Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

18 октября исполняется 109 лет со дня кончины замечательного историка и краеведа Полоцкой земли Ивана Ивановича Долгова

Распечатать

в текст

Участники Полоцких Торжеств 1910 г. на площадке перед кадетским корпусом. Во 2-ом ряду 4-й слева - И.И.Долгов

Значительное место в общественной жизни города на рубеже ХІХ–ХХ вв. занимала деятельность учителя и краеведа Ивана Ивановича Долгова. Уроженец Петербургской губернии, выпускник Петербургского университета, он стал белорусским историком, археологом, любителем полоцкой старины. В 1886 г. Иван Долгов пришел на работу в Полоцкий кадетский корпус на кафедру русского языка и в течение 25 лет находился в центре педагогической, научной и культурной жизни нашего города. Действительно, в Полоцке не было практически ни одного общества или учреждения, в деятельности которых И. И. Долгов не принимал бы участия.

Кроме кадетского корпуса Иван Иванович преподавал в женской гимназии и Спасо-Евфросиниевском епархиальном училище. Он регулярно проводил экскурсии для воспитанников разных учебных заведений не только из Полоцка, но и из Витебска. Преподаватель стремился прививать своим ученикам любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма. Иван Долгов был одним из основателей музея в Полоцком кадетском корпусе и автором описания истории этого учебного заведения. Благодаря активной жизненной позиции своего учителя, кадеты побывали с экскурсиями в Киеве, Крыму, Москве, Поволжье, на Кавказе.

Крупна и почтенна была роль И. И. Долгова в знаменательном для белорусского края событии перенесения св. мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. Не всем может быть известно, каким пламенным, убежденным сторонником этой идеи был сам И. И. Долгов. Высокопреосвященнейший митрополит Серафим (Мещеряков) (бывший епископ Полоцкий) вспоминал, что первый человек, от которого он услышал о перенесении в Полоцк мощей святой, был «добрый христианин Иван Иванович».

Во время перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой на Родину в 1910 г., Долгов как член Полоцкого Епархиального Совета работал над подготовкой и проведением праздничных мероприятий: принимал участие в разработке церковного церемониала, работал в комитете по приему высокопоставленных гостей и паломников, являлся инициатором издания и редактором «Братского церковного листка», гостеприимно принимал представителей иногородней прессы. Иван Иванович давал подробные ответы на волнующие вопросы по истории города многочисленным археологам, историкам, этнографам, писателям, артистам, которые очень часто обращались к местному краеведу.

Современник тех событий М. Н. вспоминал: «Всей душой, с неподдельным умилением встречал Иван Иванович св. мощи преп. Евфросинии в мае 1910 г. Особенно же воодушевлен и радостен был он в последний раз земного участия в празднике Преподобной 23 мая 1911 г. Правда, погода удалась, как на славу. Народу прибыло множество. Накануне праздника после всенощного бдения, под липой, невдалеке от теперешнего места последнего покоя Ивана Ивановича, было устроено чтение для народа с картинами из жития преп. Евфросинии, демонстрируемыми при помощи волшебного фонаря. Объяснения к картинам давал Иван Иванович. В качестве лектора и декламатора перед интеллигентной публикой он выступал несчетное количество раз, здесь была иная обстановка, иная сфера и настроение. слушатели окружили фонарь густой массой, кто был поближе, становился на колени. слышались вздохи, молитвенные восклицания; под сенью храмов, под шатром вековой липы, под необозримым куполом небес, сверкавших звездами в эту тихую майскую ночь, это чтение походило скорее на молитвенное собрание. Затянулось оно до рассвета. Богомольцы обступили Ивана Ивановича, бабы с благодарностью, в слезах целовали ему руки. Иван Иванович привык к успеху и рукоплесканиям, но это непосредственное выражение чувств простого народа – тронуло его до глубины души. Когда он уходил из монастыря, извозчиков уже давно не было у ворот. Вернулся он к себе на квартиру пешком».

И. И. Долгов восхищался архитектурными памятниками Полотчины. Он активно выступал за реставрацию храмов Бельчицкого Борисоглебского монастыря, а также проводил учет и описание церквей и приходов Полоцко-Витебской епархии. Как член комитета по ремонту Софийского собора Иван Иванович активно боролся за сохранение здания собора и за создание в его подземной части часовни либо церкви-крипты с открытием древней кладки.

Проявил себя Иван Долгов также как архивист и археолог. Он участвовал в разборе местных архивных документов и активно занимался археологическим изучением курганов села Ситно. В 1893 г. Иван Иванович принял участие в ІХ Археологическом съезде в Вильно.

Свои наблюдения и выводы он оставил нам на страницах периодической печати и книжных изданий. В разные годы им были написаны научно-популярные статьи «Прошлое и настоящее Беларуси», «Наш край», «Полоцкий кадетский корпус». В 1911 г. вышла работа И. И. Долгова «Празднование 75-летия существования Полоцкого кадетского корпуса 6 декабря 1910 года».

Его современники говорили, что невозможно представить город Полоцк без Долгова. Это был эрудированный, высоконравственный, активный и неравнодушный к судьбе Полоцка человек. Умер учитель и краевед 5 (18) октября 1911 г. Город Полоцк в лице Ивана Ивановича потеряла своего «Нестора». Общественность высоко оценила деятельность славного сына Полоцкой земли. Похоронили И. И. Долгова на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря. К сожалению, место его захоронения до наших дней не сохранилось.

Д. С. Леонардов в некрологе на смерть И. И. Долгова писал: «Долгова не стало… Его кости положены на историческом месте: возле нетленных останков небесной Покровительницы белорусского края. Как горячий сторонник возвращения Преподобной в родной край, как редкий старожил славного города, Ив. Ив. вполне заслужил для себя это святое место.

Спи же спокойно неустанный труженик: ты заслужил себе вечный покой. Спи, друг юношества: твои многочисленные ученики и ученицы не забудут дорогой твоей могилы. Спи, прекрасный человек: твои друзья будут молиться за твою добрую душу. Спи, любитель прекрасного: место твоего упокоения – живописно и прекрасно. Верь и надейся: благочестивый белорусский паломник, принеся свои страдания, свои слезы к раке Преподобной, прочтет имя твое на мраморе могилы, присоединит к своим молитвам мольбу о вечном упокоении твоей души в царстве вечного Света Христова…» 

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

19/2 декабря, среда

Свт. Филарета, митрополита Московского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Филарета, митр. Московкого, прп. Иллариона чудотворца и

прп. Варлаама, игумена Печерского, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

19/2 декабря, среда

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867).

Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1626). Мчч. Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Мч. Илиодора (ок. 273). Прп. Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Прп. Порфирия Кавсокаливита (1991).

Сщмч. Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мчч. Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Смотреть все

Каталог TUT.BY