Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевского монастыря о Свято-Покровском приходе города Минска

Распечатать

Воспоминания написаны сестрами
Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Воспоминания сестер Спасо-Евфросиниевского монастыря о Свято-Покровском приходе города Минска

Слова «Покровский», «Покровское», столь тесно связанные с вековой исторической памятью Руси, уже много лет привычно входят в нашу жизнь. Покровские храмы и монастыри – образы Руси Древней и Новой: храм Покрова на Нерли, собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади, Покровский монастырь в Киеве, основанный великой княгиней Александрой Петровной (в иночестве – Анастасией)… Для сестер Спасо-Евфросиниевской обители особо памятными, незабываемыми стали дни, проведенные в 2009–2010 годах в Минском Свято-Покровском приходе, что в Крупцах, где и ныне хранится чтимый список чудотворной иконы Божией Матери «Крупецкой». Воспоминаниями о дивной красоте этого святого места, о добрых людях, работающих там Господу, благодатными впечатлениями и хотелось бы поделиться с читателем.

Свято-Покровский приход расположен на самой окраине Минска, близ старинного кладбища. Когда едешь по проспекту Победителей, еще издали, за кронами деревьев, виден луковичный купол и очертания белокаменного храма, возвышающегося на холме. Рядом с храмом – небольшой пруд, заросший камышами, и старая липа, под тенью которой бьет ключ родниковой воды. По преданию, в ветвях этой липы в 1612 году была явлена икона Божией Матери, получившая впоследствии от названия местности наименование Крупецкой и прославившаяся многими чудесами. Вскоре близ источника возвели часовню, где и поместили обретенную святыню. Позднее, в 1856 году, на месте обветшавшей часовни был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Минчане и жители окрестных селений, издревле почитавшие чудотворный образ, приходили в Покровскую церковь, чтобы помолиться Царице Небесной и «утолить жажду души и тела струями живоносного источника», от вод которого совершалось множество исцелений.

В это благодатное место, под покров Пречистой Девы, в 2009 году приехало несколько сестер Спасо-Евфросиниевской обители, работавших над изданием книги «Полоцкое Радование». Работа над этой книгой, посвященной торжествам перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, велась на протяжении почти двух десятилетий. За это время в архивах и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Вильнюса был собран обширный документальный материал, относящийся к событиям 1910 года, подготовлены тексты основных разделов книги и комментариев[1]. Однако предстоял еще большой труд, связанный с редактированием и корректурой. Всю допечатную подготовку требовалось завершить в максимально короткий срок, так как издание должно было увидеть свет к юбилею 100-летия Свято-Евфросиниевских Торжеств[2]. И именно в этот сложный период заботами председателя Братства в честь святого Архистратига Михаила, стоявшего у истоков возрождения Минского Свято-Покровского храма, Олега Витальевича Дихтиевского, полоцким сестрам в административном здании прихода было предоставлено несколько комнат, в том числе издательский кабинет с компьютером. Так, на целый год Свято-Покровский приход в Крупцах стал пристанищем и как бы «вторым монастырем» для насельниц Спасо-Евфросиниевской обители.

Рабочий день сестер в Крупцах начинался ранним утром, а заканчивался иногда далеко за полночь. Множество раз редактировались тексты, несколько раз пересматривалась концепция книги. В целом, все дни, загруженные редакционно-издательской работой, были похожи один на другой, но были и минуты, часы, надолго оставившие след в памяти.

Иногда по вечерам, взяв с собой четки, а летом и что-либо из святоотеческих творений, сестры выходили на прогулку. Само место, где расположен Свято-Покровский приход и его окрестности, находящиеся в черте столичного микрорайона «Веснянка», весьма живописны. Неподалеку протекает река Свислочь, если пройти еще немного, то попадешь в березовую рощу со множеством ягод и грибов. Покровская церковь, построенная в древнерусском стиле и удивительно похожая на свой первообраз – храм Покрова на Нерли, словно белый корабль, плывет по городскому морю. На фоне современного городского пейзажа она выглядит совсем «неотмирной». Кажется, лишь на мгновение причалил храм-корабль к земле, чтобы вновь вознестись на небо, соединить земное и небесное… Здесь же рядом спуск по каменной лестнице к святому источнику, который в прежнее, дореволюционное время, согласно преданию, истекал из-под церковного алтаря. И сейчас над источником также находится церковь в честь Крупецкой иконы Божией Матери, построенная в 1998 году. Сестры частенько приходили на это святое место почерпать воду и помолиться у чтимого образа Пресвятой Богородицы, помещенного в храме в высоком киоте с лампадами. Позже сестры узнали о том, что древняя чудотворная икона в 1924 году была перенесена из закрытой Свято-Покровской церкви в Екатерининскую, затем в Свято-Петро-Павловский собор и впоследствии утрачена. В настоящее же время в Крупецкой церкви находится список чудотворного образа, датируемый первой половиной XIX века. Перед этим образом Всемилостивой Владычицы сестры часто молились подолгу. И не раз в скорбных обстоятельствах, в нашествии искушений, посреди трудностей, казавшихся непреодолимыми, Царица Небесная являла свою скорую помощь: разрешались недоумения, рассеивались тучи сомнений, водворялся мир.

В тот период, когда полоцкие сестры жили в Крупцах, богослужения чаще всего совершались в криптовой церкви, освященной в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской. Этот храм, очень благолепный, устроен в полуподземном помещении – в подцерковье Свято-Покровского собора. В своем основании он, подобно древним мартириям и баптистериям, имеет форму круга, символизирующего вечность; потолки сделаны в виде арочных сводов. В криптовой церкви находятся чтимые иконы преподобной Евфросинии Полоцкой, святого мученика-младенца Гавриила Белостокского, святой благоверной княгини Софии Слуцкой, священномученика Серафима, архимандрита Жировицкого, с частицами святых мощей. И будничные, и праздничные службы в храме Новомучеников производили неизгладимое впечатление. Замечательным было пение, профессиональное, и вместе с тем, молитвенное, располагавшее к покаянию. Особенно запомнилось, как умилительно в Великом посту пели «На реках Вавилонских…». Запомнилось и священнослужение, чинное, благоговейное. Все церковные последования совершались по уставу; в храме ежедневно звучали проповеди.

Священнослужители Свято-Покровского прихода – настоятель протоиерей Виктор Беляков и иерей Василий Дубойский – проявляли по отношению к полоцким сестрам, проживавшим в Крупцах, самое искреннее и теплое участие, не раз подбадривали, утешали их мудрым словом и добрым отеческим советом. Что и сказать? Находясь под покровом Царицы Небесной в это непростое, но светлое и незабываемое время, сестры были окружены всеобщим вниманием и любовью и ни в чем не испытывали какой-либо нужды. В жизни все шло своим чередом: труд, молитва. Трапеза, приготовленная с любовью, поставлялась ежедневно. Но главное – рядом был храм. Только выйдешь из комнаты, немного пройдешь по коридору, спустишься по ступенькам вниз, – и ты в церкви… Во время работы также никогда не покидало сознание того, что близ находится великая святыня, и всякое порученное дело должно совершать только с именем Божиим, во славу Божию… Конечно же, Сама Пресвятая Богородица заботилась об инокинях, оказавшихся волею обстоятельств вне стен родной обители. Исполняя послушание и не промышляя о «хлебе насущном», не думая о завтрашнем дне, по Ее святым молитвам сестры получали все необходимое: кров, пищу, питие…

На шестой седмице Великого Поста, накануне Лазаревой субботы, работа над книгой «Полоцкое Радование» была завершена. Сестры покинули Крупцы и вернулись в Полоцк, в свой монастырь, к привычному образу жизни. К торжествам в честь 100-летия перенесения мощей преподобной Евфросинии книга увидела свет, и первая часть ее тиража, отпечатанная в одной из минских типографий, была доставлена в Спасо-Евфросиниевскую обитель.

Сейчас, по прошествии нескольких лет, время уже начинает стирать в памяти черты ушедшего. Забываются радости и скорби. Но в сердцах наших сестер и ныне живы светлые воспоминания о днях, проведенных в Минском Свято-Покровском приходе, в гостях у Божией Матери. Да пребудет всегда Покров Всемилостивой Владычицы над этим святым благословенным местом. Да воздаст Господь сторицей всем служащим и труждающимся в нем в честь и славу Пресвятой Богородицы. Мы же, грешные, с любовью помним послуживших и оказавших нам милость и возносим о них наши немощные молитвы…

Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Игумения Евдокия с сестрами



[1] Цель создания книги «Полоцкое Радование» – прославление преподобной Евфросинии, великой княжны и игумении Полоцкой, основательницы девической обители «у церкви Спаса». В книге помещен документальный материал о всем пути следования мощей преподобной из Киева в Полоцк, впервые опубликовано факсимиле проложного жития святой, датируемого нач. XVI в. Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 г. представлены в широком историческом контексте. В виде отдельных комментариев помещена информация о полоцких архиереях, церковных и государственных деятелях России XIX–XX столетий, участниках событий 1910 г. Книга знакомит читателя с историей Полоцкой земли и судьбами Православия на Полотчине.

[2] Празднование в честь 100-летия со времени перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк совершалось 23–24 мая (5–6 июня по н. ст.) 2010 г. Согласно церковному месяцеслову, 23 мая (5 июня по н. ст.) – день преставления прп. Евфросинии. В 2007 г. Святой Синод Белорусской Православной Церкви постановил 24 мая (6 июня по н. ст.) воспоминать ежегодно событие перенесения мощей святой из Киево-Печерской Лавры в созданную ею обитель.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY