Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Археологические исследования у древнего Спасского храма в 2018 году

Распечатать

В 2015 году у стен древнего Спасо-Преображенского храма в рамках большого цикла реставрационных работ, при непосредственном участии преподавателей и студентов Полоцкого государственного университета, а также специалистов Государственного Эрмитажа, были начаты архитектурно-археологические исследования. Одной из первых задач, стоявшей перед археологами, было определение конструкций фундамента церкви и его технического состояния.

В ходе археологических работ 2015 года удалось выявить фрагменты древней деревянной церкви, предшествовавшей каменному Спасскому храму. Тогда же был сделан и еще один важный вывод: в древности ныне существующий храм был окружен каменными пристройками (галереями), которые составляли с ним единую архитектурную композицию. Кроме того, стало понятно, что для выполнения реставрационных работ на фасадах здания необходимо проведение археологических исследований по всему периметру Спасского храма.

01-Спасо-Преображенский храм.jpg

В 2017 году был сделан раскоп у южного фасада. Исследования показали, что к стене церкви примыкала древняя постройка – галерея, возведенная одновременно с основным объемом Спасского храма. Галерея была разделена на несколько помещений. Помещение, располагавшееся в восточной части галереи, завершалось небольшой апсидой, в которой, вероятно, в древности располагался престол, что позволяет трактовать эту часть галереи как придельный храм.

02-начало полевого сезона 2018 г.jpg

03-студенты Полоцкого университета на раскопках.jpg

Летом 2018 года исследования были продолжены у южной части западного фасада и у юго-западного угла храма. Было установлено, что с западной стороны к храму примыкал экзонартекс[1], стены которого сложены в той же технике, что и стены основного объема.

04-экзонартекс.jpg

05-во время раскопок.jpg

В юго-западной части галерей, окружавших храм, была выявлена заглубленная в землю постройка, перекрытая сводом. Дальнейшие исследования показали, что это сооружение являлось подземной церковью. Размеры подземного храма небольшие: в длину – 3,6 м, в ширину – 1,4 м. Он был перекрыт цилиндрическим сводом. Алтарная апсида представляет собой прямоугольную нишу глубиной около 1,4 м. В центре ее сохранились остатки древнего престола, сложенного из плинфы на цемяночном растворе. Верхняя часть престола утрачена. Справа и слева от престола в стенах обнаружены две ниши.

06-алтарь подземного храма.jpg

Подземный храм предположительно является нижним ярусом отдельно стоящей постройки, возведенной одновременно с галереей Спасской церкви из того же кирпича (плинфы), что и стены основного объема. Верхний ярус этого сооружения был полностью утрачен в ходе позднейших перестроек.

По мнению специалистов, подземный храм – это уникальное сооружение, аналогов которому на территории Древней Руси в настоящее время неизвестно. Вполне вероятно, что этот храм использовался как усыпальница. Об этом свидетельствует глубокая ниша в северной стене, перекрытая аркой (сводом). Такие ниши называются аркосолиями и предназначались для размещения в них погребений или мощей.

07-аркосолий в подземном храме.jpg

08-аркосолий.jpg

Стены подземного храма сильно пострадали от влаги, которая проникала внутрь помещения. Из-за намокания их поверхность оказалась практически полностью разрушена. На небольших сохранившихся фрагментах штукатурного слоя не было обнаружено следов фресковой росписи. Это позволяет предполагать, что подземный храм не был расписан.

В подземной церкви сохранился первоначальный плинфяной пол, на который позже был положен новый деревянный. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках полуистлевшие бревна и доски.

09-подземный придел. Вид с Юго-Запада.jpg

Снаружи в храм вела узкая каменная лестница, устроенная в южной стене. Лестница была сооружена в два марша с поворотом. Перекрытия над ней не сохранились.

Свод подземного храма был почти полностью уничтожен поздним кладбищем, располагавшимся на месте разобранных галерей.

10-на раскопках.jpg

11-на раскопках.jpg

Внутреннее пространство подземной церкви было заполнено обломками плинфы, большими кусками раствора и фрагментами фресок. На основании первоначального анализа можно предполагать, что найденные фрески (на некоторых сохранились фрагменты изображений ликов, на одном – буквы) располагались на стенах галерей, окружавших Спасскую церковь, и были выполнены теми же мастерами, которые расписывали основной объем храма.

12-фагменты фресок.jpg

13-Фрагменты фресок.jpg

При раскопках в интерьере подземной церкви были обнаружены фрагменты керамической иконки, на которой сохранилась часть надписи и изображения великомученика Георгия Победоносца, в честь которого, по мнению некоторых специалистов, мог быть освящен этот подземный храм.

14-Фрагменты иконки вмч. Георгия Победоносца.jpg

15-Деталь хороса.jpg

Найдены три небольшие детали хороса[2] XII века, а также большое количество фрагментов керамической посуды, большинство из которых датируется XII-XIII вв., но есть и отдельные экземпляры XVI-XIX вв.

При раскопках выявлены отдельные куски кладки XII в., большое количество фрагментов плинфы[3], многие на торцевой поверхности имеют знаки, а один из них имеет знак на постелистой стороне[4]. Среди находок попадалась и лекальная плинфа[5]. Кроме этого, было найдено достаточно большое количество плиток пола, а также смальты различной формы.

16-плинфа со знаком.jpg

17-фрагмент плинфы со знаком.jpg

18-плитки пола.jpg

На месте раскопа было обнаружено большое количество свинца, как расплавленных кусков, так и отдельных фрагментов кровельных листов. Вероятно, сооружение, располагавшееся над подземной церковью, имело свинцовое кровельное покрытие.

19-Смальта.jpg

20-свинец.jpg

21-Подземный придел.jpg

Исследования 2015-2018 гг. показали, что под современным крыльцом, расположенным у западного входа в Спасский храм, а также у юго-западного угла храма хорошо сохранились участки стен галерей, окружавших храм в древности. Программа реставрационных работ предполагает проведение дальнейших архитектурно-археологических исследований, которые позволят выявить новые участки древних построек и уточнить многие вопросы, стоящие перед специалистами-реставраторами. Материалы этих исследований помогут определить важные моменты истории Спасского храма и составить представление о его первоначальном облике.


[1] Экзонартекс – внешняя паперть, располагавшаяся с западной стороны храма. В византийских и древнерусских храмах экзонартекс, наряду с нартексом, служил для совершения различных вспомогательных богослужений.

[2] Хорос – подвесной светильник, в форме обода, по краям которого располагались подсвечники.

[3] Плинфа – древний кирпич.

[4] Постелистая сторона плинфы – плоская сторона, на которую укладывался кирпич.

[5] Лекальная плинфа использовалась для выкладки декоративных элементов здания, таких как полуколонны, бровки (декоративные пояски над окнами) и т. д.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

27/10 декабря, понедельник

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

Вмч. Иакова Персянина.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия. 16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

27 / 10 декабря, понедельник

Седмица 29-я по Пятидесятнице (ев. чтения 28-й седмицы). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Прмчч. монахов 17-ти в Индии (IV). Прп. Романа (V).

Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мч. Иоанна Емельянова (1937).

Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Смотреть все

Каталог TUT.BY