Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Беседа насельниц Полоцкой обители с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря, 14 ноября 2011 года

Распечатать

1

– Рад, что я нахожусь в вашем монастыре. Здесь постоянно пребывает благодать строительницы и покровительницы этой обители – преподобной Евфросинии. Очень ощутимо ее присутствие. Это для вас является особым благословением.

Самое великое событие, которое имеет место в мире, – это когда Бог призывает кого-нибудь в монашество. Всегда вспоминайте час вашего исхода из мира. Однажды я был на нашем подворье в миру. Подошел ко мне один паломник, не знавший, что я игумен монастыря, и спросил меня о том, что мне показалось очень важным. «Отче, – говорит, – то пламя, которое ты получил, благодаря чему оставил мир, еще горит в твоем сердце?» Я ему не ответил. Но когда ушел этот неизвестный паломник, я задал себе вопрос: «Тот великий Божественный огонь, давший мне силы оставить мать, братьев, родственников и поехать на Святую Гору, хотя бы как искра, остался в моем сердце и может ли согреть его?»

Так что, сестры, Бог нас сюда призвал, мы не сами пришли. Вы спросите себя: почему ни мой брат, ни моя сестра, ни моя подруга не пошли в монастырь, а пошла я? Бог призвал нас сюда, чтобы даровать нам святость, даровать полноту благодати. Мы пришли в монашество, которое обещает совершенное христианство. И как основу нашей монашеской жизни мы избрали три великих добродетели: нестяжательность, девство и послушание. Три эти добродетели – столп и утверждение монашеского жития.

Поэтому прошу вас, сестры, постоянно исследуйте себя. Всегда испытывайте свою совесть. Монах всегда должен жить чистотой совести. Потому и называется мучеником совести. Есть два вида мученичества: мученики крови и мученики совести. Христос нас призвал сюда, дабы мы в точности подражали Ему и следовали по Его стопам. Сами знаете, как Христос полюбил пустыню. Читаем, что Он много раз проводил ночи в молитвах в пустыне, уединялся там. Священное Предание Церкви сохранило (как нам передал наш старец Иосиф[1], слышавший это от своего старца Иосифа Исихаста[2]), что Христос часто ночами бдел вместе с Иоанном Крестителем. И неслучайно сразу по Крещении Он Духом изведен был в пустыню. Постился сорок дней и сорок ночей. Но выше всех Его деланий, оставленных нам в пример, есть то, что Он пришел как воплощенный Бог Слово, как подчиненный и послушный Богу Отцу, как Бог Творец и паки Возродитель. Знал, что все проклятие падения и причина отпадения от Бога лежат в своей воле. Святые отцы много говорили о том, насколько плоха для нас своя воля, она является выражением нашей гордости, тщеславия, себялюбия. И Христос пришел, дабы сразить, низложить это проклятие.

Святые отцы боголепно наставляли: «Человеческая воля, свои хотения – это медная стена между Богом и человеком». Не глиняная стена, не из цемента, не каменная стена – медная стена! Настолько отдаляет от Бога настаивание на своих хотениях, на своей воле, ибо человек мнит, что он как Бог. Так ясно Сам Христос говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).

Поэтому, сестры, насколько можете, выбросьте это проклятие своеволия. Надо буквально вырвать свои хотения. Этого добьетесь, если будет у вас нерассудительное послушание к игумении. Приходящий в монастырь с желанием стать монахом не должен иметь своей программы, у него не должно быть духовных мечтаний и своей особой линии. Одна только линия и цель: пришел я сюда, предаю себя всецело воле Божией, без всяких условий в лице игумении или старца предаю себя Богу. Мы не должны забывать ни на секунду: все наше преуспеяние в духовной жизни возможно в той мере, насколько у нас есть духовная зависимость от старца. Старец Иосиф Исихаст, как поведал наш отец Иосиф, был одним из редких исихастов-безмолвников XX века. Но его поучения на 95 % были о послушании и только 5 % – о безмолвии. Почему думаете? Потому что альфа и омега, начало и конец исихастической монашеской жизни основываются на фундаменте отсечения своей воли, своих хотений.

2

Насколько можете, полюбите жертвенный дух. А как жертвуем собой в монастыре? Когда постоянно исполняем волю другого и в первую очередь волю матушки. Не теряйте чувства священности вещей и событий. Игумения – женщина, как и все вы. Но не смотрите на нее только человеческим глазом. Смотрите на нее духовно, ибо для вас она – законодательный орган благодати. Чрез нее вы познаёте волю Божию. Потому Христос, желая нам помочь в познании воли Божией, полностью отождествил Самого Себя со Своими законодательными, так скажем, органами. «Слушающий вас, – обращается к ученикам, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16). А апостол Павел (эта великая личность, о нем святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что сказал Павел – сказал Христос») пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим… ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17).

Старец Иосиф Исихаст наставлял, и следующие его слова передал и наш отец Иосиф Ватопедский, и Ефрем Катунакский[3]: «Как ты, монах, поймешь: Бог тобой доволен или нет? Это очень легко. Спрашиваешь старца: “Старче, ты мной доволен?” Старец доволен тобой – Бог доволен тобой». Довольна настоятельница сестрой – доволен Бог вами. Горе тому монаху, о котором воздыхает и кем недоволен духовный отец. Мы приняли великое благословение, силу и оставили родственников наших, нашу родину. Блага монашества великие и неописуемые. Об этом сказал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Часто, посещая моего духовного отца Иосифа, я видел его плачущим. Обращаюсь к нему: «Старче, почему Вы плачете?» – «Я всегда думаю о Боге. И как проходит время, все больше и больше чувствую Христа как своего Отца. И не может мое сердце это выдержать». А первыми жертвами любви Божией являемся мы – монахи. Посему мы обязаны Его полюбить, дабы искать Его, жаждать Его и жертвовать собой ради Него. Как и пророк Давид говорил о бесплотном тогда Боге Слове: «Каждый день мы умерщвляемся ради Тебя, как овцы на заклании» (ср.: Пс. 43, 23). А Он перед нами сейчас уже воплощенный, и уже вкушаем Его Тело и Кровь. Потому наряду с отсечением своей воли насколько можете больше занимайтесь молитвой Иисусовой, чтобы никогда с ваших уст не сходило преблагословенное имя Господа. Такое утешение и радость даст нам это делание, с которым не сравнятся никакие блага земли.

Молюсь смиренно, дабы Божия благодать нас просвещала, помогала нам и мы никогда, никогда не отчаивались, какие бы ошибки ни допустили. Бог призвал нас в монашество. Думаете, не знал Он, кто мы такие и какие мы? Призвал не для того, чтобы погубить, а чтобы освятить.

– Отец Ефрем, исходя из Вашего опыта общения с Екатеринбургским Ново-Тихвинским, Валаамским, Даниловским монастырями, какие советы Вы могли бы дать русскому монашеству?

– Во-первых, в женских монастырях настоятельница – это не только управляющая, администратор, а прежде всего игумения – духовная мать сестер. Она принимает помыслы сестер.

Во-вторых, духовником монастыря не должен быть женатый священник. Поскольку я ничего не знаю о браке, что мне советовать семейным людям, когда у меня нет опыта этой жизни? Я не пренебрегаю женатыми клириками, но, поскольку они не знают, что такое девство, как они могут вдохновить дев? Ибо по сути, что делает игумения и духовник? Они должны вдохновлять сестер. Ведь если чем-то не живем сами, не можем этим вдохновлять других.

– Как возобновить в себе духовную бодрость, душевный мир, трезвение, молитву и ревность к подвигу, когда чувствуешь все противоположное: уныние, рассеянность и бесчувствие?

– Послушание все исправляет. Подчиняйтесь. Слушайтесь. Подчиняйтесь и следуйте распорядку, программе монастыря, общежития. Знаете, есть один особенный бес, увеличивающий наши болезни, чтобы мы не ходили на службы. Есть и другой бес (я вам сейчас перечисляю «модели», «марки» бесов), он говорит нам, что ту или иную работу надо сделать обязательно сейчас, во время богослужения. Есть третий бес, он заставляет нас думать о послушании во время богослужения. Есть еще четвертая «модель»: заставляет нас говорить с другой сестрой о послушаниях во время богослужения. Все это, знаете, делает нашу ревность увядшей. Хотите ревность сохранить? Хотите опять восстановить? Будьте усердными в вашем присутствии на богослужениях. Единственное, что может вывести вас с богослужения – это послушание[4]. Не то, что вы будете заставлять настоятельницу благословить вас уйти, а если само решение, по благоволению Божию само исходящее от сердца матушки без вашего принуждения к тому. Как наставляет авва Марк?[5] «Если монах смешивает с послушанием свою волю, он духовный прелюбодей». Желаете, например, встретиться с двоюродной сестрой, живущей в городе, и подходите к игумении: «Матушка, у нас в городе одно неоконченное дело, которое следует обязательно завершить». И игумения, конечно, отвечает: «Иди и заканчивай». А ты прежде думаешь о двоюродной сестре, а потом о деле. Вот это называется духовным прелюбодеянием. Так этим поступком мы даем много прав на нас дьяволу.

3

– Что делать сестрам, которые кроме посещения всех богослужений несут еще и по нескольку послушаний, поэтому у них не хватает ни времени, ни сил для исполнения келейного правила?

– Эти вещи должна уравновешивать матушка. Работы, знаете, не кончаются. Если и 48 часов будет в сутках – не хватит нам на работу. У нас в Ватопеде очень много людей и очень много нужд. Как только я стал игуменом (мне было тогда 34), так сразу пошел после интронизации взять благословение к старцу Ефрему Катунакскому. Он мне говорит: «Я тебе скажу две вещи, но хочу, чтобы ты их соблюдал. Ты сейчас в большом монастыре. Многие придут и станут здесь монахами, – тогда их было 25. – Будут к тебе приходить и говорить: “Отче, там много дел, надо то и то срочно выполнить”. Никому не позволяй уйти с богослужения, кроме тех, кто служит на трапезе и кухне. И те пусть делают во время богослужения только то, что не могут в другой час сделать. А остальным разреши уйти с богослужения, только когда загорится весь монастырь». И благодатию Божией насколько могу, это соблюдаю. И вижу, что монахи получают от этого пользу. Мне говорят, что в других монастырях на повечерие только ­четыре-пять отцов приходят, потому что тогда в разгаре работы. Я созвал всю братию, объявив: «И на повечерии никто не будет отсутствовать». И благодатию Божией отцы слушаются. Если кто-то не присутствует с «Благословен Бог наш…», то есть с первого возгласа богослужения, и опоздает по нерадению – приходит и исповедуется в этом.

Что еще очень помогает в монастырях – это живое слово. Наш старец Иосиф всегда проводил собрания, и много пользы мы от этого получали. Было время, когда он каждый день нас собирал после повечерия. Помню, как ждали вечера и буквально жаждали его слова. У нас собрание два раза в неделю. Мы читаем, анализируем и комментируем какое-нибудь святоотеческое творение. Очень любят это отцы и великую пользу ­получают.

Отец Ефрем Катунакский говорил мне: «Я отшельник и как бы нейтрален в отношении киновий (общежительных монастырей). 90 % из тех, кто покидали святогорские киновии по своей воле, приходили ко мне исповедоваться. И потом время от времени снова приходили и открывали мне свои помыслы. Я же со всей ответственностью говорю, как простой монах-келлиот: никто, абсолютно никто, уйдя по своей воле из монастыря, не преуспел – никто». Если монах из своего покаяния (а покаянием называется монастырь, где он постригался) уходит по своей воле без благословения – не преуспеет. Исключено! Это знаете и вы.

– Как смириться с тем, что сестра перекладывает свое послушание на тебя?

– «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Старец Паисий говорил: «Если нас в киновии не используют все – мы неудачники». Приходит сестра к настоятельнице: «Матушка, кто мне в этом деле поможет?» – «Вот та, другая сестра». И та сестра, о которой говорит игумения, может быть, немножко не идеальна. А меня посылает к ней матушка. И я как раз пойду к такой, которая всю работу переложит на меня. Вот тогда я и радуюсь. Это для меня большое благословение.

– Может ли сестра получить духовную пользу, находясь на богослужении и зная, что оставленное ею послушание исполняет другая сестра, лишаясь при этом богослужения?

– Необходимо договориться обо всем с настоятельницей, дабы на все было ее благословение. Никогда ничего не делайте без печати благословения. Что бы вы ни делали, ставьте печать благословения матушки. Монахиня, которая даже милостыню подает без благословения настоятельницы, служит дьяволу. Это закон святых отцов, это чисто святоотеческая позиция. Однажды к нам приехал паломник из одной большой келии Святой Горы и говорит: «Старче, я немножко огорчен». – «Почему?» – «Был в одной келии, и там монах дал мне коробку ладана, нашептывая на ухо: “Смотри, чтобы наш старец об этом не узнал”». И продолжает паломник: «Услышав это, я очень огорчился». Я тоже, со своей стороны, был огорчен. И мне стало жаль этого монаха, из-за ­какой-то глупости оказавшегося слугой дьявола. Знаете, почему он не взял благословение? Потому что он человекоугодник, то есть тщеславен, эгоист. Думал: «Если пойду, а, может быть, старец не благословит?» А как по слову апостола Павла? «Если хочу людям угождать, тогда я не раб Христов» (см.: Гал. 1, 10). Иногда мои монахи не находят меня, когда хотят просить дозволения подарить кому-то из людей (гостей) что-нибудь в благословение, которое мы обязаны дать. У них заповедь моя: меня не находите – ничего не даете. Предпочитаю, чтобы они не дали что-то, кому должны дать, и Бог его потом известит, почему они так поступили, чем чтобы не слушались меня и служили дьяволу. Есть еще один бес, который старшей братии, тем, кто после старца или после настоятельницы, по логике внушает, будто что-то должны сделать обязательно, несмотря на то, что не находим старца и не берем благословения. Нет, должны все-таки взять благословение. Это позиция и порядок святых отцов. Плохо, если монах научится иметь излишнюю инициативу без благословения. Инициатива старших сестер тогда поощряется, когда ее окропляют в чаше послушания, а когда инициатива без благословения – это не поощряется и не ­одобряется[6].

4

Сестры, у меня тридцать лет жизни на Святой Горе без преуспеяния. К сожалению, я очень молодым вошел в область ответственности за другие души. В силу занимаемого мною положения, я знал и встречал очень многих монахов, которые действительно многое сделали для своих монастырей: укрепляли здания, находили источники содержания и совершали дела, действительно необходимые для их обителей. Но так как они не были внимательны в своей духовной зависимости – в послушании, то сегодня их встречаешь и видишь, какие они черствые и жесткие. У них грубое сердце. Их жаль, очень жаль. Ведь они столько лет в монашестве, и ждешь сердце милости, сердце щедрот, сердце снисхождения – и нет у них такого сердца. И не похожи они на того монаха, о котором повествуется в «Лествице». Святой Иоанн спросил этого монаха: «Что ты нашел за сорок лет в монашестве?» Помните, что отвечает этот благословенный монах? «Пропасть смирения, глубину смирения». Вот чего мы должны достигнуть.

Как Сам Христос представляется нам? Его ученики задавались вопросом: «Кто этот наш Учитель, Который повелевает стихиями природы, ходит по морю, воскрешает мертвых, Который потом голодает, устает, спит и тем два естества показывает? Кто же этот наш Наставник?» И отвечает Христос: «Вы не спрашивайте друг друга, кто Я такой, Меня прямо спросите. Знайте, что “Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11, 29)». Вот этому Христу мы служим, этого Христа имеем перед глазами, Ему должны подражать, этого Христа должны полюбить. Он должен быть нашим дыханием, и мы должны стяжать образ мышления Христа. По слову апостола, мудрствуйте вы то же, что и во Христе Иисусе (ср.: Флп. 2, 5). Вот, сестры, Его помните. Я часто братии говорю: «Подумайте, что будет, если хотя бы на секунду не станет Христа в нашей монашеской общине? Что останется в монастырях? Ноль, большой ноль. Сровняется все с землей. Абсолютно ничего». Поэтому мы обязаны полюбить Христа. Когда увидит Он, как наше сердце тянется к Нему, тогда придет к нам, ибо Он во сто, в тысячи раз больше хочет этого – соединиться с нами.

5.

– Если старшие сестры в обители имеют какие-то немощи и недостатки, как при этом сохранить чувство уважения и послушания к ним?

– Мы слушаемся старших ради Христа. И раз мы ради Христа все это делаем, то обязаны слушаться, несмотря на то, какие они и какие у них качества. Мы не для того пришли, чтобы судить монастырь, а пришли сюда, дабы нас судили. Вот такую совесть все должны иметь.

– Как разрешить непонимание сестер, несущих физические послушания, по отношению к сестрам, занимающимся умственной деятельностью, которая требует больше времени, внимания, часто даже в ущерб богослужению?

– Будем в послушании. Если даже видим повелевающий, невидим Тот, Кто повелевает повелевающему. Мы, по слову Давида, даже «скотом ради Тебя стали» (ср.: Пс. 72, 22). У меня нет своего суждения, нет своего выбора, не сравниваю ничто ни с чем. Куда соизволит Промысл Божий чрез ответственных монастыря меня поставить, там и мое место.

Я пришла в монастырь, чтобы стать не секретарем, пришла, чтобы стать не трапезарем, не поваром или чтобы в гостинице служить. Я здесь для того, чтобы стать монахиней. Я пришла сюда полюбить Бога. Поэтому будьте внимательны. Иногда монахи мне говорят: «Нет времени читать святых отцов». Я им отвечаю: «Ты не для того пришел, чтобы читать в монастыре, а дабы умертвить свои хотения. Для этого ты в монастыре. Ты пришел не для того, чтобы жить более удобно в монастыре, а дабы в жертву себя принести». Потому, сестры, приходит уставщица, идет к одной, другой и останавливается перед пятой: «Ты будешь читать Псалтирь». Почему третьей не сказала, а сказала пятой? Так указал Божий Промысл. Поэтому мы обязаны слушаться. Ты не уставщицу слушаешься в тот момент, а Бога слушаешься. Я стала монахиней не потому, чтобы уставщицу слушаться, а чтобы слушаться Христа, Которого люблю, Которому служу, к Которому тянется мое сердце. Вот так смотрите на вещи. Не надо помышлять: «Она надо мной насмехается, что каждый день меня ставит? Я что, здесь раб? Зачем я здесь?» Если монахиня так начинает думать, она точно потерпит неудачу в монашестве. Так закончено дело, она потеряла смысл своего исхода.

Старец Иосиф Исихаст, наш «дедушка», наставлял своих учеников… Я его не слышал, потому что мне было три года, когда он почил. Кстати, знаете, что он почил в 1959 году в день Успения Божией Матери? Мне было тогда три, потому не знаю, что он говорил, мне передали его ученики. Старец Иосиф наставлял: «Монах должен слушаться, подчиняться и никогда на вещи и события не должен смотреть человеческим глазом, а всегда духовным». Мы здесь, сестры, пришли верою жить. Ничего не может случиться без воли Божией. Что Христос говорит? Даже птица «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10, 29). Он даже знает, сколько у нас волос. Сейчас скажем: неужели Бог волосами занимается? Что Он этим хочет сказать? Что Его недремлющее око постоянно за нами наблюдает.

– Как должны строиться отношения в обители между равными сестрами? Возможна ли дружба между ними? Как избежать привязанности и других крайностей?

– Прежде всего, вы должны быть между собой сестрами, а не подругами. Должны уважать друг друга. Следует избегать всех сентиментальных пристрастий, чтобы отношения ваши были всегда в рамках того, что нужно, а не того, что вам хочется. Наш старец Иосиф Ватопедский дал нам такую основу: не разрешается брату входить в келию другого. Только ­когда он болеет, врач или тот, кто несет ему еду, заходит в келию другого – никто иной. Если кто-то войдет, особенно просто так, например, чаю попить или что-то подобное – отлучение от Причастия. ­Не позволяется ему причащаться.

– Как должны строиться отношения в обители между старшими и младшими?

– Старшие должны быть милостивыми и снисходительными, чтобы не были более царственными, чем цари. Иногда старшие сестры более строги, чем сама игумения. Это неправильно. Если младшая ошибку допускает, вы только можете указать, не обличать. Скажите так: «Если благословишь, сестра, сделаем эту вещь так». Когда она помрачена и не слушается, то больше ничего не можете сделать. Идете к матушке, и она уже со своего места, как власть имущая, разбирается. Иначе будет превышение наших прав, которые имеем в монастыре, и тогда вмешивается сюда и дьявол.

– Что Вы можете сказать об исповеди, когда сестрам приходится исповедоваться белым священникам, не имеющим глубокого знания монашеской жизни?

– Женатый священник приходит, служит литургию. Вы его чаем угостите, сказав: «Отче, благословите, до свидания». И только. Не надо вообще допускать каких-либо его отношений с сестрами: ни встреч, ни бесед духовных – ничего. Пусть приходит какой-нибудь благоговейный и богобоязненный иеромонах, который будет исповедовать сестер. Сейчас вы это можете. Раньше действовал коммунизм, и тогда были возможны всякие снисхождения, но сейчас, думаю, все изменилось благодатию Божией, и потому у вас может проходить линия, более близкая святоотеческому преданию. Сами белые священники должны приходить советоваться с вами. Что говорит святой Иоанн ­Лествичник? «Свет мирянам – монахи, а свет монахам – ангелы». Не хочу умалять значение мирских священников, но у них просто другое служение.

– Возможно ли вести борьбу со страстями, не имея духовного руководителя, а только по святоотеческим книгам?

– Не может человек стать врачом, только читая медицинскую энциклопедию. Нужен специалист, у которого он будет учиться. Не будьте себе советниками. «Человек, который сам себе советник, сам себе враг», – говорит святитель Василий Великий. Нет ничего хуже для монаха, чем поверить своему помыслу. Старец Иосиф Исихаст вразумлял: «Видишь монаха, который в заблуждении, прельстился, – знай, что он прежде поверил своему помыслу».

– Как быть, если предпочтение отдается внешнему благочестию, и оно определяет все, а внутреннему не уделяется должного внимания?

– Когда мы внешне слушаемся, тогда зажигается в нас и внутренний огонь, это связано. Я хочу молиться, например, а послушание мне указывает, что в этот час я должен пойти и выполнить какую-то работу. Я подчиняюсь. Сейчас, как думаете, со мной несправедливо поступит благодать и не даст то, что я хотел получить от молитвы? Послушание вам даст внутреннюю жизнь, сестры. Монашество – не йога. Монашество – это жертва. «Кто потеряет душу свою ради Меня… тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Мы должны перечеркнуть самих себя. Как я, когда не был хорошим учеником и не написал хорошо свою работу, один большой крестик поставил, на целом листе только крестик. Если так не перечеркнем самих себя – не преуспеем. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). Мы ради этих заповедей сюда пришли.

6

Когда нас постригали, не обещали ли мы Богу послушание до смерти? Время от времени перечитывайте чин пострига, дабы напомнить себе, какие обеты вы дали Богу. Святой Афанасий Афонский – патриарх, основоположник афонского монашества, и у него было много забот с постройкой первого большого монастыря на Афоне. Является ему Богородица и что говорит? «Ты не волнуйся. Я буду Экономом монастыря, буду вашим Врачом, буду вашей Питательницей. От вас только одного требую: соблюдения монашеских обетов». Что сказала Богородица преподобному Серафиму Саровскому? «Кто из сестер тебя слушается, в раю будет с тобой и со Мной». Этому наставляли и святые отцы, сестры. Для этого мы в монастыре. Монахиня, которая все это не соблюдает, черное носит, но монахиней не является. Так святые отцы говорят. Смотрите, ошибки точно допускать будем. Благодать не обижается, если монах и допускает ошибки. Знаете, когда печалится Дух Святой? Когда не уважаем наше призвание и делаем то, что нам подсказывает наш помысел. Если монах постится, подвизается, Иисусовой молитвой занимается и при этом оказывает послушание, то он называется не подвижником, не молитвенником, а послушником, в основном. Ибо первое его дело, первая ностальгия даже – это соблюдение Божественных заповедей, потому что это путь, которым мы идем возлюбить Бога. По слову Самого Господа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Соблюдение заповедей вносит в наше сердце Божественную энергию. Эта энергия влечет, захватывает наше сердце и тянет его к Богу. Тогда, мои сестры, каждый проходящий день имеет смысл для монаха. Часто в Ватопед приезжают паломники и спрашивают меня: «Вы не чувствуете рутину в монастыре? Каждый день у вас все то же самое: служба, трапеза, послушание, служба, трапеза, послушание». – «Внешняя наша жизнь кажется рутиной, но внутренняя… Ведь каждый день для монаха – это откровение и новые нахождения сердца, которые человеческим словом невозможно выразить. И живет он постоянно в блаженстве благодати». «Царствие Божие, – говорит Христос, – внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

– Что такое жертвенное служение Богу и жертвенная любовь к ближнему в современном монашестве? Каков предел этих добродетелей, чтобы не возникло ревности не по разуму, рвения выше сил и меры?

– Потому у нас есть духовные руководители, чтобы в таких случаях нас направляли. Для того и существуют руководители. У нас возникает вопрос: может быть то, что я делаю, это неправильно? Матушка, я делаю то и то, может быть, я преувеличиваю? Я все это возлагаю на суд, суждение игумении. Она решает мои недоумения. Все мы так делаем.

– Как можно стяжать Иисусову молитву без духовного руководителя?

– Вы должны так просто молиться, настаивать[7], произносить эту молитву, и сегодня уже такие доступные средства коммуникации, что вы обязательно найдете человека, знающего о сем. Бог никогда не оставит душу, которая подвизается и старается ради Него.

– Как избежать монаху суеты и соделать в своем сердце внутреннюю пустыню?

– Его сердце должно отрешиться от всего земного и прилепиться ко Христу.

– Насколько необходим дневной отдых?

– Хорошо отдыхать в полдень. Кто отдыхает в полдень, у того есть силы и ночью. И потому наш «дедушка» Иосиф Исихаст рассуждал, что надо в полдень отдыхать, и до сих пор, слава Богу, мы стараемся это соблюдать.

– Нашу обитель посещает много паломников. Бывают периоды, когда сестрам приходится проводить от трех до восьми экскурсий в день. Это отрицательно сказывается на их духовном состоянии. Кроме того есть другие послушания, когда сестры вынуждены много общаться с мирскими людьми, с детьми. Как при этом сохранить монашеское устроение?

– Слушайтесь, будьте в послушании у игумении, и сами увидите, как все это общение с мирянами вас не будет задевать. Если только все это совершается за послушание.

– Есть ли разница и какова польза от чтения житий святых на церковнославянском или русском языке?

– Не думаю, что есть большая разница. Имеет значение, с каким расположением будем читать.

– Как в наше время вести борьбу со страстями, когда кажется, что сегодня это невозможно из-за трудностей этого делания и черствости сердца? ­В каком порядке вести борьбу со страстями? Какую отраду можно найти в послушании, если стяжать его крайне трудно, больно, почти невозможно?

– Невозможное для людей возможно для Бога. Богу все возможно. Верой, сестры, живите верой! Вера – это ключ всех таинств Церкви. И, говорю, не «вступительная» вера, а вера созерцания, принадлежащая нам, монахам. Верой созерцания называется та вера, когда Бог просвещает ум человека, и он понимает, как Творец промышляет и заботится о каждом человеке и обо мне отдельно, ибо у меня есть опыт действия Его Промысла в моей жизни. А дальше, если сердце еще очищается, уже видит ум, как управляет Бог всей тварью, и это видение еще увеличивает веру, вот эту веру, так называемую веру созерцания. Наш старец рассуждал, что она очень важна.

7

– Что делать, когда есть неразрешенные вопросы, а человека, внушающего доверие задать их, нет?

– Если вы этого желаете искренне, Бог покажет вам человека, который разрешит ваши недоумения.

– Приносит ли пользу беседа, откровение помыслов без намерения исполнить услышанный совет?

– Если вы спрашиваете и получаете ответ, и должны в чем-то слушаться, а нет такого расположения, то необходимо понудить себя к послушанию. «Царство Небесное, – говорит Господь, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Преподобный Иоанн Лествичник нам представил конституцию монашества: «Что такое монашество? – вопрошает. – Постоянное понуждение человеческой природы».

– В каких случаях вопрошение обязывает оказывать послушание ответившему, а в каких нет?

– Вы всегда обязаны слушаться. По учению святых отцов, мы можем не слушаться только в двух случаях: в случае нарушения догматов и когда нам говорят сделать что-нибудь безнравственное. Во всем остальном мы обязаны слушаться. От послушания никогда никакого зла не бывает – только добро. Даже если игумения по ошибке скажет что-то, и мы послушаемся, для нас все-таки будет польза.

– Чем отличается покаяние от борьбы со страстями?

– Покаяние и борьба с грехом тесно связаны между собой, это почти одно и то же. Начало борьбы со страстями – это постоянное покаяние. И первое официальное слово Предтечи Христа, и первая проповедь Самого Христа – одно и то же слово по сути: «Кайтесь! Приблизилось Царство Небесное» (ср.: Мф. 3, 2). Не знаю, как в вашем языке, но в греческом очень точно. Там не «покайтесь» один раз, а это продолжительное настоящее время – «кайтесь». Настоящий кающийся тот, кто кается постоянно. Помните, как в «Отечнике» сказано? «Кто такой монах? Тот, кто каждый день полагает начало». И как полагает начало? Покаянием. Сегодня мир не в порядке, знаете. И как вы думаете, что спасет мир от этого беспокойства, которое господствует на всей планете? Покаяние.

8

– Что можно посоветовать монаху, желающему избавиться от лености, нерадения и саможаления?

– Слушаться, следовать программе монастыря и никогда не отказываться от возложенного на него послушания.

– Каковы причины охлаждения в духовной жизни?

– Когда нет правильного распорядка или нет чистоты совести.

– Как влияет частое общение с родственниками и забота о них на духовную жизнь сестер? Как быть сестре, когда у нее есть невоцерковленные родные, о спасении которых позаботиться некому?

– Держитесь вдали от родственников. А у вас, женщин, пристрастие к родственникам на повышенном уровне. У меня есть несколько монахинь, которых я исповедую. Вот и говорил им на днях о том же. Подают мне записки: «Помолись о моей племяннице», «Помолись о подруге моей двоюродной сестры», «Помолись о моей тете», «О моей бабушке». Я их спрашиваю: «А почему никогда не просите, чтобы я помолился о вас? О тетях, мамах и бабушках каждый день мне записки подаете». Это пристрастие к родственникам под личиной благоговения и заботы о них. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22), – помните? Вот госпожа Екатерина[8] обращается ко мне: «Позвони своей сестре, она тебя ищет». Нарочно ей не звоню. Почему? Потому что не люблю ее? Я даже ее духовник. Но вижу, что благодати так приятнее, чем мое частое общение с ней.

Я был еще в Новом скиту до того, как стал игуменом монастыря Ватопед. Поехали мы однажды в Салоники. Нас было трое: старец Иосиф Ватопедский, я и еще один брат. И брат говорит: «Старче, может быть, мне позвонить моей маме, с которой я не общался уже многие годы?» – «Позвони, чадо». Тогда и я начал думать: «Давай тоже позвоню матери». И была у меня брань спросить, выпросить благословение, но я не просил. Вот из-за этой маленькой жертвы (я никогда этого не забуду), когда я пошел в келию совершать свое правило, то целый вечер не мог вместить благодать. Не думайте, что ваше общение с родственниками спасет их. Знаете, что их спасет? Когда вашей чистой жизнью будет у вас дерзновение пред Богом, и одним своим воздыханием вынудите Бога пойти и Самому помочь вашим родственникам.

***

У нас великая ответственность, ибо мы жили с духовными старцами. Наш отец, старец Иосиф, улыбнулся через два часа после смерти. Знаете, у него была сердечная недостаточность. Братия, когда он почил, из-за неопытности не закрыли ему челюсть. И через два часа уста закрылись сами. А лицо у него, видите (показывает фото почившего старца Иосифа Ватопедского), как у живого – это лицо не мертвого человека!

9

А этот крест (показывает крест) я дал господину Фивасу[9] и сейчас жалею об этом. Этот крест всегда был у старца на подушке. Благоухает, посмотрите сами.

Я хочу сказать, что мы жили у добродетельных людей. И знаете, «дедушка» Иосиф Исихаст все это предвидел. У него была келия. Жили они, и такова традиция маленьких келий, что, когда умирает старец келии – духовный отец, его преемником становится старший из братии. И тогда был старец Арсений, второй по старшинству. «Дедушка» Иосиф Исихаст обратился к нему: «Я в такой-то день, в такой-то час умру. Как только умру – разойдетесь, не будете жить вместе. Знаете, почему? Чтобы каждый создал свою братию».

Однажды пришел к ним один мирянин, привез какие-то продукты. Звали его Иваном – Янисом. Послушники и наш старец были молоды и тогда находились во дворе. Старец Иосиф говорит Янису, указывая на тех трех-четырех братьев: «Видишь этих молодых послушников? Придет час, когда они наполнят Святую Гору монахами».

Возрождение монашества на Афоне и вне его произошло благодаря старцу Иосифу Исихасту и его ученикам, а также благодаря старцу Паисию Святогорцу и благословенной книге отца Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». Это три главных фактора, которые способствовали возрождению монашества на Афоне. Когда мы перешли в Ватопед, это был идиоритмический, особножительный монастырь, где каждый жил сам по себе – такая там была трагедия. Когда я в гостиницу вошел, так отчаялся в первый раз, не могу выразить словами. Там был большой радиоприемник, по которому слушали мирские песни. Я в отчаяние впал. Говорю старцу Иосифу: «Старче, давай пойдем назад в скит. Какой здесь может быть монастырь?» – «Чадо, давай потерпим, и надеюсь, что Богородица поможет». И опять я вошел – опять тот же диапазон и те же самые песни. Там был один штепсель, одна розетка и постоянно включенный магнитофон. Приходили паломники и не понимали, где они: на Афоне или в другом месте. Я от грусти изнемог, мог лопнуть буквально, но не было у меня тогда власти, не мог этому конец положить. Опечаленный, я пошел к иконе «Отрада» («Утешение»), запер двери изнутри, встал на колени и начал со слезами молиться: «Здесь Твой Престол, Госпожа, но видишь, что творится на сем месте!» Минут, наверное, через двадцать я почувствовал благоухание и услышал голос: «Не бойся – здесь Я!» С того времени у меня исчезли скорбь и уныние. Видите, как сейчас монастырь преобразился! Это Богородица взяла на Себя попечение об обители.

10

Вот что еще рассказывает часто один наш брат. По своей наивности и простоте иногда увлекался он нечистыми помыслами. Является ему Богородица и обращается по-матерински: «Сынок! Будь более внимательным. Мне не нравится, что ты так увлекаешься этими помыслами. Хочу, чтобы ты и сердцем был девственником».

У другого монаха болел зуб. Было это ночью, и брат-стоматолог спал. Если бы монах его разбудил, тот помог бы ему. «Но, – рассуждал, – если сейчас его разбужу, он потом не сможет пойти на службу. Потерплю, а когда он в 4 часа проснется, тогда и полечит». Но боль была такой сильной, что не мог ее вынести… Все знают, что значит зубная боль. Но он терпел, чтобы не разбудить брата. ­И когда он сидел на своей скамейке, подошла к нему высокая Боголепная Дева. Перекрестила ему зуб, и тот перестал болеть!

Еще одного брата мучили помыслы уныния. Во время вечерни пошел он приложиться к иконе Божией Матери «Всецарица». Икона словно ожила. «Ты разве не знаешь, – услышал он, – что Я – твоя Мать, а ты в отчаяние впадаешь?!»

Богородица – Мать всех христиан, особенно монахов. Поэтому просите Ее, умоляйте Ее и увидите, как Она поможет. Знает немощь нашей природы, ибо Сама ее носила. Поэтому будем Ее просить, дабы помогала. Мы тоже проходили и проходим чрез сильные искушения со стороны государства. Но такое покровительство Богородицы, что мне описать нельзя! Она посылает разные весточки: «Не беспокойся! Что тебе обещала вначале? Я здесь. Я Защитница, Я Покровительница монастыря».

Однажды старец Ефрем Катунакский пришел приложиться к иконе «Отрада («Утешение») (он безмерно почитал Богородицу) и как посмотрел наверх, ввысь, то буквально закричал: «Пречистая Богородица! Вся Святая Гора – Твой сад! Ватопед – Твой Престол!» Не случайно, наверное, что там столько чудотворных икон и Честной пояс. Где бы поясу находиться, если не на месте непорочности, девства, чистоты и послушания.

Так что не отчаивайтесь никогда. Она нас спасет. Только немножко и сами должны постараться. Она над нами и ждет подходящего часа, чтобы наилучшим образом нам помочь, ибо знает, что Ее Сын распялся ради нас. Никто никогда не получал такого просвещения и благодати, сколько Она. Потому и знает, что такое монашество, будучи Сама Монахиней. Аминь.

Продолжение беседы с архимандритом

Ефремом Ватопедским 15 ноября 2011 года

– Слушая житие святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и с ними пострадавших, память которых совершает сегодня Церковь, думаю, как святые терпели мучения идолопоклонников? В сердцах святых постоянно пребывала благодать Божия. Мы, как мученики совести, также должны иметь сию благодать и стараться преуспевать в нашей духовной жизни, дабы эта благодать пребывала с нами постоянно. Ибо брань наша неравная. Есть страсти, которые мы носим от рождения. Есть страсти, унаследованные от родителей. Есть страсти, пленившие нас из-за невнимательной жизни. А у кого-то характер плохой. Мы находимся в рабстве этих грехов, согласно учению апостолов: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19); «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34).

Кроме всех страстей и трудностей, есть еще и бесы, борющие нас постоянно и неустанно. Это духи злобы, которые не спят, не отдыхают, не устают, не дремлют. Когда эта неравная война становится для нас посильной? Когда мы можем в ней победить? Тогда, когда мы сошествуем[10] со всесильной благодатью. Сошествовать вместе с благодатью – это соблюдать заповеди Божии. Тогда, получая благодать, мы укрепляемся и со временем можем стать устрашением для бесов. Просвещенный ум видит даже то, о чем думает дьявол. Старец Иосиф Ватопедский своим духовным зрением очень часто предвидел, какое искушение подготавливают бесы. Об этом сказал апостол Павел: «Нам не безызвестны его [сатаны] умыслы» (2 Кор. 2, 11).

Любите духовно и матушку, и друг друга. Имейте мир между собой и всегда берите вину на себя, даже если вы в каком-то конкретном случае невиновны. Как говорят отцы, в одних ­искушениях мы сами виноваты, но есть другие, которые попускает Бог, воспитывая нас, за те или иные прегрешения. Живя так, мы можем иметь постоянный духовный энтузиазм, когда будет гореть ревность в нашем сердце и возрастать наш новый ­человек во Христе. И это будет бесконечно, ибо тот, кто вкусил Бога, никогда Им не насыщается. Об этом сказано в Ветхом Завете: «Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир. 24, 23). Это такая тайна, когда мы, с одной стороны, насыщаемся, наполняемся целиком, но, с другой, жаждем все больше и больше. Будем молиться, чтобы Дух Святой пребывал в нас, даруя плоды, о которых поведал нам апостол Павел: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). На это будем обращать внимание, сестры.

11

– Как быть, если между сестрами возникает чувство ревности?

– Будьте внимательны, так как женскому полу вообще присуща ревность. Старец Паисий однажды рассказывал мне, как послал в некоторые монастыри письма, и сестрам, у которых была большая нужда, писал письма побольше, а у кого не было серьезных проблем, писал им просто несколько слов, дабы утешить. Они, получив конверты, ощупывали их, сравнивая, насколько одно письмо больше другого, и ревновали. «И, отче, – говорит, – что мне было делать? Я клал пустую бумагу в конверты, чтобы все письма были одинаковы и сестры не ревновали меня друг к другу».

– Позволительно ли вкушать пищу вне трапезы?

– Думаю, так как у вас трапеза несколько раз, нет нужды еще кушать. Но если видите, что этого вам недостаточно, всегда ставьте печать благословения. Попросите настоятельницу дать общее благословение, чтобы в такое-то время, кроме трапезы, можно было что-то взять. Без благословения игумении не угощайте друг друга и не берите ничего вне трапезы. Старшая сестра не может угостить чем-то сладким младшую, если нет на то благословения.

– Скорбный вопрос об опозданиях на богослужение… И как справляться с чувством несогласия в отношении того, что говорят старшие?

– Если сестры опаздывают на богослужение, и особенно на утреннее, необходимо, матушка, это как-то привести в равновесие и физическую работу сочетать с отдыхом, чтобы у сестер были силы ходить на службы. Богослужение – это, если не первое, то одно из главных занятий монаха.

Если сестры замечают в себе такие вещи, как сопротивление настоятельнице, непослушание, неисполнение того, что им говорят, ропот, пусть знают, что спасение – в самоукорении. Это одно из лучших лекарств для нашего исцеления. Святому Силуану Афонскому Бог сказал: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Что это значит? Самоукорение. Не помню, кто был этот святой в «Отечнике», сказавший: «Где будет сатана, там и я»[11]. Это тоже самоукорение.

Непозволительно для нас пустословие и любопытство: кто пришел, что сказал, о чем передали в новостях, о чем она ­думает?

– Допустимо ли пользоваться в монастыре мобильным телефоном, интернетом?

– Что касается мобильных телефонов, у нас такое правило: кто поговорит с кем-нибудь по мобильному телефону на территории монастыря – отлучается от Причастия. Если мы вышли из мира телесно, но умом находимся там, тогда в чем смысл нашего исхода? Это как дыру сделать на воде. У меня, игумена, часто есть нужда поговорить во дворе по мобильному телефону, но я не делаю этого, дабы не подавать плохого примера братии.

Матушка, будьте еще очень осторожны с интернетом. Это большое зло для нас, монахов. Пусть этим занимается только та сестра, которая имеет исключительную нужду работать в интернете. Существуют фильтры, чтобы вам не посылали всякие грязные и скверные вещи. Знайте, для монашества это большое зло.

Сейчас уже созданы телефоны, через которые можно видеть того, с кем говоришь. Миряне радуются, когда видят друг друга. Но для нас такие визуальные впечатления нехороши, они мешают очищению ума.

Вот еще одно плохое свойство, характерное для мирян. Есть один бес, внушающий человеку исповедоваться первому встречному. То есть мирянин думает, что всякий, кто носит рясу, является духовным человеком, и ему (или ей) исповедуется. ­Сестры не должны слушать всю грязь мирян. Если игумения благословит старшую сестру кого-нибудь выслушать или утешить – пожалуйста. Но сестра, являясь старшей, не может автоматически, без благословения исповедовать людей. Если кто-то из мирян подойдет и будет вам рассказывать о грехах и о блуде (они это обычно делают сегодня), то их нужно останавливать, чтобы ваш ум не наполнялся грязью, и отвечать: «Пожалуйста, расскажите все это не мне, а духовнику».

– Скажите, пожалуйста, что значит покрыть грехи брата? Что можно говорить матушке, а что нельзя говорить о другом человеке? Как правильно исповедовать свои помыслы: называя имена других или не называя?

– Старец Иосиф нас наставлял: если брат видит какое-то согрешение другого брата и покрывает его, будто бы по любви (то есть тот, кто видит, скрывает и не говорит игумену), получит двойную епитимью и вдвойне виновен. Здесь не армия, где стучат друг на друга, чтобы кто-то был наказан. Здесь говоришь о сестре ответственным лицам ради того, чтобы они ей вовремя помогли.

12

В одном монастыре (не на Святой Горе) какой-то монах вечером уходил из обители, а утром возвращался к службе. Другой брат знал об этом, но не говорил игумену до тех пор, пока тот монах не снял рясу и не ушел из монастыря в мир. Тот, кто знал это и скрывал, думаете, не виноват во всем случившемся? Я скажу, что очень даже виноват. Если видите, что сестра совершает какой-нибудь грех, обязательно скажите об этом наедине настоятельнице, называя и имя сестры[12].

Здесь вы все сподвижницы, все стараетесь, все вы люди, все падаете, все исправляетесь. Даже если кто-нибудь узнает о вашем прегрешении, кто-то что-то скажет – это тоже не трагедия. Вы – одна семья, и если одна сестра что-то больше узнает о вас, от этого мир не теряется. Не знаю, как вы, но я в семье знал все недостатки и все черты характера моих братьев и сестер. Если мама с одним из моих братьев или сестер начала бы разговаривать о каком-то моем недостатке от хорошего расположения ко мне, я бы не обиделся из-за этого.

Монах должен быть человеком радости. Радость эта не психологическая. Это духовное состояние, ибо радость – это плод Святого Духа.

Есть в душе еще одна гибельная привычка, называемая дерзостью, излишней вольностью, от которой бывают плохие последствия. Однажды один брат ущипнул другого брата так, что тому стало даже больно. Я на три месяца отлучил его от Причастия, чтобы он никогда больше не делал этого. Говорю ему: «Святую Чашу будешь только издалека видеть. Даже миряне будут причащаться, большие грешники, а ты будешь смотреть издалека». Тогда еще Пасха пришлась в эти три месяца. Он остался и на Пасху без Причастия. Дерзость никак не позволительна для нас.

Однажды я был в одной школе в Салониках и увидел там двух учеников 6–7 классов. Один безжалостно бил ногой другого. Говорю: «Ты почему его бьешь?» Он ответил: «Я, отче, по любви» – и так сильно ударил его, что у последнего образовалась рана. Мы, монахи, никак не можем такие вещи допускать даже в малом. Скромность, благоговение – это украшение монаха.

Монах должен смотреть за собой, как он ходит. Один брат, спускаясь по лестнице, всегда бежал через ступеньку. Так тоже не подобает делать. У нас не школа, а монастырь. Монах должен ходить правильно, сидеть правильно, есть правильно, общаться с людьми правильно, быть всегда вежливым. Монах должен быть всегда со всеми, но в то же время далеко ото всех. Тогда у него будет постоянный мир в душе.

Сегодня считается выражением любви называть друг друга по телефону кличками, иногда даже унизительными. Монах во всех своих словах и выражениях должен быть скромным. Когда вам звонят по телефону, не отвечайте «алло», а «благословите». Не говорите «слушаю» или «до свидания», а скажите снова «благословите», «буди благословенно». Хорошо, если ответим не просто «да», когда нам что-нибудь говорят, а «буди благословенно».

– Как научиться считать себя хуже всех?

– Прежде всего думайте, что все мы носим искаженную, развращенную человеческую природу. Говори себе, как во многом виновата пред Богом. И хотя миллионы раз согрешала, Бог все-таки меня прощает и снова дарует мне благодать. Это уже повод для смиренномудрия. Господь любил апостола Иоанна Богослова больше других учеников. Что это значит? Никогда Господь не любил Иоанна Богослова больше, чем других. Иоанн Богослов по смирению сказал: «Ученик, которого любил Иисус» (ср.: Ин. 19, 26). А должен был написать: «Ученик, который любил Иисуса больше всех». Он любил Его больше всех и по смирению говорил в обратном порядке. Бог нелицеприятен. Идет дождь и на праведников, и на грешников, и на злых, и на добрых. Помню, мама повторяла мне: «Будь хорошим мальчиком, чтобы Бог тебя любил». А я думал: «Разве плохих мальчиков Бог не любит?» Бог никогда ничего плохого не делает. Говорят, что Бог любит дьявола так же, как и Пречистую Богородицу; и дьявол не по природе злой, а выбором своим злой, произволением[13].

Если игумения любит каких-то сестер больше, чем других, вы Бога любите и не смотрите, кого матушка любит больше. Я исповедую нескольких сестер в одном монастыре. Иногда у какой-то сестры бывает большая нужда, и она остается на исповеди полчаса. А другая будет всего пятнадцать минут. И тогда сразу говорят: «Наверное, старец ту любит больше и потому с ней полчаса беседует». И по времени определяют насколько люблю.

Это женская слабость. От такой мелочности вы, сестры, должны избавиться. Твердите себе: «Я здесь не для того, чтобы матушка меня любила или сестры уважали, а дабы Бога полюбить до конца и стать для Него жертвой всесожжения». Как хорошо, когда нас никто не любит! Я отчасти пережил это и утверждаю: нет большего благословения, когда ты ни от кого из людей не чувствуешь любви. Где, дорогие сестры, нет человеческого утешения, там приходит Божественное. Потому, дабы стяжать полноту благодати, вы должны быть унижены и всеми оставлены. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13, 13). «Перед правителями и царями поставят вас за Меня» (Мк. 13, 9). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11).

Думаете, что есть духовная жизнь? Ласка и кладезь чего-­нибудь? Монашество – это крест. Христу говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, и мы поверим Тебе» (ср.: Мф. 27, 40–42). А Христос молчал и не сошел со креста, ибо Он есть Бог Слово. Но помните, еще до этого, когда пришли Его схватить, была явлена Божественная сила Господа, и все пали на землю. Это произошло, чтобы показать, что Сам Он хотел всего этого: волею предался, волею был осужден, волею пострадал, волею распялся.

на главную

Повели Его к Пилату – Он опять молчал. И по-человечески казался неудачливым и побежденным. Таким неудачливым, что даже ученики соблазнились, оставили Его и снова занялись рыболовством. Сказали: «Вот до этого была наша слава». Двое учеников Его отреклись полностью. Первый, самый старший ученик, Петр, отрекся от своего Учителя. К счастью, потом покаялся. А другой, окаянный, погиб.

Знаете, почему это случилось с Иудой? Он помыслы свои скрывал и потому стал жертвой дьявола. Он был вором, сребролюбцем. И когда блудница пришла с миром драгоценным, несчастный Иуда рассуждал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12, 5). Что затем говорит апостол Иоанн? Не о бедных Иуда заботился, а вором был и ящик с деньгами носил, и крал оттуда (ср.: Ин. 12, 6).

Спросим, сестры, себя: «Как Царь славы его терпел?» Терпел вора и дал ему даже мешок с деньгами. Терпел его до последнего. Вот Царю славы мы и служим. Он – наше дыхание, наша радость, наше спасение. Он, по словам старца Иосифа, – центр нашей любви. Потому уходите от эмоций, сентиментальности, от дружбы. Возлюбите Бога по-настоящему, и тогда вся вселенная войдет в ваше сердце. Духовный человек сопереживает вместе со всем человечеством, но в то же время остается радостным. Это чудо человека-христоносца. Мы в монашестве свидетельствуем об этом, ибо в монашестве выражается вся красота христианства. Потому пусть Иисусова молитва не оставляет ваши уста ни на секунду. Именем Господа Иисуса бичуйте супостатов, врагов. И тогда вы будете буквально плавать в благодати, будете отдаляться от всего земного, преходящего. Как выражался старец Паисий: «Будете выходить из орбиты Земли и переходить на орбиту Бога». Таким является благодатный человек, который обымает Крест Христов.

Каждый раз, когда у старца Иосифа Исихаста случалось большое искушение, ему являлся распятый Христос и говорил: «Посмотри на Меня, что Я ради вас претерпел». – «И тогда, – свидетельствует старец, – все помыслы терялись, уходили от меня». Потому святые отцы, как всегда боголепно и богодухновенно, над Крестом Господа написали «Царь славы». Распятый является Царем славы. И «распятый» стало как бы Его прозвищем. Помните, когда мироносицы пошли ко гробу Христа и нашли его пустым, ангел уже о воскресшем Христе сказал им: «Иисуса ищете… распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (ср.: Мк. 16, 6). Это был триумф Христа.

Вот святая Евфросиния жива уже столько веков! Жива она и покровительствует не только вам, а всей вселенной! Как только мы зашли в храм, почувствовали от нее большую благодать. Знаете, какая благодать в вашем храме от ее мощей? Как туман, который иногда даже не дает нам видеть друг друга. Так что бояться вам нечего. У вас великое сокровище в монастыре.

– Как искоренить из своего сердца то, что накопилось до монастыря?

– Когда соблюдаешь заповеди, сама не будешь понимать, как мало-помалу сердце будет очищаться. Так маленький ребенок растет, сам не понимая как. Дети до юношеского возраста каждый год растут. Мы понимаем, что они растут, а они сами этого не понимают. Так и сердце очищается соблюдением заповедей, в том числе от бывших, прошлых грехов[14]. И чем чище сердце, тем больше ощущение благодати. Поэтому Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они, как раз они, Бога узрят» (Мф. 5, 8). Очень помогает молитва с болью, именно с болью. Повторяйте: «Христе, Ты же знал, кто я такая, Ты же, когда мир сотворил, уже знал, кем я буду, и знал, какой у меня плохой характер, но, несмотря на это, Ты меня позвал. Ты не позвал, чтобы меня погубить, а позвал, дабы меня освятить. Потому ни за что не отступлю. Я Тебя желаю, Тебя ищу, без Тебя моя жизнь как во мраке». Вот так к Нему и обращайтесь. И увидите, как Он вам поможет. Это называется похвальной дерзостью.

– Каких святых отцов «Добротолюбия» рекомендуете читать живущим в общежитии?

– Всех. Все святые отцы говорили об общежитии. О той же Божественной любви говорили и безмолвники, живущие уединенно. А киновия – общежитие – это воплощенная во Христе любовь[15].

Возлюбите, сестры, Бога. Тогда полюбите всех людей по-настоящему, не только по-человечески. В этом и есть причина того, что многие миряне любят монахов и связаны с ними ближе и теснее, чем со своими родственниками по плоти и крови. Ибо душа того человека чувствует настоящую христианскую любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Эта любовь наша между собой – наша виза, паспорт. Любовь. И еще помните: Он первым нас полюбил.

– Если младшая сестра не слушается старшую, не соблюдает субординацию, что делать старшей сестре?

– Если младшая сестра не слушается старшую, пусть старшая в этом случае смиряется, но известит об этом настоятельницу, чтобы не осталось это зло.

К старцу Паисию пришел один монах и сказал: «Такой-то брат, из младших, не понимает меня». – «А ты, – отвечает, – его пойми». Любовь всегда вмещает, берет в свое сердце другого. «Любовь… все покрывает… все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 7–8). Жизнь во Христе – это не драгоценное, а великое богатство – более, чем драгоценное. У того, кто живет духовной жизнью, каждый день будут новые предметы для духовного познания. Потому не будьте печальными, не будьте грустными, не обращайтесь вспять, не идите назад, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Любите друг друга, и где будет любовь, там будет и гармония, и мир, и радость. Как только паломник ступает на территорию монастыря, он начинает ощущать благодать Божию.

– Когда сестра просит заменить ее на послушании, как тут быть: сразу соглашаться или испрашивать благословение у старших?

– Помоги, но потом спроси игумению о том, как поступать в дальнейшем. Есть некоторые общие благословения, которые можно однажды взять у матушки.

– Читаются ли на Афоне творения святителя Игнатия Брянчанинова? Известны случаи, когда некоторыми духовными лицами учение святителя о послушании подвергалось сомнению.

– Да, мы читаем творения Игнатия Брянчанинова. Очень много читаем. Святой говорил о конкретных случаях. Даже если великих старцев нет, есть благодать, и послушание все-таки обязательно. Не помните, что в «Отечнике» написано? Был монах, который жил один и хотел иметь старца, но не находил. Он поставил статую в келии, каждый вечер клал поклон[16] перед своим мнимым старцем, обращаясь: «Благослови, старче». Затем целовал ему руку и уходил на свои послушания. И когда он однажды собрался пойти в город и положил поклон, статуя заговорила: «Чадо, не ходи туда, потому что с тобой случится искушение». Статуи говорят?! Это благодать заговорила ради его веры.

Человек, который осведомляет и спрашивает обо всем старших, который зависит от духовного руководителя, никогда не теряет и никогда не проигрывает.

Старец Паисий одно время жил на Катунаках, и тогда был у него серьезный вопрос, который некому было задать. Каждый вечер поблизости от него проходили погонщики мулов. И он решил, помолившись, спросить у погонщика, как ему поступить. Он лично мне поведал, как этот неотесанный и безграмотный человек дал такой ответ, какой от самого великого богослова он не слышал. Все это сотворила вера. Когда Христос совершал чудеса, какие были для этого предпосылки? Вера. «О, женщина! – говорит, – велика вера твоя» (Мф. 15, 28). Велика! «Вера твоя спасла тебя, – обращается к другой женщине, – иди в мире» (Мк. 5, 34). Еще: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). Это все вера совершает. Так что и вы верьте в Бога. Святые отцы наставляли: «Скорее солнце взойдет с запада, нежели Бог оставит того, кто Его призывает или просит помощи».

Так что, сестры, не бойтесь ничего. Не бойтесь! С нами Бог! «Разумейте, языцы, и покоряйтеся… яко с нами Бог» (ср.: Ис. 8, 9–10).

– Как, укоряя себя, избежать самоедства?

– Необходимо обо всем осведомлять настоятельницу, чтобы она как духовный руководитель предохраняла от крайностей.

– Как избежать уныния, когда к любому делу примешиваются помыслы превозношения?

– Будем надеяться на великую милость Божию, на то, что Христос нас любит. Будем надеяться на Его любовь. Будем повторять: «Христе, сделай исключение и меня спаси. Ты же знаешь, что я хочу спастись, но не могу». Так с Христом наедине говорите, так беседуйте с Ним. И увидите, как это прекрасно.

– Что такое ночная молитва для монаха?

– То же самое, что и дневная молитва. Дело не в ночи, а в расположении человека к молитве.

– Как часто следует причащаться монахам?

– Мы причащаемся очень часто: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Пост вообще не догматическое ­условие для Святого Причастия. Если бы это являлось обязательным условием, первый, кто должен тогда поститься, это священник. Поститесь только в посты, установленные Церковью. Святитель Василий Великий пишет, что христиане четыре раза в неделю причащались. Даже по средам и пятницам. Удивительно, ведь во вторник и четверг нет поста. У нас в монастыре такая практика причащения: понедельник – пост без елея, поэтому во вторник причащаемся; в среду – опять пост без елея, и в четверг причащаемся; в пятницу – пост без елея, и в субботу причащаемся. В субботу утром едим все, а вечером вкушаем постную пищу с елеем, но без вина. И причащаемся в воскресенье.

В воскресенье обязательно монах должен причащаться[17]. Не причащаемся, только когда есть какая-то епитимья. Только в случае епитимьи монах должен отлучаться от Причастия по воскресеньям.

На Светлой седмице, как исключение, каждый день причащаемся[18] без поста. Это единственная неделя, когда мы причащаемся без поста, ибо она считается одним днем – Пасхой. Как рассуждал старец Софроний (Сахаров): «Современные люди не могут столько заниматься умным деланием, сколько древние, из-за слабости нервной системы. То, что восполняет недостатки наши в умном делании – это Святое Причастие». Литургия и Причастие вместе. Многие братия мне поведали, что после Причастия молитва Иисусова сама зажигалась в их сердцах. Один брат причастился, и два дня молитва у него сама творилась, даже когда он спал. И, конечно, в сердце была невыразимая сладость, ибо это дар. Даром дается нам духовная пища. Не говорит ли Христос: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»[19] (Ин. 6, 54).

Мы каждый день совершаем службы в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы до 1-го часа[20], потом расходимся по маленьким храмам. Каждый будний день одновременно совершается примерно десять литургий. В соборе у нас литургия по воскресеньям и большим праздникам, когда служат все священники. Так что «горе имеим сердца»!

Игумения Евдокия: Ваше Высокопреподобие, дорогой наш отец Ефрем. Мы сердечно благодарим Вас за те труды, которые Вы понесли ради нас, ради того, чтобы мы стали ближе к Богу, ради того, чтобы нас поднять еще выше на ступеньку и помочь нам вести монашескую жизнь по воле Божией. Мы очень желаем, чтобы Ваш визит был не последним. И да вознаградит Вас Господь и Царица Небесная, а преподобная Евфросиния да будет Вам помощницей во все дни жизни Вашей!

Печатается по изданию: Монашество есть восхождение к Богу. Из греческих бесед в обители преподобной Евфросинии. Полоцк: Спасо-Ефросиниевский ставропигиальный женский монастырь, 2019.



[1] Старец Иосиф Ватопедский (1921–2009) – известный афонский подвижник. С 1947 по 1959 г. находился в послушании у старца Иосифа Исихаста. С 1989 г. по решению Священного Кинота Святой Горы Афон возглавил возрождение общежительной жизни монастыря Ватопед. В последнее время издано более 14 книг – поучений старца.

[2] Старец Иосиф Исихаст (в миру Франциск Коттис, 1897–1959) – выдающийся подвижник ХХ в., духовный наставник многих афонских монахов. Почитается как местночтимый святой на Горе Афон, а также в Румынии.

[3] Старец Ефрем Катунакский (в миру Евангелис Папаникитас, 1912–1998) – ученик старца Иосифа Исихаста. Подвизался в скиту прп. Ефрема Сирина на Катунаках (юго-западная часть Афона). Продолжатель древней исихастской традиции молитвы.

[4]1 Здесь не имеется в виду только дело послушания, а прежде всего послушание как добродетель, вид аскезы. В греческом языке существуют разные слова, объясняющие это понятие: υπακοή (ипакои) – послушание как добродетель и διακόνημα (диаконима) – дело (работа) каждого монаха, которое он исполняет за послушание (ипакои) игумену, собору старцев монастыря. Также есть различие и в слове «послушник»: δόκιμος (докимос) – «испытываемый», «пробуемый», т. е. мирянин, который пробует стать монахом, так называемый новоначальный монах, и υποτακτικός (ипотактикос) – всякий монах. Во втором смысле послушниками бывают и схимонахи, и иеромонахи и т. д.

[5] Преподобный Марк Подвижник (IV – нач. V в.) – пустынник, аскет, автор мистических и аскетических сочинений (день памяти 20 мая /2 июня).

[6] Некоторые люди имеют так называемый созидательный характер, имеют склонность все менять (как они считают, к лучшему – и зачастую они правы), интересуются многим, за все берутся всем естеством (в худшем случае, и не за свои дела) – одним словом, проявляют инициативу во всем. Им в монастыре часто труднее подчиняться, особенно если игумения со слабой инициативой. Если старшая сестра имеет такой характер, она может начать смотреть на игумению свысока, осуждать ее и не считать обязательным даже советоваться с ней о некоторых вещах. «Окроплять в чаше послушания» – значит выразить свое мнение и, если игумения одобряет инициативу сестры, совершить это дело, а если нет, не настаивать и не печалиться из-за того, что нам отсекли волю (хотение).

[7] То есть иметь постоянство в занятии Иисусовой молитвой.

[8] Прибыла из Греции в Полоцк с архимандритом Ефремом.

[9] Прибыл из Греции в Полоцк с архимандритом Ефремом.

[10] Дословно – совоюем.

[11] Преподобный Пимен Великий. – Прим. ред.

[12] Это не значит, что монахини должны постоянно наблюдать за другими, вместо того чтобы оплакивать свои грехи. Ведь общежитие – это воплощенная во Христе любовь, поэтому, говоря о немощах сестры, нужно руководствоваться только любовью, желая исправления сестры и переживая за нее. Только болея душой за поступок сестры и внутренне молясь за нее, можно говорить о ней игумении. Никогда нельзя требовать от матушки наказать сестру или указывать, каким путем ее вразумить. Следует лишь осведомить игумению о случившемся, не имея при этом в своем сердце ни осуждения, ни злорадства.

[13] Это мнение встречается у одного из лучших православных богословов ХХ века протопресвитера Иоанна Романидиса. Здесь имеется в виду, что любовь Божия простирается на всю тварь. В зависимости от того, как откликается каждая из них на эту любовь, вкушает столько же от этой любви. Бог нелицеприятен, чтобы одному подавать больше, а другому меньше.

[14] Имеется в виду не только очищение от греховных дел, но и от самих воспоминаний греха.

[15] Здесь имеется в виду, что все святые отцы писали в основном для тех, кто живет в общежительных монастырях – киновиях. Киновия же – это воплощенная любовь. И что очень важно – это любовь именно во Христе! Если же безмолвник пишет о любви (как бы только для безмолвников), это все-таки та же любовь, которая опытно переживается и в киновии.

[16] Класть поклон – древняя монашеская традиция. При встрече игумена, перед началом и по окончании всякого дела в знак подчинения и послушания подобает монаху сделать поясной (иногда и земной) поклон игумену, поцеловать его правую руку и снова сделать поклон.

[17] В остальные дни в Ватопедской обители, чтобы ни в одной церкви Святая Чаша не возвращалась в алтарь хотя бы без одного причастника, накануне уставщик выбирает по списку братьев по числу литургий следующего дня (от 7 до 10) и просит приготовить им постную пищу.

[18] В Великий пост братия Ватопедского монастыря причащаются также каждый день. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в Ватопеде ежедневно, кроме первых двух дней Великого поста и Великой Пятницы.

[19] Такая насыщенная литургическая жизнь существует, пожалуй, только на Афоне, но в общих чертах подобная практика распространена во многих монастырях. Особого приготовления перед Причастием у афонитов нет, ведь вся их жизнь и есть приготовление к Святому Причастию. Послушание, молитва, строгость распорядка монашеской жизни, аскеза – все это и является приготовлением к причащению Святых Христовых Таин. Две трети жизни афонских монахов составляет пост (причем больше половины его – без елея), каждый день братия несут подвиги бдения и непрестанной молитвы, стараются хранить совесть чистой и постоянно (зачастую и каждый день) очищать ее исповедью и откровением помыслов, стараются исполнять в точности послушание. Что еще больше можно сделать, чтобы лучше подготовиться к Святому Причастию? Кроме молитвенного правила перед Святым Причащением каждый брат совершает (кто сколько может) духовные и телесные добровольные подвиги, всегда все согласуя со старцем. Так часто афониты причащаются не потому, что достойны этого, но потому, что, как и все люди, больны и нуждаются в духовном лекарстве. Поскольку нет у братии таких грехов, которые являются препятствием к Причастию, они не отдаляют себя от этого Животворящего Источника. Нежелание приступить к Святой Чаше для афонских монахов служит поводом для самоукорения.

[20] Имеется в виду чинопоследование богослужения 1-го часа (совершается после утрени).

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 апреля, суббота

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение.

21.30 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 апреля, суббота

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX).

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY