Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Беседа насельниц Полоцкой обители с архимандритом Мефодием, игуменом монастыря Хиландар

Распечатать

1-Общий вид монастыря Хиландар

– Прежде чем познакомить вас с нашим монастырем Хиландар, я расскажу историю, которая произошла в одной сербской женской обители во время Второй мировой войны. Вы, наверное, слышали о нашем святом князе Лазаре, мученически пострадавшем на Косовом поле в 1389 году. Его супруга, княгиня Милица, построила монастырь Любостыня. В конце жизни она приняла монашеский постриг с именем Евгения (в схиме – Евфросиния). Православная Церковь прославила ее в лике преподобных.

В начале Второй мировой войны немцы заточили в монастыре Любостыня святителя Николая Жичского (Велимировича). Мы называем его Балканским Златоустом, как здесь, в Беларуси, вы называете святого Кирилла Туровского. Однажды, когда началось вечернее богослужение, все сестры были в церкви, кроме игумении и двух насельниц, оставшихся на кухне, чтобы закончить необходимую работу. Владыка Николай спешил в храм и, увидев матушку игумению, сказал: «Матушка, сестры, пойдемте скорее в церковь». Игумения заметила на его глазах слезы, хотя владыка скрывал их. Было видно, что он очень взволнован. Сестры, оставив работу, пошли в храм. По окончании богослужения матушка спросила: «Владыка, чем Вы были так взволнованы?» – «Я шел в церковь и размышлял о том, что здесь покоятся мощи преподобной Евгении – княгини Милицы. Я спрашивал у Господа, есть ли еще здесь святые девы Христовы?»

И только он так помыслил, как увидел, что церковь наполнена множеством дев в белых ризах. Осознав это, он воскликнул: «Слава Господу! Я только помыслил, а Господь сразу открыл мне духовные очи, дабы я познал, как много подвизалось в этой обители дев, угодивших Богу».

Мы знаем, что и в вашем монастыре, кроме преподобной Евфросинии, было много истинных невест Христовых. Но мы не настолько духовны, как святитель Николай, и Господь не дает нам узреть их, но мы знаем об этом. Просите помощи святой Евфросинии и святителя Николая Сербского и вы будете в числе невест Христовых при исходе из жизни. Господь вас оденет в светлые ризы, подобно святой Евфросинии и многим другим девам.

Теперь расскажу о монастыре Хиландар. Ваш монастырь основан в 1125 году, а Хиландар – в 1198 году. В Сербии в XII веке правил Стефан Неманя, великий сербский князь. У него было три сына. Самого младшего звали Растко. Стефан Неманя думал, что младший сын станет наследником престола, ибо видел его истинное благочестие. Однако Растко избрал иной путь. В то время в Сербию часто приходили иноки со Святой Горы и просили помощи для своих обителей. Так, однажды к Стефану Немане пришел святогорский монах, и Растко просил его рассказать о жизни на Афоне. И когда монах поведал о святогорской жизни, Растко уговорил пришельца взять с собой на Святую Гору и его. Сказав своим родителям, что отправляется на охоту, Растко оставил слуг, сопровождавших его, и вместе с монахом убежал на Святую Гору Афон.

Растко прибыл в монастырь Старый Русик и сразу принял монашеский постриг с именем Савва. Спустя некоторое время он перешел в монастырь Ватопед. Оттуда Савва отправил письмо отцу, призывая его «взять крест и последовать за Христом» (см.: Мк. 8, 34). Прочитав письмо сына-монаха, Стефан Неманя собрал вельмож и выборных из всего народа и объявил о своем намерении отречься от мира и уйти в монастырь. В Сербии в монастыре Студеница[1] он был пострижен в монашество с именем Симеон, также и его супруга Анна приняла монашество с именем Анастасия.

Позже монах Симеон пришел на Святую Гору, где в обители Ватопед состоялась встреча с сыном. Монах Симеон и его сын были богаты и помогали монастырю Ватопед построить трапезную, корпуса, параклис. Они благодетельствовали и другим святогорским обителям. Однажды к святому Савве пришел некий благодатный старец, говоря: «Это хорошо, что твой отец помогает монастырям, но следует подумать, как восстановить старый разрушенный монастырь, который станет пристанью спасения для сербских монахов». Савва рассказал об этой встрече отцу, монаху Симеону. Они прославили Бога, приняв это как Божий глас, ибо уразумели, что старец был непростым человеком и возвестил им волю Божию.

К этому времени монах Симеон был уже немолод и решил как можно скорее восстановить разрушенный монастырь, называемый Хиландар (старинное греческое название, точное значение его неизвестно), желая в нем упокоиться. Святой Савва сообщил об этом своему брату – великому князю, пребывавшему тогда в Сербии, и тот помог быстро поднять обитель в 1198–1199 годах.

Монах Симеон упокоился в Хиландаре 13 февраля 1200 года. Когда отмечали годовщину его смерти, туда пришел прот Святой Горы, многие отцы и игумены со всего Афона. Святой Савва дал ключи от церкви проту, сказав: «Преподобный отче, Вы и другие отцы помолитесь здесь, в святом храме, а я пойду на пирг[2]. И когда Господь прославит моего отца, позовите меня». В это время они не поняли значение его слов. Святой Савва имел сильную веру. Взойдя на башню, он провел всю ночь в молитве и усердно просил Господа прославить его отца.

На утрени, когда прот совершал обычное пение и приносил молитвы об упокоении старца Симеона, храм вдруг наполнился благоуханием. Все предстоящие увидели, как весь мраморный гроб преподобного Симеона наполнился миром. Тогда прот призвал Савву, который со слезами умиления облобызал раку с мощами своего отца. Собор старцев благословил Савву написать службу своему отцу, и он стал первым, кто составил эту службу.

Впоследствии святой Савва был возведен в сан архимандрита, позже он стал первым архиепископом Сербии. Мощи отца он перенес на родину в монастырь Студеница. Хиландарские монахи очень скорбели, что мощи преподобного Симеона удалены из монастыря. Но преподобный Симеон явился во сне одному старцу и, успокаивая его, сказал, что для них будет иное благословение в Хиландаре. И вскоре из гробницы святого Симеона произросла виноградная лоза, которая до сего дня растет и плодоносит. Чрез нее исходит помощь бездетным супругам. С теми, кто после 40-дневного поста вкушает виноград с этой лозы, совершается множество чудес.

Так получается, что преподобный Симеон Мироточивый и святой Савва – наши ктиторы. Как я уже говорил, когда они подвизались в Ватопеде, то обновили старые корпуса, построили новые. Наши ктиторы получили от византийского императора Алексея III Ангела Комнина такое благословение, что Хиландар является даром сербскому народу. Император вручил святому Савве свой посох, который сейчас находится в нашем монастыре возле иконы Божией Матери «Троеручица». Это царский символ независимости монастыря. Так образовалась духовная связь между обителями Ватопед и Хиландар. В монастыре Ватопед находится собор Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот праздник игумен из Хиландара приходит в Ватопед, и ему предоставляется по чину место игумена, а когда отмечается престольный праздник в Хиландаре, приходит игумен из Ватопеда и ему предоставляется игуменское место. Этой духовной связи монастырей уже 800 лет.

Преподобная Евфросиния, основавшая здесь монастырь на 70 лет раньше, и святой Савва теперь находятся в Царствии Небесном. Святой Савва почитает преподобную Евфросинию как свою старшую сестру. Так и мы в Хиландаре почитаем вас как наших старших сестер. Так, молитвами святой Евфросинии не только монахи, но и все благочестивые люди Беларуси сегодня спасаются и до конца века будут спасаться. Также и в Сербии молитвами святого Саввы спасается сербский народ. Это пример принесения в жертву своей юности и молодости. Будучи княжеского рода, эти святые жертвовали своей юностью ради спасения целого народа. Преподобная Евфросиния – за белорусский народ, святой Савва – за народ сербский.

2- Св. Савва Сербский

– Действует ли сейчас в монастыре Устав святителя Саввы Сербского и соблюдается ли он в настоящее время в полной мере? Расскажите, пожалуйста, об этом Уставе.

– Святой Савва написал Устав, который хранится в рукописном виде. Когда поставляется новый игумен, один из старейших монахов Хиландара вручает ему Устав святого Саввы, другой – посох императора Алексея. Это значит, игумен должен хранить уклад жизни обители согласно Уставу святого Саввы и блюсти независимость монастыря. Святой Савва в конце Устава заповедал читать его на трапезе в первый день каждого месяца. Мы так и делаем. Потом в другие дни мы читаем жития святых и разные книги, как и вы сегодня, но в первый день месяца мы обязательно читаем Устав святого Саввы. Мы подвизаемся, но не можем совершать подвиги, заповеданные святым Саввой, у нас нет такой крепости. Святой Савва написал о том, что нет благословения для братии вкушать еду вне трапезы, но для немощных – как благословит игумен. Сейчас мы все немощные, и как игумен благословит, так мы и поступаем.

– Устав святителя Саввы Сербского используется только в вашем монастыре или в других афонских обителях тоже?

– Только в нашем. В других монастырях – свои уставы, например, Устав преподобного Афанасия. В каждом монастыре свой устав. Святой Савва написал Устав и для сербской Студеницы, и для келии Постница в Карее, где хранится икона «Млекопитательница». Он там подвизался и написал этот третий Устав. Там жили два или три монаха, которые в течение дня должны были прочитывать всю Псалтирь. А сейчас там живет один монах, отец Никодим, и тоже читает всю Псалтирь, но у него есть помощники – другие братия или благочестивые миряне, которые иногда приходят и помогают ему. Каждый день всю Псалтирь. По слову святого Саввы, Псалтирь должны вычитывать два-три человека, и это соблюдалось до сих пор, но сейчас там один.

3.

В Хиландаре в течение Великого поста во вторник и четверг братия могут вкушать по желанию елей и вино для подкрепления своего тела. А в Типикарнице очень строгий устав. Весь год пять дней в неделю там разрешается вкушать пищу один раз в день, в понедельник, среду и пятницу – без масла и вина. Так и на Светлой седмице. В субботу и воскресенье можно вкушать все.

Мы видим, что святой Савва написал Уставы с рассуждением, для одного монастыря – не так строго, а там, где подвиг, – строже.

– В чем состоят обязанности игумена вашей обители согласно действующему в монастыре Уставу?

– В нашем монастыре, как и во всех святогорских обителях, есть игумен и собор старцев. По вопросам практической жизни игумен советуется со старцами. Два раза в месяц сходится собор и решает разные вопросы. Что касается духовной жизни, у игумена есть полномочия, но не абсолютные. Например, когда приходит новый кандидат в послушники, игумен беседует с ним, исповедует и представляет на соборе, объявляя о приходе брата и его желании быть здесь послушником. Затем игумен высказывает о нем свое мнение, старцы выслушивают и дают благословение на жизнь брата в монастыре. Когда приходит время монашеского пострига, игумен выносит этот вопрос на рассмотрение собора отцов, говоря, что этот брат, будучи послушником, живет у нас три года и готов принять постриг. Тогда брат приходит на собор, кланяется игумену, иконе Божией Матери, всем старцам, и отцы благословляют.

Также игумен исповедует братию. Но, как сказал святой Савва, кроме игумена, когда насельников много, могут исповедывать и другие отцы. У нас есть один батюшка, отец Кирилл, который исповедует братию. И получается, что игумен отвечает за духовное окормление братии, а за все остальное, материальное – собор старцев.

– А когда на соборе игумен представляет человека, бывает такое, что собор предлагает продлить срок его испытания?

– Что касается монашеского пострига – да. Но когда приходит новый человек и просит принять его послушником, они его не знают, и как игумен скажет, так и будет. Отложить монашеский постриг игумен может по просьбе собора на несколько месяцев. Это касается и диаконской и священнической хиротонии. Игумен предлагает, а собор старцев высказывает свое мнение.

– Сколько братии в вашем монастыре?

– Всего нас 50 человек – и монахов, и послушников, но не все живут в монастыре. Некоторые – в келии Постнице святого Саввы, иные – в маленьких келиях, подворьях возле монастыря на Святой Горе. В монастыре находится примерно 35–40 человек.

4

– Расскажите о программе вашего монастыря. Сколько времени уделяется церковной, келейной молитве и послушаниям?

– Наш распорядок на Святой Горе подчиняется византийской традиции. Суточный круг начинается с захода солнца. Это 12 часов. Весь год полунощница и утреня начинаются по византийскому времени (согласно обычному времени – в 2 часа ночи). Потом – часы (1-й, 3-й и 6-й) и Божественная литургия. Все это длится примерно четыре часа, с 2 до 6.

После службы – трапеза, затем иноки отдыхают, если позволяет послушание. Трапезники после окончания службы сразу идут на послушание. Те из братии, кто должен дать указание монастырским работникам, также идут сразу на послушания, а у кого иные обязанности, которые дозволено выполнять в любое время, например, церковники, могут сначала отдохнуть и после приступить к служению. Послушания длятся примерно три-четыре часа, после чего братия немного отдыхают.

Вечером служба начинается в 3 часа по греческому времени (в 9 часов по византийскому). Мы читаем 9-й час, после чего сразу начинается вечернее богослужение, которое длится примерно час. Затем все идут на вторую трапезу. После трапезы совершается малое повечерие, канон Божией Матери из Октоиха и акафист. Когда на повечерии читается служба какому-нибудь святому, канон Божией Матери опускается. Каждую пятницу мы читаем канон ктиторам: святым Савве и Симеону.

Каждый день на повечерии по окончании канона в притворе совершается акафист Божией Матери «Троеручица», а по воскресеньям – в храме непосредственно перед этой иконой.

Келейное правило братия могут совершать утром, перед началом полунощницы. Так принято в монастыре Филофей. Братия монастырей Филофей, Каракал, Ксиропотам и Костамонит – духовные чада старца Ефрема из Аризоны[3]. Они совершают свое келейное правило перед полунощницей, также и в монастыре Симонопетра.

Отец Ефрем, следуя учению старца Иосифа Исихаста, считал, что келейное правило нужно совершать утром перед службой, потому что ум человеческий вечером загружен мыслями, впечатлениями дня и не может чисто молиться. Поэтому братия на повечерии читают вечерние молитвы и по окончании сразу идут отдыхать. После отдыха они совершают свое келейное правило и затем идут в храм.

5.

В монастыре Каракал в зимнее время полунощница начинается в час ночи, у нас – в 2 часа. Насельники встают за четыре часа до полунощницы, то есть в 9 часов вечера, пьют кофе или чай и четыре часа совершают свое правило. Могут также читать Священное Писание, святых отцов, затем идут в храм. Таково правило старца Ефрема Аризонского. В Хиландаре у нас другая программа.

– А богослужение у них длится так же, как и у вас, четыре часа?

– Греки совершают богослужение быстрее, мы так не успеваем служить. Они служат примерно три часа.

– Сколько часов длится отдых братии после вечерней службы?

– Вечерняя служба, трапеза, акафист длятся два часа, с 2 до 4. Потом с 5 до 9 – отдых. Затем келейное правило, после чего все идут в храм. В летнее время позже, но и вечерня в этот период начинается позже.

– А сколько длится отдых после первой трапезы в тех монастырях?

– Три часа.

– То есть всего семь часов келейного отдыха получается?

– Да. Но всю ночь они бодрствуют. Сон разбит. Сначала три часа, потом четыре.

– Существует ли индивидуальный подход в выборе правила монаха или келейное правило одинаково для всех?

– Старец Эмилиан, я слышал, в монастыре Симонопетра каждому монаху давал индивидуальное правило. У нас, например, количество земных поклонов определяется в зависимости от физических сил человека.

– Как часто братия причащаются? В чем состоит подготовка ко Святому Причастию?

– В своем Уставе святой Савва указал, что следует причащаться два или три раза в неделю, так мы, в основном, и делаем. На Страстной седмице благословляется причащаться и четыре раза. Так как понедельник, среда и пятница – постные дни, можно причащаться во вторник, четверг и субботу. Желающий причаститься в воскресенье, может в субботу есть скоромное, а вечером постится. На Святой Горе в каждом монастыре существует свой устав. В некоторых обителях в субботу вкушают сыр, яйца, рыбу и только вечером соблюдается пост. В более строгих монастырях в субботу накануне Причастия вкушают пищу только с растительным маслом.

Что касается молитвенного приготовления, греки читают на утрене вместо второй кафизмы молитвы ко Причащению. У нас так не получается, поэтому братия вычитывают последование в келии. И все молитвы мы читаем вечером, так как утром остается мало времени.

6

– Сокращается ли келейное правило во время подготовки ко Причащению?

– Нет. Только когда совершается всенощное бдение, келейное правило отменяется. Потому что всенощное бдение может длиться шесть часов, после чего совершается литургия, и перерыв здесь может быть только три-четыре часа.

– Кто назначает послушания братии?

– На Святой Горе есть устав, согласно которому 1 января каждого нового года собор старцев распределяет послушания. Игумен предлагает, кому какое послушание назначить, а собор старцев благословляет. После праздника Крещения Господня, в день памяти святого Иоанна Предтечи, собираются все братия, и игумен сообщает, кто какое послушание будет нести в течение года. Так написано в Уставе святого Саввы, и мы придерживаемся такого правила. Это касается послушания и церковников, и экономов. Так происходит каждый год во всех монастырях на Святой Горе.

Если в какой-то обители нет такой возможности, то брат остается на одном послушании и два, и три года, но каждый год все утверждается заново: в конце года брат сдает ключи, а в начале года снова их получает. Игумен беседует с каждым братом, чтобы понять, каково его духовное состояние, может ли он дальше исполнять это послушание. Все делается для духовного преуспеяния братии.

Игумения Евдокия: Это хорошая практика. В русских монастырях бывает так, что послушания меняются редко или когда уже брат изнеможет и придет в совершенное расстройство. Бывает и так, что брат очень крепко держится за послушание, и если его перевести на другое, он может обидеться, не понимая, почему так произошло, если он очень старался.

– В греческих монастырях смена послушаний происходит ради духовной пользы. Я был в монастыре Григориат и видел там монаха, который из монастырской канцелярии сделал настоящий офис. На следующий год этот брат был уже на послушании в винограднике. Я помню, как он пришел в рабочей одежде, а руки его были как у работящего человека. Год был в офисе, потом – на винограднике. Это подобно движению воды, дабы она не застаивалась, не портилась.

7

– Учитываются ли способности брата к тому или иному служению?

– Могут учитываться, если брат, к примеру, врач. Но это не берется за правило, ибо могут быть искушения. Человек станет думать, что он будет на определенном послушании постоянно.

– Существует ли возрастной ценз для прихода в монастырь?

– К нам не приходят слишком молодые люди. От двадцати лет и старше. Есть мнение, что следует ограничить возраст приходящих в монастырь до пятидесяти лет, но так строго этого правила не придерживаются. Если видно, что человек – слуга Божий, можно и старого принять. Хотя официально – пятьдесят лет.

Когда к нам приходит послушник, шесть месяцев он проходит испытательный срок. Он еще не считается послушником, а только трудником. Послушником он становится через полгода. Время пребывания в послушничестве – от двух с половиной до трех лет. Это минимальный срок, может быть и больше.

– Какие монашеские степени у вас существуют? Послушничество, иночество, малая схима, великая схима?

– Сейчас у нас так: послушничество, рясофор и великая схима. Раньше была и малая схима. У меня еще была малая схима. Но в других монастырях ее нет, и мы тоже отказались от подобной практики.

– У нас великую схиму принимает обычно человек совсем старый, немощный. А если молод и может еще трудиться, то схиму трудно получить.

– Так было и в Сербии, и в Хиландаре. Но мы видели, что в других монастырях иначе, и переняли их практику. В Греции, вне Святой Горы, нигде нет малой схимы. На Святой Горе это еще сохраняется в келиях, а в общежительных монастырях только великая схима.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях ­совершения пострига в вашем монастыре.

– У нас иноческий постриг совершается во время всенощного бдения, которое начинается с сокращенного повечерия. Мы не читаем ни канон, ни акафист, ни молитву «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…». После чего совершается постриг. Игумен приводит послушника из притвора в храм. Послушник кладет поклоны иконе Божией Матери «Троеручица», всем иконам и братии, затем священник читает молитвы и совершает постриг. Но приводит послушника и дает ему имя игумен.

Постриг в великую схиму происходит во время Божественной литургии после малого входа согласно чинопоследованию. Обычно это совершается на праздник, во время соборного служения. Игумен приводит монаха, а священник совершает все молитвы. Игумен произносит только поучение.

Игумения Евдокия: Это, наверное, связано с тем, что раньше не все игумены были в священном сане.

– Да. На Святой Горе духовный отец – это тот, кто приводит на постриг, а не тот, кто совершает молитвы. Во время пострига после слов «Возьми ножницы и подаждь ми я» послушник подает ножницы игумену, а игумен – священнику. Игумен нарекает постригающегося и как духовный отец произносит поучение.

В монастыре Симонопетра другая традиция: там игумен читает молитвы на постриг. Святой Иоанн Лествичник рассказывает в начале «Лествицы», как в одном общежительном монастыре постригали разбойника. И игумен тогда был в алтаре. Когда разбойника вели к царским вратам, он был одет в рубище, голова его была посыпана пеплом, некоторые из братии наносили ему удары, желая проверить, насколько он готов к монашеству. Когда он подошел к царским вратам, игумен из алтаря возгласил, что тот недостоин войти сюда. Разбойник с плачем повергся на землю, после чего игумен велел ему исповедать грехи пред всей братией и тогда постриг его. А в Ватопеде, как и у нас: игумен приводит послушника и нарекает его. Везде по-разному.

8

На Святой Горе каждый год во время Святой Четыредесятницы за трапезой мы читаем «Лествицу».

– Изменяют ли имя при постриге в рясофор и великую схиму?

– В нашем монастыре меняют имя только при постриге в рясофор. В монастыре Григориат, например, когда рясофорный монах приходит из другого греческого монастыря, игумен дает ему иное имя. А если он был здесь послушником, тогда имя не меняют.

– Какими духовными качествами должен обладать кандидат на постриг?

– Важно видеть, какое у него духовное устроение, знает ли он, что такое монашество, послушание. Это самое важное. А мелкие недостатки можно исправить.

– Как осуществляется духовное окормление и руководство младшей и старшей братии в вашем монастыре?

– Как я ранее говорил, у нас есть духовник, старец Кирилл, которому уже 77 лет. Мы у него исповедуемся. Старшие насельники могут побеседовать с игуменом, но исповедуемся мы у духовника и духовные проблемы решаем с ним. Младшие братия приходят на исповедь ко мне.

– Каковы методы поощрения и наказания братии?

– В основном, это поучения. Могут быть земные поклоны, но такое случается нечасто. Отлучение от Причащения может быть, но тоже редко. И наказываем, и поощряем обычно словами.

– Всегда ли монастырь открыт для паломников?

– Да, всегда.

– И на Страстной седмице?

– Да, на Страстной седмице паломников больше. На первой седмице Великого поста знают о строгостях и не приходят. Но если приходят, мы к этому готовы, потому что все согласовано заранее. Если кто-то хочет приехать в монастырь, необходимо до этого прислать факс или сообщить по телефону, чтобы иметь гарантию остаться в обители. Без согласия монастыря, без диамонитириона человек не может приехать на Святую Гору. Так что мы знаем, кто и когда приедет, а когда уедет.

– Расскажите, пожалуйста, о блаженно почившем геронде Моисее[4]. На что он обращал особое внимание в духовной жизни?

– Он был послушником в монастыре Жича, где подвизался святой владыка Николай (Велимирович). Монашеский постриг принял в Сербии. В годы коммунистического режима пришел на Святую Гору. Он был очень смиренным человеком, как и Моисей, имя которого носил. Когда его избрали игуменом, он, по смирению, не хотел, чтобы иноки держали его мантию. На Святой Горе есть традиция: по большим праздникам игумен стоит в своей стасидии, а братия держат его мантию. Прежде он нес послушание закройщика и умело укоротил свою мантию, дабы по длине она была как обычная ряса.

Однажды на праздник святого Саввы во время всенощного бдения пришли греки. Игумен стоял в стасидии с жезлом. Подошел момент выхода игумена на литии. Желая взять его мантию, греки увидели, что брать нечего. Мы объяснили, что наш игумен, по смирению, обрезал мантию и не желает такого внимания. Он был очень смиренным и терпеливым.

Наш монастырь до 1991 года был идиоритмическим[5], как и некоторые другие обители на Святой Горе. Потом братия Хиландара избрали общежительный уклад. Игуменом стал отец Паисий, очень ревностный молодой человек 30–32-х лет. Он желал точного соблюдения Устава святого Саввы, но братия не были к этому готовы. Невозможно сразу перейти от идиоритмии к общежитию. Для этого необходимо много времени. Отец Паисий очень усердно трудился, но часто болел и через два года уехал из монастыря.

Братия избрали игуменом отца Моисея. Он имел большое терпение и старался утвердить в монастыре согласие между старыми монахами, привыкшими жить в идиоритмии, и молодыми, которые хотели жить общежительно. Своим терпением и смирением он постепенно привел к единодушию две эти стороны. За время его игуменства пришло много молодых монахов, вставших на путь общежития. Два года назад, когда он преставился, во время отпевания все видели его лицо, подобное лику святого. На Святой Горе усопших монахов зашивают в рясу, а у игумена оставляют лицо открытым. Многие монахи говорили, что день отпевания нашего игумена был наилучшим днем Святой Горы, и его можно сравнить с Пасхой.

– Расскажите, пожалуйста, о святынях вашего монастыря и о местных монастырских традициях.

– У нас хранится икона Божией Матери «Троеручица» и большая часть Честного Креста. Когда святой Савва был в 1219 году в Никее у византийского императора Феодора I Ласкариса, последний отдал в благословение святому большую часть Честного Креста. Согласно преданию, русский царь Иоанн Грозный, намереваясь пойти на войну, просил дать ему из Хиландара Честной Крест. Монахи боялись, что может случиться какое-нибудь искушение, рассекли Крест на две части и дали царю только одну. У нас сохранились обе части. Это наша величайшая ­святыня.

Также в обители находятся другие святыни: Крест с Кровью Спасителя, украшенный драгоценными камнями, часть Плащаницы и Тернового венца Спасителя, песок с Голгофы. Эти святыни привезены святым Саввой из Святой Земли.

9

Есть также ковчеги с мощами: святого Артемия, святого Прокопия, святого патриарха Евтихия, святого Пантелеимона, святого Симеона Столпника, преподобного Лазаря Галисийского, рука святого патриарха Никифора Константинопольского, медальон с кровью святого великомученика Георгия. Самая древняя святыня – часть главы святого пророка Исаии.

Еще у нас хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Акафистная», с ней связана история о наказании церковника. Однажды церковник, стараясь затеплить пред нею лампаду, не мог этого сделать, ибо икона находится возле северной двери, выходящей из притвора в церковь, где постоянно сквозняк. Раздосадованный церковник возроптал и, не засветив лампады, хотел удалиться, но Богоматерь обратила его, когда он проходил мимо иконы. Теперь церковники берут благословение у этой иконы. Во время пожара сгорела вся ризница и библиотека, но икона осталась невредима. И теперь летом во время пожара мы совершали с этой иконой крестный ход.

К. Г. Шавель[6]: В этом году во время сильного пожара, который уже подходил к монастырю, отец Мефодий вместе с братией совершали молебны. Господь пролил великий дождь, и страшная стихия успокоилась.

– Вы сказали о Кресте, что царь Иоанн Грозный просил дать ему святыню, когда шел на войну. Боялись, что он ее не вернет?

– Боялись, но он вернул.

– А в Сербии и Хиландаре уважительно относятся к Иоанну Грозному?

– Да. У нас есть катапетасма – завеса на царские врата, дар Иоанна Грозного.

– Бывают ли у вас такие послушания, когда брат не может быть на богослужении?

– Да, такое бывает. Например, те, кто несет послушание в трапезной, на кухне, в пекарне, приходят в церковь утром и стоят на службе до шестопсалмия. После шестопсалмия они делают земной поклон пред иконой «Троеручица», потому что Богоматерь для нас как Игумения, и уходят на послушания. На вечерней службе также после «Свете Тихий» трапезники творят земной поклон пред иконой и отправляются на свое служение. Святой Савва в Уставе указал: «Тот, кто имеет такие послушания, да не скорбит, что он не будет на службе, ибо получит благодать от Бога за то послушание». И еще: «Труднее получить такую благодать на службе, чем на послушании».

– Вы говорили, что младшие братия исповедуются у Вас, а пожилые монахи у другого духовника. ­А чем это обусловлено, и могут ли молодые, если захотят, пойти на исповедь к другому духовнику, а пожилые к вам?

– Да, это возможно, например, когда меня нет в обители. Если у молодых есть такая потребность, они могут пойти к другому батюшке на исповедь. Был также случай, когда один старый монах, который исповедуется у отца Кирилла, пришел ко мне. Такое возможно. Батюшка исповедует братию, но со мной он имеет разговор об их послушании. Не надо специально брать благословение исповедаться у другого духовника Хиландара.

– В Ормилии игумения – мать, которая должна знать все, а если игумения не знает о своей сестре, тогда она не может правильно ее вести и правильно ей помочь.

– В Сербии во Вранской епархии есть монастырь в честь преподобного Прохора Пшинского. Туда приехал отец Паисий, первый игумен в Хиландаре после идиоритмии. Заболев, он отправился в Сербию. В этом монастыре есть духовник отец Иоанн. Сестры каждый день исповедуют помыслы матушке, а духовник приходит раз в три месяца и читает разрешительную молитву.

10

У греков перед каждым причащением не надо приходить на исповедь. Они исповедуются у духовника и причащаются в период между своими исповедями.

– Как Вы поступаете с послушниками, которые имеют соответствующий духовный настрой для монашеской жизни, но слабы физически?

– С рассуждением. Главное, чтобы они могли приходить на богослужения. Если они не приходят на службы, мы не можем считать их своими монахами. Если новоначальный приходит на службы два-три раза в неделю, мы предлагаем ему отправиться в Сербию, где устав не так строг. Если у человека проблемы со здоровьем, бывают снисхождения в трапезе и послушание дается по силам. Но посещение богослужений обязательно для всех.

Игумения Евдокия: Благодарим Вас, отче, за беседу, которую Вы провели с нами, за ту святую службу, которую Вы сегодня совершили. От всех сестер мы хотим Вам подарить икону преподобной матери нашей Евфросинии, чтобы она всегда приходила Вам на помощь и была Вашей покровительницей вместе с Вашим небесным покровителем святителем Саввой. Спаси Вас Господи!

Печатается по изданию: Монашество есть восхождение к Богу. Из греческих бесед в обители преподобной Евфросинии. Полоцк: Спасо-Ефросиниевский ставропигиальный женский монастырь, 2019.



[1] Студеница – мужской монастырь Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Студеницы, посвящен Успению Богородицы. Один из самых больших и богатых сербских православных монастырей.

[2] Пирг – высокая сторожевая башня монастыря, верхнее помещение которой служило иногда жилищем затворников (столпников). В некоторых случаях пирг имел небольшую домовую церковь.

[3] Старец Ефрем из Аризоны (он же Ефрем Аризонский, Ефрем Филофейский, в миру Иоаннис Мораитис, род. 1928) – архимандрит, ученик старца Иосифа Исихаста, миссионер (основал 18 православных монастырей в Америке и Канаде). В 1974–1990 гг. – игумен афонского монастыря Филофей; его учениками возрождена жизнь в ряде обителей Святой Горы.

[4] Старец Моисей (в миру Станислав Жаркович, 1923–2010) – архимандрит, в 1992–2010 гг. – настоятель монастыря Хиландар. На протяжении многих лет был антипросопом (официальный представитель монастыря) в составе Священного Кинота Святой Горы.

[5] Идиоритмический (особножительный) монастырь отличается от общежительного тем, что там братия не выбирают игумена, могут иметь личную собственность, только по праздникам собираются на общую трапезу и получают от обители деньги за послушания.

[6] Константин Георгиевич Шавель – ктитор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального монастыря.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 декабря, понедельник

Прор. Софонии.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частица св. мощей прп. Саввы Сторожевского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 декабря, понедельник

Седмица 27-я по Пятидесятнице (ев. чтения 29-й седмицы). Прор. Софонии (635–605 г. до Р. Х.). Прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1407).

Прп. Феодула Цареградского (ок. 440). Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558). Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606). Прп. Георгия Черникского (Румын.).

Сщмч. Андрея Косовского пресвитера (1920); сщмч. Николая Ершова пресвитера (1937); св. Георгия Седова исп. (1960).

Смотреть все

Каталог TUT.BY