Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днем, днем Попразднства Успения Божией Матери.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали апостольское повествование, в котором слова, сказанные апостолом Павлом, с одной стороны, просты, а с другой стороны, трудны. Просты в понимании, а трудны для исполнения в этом мире. О чем сегодня говорил апостол?

Апостол говорил: если “злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим” (1 Кор 4:12–13), и, казалось бы, умом человек понимает эти простые слова. Но как зачастую бывает трудно их исполнить, когда это злословие, это гонение или хуление касается нас самих.

Зачастую ли люди поступают по словам апостола Павла? Да и мы с вами зачастую ли сдерживаем себя, чтобы поступить по словам апостола? Да, бывает, мы сдерживаем себя. Но, как правило, такое происходит, когда эти злохуления, злословия приходят либо от людей, стоящих выше нас по должности, либо когда мы слышим эти обиды от человека, который сильнее нас физически. В таких случаях мы можем переступить через себя, через свое “я”, промолчать или в чем-то воздержаться.

Но поступаем ли мы также, когда эти злословия и обиды приходят к нам от людей, равных нам, или от тех, кто слабее нас, кто ниже нас стоит по должности, по рангу, от тех, которые, возможно, не могут нам воздать за наши слова? К сожалению, мы видим, что зачастую люди отвечают злом на зло. И среди окружающих нас людей мы видим такое, и, особенно, в виртуальном мире, в мире Интернета. Мы видим, что он наполнен и осуждением, и злословием, и завистью. Чего только недоброго там можно увидеть и прочитать, когда люди по своим страстям, не задумываясь о последствиях, начинают излагать все то, что приходит им на ум.

Так о чем говорит апостол Павел? Неужели его слова – это какая-то фантазия? Неужели его слова – это какие-то неисполнимые законы?

Апостол Павел говорит не о том, как оно есть. Апостол Павел говорит о том, как должно быть, как должно быть в этом мире, какие отношения должны быть между христианами. Потому что в сегодняшнем Послании он обращается не только к жителям древнего города Коринфа, но и к каждому из нас, к каждому верующему во Христа человеку, к каждому, кто, приняв Таинство Крещения, решил следовать за Христом.

Апостол Павел учит нас не противляться злу злом. Он учит нас тому, что каждому злу нужно противопоставлять добро, и приводит пример, как это можно сделать. Он говорит о благословении, он говорит о терпении, и он говорит о молитве. Потому что зло, которое противопоставляется злу, только лишь увеличивается в прогрессе. Оно увеличивается, и конец злу – это не жизнь, а смерть. Кода зла станет в этом мире больше добра, придет кончина этого мира. Поэтому апостол Павел и вразумляет христиан, говоря нам эти слова, призывает нас молиться за тех, кто нас обижает, за тех, кто нас злословит, хулит или гонит. Зачастую бывает сложно это сделать, особенно, когда мы это получаем от тех людей, которые стоят выше нас, как я уже сказал. Но это нужно сделать, потому что лишь так мы можем победить зло в этом мире.

Святейший Патриарх Сербский Павел говорил, что мы не можем из этого мира сделать рай, но можем постараться сделать так, чтобы этот мир не превратился в ад.

И действительно, если православные христиане начнут жить по заповедям Божиим, по словам, которые мы слышали сегодня от апостола Павла, то этот мир, конечно же, в ад не превратится. Да, тяжело молиться за врагов своих, но это нужно делать. Возможно, поначалу это будет не искренняя молитва, исходящая от сердца, но с течением времени она, скорее всего, такой станет, если мы будем прилагать к этому усилия и призывать всесильную помощь Божию. Только это нужно делать, не лукавя, и совершать эту молитву не ради исполнения буквы закона, а по велению своего сердца. Потому что когда мы исполняем лишь букву закона, ничего доброго из этого не получится. Порой даже доходит до смешного.

Когда я учился в духовных школах и нес послушание в церковной лавке, однажды произошел такой случай. Женщина пришла в церковную лавку, принесла две записки, в которых было написано по пару имен, и сказала: “Можно я эти записки скреплю скрепкой и подам как одну?” Я ответил: “А зачем Вы так делаете?” И она сказала: “А на одной написаны мои дети, а на другой – мои враги. А как я могу своих детей писать с врагами в одной записке?” Не лукавство ли это перед Богом? Не лукавство ли это в глазах Божиих?

Не так ли и мы порой поступаем? Наоборот, тех людей, которые нас обидели, оскорбили или причинили нам зло, нужно писать впереди своих детей, потому что, как учат святые отцы, если мы не будем за них искренне молиться, если не будем просить о них Бога и стараться исправить эти бедственные ситуации в нашей жизни, то, возможно, и Господь тогда не примет молитву и за наших детей, и за наших близких, и за наших родных.

Поэтому, молясь за обидящих нас, не будем лукавить, не будем изворачиваться и придумывать что-то, а будем искренне возносить молитву за этих людей, стараться делать им добро, и, возможно, с течением времени мы сможем взглянуть в глаза таких людей не с осуждением, не со злобой, а с любовью, и увидеть в этих глазах исправление.

Кто-то скажет, что это из области фантастики. Да, конечно, возможно, этого и не произойдет стопроцентно. Но поверьте, братья и сестры, если мы будем со смирением, молитвой, с верой в Бога нести этот крест, нести этот труд, эту молитву, то в большинстве случаев мы действительно получим просимое и увидим исправление в этих людях. Мы увидим покаяние в этих людях. Как говорится, душа человека по природе христианка, и в каждом человеке есть что-то доброе. Если мы так будем поступать, может, человек действительно задумается о том, что он не прав, и тогда к этому человеку придет исправление.

Поэтому девиз сегодняшнего апостольского послания: не противьтесь злу злом, восставайте против зла добром и тем самым исполните заповедь Божию.

Мы знаем это на примере святых угодников Божиих. Во времена преподобного Сергия Радонежского казалось, что против русской земли восстал весь мир, на всех границах происходили междоусобицы, нападали внешние враги. И когда князь Димитрий Донской собрался идти против татаро-монгольского ига, преподобный Сергий вопрошал его до последней минуты, а сделал ли он все для того, чтобы преодолеть этот конфликт без военной мощи? И он благословляет Димитрия Донского, лишь убедившись в том, что действительно сделано все и предложены все пути мирного решения, но человек не идет на примирение. И это один из многих примеров.

Конфликты происходят в душе и в жизни каждого из нас. Не столь, может, по пространству значительные и великие, но в жизни каждого из нас. Мы встречаем эти конфликты и в семьях, и на работе, и с соседями. Потому что грех есть в этом мире. Грех вошел в падшую человеческую природу, и этим конфликтам есть место на земле. Но мы должны, по словам апостола Павла, приложить все свои усилия, все свои возможности – и духовные, и моральные, и физические – для того, чтобы умирить эти конфликты, чтобы умирить все недопонимания, раздоры и так исполнить главную заповедь Божию о любви к Богу и ближним. Аминь. Спаси всех Господи».

Иерей Сергий Антипорук


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

11/24 сентября, пятница

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы.

Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с великим славословием.

Смотреть все

Православный календарь

11/24 сентября, пятница

Прп. Феодоры Александрийской (474–491). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (362–364). Прп. Евфросина (IX).

Сщмчч. Николая Подьякова и Виктора Усова пресвитеров (1918); сщмч. Карпа Эльба пресвитера (1937); сщмч. Николая Широгорова диакона (1942).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Смотреть все

Каталог TUT.BY