Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

«Сим побеждай!»

Распечатать

Статья о празднике Воздвижения Креста Господня

написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского

монастыря к 850-летию создания древнего Креста

преподобной Евфросинии Полоцкой

 

«Сим побеждай!»

 

О Честный Кресте, всерадостное знамение

нашего искупления! Укажи нам, грешным,

путь жизни спасительной.

Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню

Поклоняясь Животворящему Древу Креста Господня, мы воздаем поклонение не дереву или золоту, не веществу, но Самому Христу Богу, претерпевшему распятие на Кресте ради нашего спасения, победившему ад и смерть, даровавшему всему человечеству вечную блаженную жизнь. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Крестом Господа нашего Иисуса Христа… разрешается прародительский грех, ад лишается добычи, даровано Воскресение… уготован путь к первоначальному блаженству, отверсты врата райские…».

Уже две тысячи лет человечество живет под спасительным знамением Креста, а русский православный мир − свыше десяти столетий. Для нашего Отечества, принявшего крещение в купели вод Днепра, Честной и Животворящий Крест Господень − не только особо почитаемый христианский символ. Это − образ нашей веры, стержень многовекового бытия Руси и залог ее исторического утверждения. В воспоминание Крещения Руси, совершившегося, по свидетельству хронографа XVI века, 1 августа (14 августа – н. ст.) 988 года, Святая Церковь установила празднование Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало этого праздника было положено еще в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Впоследствии, в XII−XIII веках, праздник утвердился во всех поместных Церквах.

Кресты издревле венчали купола Божиих храмов, ставились на перекрестках и развилках наших дорог, на въездах в города и села. Крестом освящались водные источники, укреплялись воины на брань; Крест служил защитой от моровой язвы, засухи и наводнений. Без Креста не совершается ни одно из церковных Таинств. Крест встречает человека, грядущего в мир, в момент Крещения и провожает его при погребении в материнские недра земли. «Крест с его четырьмя концами означает, что распятый Бог все вмещает и все объемлет», − разъяснял святитель Иоанн Златоуст.

Некогда равноапостольный император Константин перед решающей битвой увидел на небе составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью «Сим побеждай!». Тогда император, преодолев сомнения, велел начертать Крест на щитах своих воинов, и, призвав на помощь Всемогущего Бога, обрушился на врага. При содействии благодати Божией силою Креста он вскоре одержал победу и стал единодержавным правителем Римской империи. Почитание Креста равноапостольный Константин пронес через всю свою жизнь. В 313 году в Милане он издал эдикт, запрещавший гонения на христиан, которым предоставил все права и привилегии в своем государстве.

Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, но несравненно дольше продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Он принес Себя в жертву за грехи людей. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, а Честное Древо, в неведении и бесславии сокровенное, еще три столетия ожидало своего часа. Крест, на котором пострадал Спаситель мира, был скрыт язычниками глубоко в земле. По приказу Римского императора Адриана на месте Голгофы и Гроба Господня был насыпан холм, а на нем устроено капище богини Венеры. В 326 году мать императора Константина, восьмидесятилетняя царица Елена, отправилась в Палестину в надежде обрести Крест Господень. Она прибыла в Иерусалим как странница, в самой скромной одежде, жила среди простого народа, раздавала щедро милостыню, в своем доме собирала нищих и сама служила им за трапезой. Она отыскала пещеру Гроба Господня и обрела там три креста (ведь одновременно с Господом на Голгофе были распяты два разбойника). Дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» была найдена позднее и в другом месте, поэтому определить, на котором из крестов пострадал Христос, казалось невозможным. Оставалось ждать свидетельства свыше. Вскоре Патриарх Иерусалимский Макарий распорядился принести кресты в дом благочестивой жены, лежавшей на смертном одре. В присутствии царицы Елены и множества народа он повелел возложить на женщину поочередно каждый из трех крестов. При прикосновении Креста Господня недужная была чудесно исцелена. Возвращаясь из дома жены, получившей здравие, христиане во главе с Патриархом встретили погребальное шествие; один за другим кресты были возложены на умершего, − и он воскрес от прикосновения к нему Креста Господня. Слава чудес от Креста привлекла к Голгофе великое множество людей, поэтому многие не могли не только приблизиться и приложиться к Честному Кресту, но даже и не могли видеть его. Тогда Патриарх Макарий, взойдя на возвышенность, воздвиг Животворящий Крест, то есть стал поднимать его, осеняя им предстоявший народ. Люди же покланялись Кресту и восклицали с трепетом: «Господи, помилуй!». В честь этого события и был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Ежегодно в день этого праздника мы совершаем поклонение Кресту Христову, которым, как поется в церковных песнопениях, «прииде радость всему миру…».

Сам чин Воздвижения Креста имеет глубокое духовное значение. Возвышение Креста в храме руками архиерея или священника означает возвышение человека, украшенного образом и подобием Божиим и жившего в раю в блаженном невинном состоянии. Опускание же Креста вниз символизирует человека, поддавшегося искушению диавола и нарушевшего заповедь, данную Господом, человека, который ниспал и совершенно погиб, если бы Христос Своими страданиями не искупил весь род человеческий. Вода, возливаемая на Крест, − прообраз Крови Христовой, пролитой Распятым Богочеловеком и омывшей грехи всего мира. Во время совершения чина Воздвижения многократное повторение «Господи, помилуй!» есть наше покаянное обращение к Спасителю, ежедневно оскорбляемому нами нарушением Его святых повелений.

Всех разновидностей Креста не перечесть. На Западе, например, особенно почитают четырехконечный латинский крест, а православным миром наряду с четырехконечным почитаются шести- и восьмиконечные кресты. Еще в XVII веке святитель Димитрий Ростовский писал: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой Кровью которого обагрился. И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием святого имени Его». Однако восьмиконечный крест, согласно учению святых отцов Церкви, наиболее подобен тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой крест − уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Как известно, крест, изготовленный в XII веке мастером-ювелиром Лазарем Богшей по благословению преподобной Евфросинии Полоцкой, имел шестиконечную форму. Форма эта была весьма характерна для того времени. «Шесть лучей его (креста), − пишет один из современных богословов, − отражают шесть дней творения мира. Крест равно символизирует как распространение силы Бога, так и процессы стремления мира к своему духовному центру».

Для Спасо-Евфросиниевской обители праздник Воздвижения Креста Господня особый. В конце XIX века на монастырской площади был воздвигнут белокаменный пятиглавый собор, главный престол которого освящен в честь Воздвижения Честного Креста. Поэтому этот праздник для обители является престольным. Ежегодно 26 сентября во время всенощного бдения в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря торжественно совершается чин Воздвижения воссозданного Евфросиниевского Креста. Кроме того, в 2011 году к празднику Воздвижения приурочено празднование юбилейной даты − 850-летия создания древнего Воздвизального Креста преподобной Евфросинии Полоцкой (изготовлен для Спасской монастырской церкви в 1161 году).

В 2007 году накануне праздника Воздвижения Креста Господня древний город Полоцк с четырех сторон света был огражден поклонными крестами, установленными и освященными в честь 1015-летнего юбилея Полоцкой епархии. Мы верим, что Божественная сила Креста оберегает нас грешных, поскольку он единый «хранитель всея вселенныя».

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях святых апостолов и учителей Церкви. Живые примеры силы его, являющиеся во все времена, вызывали к жизни особое почитание Честного Древа, установленное на Шестом Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Царьграде. Праздник Воздвижения относится к числу двунадесятых и является постным днем: «сыра и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися», так как почитание Креста состоит в умерщвлении плоти. В годовом богослужебном круге празднования, посвященные Кресту Господа нашего Иисуса Христа, совершаются 27 сентября − праздник Воздвижения, 14 августа − праздник Происхождения (изнесения) Честных древ Креста Христова; кроме того, особое поклонение Кресту Церковь совершает в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста.

Святая Церковь увещевает всех крещеных православных людей всегда носить и никогда не снимать нательный крест. «Христианин без креста, − писал схиигумен Савва (Остапенко), − это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Исходя из своего жилища и входя в него, принимаясь за какое-либо дело и по совершении его, мы ограждаем себя крестным знамением, прося благословения и помощи Божией. Все с Крестом. И все − через Крест. Адские силы трепещут крестного знамения, и «яко тает воск от лица огня…», так исчезают бесы, опаляемые силой Креста.

Источники:

1. Алфавит духовный святителя Димитрия Ростовского в русском переводе епископа Иустина. М., 1995.

2. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М., 2004.

3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение догматов православной веры. М., 2002.

4. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 т. М., 2003.

5. Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. Размышления. Поздравления. М., 2006.

6. Иоанн Мейендорф, протопресв. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007.

7. Савва (Остапенко), схиигум. Опыт построения истинного миросозерцания. М., 2000.

8. Честный и Животворящий. Киев, 2003.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

7/20 июля, четверг

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел кн. Московской.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

7 / 20 июля, четверг

Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV).

Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Смотреть все

Каталог TUT.BY