Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю о Страшном Суде

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день именуется Неделей о Страшном Суде. Это последняя Неделя, которая приготовляет нас к Великому посту. В этот день Святая Церковь предлагает нам Евангелие, в котором Господь приоткрывает тайну Своего Страшного Суда над родом человеческим.

Когда мы размышляем о Страшном Суде, мы думаем о том, что на этом Страшном Суде будем мы с вами – православные христиане. Но многие не задумываются о том, что на Страшном Суде будет все человечество: и православные, и католики, и протестанты, и мусульмане, и иудеи, и язычники, и атеисты. Все предстанут на Страшный Суд: и верующие, и неверующие, и ожидающие его, и не ожидающие.

Этот Суд именуется Страшным не потому, что будут созданы какие-то условия, которые нам будут неприятны и нас будут страшить, а Страшным он будет для тех людей, которые жили в этом мире не по правде Божией, для тех, кто преступал заповеди Божии и не жил по ним.

Мы с вами знаем, что Христос, придя в этот мир, дал заповеди Нового Завета – заповеди блаженств. Действительно, для людей, которые не живут по этим заповедям, которые живут в этом мире не по правде, которые обманывают, этот Суд будет Страшным в первую очередь, так как мы с вами слышим одну из главных заповедей Нового Завета: “Блаженны алчущие и жаждущие правды” (Мф. 5, 6). Конечно, высшей цели правды и истины достичь невозможно, потому что абсолютной Правдой и Истиной является Сам Христос. Поэтому Господь и говорит: “Блаженны те, кто алчет и жаждет”. То есть те, кто желает достичь и приблизиться к этой Истине, достичь и приблизиться к Правде Божией.

Размышляя о Страшном Суде, Господь приводит в пример пастыря, разделяющего стадо свое на овец и козлищ и ставящего, как мы с вами слышали, “овец по правую сторону, а козлищ – по левую сторону (ошуюю)” (Мф. 25, 33), а затем говорящего: “благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25, 34). Далее Он говорит о тех, для кого это уготовано, для тех, кто каким образом этого достиг: “ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25, 35–36).

И тогда праведники вопрошают Его: “Господи, когда же мы сделали Тебе это?” И Он отвечает: “Сделав это одному из малых сих, из братьев наших меньших, вы сделали это Самому Мне”.

И, наоборот, тем, кто преступил заповедь Божию, Он говорит: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня” (Мф. 25, 41–43).

И, казалось бы, речь идет о тех людях, которые внешне вели религиозный образ жизни, которые исполняли букву закона, чем кичились многие иудеи и фарисеи. Казалось бы, они исполняли все, предписанное законом того времени, и в недоумении вопрошали Христа: “Когда мы этого не сделали Тебе, Господи?” И Он отвечает им на их вопрос: “Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне” (Мф. 25, 45).

Это Евангелие, которое приготовляет нас к Великому посту, говорит не только о том, как мы должны жить во дни Святой Четыредесятницы. Оно говорит о том, как мы должны проводить с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, всю нашу жизнь. В первую очередь, не на словах, не просто исповедовать.

Вера – это великий дар, великая сила и великая благодать, которую имеет человек. Но одной лишь веры недостаточно. Блаженны те люди, которые свою веру действительно подкрепляют делами. Из сегодняшнего Евангелия мы видим, насколько важны добрые дела каждого христианина, причем, когда мы эти добрые дела исполняем не потому, что они предписаны нам законом, не потому, что так нужно сделать, не потому что мы за эти добрые дела хотим достичь Царствия Небесного. Не это должно быть мотивацией. Потому что если мы будем так поступать, мы будем с Богом вступать в какие-то товарно-денежные отношения: мы ближним своим сделаем это, а Ты, Господи, подай за это нам Царствие Небесное. Не ради страха, не ради самого закона, не ради какой-то выгоды должны мы так делать.

Мы должны стараться достичь того душевного и сердечного состояния, когда желание, стремление делать добрые дела действительно будут порывом нашей души, желанием нашего сердца и нашей совести. Когда мы будем стараться это делать не ради каких-то предписаний, а потому что это уже будет нашим естеством, потому что это желание войдет в нашу природу.

А как понять, действительно ли мы делаем это от чистого, искреннего сердца, а не ради какой-то выгоды для себя, думая, что этим мы приобретаем Царствие Небесное? Можно сказать, лакмусовой бумажкой в этом служит та радость, которую мы испытываем, делая добрые дела.

Задумаемся об этом, братья и сестры. Когда мы подаем милостыню, когда мы кому-то помогаем, кого-то утешаем, выслушиваем, когда мы кому-то подставляем свое плечо, помогая на жизненном пути, какие эмоции и переживания мы с вами испытываем?

Многие могут подавать милостыню. Но после этого они могут еще десять раз об этом вспомнить, пожалеть или поскупиться, думая: зачем подал, для чего подал? И так во многих делах, когда мы делаем это не искренне, не ради ближнего, стоящего перед нами, а ради себя, думая, что этим добрым делом мы можем достичь Царства Небесного. А если бы у нас действительно было бы сердечное движение к исполнению этих добрых дел, то, наверное, никаких подобных размышлений в нашей душе не было бы, а была бы, как говорят святые отцы, лишь радость от того, что мы в этой жизни смогли кому-то сделать добро.

Поэтому будем стараться действительно в себе воспитывать это чувство, просить у Бога дара, когда мы смогли бы делать добрые дела по любви к ближним, а не ради буквы закона, чтобы действительно заслужить у Бога милость. Потому что может получиться и так, что мы, православные, и молились, и в храм ходили, а на Страшном Суде окажемся еще дальше от Христа, чем люди, которые Его не знали.

Апостол Лука говорит о том, что Богу приятен человек “во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде” (Деян. 10, 35), которой действительно исполняет заповеди. Иногда люди не знают Евангелие, а живут еще более по нему точно, чем те, кто читает Евангелие каждый день.

Поэтому, возлюбленные о Господе братья и сестры, в эти подготовительные дни Великого поста, и в дни Великого поста, и во все дни нашей жизни будем действительно стараться не только читать Евангелие, но и исполнять, делать добрые дела не потому, что нам за это что-то обещано, а во исполнение главной заповеди любви, которая “не ищет своего” (1 Кор. 13, 5) и при этом вводит каждого, кто приобрел эту добродетель любви, в Царствие Небесное. Аминь».

Иерей Сергий Антипорук


«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день Святая Церковь нам говорит о Страшном последнем Божественном Суде. Перед этим Судом предстанут и мирские, и монашествующие, и судьи, и правители, в том числе и те, кто совершал суд над другими. Никто не избежит этого последнего итогового Суда – приговора Божьего.

Почему этот Суд называется справедливым? Потому что, как сказал Господь, “от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 37), и “Твоими устами буду судить тебя” (Лк. 19, 22).

Потому что мы с вами сейчас, живя здесь, на этой земле, своими делами, своей действительностью, своими словами и даже тем, о чем мы помышляем, о чем мы думаем, готовим то, что нас будет осуждать или оправдывать на этом Божием справедливом Суде.

Помня об этом, приводя нам на память этот последний, итоговый Суд, где мы будем определены по своей жизни, сегодня Господь раскрывает нам картину Страшного Суда, ясно и четко говоря, за что мы будем осуждены или оправданы. Творили ли мы добро, или зло? Добрые дела наши будут нас оправдывать на этом Суде, а злые дела будут осуждать. Получается, что мы сами с вами сами произносим приговор себе, а праведный Судия, Господь, лишь только огласит этот приговор на последнем Страшном Суде. Огласит, кто что заслужил.

Время, которое нас отделяет от этого последнего Божьего Суда, нам дано для того, чтобы мы постарались пересмотреть свою жизнь, пересмотреть свою деятельность: так ли мы жили, соответствует ли наша жизнь тем требованиям, тем задачам, которые поставлены перед нами Господом, и с нелицеприятием дать оценку своей жизни. И если мы рассмотрим нашу жизнь жестко, без всяких прикрас, какой она есть на самом деле, то окажется, братья и сестры, что мы с вами далеко не готовы предстать пред Судом Божиим.

Сколько у нас еще много находится такого, что может поставить нас по левую сторону, с этими “козлищами”, о которых мы сегодня слышали в Евангельском чтении. Так давайте же с вами постараемся, братья и сестры, время, отведенное нам в этой земной жизни, распределить так, чтобы дни нашей жизни протекли с покаянием, с осознанием своей греховности.

Недаром отведены нам перед Великом постом эти приготовительные дни: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном Суде. Это все дано для того, чтобы возбудить в нас покаяние, чтобы мы вспомнили о часе смертном, как вчера Церковь воспевала в своих песнопениях: “Увы мне мрачная душе… Что не помышляеши о страшном часе смерти? ” (Стихира на литии).

И поэтому, братья и сестры, давайте с этого дня поразмышляем о нашей жизни, потому что каждый день приближает к этому Страшному Суду, где мы должны будем дать отчет Господу о своей прожитой на земле жизни. И если мы найдем много ошибок в этом отчете, много недочетов, недоделок, так давайте постараемся в наступающем Великом посту исправить эти ошибки и путем покаяния загладить их.

Давайте эти дни, эту последнюю седмицу перед Великим постом поразмышляем о том, как мы должны провести дни Святой Четыредесятницы, с какими чувствами, с каким настроением, чтобы нам достойно и праведно встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 апреля, суббота

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

21.30 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 апреля, суббота

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX).

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY