Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

30 октября 2020 года исполняется 60 лет со дня кончины настоятельницы Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Елевферии (Новиковой)

Распечатать

иг. Елевферия

Игумения Елевферия (в миру – Евдокия Ивановна Новикова) родилась 10 февраля 1883 года в с. Маргучи Московской губернии в крестьянской семье. В 1896 году закончила народное училище.

6 октября 1904 года поступила в Вербиловский Покровский монастырь Полоцкой епархии (не сохранился). Через два года в возрасте 22 лет перешла в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Известно, что до революции она несла послушание певчей и работала в чеканной мастерской.

28 января 1913 года в день памяти преподобного Ефрема Сирина послушница Евдокия была облечена в рясофор с наречением имени Елевферия (от греч. «свободная») в честь мученика Елевферия.

В годы I Мировой войны вместе с сестрами обители она была эвакуирована в Ростов Великий, где находилась примерно до 1921 года. В 1922 году пострижена в монашество иеромонахом Антонием с оставлением прежнего имени.

В период закрытия монастыря с 1930 по 1936 год состояла псаломщицей при Свято-Покровском храме г. Полоцка. После оккупации города немецкими войсками в 1941 году разрозненные сестры обители стали стекаться в монастырь, который с этого года стал действовать неофициально. В 1943 году обитель открыли официально, а 23 октября того же года мощи основательницы монастыря преподобной Евфросинии по разрешению немецкого командования были перенесены из Витебска в Полоцк.

В 1944 году назначена казначеей, а в 1945 году она стала настоятельницей древней обители вместо игумении Анании (Трофимовой).

На долю игумении Елевферии выпали нелегкие труды по восстановлению Спасо-Евфросиниевского монастыря в послевоенное время. Под ее руководством жизнь обители начинает устраиваться, число насельниц увеличивается.

В период с 1941 по 1950 год в монастырь вернулось около 40 сестер, большинство из которых во время закрытия обители проживали в Полоцке и его окрестностях. К этому времени большинство монашествующих имело преклонный возраст от 60 до 80 лет.

Жизнь в обители протекала в тяжелых условиях. Монастырь располагал тремя гектарами земли, находящейся на территории обители, которая обрабатывалась личным трудом сестер. Часть насельниц занималась рукоделием, вышивкой и изготовлением одеял для местного населения. Питание в обители в эти годы было раздельным, на содержание каждой монахине выдавалась небольшая сумма денег из церковного дохода.

Сестры ютились в старом корпусе, построенном в конце XVII – XVIII века, в одной из келий которого проходило таинство крещения. На территории обители действовала Спасо-Преображенская церковь, которая по большим праздникам не могла вместить всех верующих. По воскресным и праздничным дням храм посещало от 50 до 100 человек. Ежегодно на праздник преподобной Евфросинии к мощам стекалось в разные годы от 1500 до 3500 верующих, в основном старшего и престарелого возраста. Советские власти бдительно отслеживали каждый праздник, ведя строгий учет всему, что происходило в эти дни в монастыре. Так, например, Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Витебской области Сидоров в докладной записке председателю совета по делам РПЦ при совете министров СССР Карпову Г. Г. сообщал:

«5-го июня в городе Полоцке в женском монастыре проводился религиозный праздник святой Ефросинии, на изучение которого выезжал туда сроком на двое суток.

На проведение монастырского праздника из Минской епархии приезжали: епископ – зам. Митрополита – Леонтий, один священник, один диакон, два прислужника возрастом до 20 лет и два мальчика школьного возраста, в обязанность которых входило: ходить за Леонтием и приподнимать снизу ризу. Церковную службу проводил епископ Леонтий при участии своей привезенной из епархии свиты и Витебского благочинного – секретаря митрополита по Витебской области Наумова. К монастырскому хору были приобщены до 10 человек певчих Витебской церкви и жителей города Полоцка.

В церкви, в порядке подготовки, сделано украшение цветами. Большая икона Евфросинии /на полотне/ подремонтирована масляными красками и находилась 4 и 5 июня на улице около церкви. Игумения позаботилась приобрести значительное количество свечей, маленьких иконок разного размера, разукрашенных цветными красками и в позолоте, приобретено достаточно крестиков и др. церковной утвари, которые охотно покупались верующими.

Церковная служба началась с вечера 4 июня на улице около паперти храма, присутствовало на вечерней службе до 1200–1500 человек. На следующий день 5 июня проводилась утренняя и поздняя обедни. На обедне присутствовало не менее 3500 человек, среди которых были с детьми дошкольного и школьного возраста около 200 человек.

Из всех присутствующих основная масса людей были женщины и больше всего от 45 летнего возраста и выше. Молодежи было процентов десять, а мужчин не более 150 человек и все они пожилые.

Во время проведения обедни многие верующие исповедывались у священников, принимали причастие, подавали записки и совершали другие религиозные обряды. Не менее 100 детей до 5 летнего возраста принимали причастие.

В этот праздник приходит в церковь не только жители г. Полоцка, но и из Полоцкого, Ушачского, Ветринского и др. районов области. Приезжают и из Витебска, Смоленска, Невеля, Ленинграда».

При поддержке Митрополита Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) игумения Елевферия неоднократно ходатайствовала перед вышестоящими органами о разрешении ремонта Кресто-Воздвиженского собора и передаче его монастырю.

В XX веке собор сильно пострадал. После закрытия монастыря, в 1925 году здание «бывшего большого собора» было закреплено за военным ведомством. В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные. В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один из сводов и образовала трещины в стенах всего здания. После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова военнослужащих, проживающих на территории монастыря.

В начале 1954 года игумения Елевферия возбудила ходатайство перед Витебским облисполкомом о произведении ремонта собора с тем, чтобы в будущем в нем проводить богослужения. По указанию облисполкома, здание храма было осмотрено технической комиссией Полоцкого горсовета, которая выявила ряд серьезных дефектов – трещин в стенах, пробоины в куполах от авиабомб и другие и дала заключение, что восстановить его невозможно. Просьба игумении Елевферии прислать комиссию для вторичного осмотра собора осталась неуслышанной. В октябре 1956 года Матушка вместе с благочинной монахиней Евлампией (Борисовой) ездила с тем же вопросом в Москву к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), который поддержал их просьбу и передал весь материал по собору в Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР с припиской: «Прошу Совет оказать содействие к предстоящей просьбе игумении». В июне 1958 года был организован сбор подписей верующих людей «о передаче коробки собора монастырю для ремонта», в результате чего было собрано 514 подписей. Однако несмотря на все усилия со стороны церковных властей, монастыря Кресто-Воздвиженский собор так и не был передан обители и продолжал разрушаться на глазах у сестер. Как правило, отказ в ремонте был сформулирован предельно лаконично и безапелляционно: «Монахиням вполне достаточно для молений имеющейся у них церкви».

В конце 1950-х годов ужесточается политика советского государства по отношению к Церкви. В 1958 года городские власти издали указ, запрещавший прописывать в монастыре новых насельниц. Игумения Елевферия мужественно сражалась за «жизнь» обители, которая была закрыта только после ее кончины. В адрес властей в одном из своих писем она, например, обращалась с такими словами: «Постановления о закрытии церквей напоминают времена Нерона, который уничтожал церкви, а также Наполеона, который ставил в храмах лошадей». К 1960 году в монастыре насчитывалось 46 насельниц.

Игумения Елевферия мирно отошла ко Господу 30 октября 1960 года. Отпевание в Спасо-Преображенском храме совершил протоиерей Михаил Чуприс. Похоронена Матушка Елевферия 2 ноября на городском кладбище «Ксаверия». Могила ее сохранилась до настоящего дня.

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

19/2 декабря, среда

Свт. Филарета, митрополита Московского.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 Вечернее богослужение.

Частицы св. мощей свт. Филарета, митр. Московкого, прп. Иллариона чудотворца и

прп. Варлаама, игумена Печерского, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

19/2 декабря, среда

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867).

Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1626). Мчч. Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Мч. Илиодора (ок. 273). Прп. Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Прп. Порфирия Кавсокаливита (1991).

Сщмч. Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мчч. Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Смотреть все

Каталог TUT.BY