Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

25 февраля 1839 года на Полоцком Церковном соборе произошло воссоединение белорусских униатов с Матерью – Православной Церковью

Распечатать

ПОЛОЦКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1839 г. КАНОНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1

12 февраля 1839 года... Неделя Православия... Город Полоцк... Софийский кафедральный собор... Божественная Литургия... Воссоединение... Эти конкретные указания на дату, время и место будут всегда в памяти православных, униатов и католиков чем-то необычным, оригинальным, отрезвляющим христианское сознание. Униаты были по Милости Божией воссоединены стараниями митрополита Иосифа при активном содействии Святейшего Синода Русской Православной Церкви и императора Николая I, правившего с 1825 по 1855 годы.

2. Император Николай I

По учению Церкви в жизни никогда не бывает вещей случайных, но все, даже самое незначительное и второстепенное, ниспослано для нашего спасения. А для великих дел Бог посылает и людей великих. Людей, готовых трудиться на благо Церкви самозабвенно, жертвенно, невзирая на препятствия и злоключения. Не случайно и для воссоединения в 1839 году Промыслом Божиим был выделен из среды униатского духовенства православный по духу архиерей Иосиф (Семашко).

3. Митрополит Иосиф Семашко

Дело воссоединения назревало давно, но не всегда складывалась благоприятная ситуация для положительного решения этого вопроса. Были случаи частного единичного присоединения униатов, было и воссоединение при Екатерине II, но эти предшествовавшие события не имели соборного, общецерковного характера по отношению к Греко-Униатской церкви, хотя свидетельствовали о желании униатов вернуться в лоно Православной Матери-Церкви.

В униатской среде наиболее духовно развитыми и грамотными личностями велась внутренняя работа по восстановлению восточного канонического богослужебного обряда, который был отчасти утрачен. Немало трудов пришлось понести и для учреждения отдельной самостоятельной Униатской коллегии.

Сделаем небольшой экскурс в историю унии.

Уния – это, прежде всего, средство и инструмент, с помощью которого Римско-Католическая Церковь держала в течение длительного времени в подчинении народ, принявший от православного Востока неискаженные догматы и обряды веры Христовой, а также адаптированное к родному языку богослужение. Народ же, в свою очередь, не хотел ни за какие блага и обещания расставаться с этим духовным богатством. Именной такой был народ русский – всегда духовно единый во всех уголках своего православного отчества. И когда в западных областях, подпавших под польско-литовское владычество, были исчерпаны все способы и средства для совращения православных в латинство, придумали, наконец, последний, «наиболее эффективный» способ, антиканоничность которого скрывалась тем, что был оставлен прежний вид восточного богослужения.

Католические «просветители» известными методами «убедили» часть православного русского духовенства перейти под юрисдикцию Римской Церкви с сохранением прежних обрядов. Эта зависимость получила название унии, то есть «соединения» с Западной церковью. В данном случае факт неканоничности такой юрисдикции налицо. Возникают два вопроса.

Первый. На каких канонических основаниях Римской Церковью приобретаются приходы, духовенство, миряне, церковное имущество и т.п., принадлежавшие издавна другой Поместной Церкви?

Данное решение в корне противоречит действующему каноническому праву Вселенской Церкви. Все эти отнятые приходы и паства находились в каноническом подчинении своей Поместной Церкви, которая их духовно окормляла и которую они не могли обвинить и соборно в ереси, и заявить о возбуждении вопроса о переходе в состав другой Поместной Церкви.

И второй вопрос. На каких канонических основаниях иерархия в лице митрополита Михаила (Рогозы) и шести других епископов, подписавшихся под актом унии в 1596 году, вышли из состава Поместной Церкви и всячески пытались увлечь за собой духовенство и паству? Весьма часто политика Запада создавала в истории Церкви условия для нарушения догматов и канонов.

Каноны, даже при переходе из одной епархии в другую (не говоря уже о переходе в другую Поместную Церковь), повелевают получать соответствующую отпускную, то есть «увольнительную» грамоту от своего епископа. В случае нарушения этих правил и незаконно принявший епископ, и незаконно принятый клирик терпят заслуженное поражение в своих правах. С ними прерывается каноническое общение, и они теряют церковную дееспособность.

Событие, происшедшее в Бресте в 1596 году, окончательно разделило Западнорусское Христианство на два враждебных общества, противоположных не только во взглядах и мнениях по канонико-догматическим вопросам, но уже различных и по юрисдикции. Одни, во главе с уполномоченными от патриархов Константинопольского и Иерусалимского экзархами – архидиаконами Никифором и Кириллом, остались непоколебимыми в Православии; другие, шесть епископов с Митрополитом Михаилом (Рогозой), уклонились в латинство в форме унии.

Оба этих общества имели по вопросу унии соборное суждение. Один собор фактически явился «синодом» тогдашней Киевской Митрополии, который совместно с представителями католической иерархии и светских властей стремился по-своему обустроить единство Церкви путем формальных административных мер.

Другой Собор стал каноническим собранием клира и мирян, сознававших себя единым Церковным телом. Здесь органично проявился живой соборный дух Православия. Каждый из сохранивших преданность вере отцов понимал, что он всегда несет в той или иной степени ответственность за Церковь и призывается исповедовать и защищать истину веры. Наличие послов от Восточных Патриархов подчеркивает подлинно-канонический характер этого соборного присутствия.

Владыка Иосиф (Семашко) ход своей канонической деятельности полностью противопоставил тому ходу, каким уния проникла, пыталась воплотиться в жизнь в западнорусских областях. Если уния началась с принятия антиканонических новшеств латинской догматики, с предательства в юрисдикционном отношении, то епископ Иосиф, зная, что к униатскому исповеданию принадлежит в основном один простой народ – миряне, для которых наружность, то есть обрядовая сторона, – едва ли не самое главное, при резком изменении которой в случае присоединения к Матери-Церкви возникнет непреодолимое препятствие, решил оставить некоторые приобретенные в период Унии богослужебные новшества. Люди привыкли к определенной обрядовой стороне богослужения, которое для них было средоточием духовной жизни, и изменение, а точнее сказать, нетактичное исправление этой жизни, могло негативно повлиять на весь ход дела. Могло произойти повторение последствий «никоновских» реформ, чему были бы рады определенные круги.

4. Софийский собор

Собор 1839 года, состоявший из канонически компетентных лиц-епископов, проявил в полноте свойственную каждому из них особую власть – примирять и соединять с Церковью открыто, на Литургии, что и послужило формой принятия униатов. Это явилось не только формальным, но и фактическим завершением процесса присоединения униатов к Православию, ибо в тот день 12 февраля за Божественной Литургией было присоединено более полутора миллионов бывших униатов. Кто-то сам присутствовал и причастился Святых Христовых Тайн у Владыки Иосифа. Кто-то письменно выразил свою просьбу и намерение, что согласно с восьмым каноном Первого Вселенского Собора, где говорится, что это желание надлежит письменно исповедать. От лица прихожан, большинство из которых были малограмотны, подписывались настоятели приходов. Таких подписей, прилагаемых при самом подлиннике Акта, было 1305, а вскоре это число выросло до 1607, так что не осталось практически ни одного греко-униатского прихода, который бы не участвовал в деле воссоединения.

Оценивая каноничность самого факта соборного воссоединения через Исповедь и Причащение за Божественной Литургией, нужно отметить такую особенность: требования, содержащиеся в чине присоединения католиков и униатов, были выполнены, но не в одночасье, как при единичных (частных) присоединениях, а в процессе предсоборной подготовки, которая обеспечила проведение Собора на должном уровне с достижением соответствующих результатов. Требования канонических правил, которые прямо или косвенно послужили основанием для создания этого чина, были настолько удовлетворены, насколько это было возможно в сложившейся ситуации.

Владыке Иосифу и его соработникам на поприще воссоединения униатов с Православием нужно отдать должное: они смогли согласовать канонически требуемое с реально выполнимым.

Канонические документы Полоцкого Собора: «Акт воссоединения» и два «Всеподданнейших прошения» от 12 февраля – были представлены императору Николаю I, который, в свою очередь, отреагировал соответствующим «Указом» от 1 марта, согласно которому Святейший Синод должен был рассмотреть «Соборный Акт» и оба «Прошения» и вынести сообразное с канонами Святой Церкви постановление. «Постановление» от 6 марта и «Доклад Синода» от 23 марта были 25 марта утверждены Императором: «Благодарю Бога и принимаю. Николай». Такова была его резолюция. После этого Синод издал 30 марта «Грамоту о воссоединении».

Свойственный характеру Владыки Иосифа осторожный подход, как видно, содействовал достижению цели. Он смог повлиять на церковное и общественное сознание клира и мирян Западной Руси.

В честь воссоединения униатов была выбита особая медаль, на лицевой стороне которой изображен нерукотворный образ Спасителя, окруженный надписью: «Такова имамы Первосвященника» (Евр. 8,1), а внизу подпись: «Отторгнутые насилием – 1596 воссоединены любовию – 1839». На обратной стороне медали – восьмиконечный крест, окруженный надписью «Торжество Православия 26 марта 1839 года».

5. Памятная медаль

Оценивая последствия присоединения униатов, нельзя не заметить и того, что в Неделю Православия, 12 февраля, воочию был явлен людям того времени живой дух Соборности, как известно, в ту эпоху оскудевший, но все же проявлявшийся в деятельности Святейшего Всероссийского Синода.

6. Место погребения митр. Иосифа Семашко в пещерке Виленского Свято-Духова собора

Полоцкие события – это результат многолетней борьбы западнороссов за каноническое самоопределение. Отголоском этих явлений можно считать и те события, которые сегодня имеют место на Украине, Беларуси, Польше. Эта работа не завершилась, хотя на определенном этапе была одержана победа, и уния прекратила свое бытие в Западной Руси Соборным Актом 1839 года в городе Полоцке.

Малеев Г.А. (публикуется с сокращениями)

Источник: Официальный портал Белорусской Православной Церкви

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

16/29 марта, пятница

Мч. Савина.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров.

По окончании Литургии – таинство Елеосвящения (соборования).

16.45 Великое повечерие. Утреня с парастасом.1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

16/29 марта, пятница

Мч. Савина (287). Мч. Папы (305–311).

Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (305–311). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).

Литургия Преждеосвященных Даров.

Смотреть все

Каталог TUT.BY