Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Полоцкий Собор 1839 года и его историческое значение. К 180-летию Полоцкого церковного Собора

Распечатать

Полоцкий Собор 1839 года и его историческое значение

1.jpg

События, определяющие судьбы и историческое развитие народов, как правило, часто вспоминаются участниками и их потомками, находятся под пристальным вниманием историков и кропотливо изучаются. Но бывает и так, что они теряются среди многих иных не менее важных и только немногие о них помнят и свидетельствуют об этом.

Одно из подобных событий, вспоминаемое ныне обычно лишь специалистами историками, случилось в позапрошлом столетии на полоцкой земле. Полоцк в истории Беларуси не раз становился местом, где решались судьбы народа и государства, поэтому неудивительно, что именно здесь, где и раньше неоднократно определялся вектор духовного развития нации, 180 лет назад случилось нечто по своему значению эпохальное. В феврале 1839 года на соборе духовенства Белорусской и Литовской униатских епархий было принято решение о воссоединении с Православной Церковью. Три епископа: Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) и Антоний (Зубко), а также важнейшие представители униатской иерархии подписались под соборным актом, к которому прилагалось письменное согласие 1305 представителей униатских священнослужителей на возвращение в Православие. Уния, заключенная некогда в 1596 году на Брестском соборе под давлением государственной власти Речи Посполитой и на протяжении нескольких столетий насильно распространяемая и навязываемая на ее землях православным, прекратила свое существование в пределах Беларуси.

Что же побудило униатскую иерархию к тому чтобы разорвать свои отношения с Римом, прекратить поминовение на богослужении Римского папы и вновь осознать себя православными? Польские и католические историки однозначно отвечают на данный вопрос – действия правительства Российской империи и личное участие Николая I. Предвзятость подобного мнения вполне объяснима и понятна: с возвращением более чем полутора миллионов униатов к православной вере предков прекратился процесс ополячивания населения Беларуси и все попытки в дальнейшем его возобновить были обречены на неудачу. Польскоязычная шляхта исповедовала в своем подавляющем большинстве католичество латинского обряда и с презрением относилась к унии, ставшей уделом крепостного крестьянства, и к униатскому духовенству, материально от расположения помещиков зависимому. Необходимо отметить также и то, что униатское монашество, представители базилианского ордена, по своему статусу и весьма обеспеченному образу жизни сильно отличались от простых приходских священников. Базилиане состояли в очень значительной части из перешедших в унию католиков латинского обряда, прежде всего иезуитов, и считали себя вправе унию в сторону все большей латинизации направлять и ею управлять.

После разделов Речи Посполитой на землях, вошедших в состав Российской империи, происходило массовое возвращение униатов в православие. Оно затронуло многие сотни тысяч верующих. Но после правления Екатерины II российская государственная власть это движение не инициировала и не поддерживала. При Павле I и Александре I, сочувственно относившихся к польскому дворянству и искавших его расположения, активизировался иной процесс – на землях польских помещиков и под их непосредственным давлением униаты были вынуждены переходить в католичество латинского обряда. По свидетельству исторических источников в первые десятилетия позапрошлого века около миллиона униатов стали католиками и так называемыми «костельными поляками», постепенно восприняв польское национальное самосознание.

Значительная часть униатского духовенства, видя пренебрежительное отношение к себе со стороны католического клира и польскоязычной шляхты, весьма болезненно воспринимала все эти процессы. Выразителем их мнения и стал епископ Литовский Иосиф (Семашко). Он пришел к выводу, что единственным верным решением в сложившихся условиях будет возвращение в православие. В своей правоте епископ Литовский сумел убедить большинство униатского духовенства, но только после польского восстания 1830 года российская государственная власть стала всерьез прислушиваться к исходившим от него инициативам по возвращению униатов в православие. Епископ, впоследствии митрополит, Иосиф руководствовался прежде всего религиозными побуждениями в своих действиях. Но благодаря произошедшему объединению униатов с православными прекратился процесс полонизации крестьянства на землях Беларуси и началось становление белорусского национального самосознания. Тем самым вольно или невольно деятели Полоцкого собора 1839 года заложили основу для дальнейшего развития белорусского народа и белорусской государственности, обеспечив себе благодарную память многих поколений православных верующих.

Архимандрит Никодим (Генералов), клирик Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

9/22 августа, четверг

Попразднство Преображения Господня.

Апостола Матфия.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Смотреть все

Православный календарь

9/22 августа, четверг

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Свт. Филарета, архиеп. Черниговского (1866). Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Прмц. Маргариты Гунаронуло (1918).

10/23 августа, пятница

Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исповедников Соловецких.

Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).

Сщмч. Вячеслава Закедского пресвитера (1918); сщмч. Афанасия Кислова пресвитера (1937).

Смотреть все

Каталог TUT.BY