Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

В память вечную будет праведник

Распечатать

Статья написана Лидией Симсон, занимающейся исследованием истории Спасо-Евфросиниевского монастыря в период эвакуации в г. Ростов Великий

Десять лет назад, 28 августа 2009 года в г. Ростове Великом произошло знаменательное событие: были обретены нетленные останки последней насельницы Богоявленского Авраамиева монастыря Полоцкой монахини Маргариты (Метлы).

Монахиня Маргарита (в миру Мария Григорьевна Метла) родилась в 1883 году, предположительно в д. Мётлы Виленской губернии Дисненского уезда в крестьянской семье. В 1903 году двадцатилетняя Мария Метла поступила в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в городе Полоцке, где последовательно проходила различные послушания: при кухне, сборщицы в городе Москве, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском епархиальном училище. Как отмечается в послужном списке, послушница Мария «к послушаниям способная, усердная и трудолюбивая». 27 марта 1914 года по Указу Консистории за № 4748 послушница Мария Метла была пострижена в рясофор с наречением имени Маргарита.

В июле 1914 года началась Первая мировая война. Осенью 1915 года немецкие войска приблизились к Полоцку. Уже летом того же года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре была объявлена эвакуация в г. Ростов Великий. Насельницы обители увозили прежде всего мощи преподобной Евфросинии Полоцкой. Вместе с сестрами были эвакуированы и ученицы Спасо-Евфросиниевского епархиального училища.

1-Ростов. Авраамиев монастырь

Благодаря попечению архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского) святые мощи преподобной Евфросинии и сами сестры нашли приют в стенах Авраамиева Богоявленского мужского монастыря. Братия была переселена в Спасо-Яковлевскую обитель. Сохранился архивный документ «Список монашествующих Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, проживающих в г. Ростове в Авраамиевом монастыре за 1919 год». В списке значатся 88 сестер, в том числе и Маргарита (Метла).

2-Введенский храм Авраамиева монастыря, на 1-м этаже которого проживала

В 1921 году полоцкие монахини вернулись в родную обитель и увезли с собой мощи преподобной Евфросинии. Авраамиев монастырь опустел. Матушку Маргариту и нескольких оставшихся сестер отселили на первый этаж Введенского храма. Но в Богоявленском соборе монастыря регулярно совершались богослужения. Сестры прислуживали в церкви, несли различные послушания. Матушка Маргарита еще со времени приезда в г. Ростов была неизменным звонарем. Кроме этого, она несла послушание ризничной и златошвейки: в ее обязанности входило следить за сохранностью и обновлением облачений, митр, монашеской одежды. Она пела в церковном хоре, так как, по свидетельству помнивших матушку, у нее был очень красивый голос.

В результате кампании по изъятию церковных ценностей в 1921–1922 годах в Авраамиевом монастыре были изъяты ризы с икон, богослужебные сосуды и другие предметы церковной утвари – всего 1,65 пуда золота и серебра. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось. Богоявленский собор требовал ремонта, во многих монастырских кельях жили рабочие. И все же обитель продолжала существовать под наименованием «Авраамиево-Богоявленского религиозного общества», которое образовалось в 1923 году и состояло из духовенства, монахинь и прихожан, живших в окрестностях г. Ростова. Первым настоятелем общины был архимандрит Неофит (Коробов). Кроме него в «списке служителей культа» значатся: митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Иосиф (Петровых), архиепископ Серафим (Самойлович), игумен Сергий (Озеров), а также восемь фамилий и имен монахинь, среди которых – монахиня Маргарита (Метла).

В 1926 году настоятелем Авраамиевой общины становится игумен Сергий (Озеров). 3 марта 1926 года Ростовскому музею были официально переданы все постройки монастыря. Богоявленский Авраамиев монастырь был ликвидирован в 1929 году на основании постановления президиума ВЦИК от 16 июля. С этого времени прекратились все богослужения в монастырских храмах.

Известно, что после закрытия обители в монастыре, кроме монахини Маргариты, оставались еще монахини Агафья, Елена и Трифена. Все они в это нелегкое время находились под духовным окормлением архимандрита Симеона (Филиппова). В этом же, 1929 году, архимандрит Симеон и монахини Агафья, Елена и Трифена были репрессированы и не вернулись из мест заключения. Из монашествующих в Авраамиевом Богоявленском монастыре остается одна матушка Маргарита.

Если проанализировать все воспоминания людей, помнящих матушку Маргариту, то перед нами встает образ глубоко верующей монахини, достойно пронесшей сквозь страшные безбожные времена свой тяжкий крест исповедницы и проповедницы Слова Христова. До сих пор не найдено ни одной фотографии монахини Маргариты. По воспоминаниям очевидцев, она была высокого роста, статная, седовласая, с глубоким проникновенным взглядом карих глаз. Никогда, ни при каких обстоятельствах, она не снимала монашеской одежды.

Ее келья представляла собой маленький монастырь – скит, куда часто по вечерам, под покровом сумерек, собирались монашествующие, сосланные в г. Ростов советской властью. Их стройное пение слышали благочестивые соседи и говорили своим расшалившимся детям: «Тише, у Маргариты Григорьевны служба идет!». Ее келья была открыта не только для изгнанных монашествующих, но и для всех нуждающихся в духовном окормлении и утешении. Что бы ни случилось, шли люди к матушке Маргарите со своими многочисленными житейскими вопросами. А она отвечала цитатами из Священного Писания, открыв соответствующую данному случаю главу Евангелия или кафизму из Псалтири. И никто от нее не уходил без утешения.

Но не все жители Ростова были столь благочестивы. Были случаи, когда озорные мальчишки, наученные своими безбожными родителями, кидали в матушку камнями, наглухо закрывали снаружи входную дверь в ее келью, обзывали ее скверными словами, а за дар прозорливости и множество предсказаний завистливые комсомолки даже называли ее колдуньей.

Жила она в страшной нищете, никакой пенсии или пособия не получала. В ее келье с земляным полом заботами советской власти было отключено электричество, хотя в соседних комнатах электропроводка была в порядке. Когда она была еще в силах, то держала коз, сажала овощи на своих грядочках. Но за несколько лет до кончины матушка Маргарита совсем ослепла и существовала благодаря помощи и поддержке многих благочестивых соседей и горожан. В последние годы жила с ней келейница баба Дуня (Евдокия Семеновна Курочкина), из местных жителей, взявшаяся добровольно ей помогать. Она вычитывала ослепшей матушке Маргарите келейное монашеское правило, Священное Писание, помогала по хозяйству. В ее келье было очень много Богослужебных книг и икон, посередине стояло большое Распятие.

3-Памятник Полоцким сестрам в некрополе Богоявленского Авраамиева монастыря.jpg

Но не все люди посещали матушку Маргариту с целью духовного утешения. Один человек неоднократно пытался ограбить матушку Маргариту, унести на продажу ее иконы и книги, а когда это не удалось, то сведения о монахине Маргарите были доставлены «куда надо» и легли на стол начальника КГБ. Затем последовал обыск (это было приблизительно в 1953–1954 гг.), изъятие «церковных ценностей» и большой костер прямо во дворе Введенского храма. Как черная птица металась матушка Маргарита, видя, как горят ее книги и иконы. Но, даже утратив все книги и иконы, а позже и потеряв зрение, монахиня Маргарита оставалась неутомимой проповедницей Христовой истины.

Умерла матушка Маргарита 1 февраля 1966 года в Ростовской городской больнице, в которой находилась продолжительное время под присмотром медперсонала из «Общества слепых», и была похоронена на старом городском кладбище. Уже после похорон, вероятно, не будучи своевременно оповещен, приезжал из Беларуси брат матушки, ранее навещавший ее, попрощаться со своей сестрой и взять на память что-то из ее вещей, коих оказалось совсем немного.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить…» (Еккл., 3).

Прошли годы атеизма, репрессий и гонений на Церковь. В 1988 году Русская Православная Церковь отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Стали подниматься из руин монастыри и храмы, сотни и тысячи людей потянулись к Богу. Через много лет после кончины матушки Маргариты в стенах славных древних обителей, с которыми она когда-то связала свою судьбу, вновь зазвучала монашеская молитва.

С 1989 года началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке, в июле 1990 года из Жировичского монастыря прибыли первые насельницы и через несколько лет монастырь преобразился.

В г. Ростове в 1993 году на территории Богоявленского Авраамиева монастыря было открыто подворье московского храма Спаса Нерукотворного Образа, преобразованное в 1994 году в Патриаршее подворье. В декабре 2003 года Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь.

По благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, насельницы Полоцкого монастыря в июле 2009 года на свои средства поставили на территории некрополя Авраамиева монастыря памятный крест (в форме креста Преподобной Евфросинии) из белого мрамора с надписью: «Вечная память почившим сестрам Полоцкой Спасо-Евфросиниевской женской обители, проживавшим в 1915–1920 гг. в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре». Тогда же настоятельнца Авраамиевой обители игумения Миропия выразила желание перезахоронить останки монахини Маргариты со старого городского кладбища на территорию монастырского некрополя. За осуществление этой идеи взялись, с благословления игумении, управляющий по реконструкции и реставрации Богоявленского Авраамиева монастыря Александр Владимирович Калинин и автор этих строк.

К этому времени прошло уже 43 года со дня кончины матушки Маргариты. Сначала за ее могилой ухаживали, но постепенно старые люди отходили ко Господу, и отыскать местонахождение могилы оказалось весьма непростым делом. Случайно мы узнали, что десять лет назад 83-х летняя Надежда Ивановна Васильева, жившая во Введенском храме по соседству с м. Маргаритой, показала двум своим зятьям могилу матушки. И вот, один из них, Владимир Алексеевич Носков, указал А. В. Калинину точное местонахождение могилы монахини Маргариты.

4-Могила м. Маргариты в день перезахоронения 31.08.2009 г.

28 августа 2009 года, по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, с участием заведующего Ростовским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы Александра Васильевича Тыквина и насельников Троице-Сергиева Варницкого монастыря, на старом городском кладбище было произведено вскрытие могилы и изъятие останков монахини Маргариты (Метлы).

5-Тапочки монахини Маргариты

Как только была открыта крышка гроба, все присутствующие были поражены увиденным. Тело находилось в грунтовых водах сорок три с половиной года! И сохранились все кости, части кожного покрова, волосы на голове, фрагменты черной одежды и даже тапочки. Особенно поразило нас отсутствие запаха тления: из могилы веяло свежестью. А потом все присутствующие почувствовали запах ладана, исходящий от мощей матушки Маргариты.

Позже судмедэксперт А. В. Тыквин скажет: «Факт отсутствия неприятных запахов сразу обратил на себя внимание. По своему роду деятельности мне часто приходилось участвовать в подобных эксгумациях, там неприятным запахом обладают даже доски, остатки гроба, но тут – не было… Нельзя хоронить в таких условиях. Тело лежало в «плывуне», в подземной реке… В таких условиях сохранность тела даже трудно себе представить. Таких фактов в моей практике не было. Нетление… Вопрос серьезный, сложный, лучше вообще его не касаться. Здесь больше имеет значение духовная составляющая».

Три дня гроб с телом монахини Маргариты находился в Никольском храме Богоявленского Авраамиева монастыря. 31 августа 2009 года останки монахини Маргариты были погребены на территории монастырского некрополя.

2 февраля 2010 года в актовом зале Троице-Сергиева Варницкого монастыря состоялся благотворительный концерт, посвященный памяти монахини Маргариты (Метлы), который подготовили преподаватели и учащиеся детской музыкальной школы имени П. И. Чайковского г. Рыбинска. 21 июня 2010 года на средства, собранные на благотворительном концерте и благодаря спонсорской помощи протоиерея Виталия Тарасова, на могиле монахини Маргариты был установлен новый памятный крест.

6-Новый памятный крест монахине Маргарите, воздвигнутый 21 июня 2010 г.

Ростовский мастер Николай Иванович Крылов, изготовивший крест, на вопрос, почему в годы советской власти матушку Маргариту ни разу не арестовали и никуда не сослали, высказал очень интересную мысль. Он считает, что именно так и должна вести себя истинная монахиня: жить на виду у безбожных властей, исполняя свой монашеский устав, но при этом ничем не искушая эту власть, не «подавая повода ищущим повода».

7

В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. (Пс.111, ст. 6-7).

По толкованию Евфимия Зигабена, праведный и милостивый будет воспоминаем людьми за свои добродетели не только при жизни, но и по смерти. Праведник не убоится страшной вести или людской молвы. Праведник не убоится и тех, которые убивают только тело, а душу погубить не смогут.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 сентября, вторник

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского и свт. Митрофана Воронежского, имеются в обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 сентября, вторник

Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Смотреть все

Каталог TUT.BY