Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

13 октября исполняется 65 лет со дня кончины игумении Нины (Боянус), начальницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского епархиального училища

Распечатать

Игумения Нина (в миру – Вера Карловна Боянус) родилась в 1876 году в Москве. Ее отец Карл Карлович Боянус, немец, выходец из Эльзаса, был выдающимся врачом-гомеопатом, известным ученым, автором множества книг и статей по медицине. Мать Веры, Ольга Семеновна, происходила из калужских дворян Хлюстиных и была женщиной образованной и глубоко религиозной. В юности она несколько лет жила в Париже при салоне своей тетки графини де Сиркур и знаменитый французский поэт Ламартин посвятил ей стихи под заглавием «Мудрой Ольге» («A spirituelle Olga»). Вступив в брак с Карлом Карловичем, Ольга Семеновна разделила с супругом многотрудную научную деятельность. Кроме того, она занималась воспитанием и образованием шестерых своих детей, которых приучила к строгости, простоте, труду и жертвенности, приобщая их к своей обширной благотворительной деятельности.

1 Сестры. В центре- Вера Боянус. Москва, середина 80-х гг. XIX в.

Младшая дочь Вера обучалась и воспитывалась дома, а затем продолжила образование на философском факультете Лондонского университета. Владея несколькими языками, она занималась переводами богословских сочинений на русский язык.

Вместе с матерью, Вера Карловна активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью как в Самарской губернии, где находилось родительское имение, так и в Тифлисе, куда Боянусы переехали в 1890-е годы. В этот период жизни семья Боянус состояла в тесном духовном общении с выдающимися церковными деятелями: архиепископом Владимиром (Богоявленским) и архимандритом Серафимом (Мещеряковым). Под их влиянием Вера избрала монашеский путь и 1898 году поступила в Вировский Спаса Всемилостивого монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год «за пламенную религиозную настроенность и самоотверженное служение бедным и больным» Вера Боянус была пострижена в монашество с именем Нина. Вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, а в 1904 году – была переведена в древний Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

2 Монахиня Нина

В ноябре 1905 г. монахиню Нину утвердили в должности начальницы женского Спасо-Евфросиниевского духовного училища. При ней из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального. Трудами монахини Нины было возведено новое трехэтажное каменное здание, в котором она на свои средства в память о благочестивой матери устроила домовую церковь в честь Святой Троицы (это здание сохранилось и доныне, однако, пока не возвращено монастырю). Также была усовершенствована и расширена учебная программа. В училищный курс были введены иностранные языки и живопись, которые начальница сама же и преподавала. Сугубое внимание уделяла матушка Нина духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними беседы о вере и о жизни по Евангелию (эти беседы в 1913 г. были изданы в Полоцке под названием «Наши беседы о жизни»). За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году была возведена в сан игумении.

3 Монахиня Нина с послушницей Феклой Клоп

В годы Первой мировой войны вкладом матушки Нины в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в ее собственной квартире в училище, который содержался на ее личные средства. Игумения Нина трудилась сестрой милосердия не только в лазарете, но и в госпитале, расположенном в здании училища. Порой ей приходилось делать до ста пятидесяти перевязок в день, при том, что на ее попечении оставалось более 200 учениц и училищный персонал.

4 Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище. Полоцк, 1910 год

В 1915 году Спасо-Евфросиниевское училище было эвакуировано в Ростов Великий в Варницкий Свято-Троице-Сергиев монастырь. Здесь матушка Нина и ее послушницы продолжали трудиться сестрами милосердия в Крестовоздвиженском госпитале.

Революция застала игумению Нину в родительском имении в Самарской губернии. Здесь началось ее служение людям на новом поприще. В 1920-е годы матушка Нина окончила медицинский факультет Самарского университета и стала врачом.

Последние годы жизни матушки прошли в селе Кинель-Черкассы Самарской губернии в доме ее верной помощницы по Полоцкому училищу Феклы Ивановны Клоп.

Окончился земной путь игумении Нины в канун великого праздника Покрова Божией Матери – 13 октября 1953 года. Погребена она была на сельском кладбище в Кинель-Черкассах.

Но как «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5,14), так не осталась сокрыта от потомков и жизнь игумении Нины, замечательной подвижницы XX столетия. Господу было угодно, чтобы память о ней, сохранилась в последующих поколениях, по слову Священного Писания: «Праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего» (Прем. 5; 15).

В 2000 году, в архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря поступило несколько фотографий матушки Нины, и было положено начало исследовательской работе. Весной 2001 года полоцкие сестры совершили поездку на Самарскую землю, разыскали могилу игумении Нины, на которой установили памятный крест. Также была восстановлена и, разоренная в советское время, могила Карла Карловича и Ольги Семеновны.

5 Место упокоения игумении Нины. 2013 год

В 2003 году, к 50-летию со времени кончины игумении Нины, вышла в свет книга «Наши беседы о жизни», подготовлена к изданию сестрами Полоцкого монастыря. В книгу вошли беседы матушки Нины с воспитанницами Спасо-Евфросиниевского училища, жизнеописание, письма, воспоминания о ней современников.

Память об игумении Нине (Боянус) и ее жизни во Христе и сегодня жива в Спасо-Евфросиниевской обители в сердцах сестер и множества почитателей этой подвижницы благочестия.

Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, приснопамятной игумении Нины!

Вечная ей память!

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 сентября, понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и иже с ним.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 сентября, понедельник

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Смотреть все

Каталог TUT.BY