце человека. А поскольку мы все больны, наполнены страстями и грехами, которые являются результатом падения. Мы пришли в монастырь, чтобы исцелиться от страстей и греха и приобрести благодать Святого Духа. Как говорил старец Иосиф: человек без благодати не считается человеком. Послушание – это самое лучшее лекарство, которое исцеляет больного человека, потому что послушание рождает смирение в человеке. Господь нам указал дорогу, по которой мы можем за ним идти. Как говорит Христос: «Кто хочет идти за Мной, должен отречься от себя». Отказаться от себя. Не в смысле самого себя, а в смысле ветхого человека, человека падения, который пал, человека греха. Поскольку эгоизм и гордость – причины падения и мать всего злого и всех грехов, соответственно и смирение является матерью святости и всех плодов Святого Духа. Смирение – это не какое-то отвлеченное понятие. Это то, что начинается с нашей повседневной жизни, с каких-то внешних вещей, пока не достигнет глубины нашего сердца. Оно вырастает из очень серьезной ежедневной и тяжелой борьбы, пока не очистится сердце от всех страстей и грехов. Господь нам первым показал дорогу. Апостол Павел говорит, что Христос его очистил, и он стал похожим на человека без греха, чтобы спасти человека. У Христа не было нужды где-то кому-то подчиняться, однако Он подчинялся до смерти, до смерти крестной. Итак, Он нам указал дорогу, тот путь, по которому мы должны следовать, чтобы исцелиться. Мы не исполняем послушания, чтобы умереть, мы его исполняем, чтобы жить, чтобы стать свободными, чтобы почувствовать себя радостными. Потому что плод жизни ради любви Христовой, поскольку Он исцеляет человека, – это благодать Святого Духа. И когда в нашем сердце поселится Божия благодать, это имеет определенные результаты. И чтобы мы не гадали, есть во мне Святой Дух, или нет, святой Павел дам нам критерии, по которым мы можем это определить, которые он назвал плодами Святого Духа.

Когда я был монахом, я вспоминаю, что меня охватывали искушения и помыслы, и мой ум находился в темноте из-за этих помыслов. Я пошел к старцу Иосифу. Я попытался ему доказать, что я прав. И пытался себя оправдать. А он мне сказал: «Не отчаивайся, Господь через апостола Павла говорит: «Плод Святого Духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, кротость, воздержание… Все эти добродетели. Посмотри, что у тебя есть внутри. Все, что ты имеешь, это является плодом Духа Святого? Ты, вместо того, чтобы иметь свет, имеешь темноту. Вместо того, чтобы быть радостным, ты грустен. Вместо того, чтобы быть спокойным, умиротворенным, ты взбудоражен. Разве ты не понимаешь, что те плоды, которые внутри тебя, это плоды диавола? Господь сказал, что по плодам узнаешь дерево. По тому, что у тебя внутри, ты можешь понять, откуда их корни. Так старец учил нас рассуждать по плодам внутри нас. И мы записывали эти слова – «любовь», «мир», «долготерпение» и другое – записывали на бумагу и вешали в наших кельях. И когда нас охватывали какие-то помыслы, искушения, мы вспоминали, какие плоды Святого Духа, и сами понимали ответ.

Вся та борьба, которую мы совершаем, дорогие сестры, вся наша жизнь заключается в том, чтобы достичь плодов Святого Духа. И пост, и бдение, и молитва, и послушание, и девство, и вся эта христианская борьба – это не цель нашей жизни. Это все инструменты. Цель заключается в том, чтобы приобрести Христа внутри нас. Не знаю, как у вас, но у нас, у греческих монахов, встречаются следующие явления. Мы как бы идеализируем эти средства, эти инструменты и забываем о результате. И говорим: «Молитва, пост, бдение, послушание, службы – цель нашей жизни. Но мы забываем, что все это – просто способы, которые могут нас привести ко Христу. Мы похожи на людей, которые едут на автобусе уже много часов, и когда приезжают в нужную точку, не хотят выходить с автобуса. Им нравится автобус. И они теряют свою цель. Ведь автобус предназначен, чтобы довезти до нужной точки. Когда мы приехали, нужно выходить. Но, к сожалению, это с нами со всеми случается, когда нам нравится автобус, и мы не хотим конечной точки. Поэтому мы никогда не должны забывать, что цель монашеской жизни – это Христос и только Христос. Все остальное совершается ради Христа. И послушание – это не цель нашей жизни, но это самое лучшее средство, самый лучший инструмент, самое лучшее лекарство. Когда тебе станет хорошо, тебе уже не нужны лекарства. Потому что твой организм сам по себе работает хорошо. Но если ты болен, ты должен принимать лекарства. Одно из этих лекарств – это послушание, о котором говорил отец Иосиф. И всю эту традицию духовной жизни святые отцы сохраняли с очень большим вниманием. И они сохранили все заповеди Господни. И они стали совершенными во Христе людьми. Стали совершенными во всех проявлениях своей жизни. И в ежедневной жизни они были очень вежливыми, наполненными радостью, миром. Очень легкие люди, не сложные. Как-то старец говорил, что люди, которые много молятся, очень сложные, трудные. Он говорил: «Ну вот, что теперь? Разве это плод молитвы? Ты целый день молишься, читаешь службы, каноны, Евангелие, все время повторяешь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». А только тебя заденет твой брат, ты сразу становишься другим. Может быть, ты какому-то другому богу молишься? Это не бог Евангелия. Подумай, кому ты молишься». И он нам приводил пример такого исключительного смирения. Этим примером был Христос. И когда мы приходим к старцу и жалуемся, что со мной несправедливо поступили, что я несчастный, он нам отвечал словами из утрени в Великую Пятницу, в житии святых, что в этот день мы читаем о кресте, гвоздях, копье, те пощечины, плевки, которыми над Господом издевались, что Его избивали, что на Него надели красную порфиру, что на Него надели венец, крест, смерть. И все это большое смирение Христа. Исходя из этого, он нам говорил: «Ты хочешь быть учеником Христа? Вот этот путь. Учитель эти уроки нам преподал. Если ты хочешь следовать за другим учителем, измени свой путь. Христос же имеет такое учение». И также еще говорил слова из тропаря Великой Недели. Тропарь о Иуде: «Иуда, если ты так любил деньги, почему ты последовал за Тем, Кто преследовал бедность? Ты выбрал не того учителя». Он говорил: «Иди перед Христом, Который несет свой крест, и скажи Ему свои жалобы. Попробуй сказать Ему, что с тобой несправедливо поступили твои братья. Скажи Ему, что с тобой плохо поступили. Скажи, что тебя никто не любит, что тебя никто не понимает. Если ты сможешь видеть Христа на кресте и говорить Ему это, тогда я не знаю, что тебе посоветовать». Когда старец говорил нам так, мы понимали, насколько мы ошибаемся.

И заканчивая, дорогие сестры, скажу: все мы не должны терять Христа в нашей жизни. Монастырь – это рай, это небо. И если мы потеряем Христа в нашей жизни (что может произойти даже в монастыре), тогда монастырь станет адом, и это будет место мучений, потому что Господь исчезнет из поля нашего зрения. Тайна всех святых – святых мучеников, и святых отцов, и всех святых старцев, с которыми мы были знакомы – заключается в том, что они всегда в своей жизни имели перед собой Христа. Они ничему не позволяли стать между ними и Христом, и все, что бы ни происходило в их жизни, все вело к общению с Богом. Святой Иустин Попович говорил, что с Христом в аду ощущаешь рай. Не хочу я рая без Христа, потому что рай без Христа становится адом. Так же и наша и ваша жизнь, по молитвам Матушки и других сестер, пусть будет раем для нас каждый день, в центре которого любовь и радость о Боге. Аминь.

– Как настроить себя на молитву? Как научиться не рассеиваться умом во время церковной и келейной молитвы?

– Святой старец Паисий говорил: «Не собирайте в своем сердце мусор. Выбросьте весь этот мусор, все выбросьте. Освободи свое сердце, и тогда внутри тебя воцарится Христос». Если мы все время занимаемся какими-то делами монастыря, если мы все время наполняем наше сердце какими-то новостями и другой информацией, тогда мы никогда не сможем молиться. Молитва требует внимания. И старец Иосиф говорил: «Молчание даст внимание, внимание даст молитву». И когда он говорил о молчании, он не имел ввиду просто закрыть уста, что является первым шагом. Он имел ввиду закрыть свой разум. Ведь вы знаете, что очень часто мы внешне молчим, но ум наш говорит без конца. Наш ум – великий адвокат. Все время кого-то осуждает, принимает решения.

– Расскажите, пожалуйста, как правильно молиться Иисусовой молитвой.

– Я вам расскажу, исходя из нашей традиции. Прежде всего, мы должны знать, что каждый человек уникален и неповторим. А это значит, что он может выражаться исключительным и неповторимым способом. Поэтому мы все не можем выражать себя одинаковым способом. Потому что молитва – это такое выражение человека, проявление его перед Богом. Поэтому каждый человек молится уникальным, единственным и неповторимым способом. Но существуют некоторые практики, методики, которые помогают всем нам в упражнении в молитве. Прежде всего мы должны знать, что умная молитва – это не йога. А значит, это не метод. Это благодать Святого Духа, которая сотрудничает со свободой. А значит, человек должен свободно попросить молитву через благодать Святого Духа. То есть на деле человек должен соблюдать заповеди Христовы. Если мы их нарушаем и не меняемся, тогда мы не сможем молиться. Наверняка, у вас есть такой опыт, когда, нарушая заповедь, мы теряем молитву. Как такое возможно: ударить одного, а потом сказать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»? Это невозможно. Мы должны соблюдать заповеди. Мы должны участвовать в таинствах нашей Церкви. Мы должны находиться в духе послушания. Это все условия получения Божественной благодати. И потом мы на деле должны молчать, чтобы сконцентрироваться на нашей цели, а, значит, приобрести внимание, то, что святые отцы называют бодростью духа. И потом стараться уже учиться молитве и произносить ее вслух. Постоянно, сколько можем. Старец Иосиф нас учил, что начинающий должен заботиться больше о количестве, а не о качестве. То есть повторяйте молитву постоянно, несмотря ни на какие условия. И постепенно молитва станет нашим достоянием. И когда мы наблюдаем за нашим сознанием и приобретем дары Святого Духа, тогда сама молитва станет для нас учителем. Отец Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, молитва мною руководит. Молитва нас поведет туда, куда хочет Господь». И мы не должны забывать, что молитва – это не человеческая придумка. Поэтому я не назвал ее йогой. Потому что это присутствие Божественной благодати вместе со свободой человека.

– Как бороться с охлаждением к молитве, к церковной службе и духовной жизни в целом? Как вернуть первую ревность о спасении и исправлении, которая с годами угасла?

– Как-то я спросил старца Иосифа, как мне вернуть мою первую ревность? Он мне ответил: «Из той двери, из которой ты вышел, в нее ты должен опять войти. Почему ты потерял эту ревность? Потому что ты весь день говоришь, ты невнимателен, осуждаешь, имеешь мысли в голове, возражаешь всем, не читаешь и не молишься. Сделай то, что ты должен сделать, и ты вернешься обратно». Конечно же, это не просто, но мы должны это делать. Поэтому необходим постоянный контроль над нашей жизнью. Очень помогает чтение святых отцов. Мы должны читать труды святых отцов, жития святых и повторять молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Чтение и молитва помогают нам сохранять ревность о спасении.

– Сложно найти время для исполнения своего келейного правила. Всегда есть причина: нет времени из-за послушания, очень устала, требуется отдохнуть, нет молитвенного настроя, и просто одолевает лень. Понимаю, что несу большой ущерб для души, но не исправляюсь.

– Конечно же, если мы хотим находить причины, даже если 1000 лет будем жить на земле, будем их всегда находить. И так никогда не настанет удобный момент, чтобы совершить молитву. В моей жизни, по крайней мере, не было такого дня. Если мы хотим помолиться, мы должны бороться до смерти, через силу, потому что ветхий человек противостоит молитве. И святые отцы очень много боролись, чтобы молиться. Мы должны быть очень строги к себе. Мы ни в коем случае не должны оправдывать свою лень.

– Какие мысли и расположения сердца должны быть у монахини в болезни, когда не хватает сил молиться и трудиться, как следует?

– В одном из монастырей Кипра у нас была она монахиня, которая была очень больна. У нее были проблемы с костями. У нее были очень сильные боли долгие годы. И поскольку я был духовником в этом монастыре, я пытался ее утешить и как-то укрепить, чтобы у нее появилось терпение. У меня не очень это выходило. Однажды я сказал отцу Иосифу, чтобы он приехал и встретился с этой монахиней. Он вошел к ней в келью и спросил: «Как ты?» Она говорит: «У меня столько боли, что я больше не выдерживаю». И старец ей сказал всего лишь два слова. Он сказал: «Сестра, все страдания в этом мире нисколько несравнимы со славой, которую мы получим на небесах. Имей свой ум в Царствии Божием. Не теряй из виду Христа, и все мучения утихнут». И ей это удалось. И еще хочу вам рассказать одну историю. У нас была еще одна монахиня, старица. Она была мало образована и была одна в монастыре. У нее было очень много болезней, терзаний. Но она очень любила поговорить, больше, чем нужно. И однажды, когда она была одна в монастыре, и ей было очень тяжело в болезни, она упала с кровати и сломала ногу. Она стала плакать, молиться, потому что не могла подняться. Поскольку она была очень простым человеком и хорошим, Господь явился перед ней и смотрел на нее и улыбался ей. И сказал ей: «Видишь, как Я забочусь о тех, кто Меня любит?» Она Ему ответила: «Поэтому Тебя так немногие любят?»

– Как исполнить совет: всех люби и от всех беги?

– Мы должны быть внимательными к своему сердцу. Должны любить всех и все. Но сердце должны отдавать только Богу. И можем даже это проверить. Провести тест. Например, я люблю свою маму. И если я расстраиваюсь, что она не приходит меня увидеть, это значит, что мое сердце прилепилось там. Например, поскольку тут девушки, у вас есть подруги, которых вы любите, и когда они приезжают, вы очень рады. И когда они уезжают, вы грустите. Это значит, что ваше сердце к ним прилепилось. В монастыре, например. Я, например, на кухне. И приходит матушка и говорит: «Все, твое послушание на кухне закончено, идешь на колокольню». Я расстраиваюсь, начинаю возмущаться, и это означает, что мое сердце прилепилось к послушанию. Я должен иметь любовь ко всему, что делаю, но сердце должно быть свободным. И это проявится через мое послушание. Настоящий монах таков. Например, я хочу сделать вот это и получаю на это благословение. Потом ты получишь иное благословение заниматься чем-то другим. И нужно это принимать без грусти, а с радостью. Там у нас будет мир внутри души, мы будем свободными, у нас будет любовь для всех и для всего, но сердце будет оставаться только для Христа.

– Как бороться с гордостью и эгоизмом?

– Старец Паисий говорил: «Я прошу Бога, чтобы Он дал мне смирение». Разве Господь торговец и даст тебе сейчас два килограмма смирения? Что сделает Господь? Он возьмет немножко благодати от одной сестры… В греческом есть такое выражение, что если тебе заварят очень крепкий чай, это означает, что я тебе скажу какие-то неприятные слова. Он тебе скажет какие-то грубые слова, а ты в ответ проявишь терпение и любовь, это значит, что ты использовал этот шанс и приобрел смирение. А если ты ответишь еще худшими словами, ты потерял эту возможность. Таким способом приобретается смирение через повседневную жизнь. И слава Богу, киновийный монастырь имеет множество таких возможностей. Если мы умные, у нас все получится. Святые были очень умными людьми. У них не было такой возможности. Мы же имеем мирские умы.

– Почему на меня влияет плохое внутреннее состояние сестры, с которой приходится общаться или находиться рядом?

– Потому что я не молюсь. Если бы я по-настоящему молилась с любовью и болью о своей сестре и считала себя виновной в том, что моя сестра не в порядке, я бы могла помочь и себе, и сестре. Однажды к старцу Паисию пришел маленький ребенок со своим отцом и дядей. У мальчика была серьезная болезнь, неисцелимая. Где-то он услышал о том, что старец Паисий совершит чудо, и этот мальчик выздоровеет. И мальчик в глубине души ожидал чуда. И когда они пошли к старцу, поскольку старец принимал всех, он и их принял, угостил. Родители ему рассказали, что мальчик болен и попросили его помолиться, чтобы ему стало лучше. И старец, не показывая особого интереса, поступил следующим образом. Он просто сказал: «Пусть Господь поможет, чтобы ваше чадо выздоровело». Конечно же, потом он очень сильно помолился за этого мальчика, просто не хотел показывать этого людям. Он им это сказал и попросил их уйти, потому что время приема закончилось. И когда этот мальчик увидел, что им нужно уходить, а чуда не произошло, его глаза наполнились слезами. Он разочаровался, пошел к старцу заплаканный и говорит: «Дедушка, пожалуйста, соверши чудо и пусть я поправлюсь». Старец очень растрогался и обнял этого мальчика, поднял свои глаза к небу и сказал: «Господи, в чем виноват этот мальчик? Если я настолько потерян и не могу ему помочь, значит, я виноват, что этот мальчик не может исцелиться». Поэтому и мы также должны взывать к Богу и говорить: «Господи, в чем я виноват, что не могу помочь своей сестре?» Вместо того чтобы говорить: «Это она виновата, и поэтому она такая». Мы не должны этого замечать, а наоборот, должны быть смиренными.

Как должны складываться взаимоотношения матушки игумении и сестер в большом монастыре, чтобы имела хотя бы небольшой отдых?

– Матушка всегда на кресте. Там, на кресте, нет комфортных условий. Все, что мы можем, мы должны делать. Мы не должны поступать как маленькие дети: если что-то случается, то сразу звать маму. Мы должны научиться сотрудничать друг с другом, должны уважать благословение игумении, традиции монастыря, и должны избегать такого, например, «если матушка это узнает, то она очень расстроится». Хотя бы потому, что мы не можем ее снять с креста, чтобы мы не давали ей уксуса, который дали Христу. И очень много нужно молиться за матушку. Один раз я пошел к старцу и сказал: «У меня очень много мыслей против тебя». И действительно, у меня было столько помыслов против него! Он говорит: «Если бы ты знал, сколько у меня помыслов против тебя!» Вы должны знать, что диавол наставляет послушников против игумении. Но также и наставляет и старца против его послушников. И если старец жалуется на них, тогда большой вред будет нанесен именно послушникам. В таком случае мы должны молиться за наших старцев и стараться облегчить их ношу, насколько это возможно. Например, у одного послушника есть старец. У старца же, в свою очередь, огромное количество послушников. Он должен проявлять послушание по отношению ко всем своим послушникам. Очень тяжело иметь людей, которые зависят от тебя. Поэтому нужно молиться за наших игуменов, игумений, чтобы Им Господь помогал.

Расскажите о внутренней подготовке к принятию монашеского пострига. На что в первую очередь нужно обратить внимание?

– Тот, кто находится в монастыре, должен быть готов в любой момент не просто стать монахом, он должен быть готов уйти из этого мира и встретить Христа. Мы спрашиваем себя: «Если я сейчас, в этот момент умру, что я скажу Христу о своей жизни? У меня есть какое-то доброе слово, которое я Ему скажу? Или Он не захочет меня видеть? Итак, прежде чем стать монахом, я должен понять, умер ли для меня мир и я для мира? Изгнал ли я это мирское попечение из себя? Готов ли я проявлять послушание в монастыре до смерти? Действительно ли я решил остаться в этом монастыре до последнего моего издыхания? И если действительно у вас есть это решение, тогда просим молитв матушки, Бога и продолжаем свой путь.

Как научиться не оценивать поступки и поведение сестер?

– Нужно научиться видеть свои ошибки. И когда придет помысел: «Почему эта сестра совершила такой поступок?», – я должен ответить сам себе: «Почему я сам совершил столько разных нехороших вещей, не думая об этом?» Ты что, не видишь своих ошибок, а видишь только ошибки других? Сестра совершила какую-то ошибку, но она исправится. Ты совершил тысячу и не хочешь исправляться. Это по-гречески называется самобичеванием. Той палкой, которой тебя бьет диавол, нужно бить самого себя. Хочу я осудить свою сестру, я беру орудие и осуждаю сам себя. У нас у каждого внутри столько грехов, чтобы плакать о них, столько ошибок мы каждый день совершаем, что у нас не должно быть времени смотреть, что делают другие. Когда я осуждаю сестру, это значит, что я не осуждаю себя. И тот, кто не осуждает себя, будет потом судим Господом. С верой в Бога, когда Господь все видит, все замечает и все знает, в то, что Господь справедлив и не оставит ни одного человека, я должен преодолевать все трудности, которые передо мной. Мы не должны терять нашу веру. Мы должны быть уверены, что Господь все видит. Старец говорил: «Где Господь? Разве Он нас не видит? Раз Он нас видит и все знает, тогда у нас мир. Не бойся. Ничего больше или меньше не случится из того, что задумал Господь. Все, что задумал Господь, то и произойдет». И так нужно преодолевать все трудности в жизни. Если я правильно понял вопрос.

– Говорят, нужно быть приветливым, не эгоистичным, веселым, уметь видеть, когда нужна твоя помощь. Но в то же время нужно быть молчаливым, серьезным, любить уединение и молитву. Как совмещать эти два состояния?

– Это то, о чем мы говорим, кода упоминаем слово «равновесие», «баланс». Гармония в наших поступках – это результат мира в душе. Уравновешенный человек делает все, что может, все время обращает внимание на то, что подсказывает ему совесть, и знает, что он совершит в той или иной ситуации. Расскажу вам пример. Вы сейчас принимаете меня. Если бы, как только я вышел из автобуса и увидел сто монахинь, которые бы опустили свои клобуки до уст и совсем не разговаривали и не улыбались, и как только бы меня увидели, разбежались бы по кельям, я бы сел обратно в автобус и уехал. Или наоборот. Я бы вышел из автобуса и опустил глаза, никому бы не улыбался, никому ничего не говорил и как только бы вошел в монастырь, сказал: «Отведите-ка меня быстро в келью». Закрыл бы дверь на ключ и завтра утром уехал бы. Человек ведет себя исходя из своей физиологии. Например, нам нужно принять какого-то иностранца. Мы будем радостными, мы обслужим его, мы его примем, мы постараемся, чтобы он почувствовал себя радостным, и ему было хорошо. Вот что я должен делать, и вот в чем заключается на данный момент желание Бога. Если я сейчас уйду и пойду в свою келью и сяду на кровать, буду один и буду представлять, что я говорю с монахинями, и буду вести беседу сам с собой и отвечать на вопросы, мне придется обратиться к психиатру. В своей келье я буду один молиться, а здесь я общаюсь с монахинями. Не скажу я вам сейчас, что все молчат и молятся. Сейчас мы с вами говорим. И это желание Бога, и это мы делаем с радостью. Потом, когда мы закончим, мы пойдем в свои кельи. Заканчивается одно, начинается другое. Я буду один и буду молиться. Сейчас нужно идти на вечернюю службу, я пойду. Я поблагодарю Бога за то благословение, которое Он мне дал. Мы всему должны радоваться и должны быть легкими и настоящими. Старцы были настоящими людьми. Не были странными какими-то.

Как научиться переносить обиды, несправедливость, колкое слово, чтобы они не ранили душу, так как если даже стараюсь смириться, простить, оправдать сестру, надолго остается душевная боль?

– Мы можем с этим бороться двумя способами. В первую очередь мы должны всегда помнить, сколько раз мы ранили других людей, и как часто мы раним Господа своими поступками. И если я вдруг обижу какого-то человека, это означает, что я раню и Духа Святого всеми своими поступками. И если вдруг какая-то сестра сказала, что я нехороший человек, значит, такой я и есть. Если она мне сказала, что я грешна, значит, я грешна. И она хорошо сделала, что это сказала, чтобы я задумалась и очистила свою душу. И нужно вспоминать, что Христос своим примером нам показал, как нужно действовать. Вот такие случаи в жизни монашеской – это хирургическое вмешательство Христа в нашу жизнь. Не виновата сестра, я виновата. Если бы я была хорошей, то сестра мне этого бы не говорила. Значит, я виновата, что я плохая. И так же виновата за сестру, которую я вынудила, чтобы она так поступила по отношению ко мне. Это я – причина всех бед. Так мы должны научиться думать.

Как найти середину, имея характер чувствительный и переживательный, чтобы не оказаться в другой крайности безразличия и холодности?

– Когда мы очень чувствительные, это очень опасно. Мы должны быть очень внимательны. Другая крайность – это безразличие и холодность. Мы это называем бесчувственностью. Мы должны быть посередине. То есть если кто-то становится безразличным, его нужно из этого чувства выводить. И в другой крайности, если человек оказывается очень чувствительным, ему тоже нужно помочь. И чтобы найти баланс, нужно использовать противоположные лекарства. Вот, например, кто-то ведет машину. Где-то поворачивает направо, где-то налево. Однако нужно ехать по центру дороги и иметь равновесие. Мы должны быть очень внимательны к этим двум крайностям. Не становиться крайне чувствительными или сильно холодными. Средний путь.

– Дорогой Владыка! Позвольте поблагодарить Вас от лица всех сестер за такое глубокое слово. Просим Ваших святых молитв, чтобы нам Господь милосердный помог Вашими молитвами и Вашими наставлениями приближаться к Господу с каждым днем нашей жизни.

– Я очень благодарен, Матушка. Я желаю, чтобы благодать Божия нас всех покрыла. И мы просим Ваших святых молитв, чтобы Господь нам дал покаяние и путь ко Христу. И простите, что я вас утомил.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

5/18 апреля, четверг

Четверг 5-ой седмицы. Четверток Великого канона.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Великое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

5/18 апреля, четверг

Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931).

Литургия Преждеосвященных Даров.

Смотреть все

Каталог TUT.BY