Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Полоцкий Собор 1839 года и его историческое значение. К 180-летию Полоцкого церковного Собора

Распечатать

Полоцкий Собор 1839 года и его историческое значение

1.jpg

События, определяющие судьбы и историческое развитие народов, как правило, часто вспоминаются участниками и их потомками, находятся под пристальным вниманием историков и кропотливо изучаются. Но бывает и так, что они теряются среди многих иных не менее важных и только немногие о них помнят и свидетельствуют об этом.

Одно из подобных событий, вспоминаемое ныне обычно лишь специалистами историками, случилось в позапрошлом столетии на полоцкой земле. Полоцк в истории Беларуси не раз становился местом, где решались судьбы народа и государства, поэтому неудивительно, что именно здесь, где и раньше неоднократно определялся вектор духовного развития нации, 180 лет назад случилось нечто по своему значению эпохальное. В феврале 1839 года на соборе духовенства Белорусской и Литовской униатских епархий было принято решение о воссоединении с Православной Церковью. Три епископа: Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) и Антоний (Зубко), а также важнейшие представители униатской иерархии подписались под соборным актом, к которому прилагалось письменное согласие 1305 представителей униатских священнослужителей на возвращение в Православие. Уния, заключенная некогда в 1596 году на Брестском соборе под давлением государственной власти Речи Посполитой и на протяжении нескольких столетий насильно распространяемая и навязываемая на ее землях православным, прекратила свое существование в пределах Беларуси.

Что же побудило униатскую иерархию к тому чтобы разорвать свои отношения с Римом, прекратить поминовение на богослужении Римского папы и вновь осознать себя православными? Польские и католические историки однозначно отвечают на данный вопрос – действия правительства Российской империи и личное участие Николая I. Предвзятость подобного мнения вполне объяснима и понятна: с возвращением более чем полутора миллионов униатов к православной вере предков прекратился процесс ополячивания населения Беларуси и все попытки в дальнейшем его возобновить были обречены на неудачу. Польскоязычная шляхта исповедовала в своем подавляющем большинстве католичество латинского обряда и с презрением относилась к унии, ставшей уделом крепостного крестьянства, и к униатскому духовенству, материально от расположения помещиков зависимому. Необходимо отметить также и то, что униатское монашество, представители базилианского ордена, по своему статусу и весьма обеспеченному образу жизни сильно отличались от простых приходских священников. Базилиане состояли в очень значительной части из перешедших в унию католиков латинского обряда, прежде всего иезуитов, и считали себя вправе унию в сторону все большей латинизации направлять и ею управлять.

После разделов Речи Посполитой на землях, вошедших в состав Российской империи, происходило массовое возвращение униатов в православие. Оно затронуло многие сотни тысяч верующих. Но после правления Екатерины II российская государственная власть это движение не инициировала и не поддерживала. При Павле I и Александре I, сочувственно относившихся к польскому дворянству и искавших его расположения, активизировался иной процесс – на землях польских помещиков и под их непосредственным давлением униаты были вынуждены переходить в католичество латинского обряда. По свидетельству исторических источников в первые десятилетия позапрошлого века около миллиона униатов стали католиками и так называемыми «костельными поляками», постепенно восприняв польское национальное самосознание.

Значительная часть униатского духовенства, видя пренебрежительное отношение к себе со стороны католического клира и польскоязычной шляхты, весьма болезненно воспринимала все эти процессы. Выразителем их мнения и стал епископ Литовский Иосиф (Семашко). Он пришел к выводу, что единственным верным решением в сложившихся условиях будет возвращение в православие. В своей правоте епископ Литовский сумел убедить большинство униатского духовенства, но только после польского восстания 1830 года российская государственная власть стала всерьез прислушиваться к исходившим от него инициативам по возвращению униатов в православие. Епископ, впоследствии митрополит, Иосиф руководствовался прежде всего религиозными побуждениями в своих действиях. Но благодаря произошедшему объединению униатов с православными прекратился процесс полонизации крестьянства на землях Беларуси и началось становление белорусского национального самосознания. Тем самым вольно или невольно деятели Полоцкого собора 1839 года заложили основу для дальнейшего развития белорусского народа и белорусской государственности, обеспечив себе благодарную память многих поколений православных верующих.

Архимандрит Никодим (Генералов), клирик Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 октября, среда

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 октября, среда

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI).

Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Смотреть все

Каталог TUT.BY