Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Брестская церковная уния 1596 года (продолжение): Базилианский орден

Распечатать


Для поддержки унии иезуиты создали свою «копию» восточного обряда: монашеский орден святителя Василия Великого. 

2

Святитель Василий Великий

В 1601 году из Виленского Свято-Троицкого монастыря были изгнаны православные иноки, и обитель оказалась в руках униатских монахов.

Православное Свято-Троицкое братство и монахи нашли пристанище в храме Святого Духа, построенном благочестивыми сестрами Волович на своей земле.

5 Свято-Духов собор в Вильнюсе

Свято-Духов собор в Вильнюсе

 К 1611 году Свято-Духовская церковь была единственным православным храмом в Вильне, не отошедшим к униатам, так как земля, на которой находилась церковь, не подлежала отчуждению как частная собственность.

В 1608 году архимандритом Троицкого монастыря стал Иосиф Вельямин Рутский, годом раньше постриженный здесь в монашество. Именно ему принадлежит главная заслуга в организации базилианского ордена.

Иосиф Вельямин (или Вельяминов) Рутский по происхождению был из русских бояр Вельяминовых, перешедших в 1568 году, во время Русско-Польской войны, на сторону Польши. 

3 Иосиф Вельямин Рутский

Иосиф Вельямин Рутский

Король Сигизмунд Август наградил Вельяминовых имением Рута под Новогрудком. Здесь и родился будущий униатский митрополит, получивший при крещении имя Иоанн. Отец его, Феликс Вельяминов, был православным, а мать, принадлежавшая к знатной фамилии Корсаков, – протестанткой. Вторую фамилию – Рутский – Иоанн Вельяминов получил по названию родового имения. Иоанн был воспитан родителями в кальвинизме. В юности, во время учебы в Вильне, он познакомился с иезуитами, «которые совершенно овладели душою впечатлительного, пылкого и умного мальчика» [1]. Иезуиты убедили Рутского принять католичество и направили его на учебу в греческую коллегию св. Афанасия [2]. Конечно, образованный молодой дворянин, к тому же хорошо знающий русский язык, мог быть весьма полезным в деле распространения униатства среди русского населения Речи Посполитой. Иезуиты убеждают Иоанна принять унию, и в 1603 г. он решается на этот шаг. Рутский был весьма благосклонно принят митрополитом Ипатием Потеем и, как указывалось выше, всего лишь через год после монашеского пострига иеромонах Иосиф назначается архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильне. 

4 униатская церковь Св. Троицы в Вильнюсе

Униатская церковь Св.Троицы в Вильнюсе

В 1613 году скончался главный вдохновитель унии митрополит Ипатий Потей. Его преемником, при поддержке короля Сигизмунда III, стал Иосиф Рутский, который и приступил к организации униатского монашеского ордена. Рутский добился от короля привилегии на подчинение ему как митрополиту духовенства восточного обряда. Впоследствии все униатское духовенство оказалось в подчинении нового монашеского ордена. 20–26 июля 1617 года в Новогрудке собрался первый капитул униатского монашества, на котором был официально учрежден «Орден святителя Василия Великого». По-польски имя Василий произносится как Bazyli, поэтому монахов этого ордена стали называть базилианами.

На этом собрании в качестве консультантов присутствовали отцы-иезуиты. Составленные митрополитом Рутским «Правила» для монахов-базилиан практически повторяли положения устава ордена иезуитов. Костяк ордена вначале составили иезуиты, принявшие, с разрешения папы, восточный обряд. Иезуиты занимали в ордене главные должности, являлись духовниками в первых общинах. В 1613 году папа разрешил свободный переход римо-католиков в восточный обряд.

Вместе с тремя традиционными монашескими обетами бедности, целомудрия и послушания униатские монахи давали обещание не стремиться к высшим должностям в церковной иерархии.

Надо отметить, что в православной и в католической Церкви сложился совершенно противоположный взгляд на монашество. Если православный монах – это аскет, удаляющийся от мира и служащий миру своей молитвой, то католический монах – это воин Святого престола. «Для Рима монастырь не обитель и училище благочестия, а как бы крепость для усиления его власти. Рим всегда сквозь пальцы смотрел на нравственный быт монастырей и их нравственное значение; он учреждал монастыри, решительно не соображаясь с нравственной потребностью общества» [3]. Базилиане стали подобием именно католического монашества.

6 монахи-базилиане

Монахи-базилиане

Согласно конституции ордена, униатское монашество освобождалось из-под власти епархиальных архиереев. Члены базилианского ордена подчинялись одному лицу – протоархимандриту, власть которого в ордене была неограниченной. Первоначальные правила предписывали, чтобы протоархимандрит был простым монахом, в крайнем случае – настоятелем монастыря, но не епископом. Протоархимандрит избирался на 4 года, он имел четырех помощников, которых назначал сам.

Но уже первым протоархимандритом ордена стал митрополит Иосиф Рутский. Как отмечает И.А. Чистович, «поступившись раз своим уставом и своими правами в пользу митрополита, орден создал прецедент для его преемников…» [4]. Только в 1686 году при поддержке Рима базилианам удалось освободиться от власти униатского митрополита. Специальными правилами было вновь закреплено положение, что протоархимандрит ордена избирается из простых монахов. Таким образом, орден базилиан стал полностью самоуправляемым и, кроме того, захватил в свои руки управление униатской церковью.

Базилиане имели в Риме своего прокуратора, который представлял орден в Ватикане. Папа Урбан VIII передал ордену церковь святых мучеников Сергия и Вакха, чтобы в ней совершалось богослужение на славянском языке.

В 1621 году, на втором съезде, базилиане заключили с иезуитами тесный союз. Митрополит Иосиф Рутский устроил для базилианских монахов новициат, в котором воспитателями новоначальных были монахи ордена Иисуса. Однако иезуиты стали активно стремиться к латинизации местного населения с помощью базилиан. Прежде всего, братья из общества Иисуса старались воспитывать в духе римско-католической церкви молодежь, которая получала образование в их школах. Поэтому митрополит Иосиф Рутский стал опасаться дальнейшего сотрудничества с иезуитами, которые «готовы были при первой же возможности обратить всех базилиан в чистых католиков и тем покончить с унией».[5]

В 1624 году базилиане послали папе секретное прошение, в котором просили прислать для наставления и руководства в духовной жизни вместо иезуитов монахов-кармелитов, так как иезуиты внешне резко отличались от базилиан, что смущало младших членов ордена. Кармелиты более всего приближались по своему уставу к базилианам. Так, например, кармелиты не ели мяса.

В Риме откликнулись на просьбу базилиан. Папа Урбан VIII предписал генералу кармелитского ордена выслать для помощи монахам ордена святого Василия Великого четырех братьев, «знающих польский и русский языки, известных доброй нравственностью, ученостью и монашеской дисциплиной» [6]. Кармелитам было разрешено носить монашескую одежду восточного образца и совершать богослужения по греческому обряду, пока они не вернутся по окончании миссии в свой орден. Но в 30-х годах XVII века ситуация меняется, и иезуиты снова становятся духовными руководителями базилиан.

В 1635 году польский король Владислав IV выдал ордену привилегию на получение высших церковных должностей: «Епископства, архимандрии и игуменства никому другому не будем давать мы и преемники наши, как только заслуженным монахам чина св. Василия, находящимся в унии, которых теперешний отец митрополит унит и преемники его униты будут представлять нам и преемникам нашим» [7].

Монахи-базилиане презирали и притесняли белое униатское духовенство, не давали возможности белым священникам и их детям получить элементарное духовное образование. Все учебные заведения в Речи Посполитой находились либо в руках иезуитов, либо базилиан. Первая школа для детей белого униатского духовенства была открыта в Полоцке митрополитом Ираклием Лисовским лишь в 1806 году благодаря поддержке Российского императора.

В 1636 году в Вильно состоялся шестой съезд базилиан. Это было последнее собрание ордена, в котором принимал участие митрополит Иосиф Рутский. Согласно одному из постановлений Виленского съезда, монахи-базилиане должны были проповедовать Слово Божие на языке, понятном простому народу. Тогда этот язык назывался русским. Иосиф Рутский настаивал на том, чтобы базилиане, в отличие от иезуитов, и в повседневной жизни использовали русский язык.

Митрополит Иосиф Рутский скончался в феврале 1637 года в Дерманском монастыре на Волыни и был похоронен в Вильне. В 1655 году, после взятия города московскими войсками, останки Рутского были вывезены. В 1937 году в католической церкви начался процесс беатификации митрополита Иосифа Рутского. Его деятельность была высоко оценена папой Урбаном VIII, который назвал Рутского в своей булле «Атлантом унии», «Светильником церкви» и «Русским Афанасием» [8].

С течением времени базилианский орден под влиянием своих опекунов – иезуитов и кармелитов – все больше латинизировался. Случалось, что монахи-базилиане переходили в католицизм и, наоборот, в орден вступали католики. При таком порядке вещей обрядовые границы стирались, и уже с XVII века базилиане начали служить «читаные» мессы, избавляться от иконостасов и вводить в богослужение органы. Постепенно все более униатская церковь склонялась к латинскому обряду. Не только богослужение совершалось по польским служебникам, но и проповеди произносились по-польски. Церковно-славянский язык был практически выведен из употребления. Униатские храмы и монастыри по архитектуре и по внутреннему убранству стали подобны костелам. 

7 базилианская церковь Св. Духа в Минске, ныне зал детской филармонии

Базилианская церковь Св. Духа в Минске, ныне зал детской филармонии


[1] Лопухин А.П. Иосиф (Иоанн Вельяминов-Рутский). // Богословский энциклопедический словарь. Том 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-7-ioann-skifopolskij-kalendar/187 Дата доступа: 15.09.2018

[2] «Коллегиум св. Афанасия» основан в Риме в 1577 году папой Григорием ХIII специально для обучения греков. Находился под опекой иезуитов до 1773 года, когда орден был упразднен.

[3] Дылевский Е. Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский. // «Странник», 1869.

[4] Чистович, И.А. Очерк истории Западно-Русской Церкви. Мн.: Белорусский Экзархат, 2014. С. 829.

[5] Оржеховская, С. И. Конгрегация ордена базилиан 1621–1636 гг. и их специфика // Лістападаўскія сустрэчы – 5. Праблемы старажытнасці і сярэднявечча: Зборнік артыкулаў па матэрыялах Міжнароднай навуковай канферэнцыі ў гонар акадэмікаў М. М. Нікольскага і У. М. Перцава (13–14 лістапада 2003 г., Мінск). C. 194–197.

[6] Там же.

[7] Цит. по: Чистович, И.А. Указ. соч., с. 829.

            [8] См.: Лопухин, А.П. Иосиф (Иоанн Вельяминов-Рутский). // Богословский энциклопедический словарь. Том 7. [Электронный ресурс].


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 ноября, пятница

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона.

Обновление храма вмч. Георгия в Лидде.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Божией Матери (Кресто-Воздвиженский собор).

В Кресто-Воздвиженском соборе, имеется икона с частицей св. мощей вмч. Георгия Победоносца. 

Смотреть все

Православный календарь

3 / 16 ноября, пятница

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).

Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).

Смотреть все

Каталог TUT.BY