Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем – днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца.

В сей воскресный день, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Церковь предлагает нам чтение Евангелия от Матфея, в котором рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос вместе со Своими учениками-апостолами входит в древний град Капернаум. В этом городе Его встречает сотник, который обращается к Нему с просьбой об исцелении его слуги. И когда Господь, казалось бы, уже направляет стопы Свои к нему в дом, сотник обращается ко Христу с такими словами: “имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает” (Мф. 8, 9). Но при всем этом он говорит, что не достоин принять Христа в своем доме и просит Его, чтобы Христос сказал лишь Свое слово об исцелении слуги, веря, что тот лишь по слову Христову получит исцеление. На что Христос говорит, что в народе Божием он не видел такой веры, искренней, чистой и твердой, как в этом человеке. И говорит, обращаясь к нему, чтобы тот отправлялся в свой дом, и ему будет дано по его вере. И, как говорит евангелист, слуга этого сотника тот час же исцелился.

О чем нам говорит сегодняшнее Евангелие? Кто такой сотник? Сотник – гражданин Римской империи, который находился на государственной должности и был одним из военачальников. В светской литературе и кинематографе мы часто слышим наименование не “сотник”, а “центурион”. Именно так можно перевести его должность. В его власти находился отряд воинов в количестве ста человек. По вере своей этот человек был язычником, как и все, в основном, жители Римской империи. Казалось бы, как человек, будучи язычником и военачальником, высоким государственным мужем, имеет столь великую веру, что обращается ко Христу, веруя в Него, возможно, еще не как в Мессию, не как в Спасителя, но видя в Нем великого пророка, великого религиозного деятеля. Он верил, что Тот лишь Своим словом может исцелить его слугу.

Казалось, сотник поставлен для того, чтобы заточать в тюрьмы таких, как Христос. Потому что такие люди, как Христос, за которыми шел народ, которые были в чести у иудейского народа, были потенциальными возмутителями в Римской империи. Иудеи ненавидели римлян, считая их завоевателями, оккупационной властью, и этот римский военачальник прекрасно знал, как к нему относится иудейский народ. И даже войти в дом такого человека, как сотник, для правоверного иудея считалось осквернением своего тела. Прекрасно зная эти законы иудейского общества, осознавая свое недостоинство пред Христом, этот сотник просит, чтобы Христос хотя бы Своим словом обратился и исцелил его слугу.

С одной стороны, это Евангелие учит нас тому, как нужно относиться к людям. Как относиться к своим родителям, бабушкам, дедушкам, мы хорошо знаем. Часто мы молимся о них, просим у Бога им здравия и духовного, и телесного. Зная об их нуждах, мы обращаемся к Богу, чтобы Он исправил эти нужды, но при этом мы зачастую забываем молиться о тех, кто рядом с нами, кто не является нашим близким, родным человеком, о тех, кто рядом с нами стоит в храме, кто рядом с нами живет, кто рядом с нами трудится, тем паче о тех, кто находится в нашем подчинении.

И вот сегодняшнее Евангелие показывает, как нужно относиться к каждому христианину. Сотник, будучи язычником, будучи человеком, облеченным властью, своего подчиненного, можно сказать, раба, немощного, вводит в свой дом, заботится о его здравии. Казалось бы, ну не станет этого – найдется множество других. Но он, как отец о чаде своем, заботится об этом своем слуге.

С другой стороны, это Евангелие учит нас вере. Истинной вере в Бога, вере твердой и непоколебимой, вере в то, что если мы что-то действительно просим у Бога и если это нужно для нашей души и тела, то Господь непременно нам это подаст.

Этот пример веры показывает и богоизбранный народ. Не тот, который хорошо знал Священное Писание Ветхого Завета, не тот, который хорошо знал предание святых отцов. Именно язычник показывает всему народу пример действительно искренней веры. Веры в то, что если мы уповаем на Бога и веруем во Христа, то непременно получим просимое. Зачастую наша вера колеблется, когда мы получаем просимое не тотчас же, не в сию секунду. И мы колеблемся, ропщем, унываем, но забываем о том, что Господь каждого ведет Своим путем в Царство Небесное. Кому-то нужно и в сию минуту получить просимое, а кто-то годами просит у Бога.

В Египетском Патерике приводится пример аввы Аммона, к которому обратилось его духовное чадо, спросив, как побороть гнев. На что старец ответил, что он 14 лет денно и нощно в пустыне, в затворе, молил Бога, чтобы от него отошла эта страсть.

А мы зачастую один-два раза попросим и уже начинаем роптать. Мы видим, как подвижники Божии были непоколебимы в своей вере, зная, что действительно милосердный Господь, если нам это будет необходимо, подаст просимое.

Церковь говорит, что именно этот сотник оказался рядом со Христом в тот момент, когда Христос был в бесчестии, в поругании, в унижении, в бесславии, висящим на Кресте. И именно там, на Голгофе, этот сотник засвидетельствовал свою веру во Христа, как в Мессию. И имя этого сотника вошло в нашу историю, как Лонгин, который прославился мученичеством за Христа. Мы видим пример стойкой веры преподобного Лонгина, мученика Лонгина, и пример веры преподобного Сергия, память которого мы сегодня совершаем. В отличие от Лонгина, он веру во Христа впитал от чрева матери. Еще будучи во чреве матери, он прославлял Святую Троицу. От матерних пелен он своими благочестивыми родителями-боярами воспитывался в благочестии и в вере во Христа, в страхе Божием. И именно эта вера помогала ему переносить все трудности, все скорби, все лишения, все невзгоды, которые выпадали на его жизненном пути. Потому что он не всю жизнь был боярским сыном. Он имел веру и когда он был боярином, сыном знатных родителей, и сохранил эту веру, когда был простым иноком в лесу. И эта вера действительно сподвигала его быть добрым христианином. Будучи чадом – быть послушным своим родителям, будучи отроком – стремиться стяжать множество добродетелей, в том числе и знания, которые преподавались ему учителями.

Эта вера помогала ему нести труды и подвиги, когда он поначалу один находился в пустыне, в лесу, где не было никого, и в дальнейшем, когда он разделял сей подвиг со своим братом, претерпевая и холод, и жажду, и глад, и множество скорбей. Казалось бы, уже другой убежал бы из этого темного леса, но вера в истинного Бога помогала ему все это претерпевать. Эта вера помогла ему приобрести смирение, когда он безропотно ушел из монастыря, основанного его потом и кровью. Узнав, что его брат хочет занять его место, он со смирением ушел, оставив это место для брата и братии, со смирением перенеся ту скорбь, которая бы подвергла бы в уныние множество людей, окажись они в таком же положении.

По своей твердой вере в Бога он положил множество трудов, чтобы объединить народы Святой Руси. Объединить, в первую очередь, в Боге, во Христе. Образом этого единения он положил образ Святой Троицы, Нераздельной и Неразлучной. Это показывает всем верующим людям Святой Руси, как трудно быть едиными. Люди, которые находились за пределами Святой Руси, были преисполнены зависти к ее могуществу, к ее богатству, к ее процветанию. Чтобы никто не смог поколебать величество Святой Руси, он своими трудами, подвигами, своей верой показал, что все возможно верующему во Христа человеку. Простой монах, инок из темного леса, смог своей молитвой, своим трудом, своим примером, своим назиданием объединить русских людей в единую верующую христианскую семью.

Взирая на сегодняшние примеры: мученика Лонгина Сотника, преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца, будем просить в первую очередь у Бога веры. Веры искренней, веры неподдельной, веры чистой, веры добродетельной. Чтобы действительно через эту веру стяжать множество и других добродетелей и с ним войти в Царствие Небесное. Аминь. Спаси всех Господи!»

Иерей Сергий Антипорук

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

14/27 июля, вторник

Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулиты. (служба перенесена с 15/28.07)

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й ч. Всенощное бдение с литией.

Частицы св. мощей прп. Стефана Махрищского и мч. Иуста, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

14/27 июля, вторник

Ап. от 70-ти Акилы (I).

Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809).

Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).

Смотреть все

Каталог TUT.BY