Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевского монастыря о Свято-Покровском приходе города Минска

Распечатать

Воспоминания написаны сестрами
Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевского монастыря о Свято-Покровском приходе города Минска

Слова «Покровский», «Покровское», столь тесно связанные с вековой исторической памятью Руси, уже много лет привычно входят в нашу жизнь. Покровские храмы и монастыри – образы Руси Древней и Новой: храм Покрова на Нерли, собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади, Покровский монастырь в Киеве, основанный великой княгиней Александрой Петровной (в иночестве – Анастасией)… Для сестер Спасо-Евфросиниевской обители особо памятными, незабываемыми стали дни, проведенные в 2009–2010 годах в Минском Свято-Покровском приходе, что в Крупцах, где и ныне хранится чтимый список чудотворной иконы Божией Матери «Крупецкой». Воспоминаниями о дивной красоте этого святого места, о добрых людях, работающих там Господу, благодатными впечатлениями и хотелось бы поделиться с читателем.

Свято-Покровский приход расположен на самой окраине Минска, близ старинного кладбища. Когда едешь по проспекту Победителей, еще издали, за кронами деревьев, виден луковичный купол и очертания белокаменного храма, возвышающегося на холме. Рядом с храмом – небольшой пруд, заросший камышами, и старая липа, под тенью которой бьет ключ родниковой воды. По преданию, в ветвях этой липы в 1612 году была явлена икона Божией Матери, получившая впоследствии от названия местности наименование Крупецкой и прославившаяся многими чудесами. Вскоре близ источника возвели часовню, где и поместили обретенную святыню. Позднее, в 1856 году, на месте обветшавшей часовни был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Минчане и жители окрестных селений, издревле почитавшие чудотворный образ, приходили в Покровскую церковь, чтобы помолиться Царице Небесной и «утолить жажду души и тела струями живоносного источника», от вод которого совершалось множество исцелений.

В это благодатное место, под покров Пречистой Девы, в 2009 году приехало несколько сестер Спасо-Евфросиниевской обители, работавших над изданием книги «Полоцкое Радование». Работа над этой книгой, посвященной торжествам перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, велась на протяжении почти двух десятилетий. За это время в архивах и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Вильнюса был собран обширный документальный материал, относящийся к событиям 1910 года, подготовлены тексты основных разделов книги и комментариев[1]. Однако предстоял еще большой труд, связанный с редактированием и корректурой. Всю допечатную подготовку требовалось завершить в максимально короткий срок, так как издание должно было увидеть свет к юбилею 100-летия Свято-Евфросиниевских Торжеств[2]. И именно в этот сложный период заботами председателя Братства в честь святого Архистратига Михаила, стоявшего у истоков возрождения Минского Свято-Покровского храма, Олега Витальевича Дихтиевского, полоцким сестрам в административном здании прихода было предоставлено несколько комнат, в том числе издательский кабинет с компьютером. Так, на целый год Свято-Покровский приход в Крупцах стал пристанищем и как бы «вторым монастырем» для насельниц Спасо-Евфросиниевской обители.

Рабочий день сестер в Крупцах начинался ранним утром, а заканчивался иногда далеко за полночь. Множество раз редактировались тексты, несколько раз пересматривалась концепция книги. В целом, все дни, загруженные редакционно-издательской работой, были похожи один на другой, но были и минуты, часы, надолго оставившие след в памяти.

Иногда по вечерам, взяв с собой четки, а летом и что-либо из святоотеческих творений, сестры выходили на прогулку. Само место, где расположен Свято-Покровский приход и его окрестности, находящиеся в черте столичного микрорайона «Веснянка», весьма живописны. Неподалеку протекает река Свислочь, если пройти еще немного, то попадешь в березовую рощу со множеством ягод и грибов. Покровская церковь, построенная в древнерусском стиле и удивительно похожая на свой первообраз – храм Покрова на Нерли, словно белый корабль, плывет по городскому морю. На фоне современного городского пейзажа она выглядит совсем «неотмирной». Кажется, лишь на мгновение причалил храм-корабль к земле, чтобы вновь вознестись на небо, соединить земное и небесное… Здесь же рядом спуск по каменной лестнице к святому источнику, который в прежнее, дореволюционное время, согласно преданию, истекал из-под церковного алтаря. И сейчас над источником также находится церковь в честь Крупецкой иконы Божией Матери, построенная в 1998 году. Сестры частенько приходили на это святое место почерпать воду и помолиться у чтимого образа Пресвятой Богородицы, помещенного в храме в высоком киоте с лампадами. Позже сестры узнали о том, что древняя чудотворная икона в 1924 году была перенесена из закрытой Свято-Покровской церкви в Екатерининскую, затем в Свято-Петро-Павловский собор и впоследствии утрачена. В настоящее же время в Крупецкой церкви находится список чудотворного образа, датируемый первой половиной XIX века. Перед этим образом Всемилостивой Владычицы сестры часто молились подолгу. И не раз в скорбных обстоятельствах, в нашествии искушений, посреди трудностей, казавшихся непреодолимыми, Царица Небесная являла свою скорую помощь: разрешались недоумения, рассеивались тучи сомнений, водворялся мир.

В тот период, когда полоцкие сестры жили в Крупцах, богослужения чаще всего совершались в криптовой церкви, освященной в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской. Этот храм, очень благолепный, устроен в полуподземном помещении – в подцерковье Свято-Покровского собора. В своем основании он, подобно древним мартириям и баптистериям, имеет форму круга, символизирующего вечность; потолки сделаны в виде арочных сводов. В криптовой церкви находятся чтимые иконы преподобной Евфросинии Полоцкой, святого мученика-младенца Гавриила Белостокского, святой благоверной княгини Софии Слуцкой, священномученика Серафима, архимандрита Жировицкого, с частицами святых мощей. И будничные, и праздничные службы в храме Новомучеников производили неизгладимое впечатление. Замечательным было пение, профессиональное, и вместе с тем, молитвенное, располагавшее к покаянию. Особенно запомнилось, как умилительно в Великом посту пели «На реках Вавилонских…». Запомнилось и священнослужение, чинное, благоговейное. Все церковные последования совершались по уставу; в храме ежедневно звучали проповеди.

Священнослужители Свято-Покровского прихода – настоятель протоиерей Виктор Беляков и иерей Василий Дубойский – проявляли по отношению к полоцким сестрам, проживавшим в Крупцах, самое искреннее и теплое участие, не раз подбадривали, утешали их мудрым словом и добрым отеческим советом. Что и сказать? Находясь под покровом Царицы Небесной в это непростое, но светлое и незабываемое время, сестры были окружены всеобщим вниманием и любовью и ни в чем не испытывали какой-либо нужды. В жизни все шло своим чередом: труд, молитва. Трапеза, приготовленная с любовью, поставлялась ежедневно. Но главное – рядом был храм. Только выйдешь из комнаты, немного пройдешь по коридору, спустишься по ступенькам вниз, – и ты в церкви… Во время работы также никогда не покидало сознание того, что близ находится великая святыня, и всякое порученное дело должно совершать только с именем Божиим, во славу Божию… Конечно же, Сама Пресвятая Богородица заботилась об инокинях, оказавшихся волею обстоятельств вне стен родной обители. Исполняя послушание и не промышляя о «хлебе насущном», не думая о завтрашнем дне, по Ее святым молитвам сестры получали все необходимое: кров, пищу, питие…

На шестой седмице Великого Поста, накануне Лазаревой субботы, работа над книгой «Полоцкое Радование» была завершена. Сестры покинули Крупцы и вернулись в Полоцк, в свой монастырь, к привычному образу жизни. К торжествам в честь 100-летия перенесения мощей преподобной Евфросинии книга увидела свет, и первая часть ее тиража, отпечатанная в одной из минских типографий, была доставлена в Спасо-Евфросиниевскую обитель.

Сейчас, по прошествии нескольких лет, время уже начинает стирать в памяти черты ушедшего. Забываются радости и скорби. Но в сердцах наших сестер и ныне живы светлые воспоминания о днях, проведенных в Минском Свято-Покровском приходе, в гостях у Божией Матери. Да пребудет всегда Покров Всемилостивой Владычицы над этим святым благословенным местом. Да воздаст Господь сторицей всем служащим и труждающимся в нем в честь и славу Пресвятой Богородицы. Мы же, грешные, с любовью помним послуживших и оказавших нам милость и возносим о них наши немощные молитвы…

Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Игумения Евдокия с сестрами



[1] Цель создания книги «Полоцкое Радование» – прославление преподобной Евфросинии, великой княжны и игумении Полоцкой, основательницы девической обители «у церкви Спаса». В книге помещен документальный материал о всем пути следования мощей преподобной из Киева в Полоцк, впервые опубликовано факсимиле проложного жития святой, датируемого нач. XVI в. Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 г. представлены в широком историческом контексте. В виде отдельных комментариев помещена информация о полоцких архиереях, церковных и государственных деятелях России XIX–XX столетий, участниках событий 1910 г. Книга знакомит читателя с историей Полоцкой земли и судьбами Православия на Полотчине.

[2] Празднование в честь 100-летия со времени перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк совершалось 23–24 мая (5–6 июня по н. ст.) 2010 г. Согласно церковному месяцеслову, 23 мая (5 июня по н. ст.) – день преставления прп. Евфросинии. В 2007 г. Святой Синод Белорусской Православной Церкви постановил 24 мая (6 июня по н. ст.) воспоминать ежегодно событие перенесения мощей святой из Киево-Печерской Лавры в созданную ею обитель.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 сентября, понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и иже с ним.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 сентября, понедельник

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Смотреть все

Каталог TUT.BY