Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в 4-ю Неделю по Пятидесятнице. Исцеление слуги капернаумского сотника

Распечатать

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение нам раскрывает, какими благодатными, важными и спасительными являются такие добродетели, как смирение и вера. На этих добродетелях зиждется спасение человека.

Сегодня мы услышали историю сотника капернаумского – центуриона, достаточно серьезного руководителя отряда римской армии, который жил в Капернауме и проявил необычную для того времени и для той среды (сам он вышел из языческой среды) внимание и заботу о жителях земли, в которой он оказался. Он проникся духом веры и богобоязненности, распространенным среди людей, живших на земле Израильской, и так уверовал, что это было явственно даже для жителей Капернаума, которые относились к нему с большим уважением. Значительную часть денег сотник выделил на постройку синагоги, где собирались иудеи, и где Господь наш Иисус Христос проповедовал, пребывая в этом месте.

И вот этот необычный человек, занимавший достаточно высокое положение в римской армии, обратился ко Господу, когда Тот пребывал в Капернауме, с просьбой исцелить своего слугу. При этом, как мы с вами слышали, он говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8). Он верит, что подобно тому, как сам отдает распоряжения подчиненным ему воинам, так и Господь может совершить это. И Господь удивляется вере, которую явил этот человек.

Святой апостол и евангелист Иоанн писал о том, что все помышления и сердца человеческие были открыты для Господа Иисуса, когда Он совершал Свое земное служение. Тем не менее, вызывает удивление чистосердечность веры сотника. Для того, чтобы уверовать в Господа, Которому поклонялись тогда иудеи, и понять истинность Богопочитания, будучи римским военачальником и находясь в покоренной Римом провинции, действительно нужно было быть человеком необычным, духовным. И этот человек действительно явил образец смирения и нелицемерной веры.

Ибо что хотели окружавшие Господа люди? Чтобы Он являл чудеса, исцеления и знамения, которые позволили бы им уверовать. Гордыня фарисеев и книжников была очень велика. Они гордились исполнением закона Моисея, считая себя избранниками Божиими, и с презрением взирали на всех остальных язычников и на простой народ, который не соблюдал так тщательно предписания закона, как они его понимали.

И вот тут появляется человек, который действительно свидетельствует о такой вере и таком смирении, которого не было у них. Глядя на него, Господь говорит, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 11–12). Потому что истинность их веры, истинность их богопочитания будет не меньше, а может, и больше, чем у тех, которые называют себя сыновьями Авраама.

Вся эта история нам свидетельствует об истинности веры, которую явил сотник, и является настолько значимой для нас, что нам надо вновь и вновь обращать внимание и задумываться над этим. Капернаумский сотник пришел к вере в Бога вопреки своей среде, в которой он находился, вопреки своему воспитанию, которое он получил, вопреки внутренним своим противлениям и вопреки гордыне тех же иудеев, с которыми ему приходилось общаться.

И наша вера зачастую бывает немощной. Мы соблазняемся многими и различными случаями, которые происходят вокруг нас, хотим получить какие-то материальные и телесные блага и обращаемся ко Господу тогда, когда испытываем какие-то земные обстояния: нужду, скорбь, болезнь, несчастья, происходящие с нами или нашими ближними. И даже когда мы молимся о больных, мы, в первую очередь думаем успокоить самих себя.

Примеры истинного смирения и истинной веры важны для нас, чтобы осознать, насколько мы в своих поступках руководствуемся любовью к себе и к своей гордыне. В отношении к окружающим нас людям мы гордимся тем, что являемся верующими христианами, осуждаем тех, кто, с нашей точки зрения, является недостойным человеком, с презрением относимся к нашим ближним, пытаемся навязать им свою волю, считаем, что мы знаем, как правильно надо поступать. Все это лишено подлинного смирения и благоговения.

Прежде всего мы должны стать достойными, чтобы находиться рядом с Богом нашим. Подобно капернаумскому сотнику мы должны понимать, что, пока мы не принесем истинные плоды покаяния, мы недостойны того, чтобы Господь вошел в наш дом, в нашу душу, в наше тело.

Единственное, на что мы можем уповать – что Господь наш Иисус Христос может исцелить и изменить нас Своей благодатью, если мы будем обращаться к Нему с покаянием и смирением. Он может изменить нас и очистить от наших греховных навыков и похотей, которым мы следуем и от которых отвратиться зачастую бывает для нас очень сложно, потому что мы им навыкли. Будем уповать на то, что Господь исцелит и наши души, как исцелил этого отрока, этого слугу, за которого просил римский сотник Господа, показав истинную веру и смирение. Будем уповать на то, что Господь помилует, спасет и очистит нас от грехов, чтобы наследовать нам Царствие Божие. Аминь.

Архимандрит Никодим (Генералов)

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

31/13 августа, четверг

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина.

Заговенье на Успенский пост.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с великим славословием.

Смотреть все

Православный календарь

31/13 августа, четверг

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).

Мц. Иулитты (304–305). Свт. Германа, еп. Осерского (448). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).

Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937).

Заговенье на Успенский пост.

Смотреть все

Каталог TUT.BY