Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Интервью с директором Воскресной школы при Спасо-Евфросиниевском женском монастыре

Распечатать

О становлении и развитии монастырской Воскресной школы рассказывает насельница Спасо-Евфросиниевской обители инокиня Ксения (Цыбульская)

– Сестра Ксения, Вы являетесь директором монастырской воскресной школы, стояли у истоков ее создания. Расскажите, как все начиналось?

– Полоцкий женский монастырь был открыт летом 1990-го года, когда приехали сестры из Жировичского монастыря. А уже с сентября 1991-го года при монастыре стала действовать Воскресная школа. Я пришла в монастырскую Воскресную школу, когда училась в 11 классе, это было в 1992-м году. Первые уроки проводил отец Виктор (Пашкевич), но когда я училась, занятия по Закону Божию стал вести отец Михаил (Бураков), пение - Матушка Александра (Жарин), сегодня она игумения Брестского Свято-Рождество-Богородицкого монастыря. Сначала занятия проводились на месте нового сестринского корпуса. Там раньше стояло деревянное здание для реставраторов. Тогда как раз начиналась реставрация Спасского храма. Реставраторы на выходные уезжали в Минск, и этот домик с кроватями был свободен. В одной комнате был огромный стол, и мы садились на две лавки и на кровати вокруг этого стола. Приходил отец Михаил (Бураков) и проводил занятия. В первой части комнаты была печка, самоварчик. Мы приносили вскладчину продукты, пили чай. Вообще сердечно и тепло мы тогда общались. Когда заболел отец Михаил и не смог уже преподавать в воскресной школе, его сменила сестра Галина (Ибрагимова), педагог по образованию и призванию.

– Как Вы впервые узнали о Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре?

– С Полоцким монастырем у меня произошло знакомство, можно сказать, чудесным образом. Живя в Новополоцке, мы с родителями постоянно ездили за продуктами в Полоцк. По дороге с моста через реку Полоту в Полоцке виден монастырь. И вот в один из таких дней я спросила у мамы: «Мама, что это?» Она ответила: «Это монастырский храм». И я загорелась желанием попасть именно в этот храм.

– Позже Вы приняли решение совсем остаться в монастыре. Почему?

– Изначально было решение продолжить учиться. А в монастырь… постепенно. Сначала было такое ощущение, что не хочется отсюда уходить. То есть когда я приезжала, то чувствовала, что здесь мой дом. Вообще у нас, у всех мальчиков и девочек, кто ходил тогда в воскресную школу, было такое ощущение. Подходили обычно к сестрам и спрашивали: «Чем вам помочь?» Мы не чуждались никакой работы: и в храм бежали помочь, и картошку на кухне почистить, и ходили на берег реки Полоты, туда, где говорили, что есть камушек, с которого преподобная ножки мыла. Мы и песни пели, ходили с нотами, которые матушка Александра нам давала, разучивали песнопения. Кстати, «Достойно есть» Денёва мы первые разучили. В 1992 году, я помню, хор воскресной школы впервые вышел петь колядки.

Мы в воскресенье из монастыря до вечера не уезжали, целый день находились здесь. Позже открылась библиотека в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря для Воскресной школы.

Сколько детей тогда училось в воскресной школе?

– Точно не вспомню. При мне, кажется, было человек 20–30. Но это была разновозрастная группа, то есть учились и дети, и взрослые одновременно.

Какие уроки запомнились больше всего?

Это уроки пения, на которые приходила к нам матушка Александра. Мы учили церковные песнопения, а потом она говорила: «Ну что, кто теперь со мной пойдет гулять?» И у нас даже очередь была, кто идет рядом с матушкой гулять, потому что это было очень почетно! Она рассказывала так интересно о святых отцах! Наш урок продолжался на свежем воздухе, в монастырском парке. Там как раз спилили деревья, и было много бревен, и нам было очень интересно там лазить. Потом мы садились на эти огромные спиленные деревья и пели. Я сейчас иногда сравниваю нас с современными детьми и понимаю, насколько мы разные. В монастырской школе мы никогда не вспоминали о том, что у нас было в миру, то есть когда мы сюда приходили, мы попадали в совершенно другой мир и обо всем другом забывали.

Как развивалась Воскресная школа дальше?

Примерно через год наша воскресная школа переместилась из домика реставраторов, в котором она находилась, в Кресто-Воздвиженский собор. Там же открылась библиотека для прихожан, она разместилась в большом шкафу на месте левого клироса, напротив панихидного стола. Занятия в Кресто-Воздвиженском соборе я помню очень хорошо. Всех учащихся в то время было около 40 человек: детей и взрослых. После воскресной Литургии мы обедали и шли на занятия. Со всего храма собирали и составляли лавки, раскладывали стол-книгу, приносили доску (она и сейчас у нас находится в нашей воскресной школе), ставили для батюшки столик и стульчик. Взрослые рассаживались поближе к батюшке.

– По каким программам Вы занимались?

– Вначале нам давали предварительные понятия в целом о вере, о Боге, затем изучали Ветхий Завет и Новый Завет. Каждый год что-то добавлялось в программу. Позже мы изучали церковно-славянский язык. Каждый год приходили новые ученики, и так как это была разновозрастная группа, батюшка начинал занятия такими словами: «У нас появились новые ученики, давайте введем их немножко в курс дела». И мы какое-то время посвящали повторению пройденного материала. После занятия, которое могло длиться около часа или немного дольше, мы перемещались в ту часть храма, где была библиотека и брали книги для чтения. Православная литература тогда еще была большой редкостью.

– А ваша педагогическая деятельность когда началась?

10 августа 1997 года я поступила в монастырь как послушница, и через два месяца в дополнение к моим основным послушаниям мне поручили преподавать пение. Монастырская школа переместилась под колокольню, в помещение, где сейчас находится бухгалтерия. Я вела занятия в группе, состоящей только из детей, у нас была уже трехгодичная программа.

Первый выпуск в Воскресной школе состоялся в 2000-м году. Им выдали свидетельства об окончании воскресной школы. Остальные продолжали ходить в воскресную школу. А в 2000–2001 учебном году мы разделили группы – на старшую, среднюю и младшую группы. Группы были довольно большие: 30–40 человек. Программа каждый год могла варьироваться, каждый год в ней что-то незначительно могло изменяться. За один год мы несколько занятий мы посвящали введению, несколько занятий – храму, несколько – Ветхому Завету и Новому Завету. Программа корректировалась с учетом того, какие дети посещали группу, каков уровень их знаний.

В 2004-м году был сформирован детский хор, который вместе с сестринским хором пел во время Божественной Литургии. Сестры – на верхнем клиросе, а дети – на нижнем. Пели и девочки, и мальчики, можно сказать, что пела вся старшая группа.

– Кто преподавал вместе с вами?

–В разное время разные сестры преподавали в зависимости от возможностей каждой сестры сочетать преподавание со своим основным послушание.

Потом мы перешли в здание Духовно-просветительского центра, в котором сейчас и находится наша Воскресная школа. Сегодня занимаются и взрослые группы – это в основном родители детей, которые учатся в нашей воскресной школе. Занятия во взрослой группе ведет священник.

– Как сегодня построена система обучения в воскресной школе?

– В младшей и средней группах занятия продолжаются в течение четырех лет, в старшей – пяти лет. В младшей группе проводятся занятия по нравственности – «Страна добра и зла», вводятся первые понятия о церкви и о молитве – «Первые шаги в храме». Потом цикл занятий «Святые и церковные праздники». И последний год обучения – это изучение Ветхого и Нового Завета – «Мои первые рассказы по Священному писанию». Это первое знакомство детей с темами, которые будут изучаться в средней и старшей группах более глубоко и полно. Если ребенка привели к нам в 6 лет, то к 11-му классу закончит воскресную школу.

– А если ребенок захочет пройти все сразу?

– В старшей группе он пройдет за 5 лет всю программу.

– Вы где-то заимствовали этот опыт?

– Такого опыта, может быть, придерживаются преподаватели, которые преподают курс «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях. В средней группе дети знакомятся с устройством храма, разбирают виды богослужений. А в старшей группе изучают Всенощное Бдение, Литургию. Предмет, который изучается только в старшей группе –История христианской Церкви. История Церкви изучается один год: полгода изучается общая история Церкви, полгода – история Русской Церкви. Один мальчик после этих уроков сказал: «Я ненавидел историю и полюбил ее, когда пришел на уроки в Воскресную школу». Сейчас он любитель истории.

У взрослых пятилетнее обучение. Занятия проводит свящнник.

– А экзамены?

– Первые экзамены проводились в 2000-м году, потом в 2006-м. А сейчас дети отказываются, не хотят сдавать, возможно, потому что перегружены уроками в школе. И мы решили, что будем выдавать свидетельства об окончании воскресной школы. Кто хочет сдать экзамены – пусть сдает, и тогда мы выдаем еще вкладыш в свидетельство о том, что сданы экзамены по определенным предметам.

–Что для Вас самое привлекательное в работе с детьми?

– Самое позитивное, когда после окончания ребенком школы, видишь его в храме. Потому что бывает так, что ребенок ходил в школу, и это его привлекало, и он ходил в храм. Но когда ребенок перестал ходить в школу, и храм ему уже не нужен, ты понимаешь, что что-то упущено.

Понятно, что ребенка невозможно рассматривать отдельно от родителей. Сейчас у нас много детей приходит в воскресную школу с невоцерковленными родителями. Кто-то приводит детей только на уроки. Но, конечно, бóльшая часть – это дети воцерковленных родителей. Их водят на службы в храм с младенчества. Это дети, которым многое о Боге и Церкви уже рассказано мамой, папой. В этом случае мы стремимся к тому, чтобы углублять их знания и делать этот процесс интересным. Я очень радуюсь, когда вижу выпускников нашей воскресной школы в храме. Среди них есть уже взрослые люди, и своих детей они тоже водят в храм. Несколько выпускниц Воскресной школы стало насельницами нашего монастыря.

– Что подталкивает невоцерковленных родителей, не ходящих в храм, водить ребенка в воскресную школу?

– Помню первую девочку, которую к нам привели из совершенно невоцерковленной семьи. Девочка не могла сидеть на уроке, стоять в храме, но мама попросила: «Пожалуйста, мы хотим, чтобы она была хорошей». И девочка, действительно, изменилась в лучшую сторону. Родители хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим человеком. Бывает так, что через ребенка и родители потом воцерковляются и регулярно начинают посещать Богослужения. Обычно родители, которые желают стать ближе к Церкви, начинают посещать занятия для взрослых. Ребенок идет на занятия в свою группу и родители в то же время идет на занятия в группу для взрослых.

– Воскресной школе 25 лет! Все это на Ваших глазах происходило. Дети меняются или они такие же дети как 25 лет назад?

– Еще в 2005-м году дети были без телефонов. Им было все интересно в церкви. Нынешних детей сложнее заинтересовать. Если раньше дети перед занятиями общались друг с другом, то сейчас им не надо общаться друг с другом, они смотрят в телефон. У нас есть некоторые правила: когда мы, например, проводим репетицию утренника, дети сами отдают телефоны мне, говоря: «Матушка, заберите, пожалуйста, телефон. Он мне мешает». А некоторым ребятам трудно расстаться с телефоном даже во время занятий. Если раньше мы, воспитанники воскресной школы, в монастырь не приносили мирское, а погружались целиком и без остатка в атмосферу монастыря, то сейчас все по-другому.

– Представим, что сегодня воскресенье и дети придут на занятия. В какой последовательности все это будет проходить?

– Кто из детей поет в церковном хоре, тот приходит на раннюю Литургию и поет вместе с сестрами. С теми детьми, которые молились на ранней Литургии, мы обсуждаем какие-то насущные вопросы, готовим сценарии для утренников, всю дополнительную школьную работу. В это же время по желанию другие дети и родители посещают позднюю Божественную Литургию.

Потом все обедают: и взрослые, и дети. Во время их трапезы вслух читаются Жития святых. После обеда дети и родители идут на занятия. В младшей группе проводится два урока по полчаса: Закон Божий, пение. А в старшей и средней группе уроки по часу. Уроки у всех заканчиваются в одно время по звонку. Взрослые учатся в отдельном помещении. После уроков начинаются дополнительные занятия. Для желающих детей дополнительный урок рисования или пения.

Сейчас мы ввели в качестве факультативных занятий церковно-славянское чтение с учетом пения, и детям так нравится, что никто не хочет расходиться. Факультатив посещает приблизительно 150 человек со взрослыми.

– Дети любят участвовать в утренниках?

– Да, им очень это нравится. С 1998-го года были введены Рождественские утренники, с 2006-го года – Пасхальные утренники. И, наверное, с 2010-го года мы стали проводить утренники на начало и конец учебного года.

–А в жизни монастыря участвуют дети из воскресной школы?

– Да, конечно. Например, на праздник Преподобной Евфросинии дети каждый год помогают делать венки для украшения храмов, дорожку зеленую из травы и цветов. В прошлом году дети помогали археологам на раскопках у Спасского храма. И в этом же году начал функционировать кружок «Полоцкое радование». Второе его название – «Кружок друзей обители Преподобной Евфросинии Полоцкой». Мы посещаем с экскурсиями разные исторические места, на источник ездили.

В прошлом году был совершен первый трудовой и краеведческий поход: мы помогали сестрам на нашем монастырском подворье, а потом сделали 16-ти километровый марш-бросок по памятным полоцким местам. Только вчера вернулись из нашей второй краеведческой экспедиции. Об этом походе мы обязательно расскажем читателям нашего сайта в ближайшее время.

– На Ваш взгляд, в каком формате общение с детьми и уроки имеют лучший результат?

– Когда кроме этих уроков еще присутствует живое общение детей между собой и с преподавателями, а в нашем случае, с сестрами. Лучший результат, когда детям хочется не уходить из обители, когда нравится помогать в церкви и монастырю.

– Это всех объединяет?

– Да, именно, общее дело детей очень объединяет. Помню, что когда я сама ходила в воскресную школу, нас объединяли именно эти дела, которые мы совершали на благо монастыря.

И объединяет не только детей, но и родители становятся ближе с детьми. Поэтому мы приветствуем разные кружки. У нас был кружок рукоделия, а теперь мы открыли еще и кружок пчеловодства. Родители наших учеников занимаются пчеловодством. Мальчики, наши учащиеся, такие образованные, на олимпиаде по пчеловодству где-то за рубежом заняли второе место. Дети замечательные. Я спросила, где мы будем проводить практические занятия, потому что у нас пасеки нет. А они мне сразу сказали: «У нас есть пасека».

Недавно я зашла к детям на занятия, и один ученик, ожидая папу, попросил у меня компьютер, поставил флешку и провел среди ребят викторину на знание растений. Показывал всем растения, а дети гадали, что ж это за растения. Я смотрю: мои мальчишки 14–15-тилетние сидят и в цветочках разбираются, оказывается. Какие замечательные дети!

Благодарим Вас за интересную беседу, сестра Ксения, и сердечно поздравляем с юбилеем – 25-летием воскресной школы! Помощи Божией в Ваших трудах!

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 ноября, пятница

Вмч. Мины, Мч. Виктора, мц. Стефаниды и мч. Викентия.

Прп. Феодора Студита, исп.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)

Частица св. мощей мч. Викентия, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

11 / 24 ноября, пятница

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1434).

Прп. Мартирия Зеленецкого (XVII). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.).

Сщмч. Евгения Васильева пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY