Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Светлые Торжества 1910 года. Воспоминания и размышления

Распечатать

Статья написана сестрами
Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Светлые Торжества 1910 года. Воспоминания и размышления

К 100-летию перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк

Со значением слова «юбилей» мы связываем обычно воспоминание о каком-либо событии, значимость которого является для нас непреходящей спустя много лет после того, как это событие совершилось. Мы празднуем дни рождения дорогих и близких нам людей, воспоминаем тех, кто уже оставил этот тленный мир. Празднование памяти святых Православной Церкви по традиции совершается в дни, ставшие для угодников Божиих днями их упокоения от земных трудов, днями рождения в вечную блаженную жизнь. Так, для святых юбилей – день кончины, день встречи со Христом.

1-Ик. прп.Евфросинии Полоцкой с житием в 14 клеймах

У преподобной Евфросинии Полоцкой, покровительницы Белой Руси, прославленной от Бога по блаженной кончине нетлением святых мощей, два «юбилея»: 23 мая (5 июня – по н. ст.) – день преставления и 24 мая (6 июня – по н. ст.)[1] – день перенесения мощей в созданную ею в Полоцке девическую обитель[2]. Два общецерковные празднования, воспоминаемые в месяцеслове одно за другим, исторически разделяет временной период в семьсот тридцать семь лет, географически – широта и долгота, путь протяженностью от великого града Иерусалима до смиренного града Полоцка, земного отечества святой.

2-Иерусалим. Вид с горы обозрения

Преподобная Евфросиния Полоцкая почила о Господе в 1173 году на Святой Земле, куда совершила паломничество уже в преклонном возрасте, много потрудившись в монашеских подвигах. Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим завоевал египетский султан Салах-ад-Дин, христиане перевезли нетленные мощи угодницы Божией в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 году, во время царствования последнего русского императора Николая II Александровича, святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены из Киева в Полоцк.

Сейчас, по прошествии столетия с тех пор, как преподобная вернулась в родную обитель в славе нетления, Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года, совершавшиеся в предреволюционную эпоху, накануне грядущих великих испытаний, особенно приковывают наше внимание. Вглядываясь в размытые очертания прошлого, мы начинаем понимать отчасти смысл и значение тех далеких событий, мы видим светлые лики, уже принадлежащие вечности.

3-М-рь прп. Феодосия Великого. Фото 2008 г.

Ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, многократно направлявшиеся в XIX веке полоцкими архипастырями, духовенством и мирянами в Святейший Синод, по неисповедимым судьбам Промысла Божия достигли своей цели уже незадолго до закрытия Спасской обители в XX столетии. «Вековой спор» между Полоцком и Киевом, не желавшим расставаться со святыней, был решен 3 июля 1909 года, когда Государь император Николай II подписал резолюцию следующего содержания: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полотск. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения… и затем снова доложить Мне»[3]. На съезде духовенства Полоцко-Витебской епархии, проходившем в Витебске в августе того же года, постановили ознаменовать это великое событие церковной жизни, отслужив благодарственный молебен о здравии Государя и всего Царствующего Дома. В зимнюю сессию 1909–1910 годов Святейший Синод составил подробный церемониал перенесения мощей святой Евфросинии в основанный ею монастырь «у церкви Спаса».

4-Место погребения прп. Евф. в м-ре прп. Ф.Великого

Начавшись 19 апреля, в понедельник Светлой седмицы, в Киеве, Евфросиниевские Торжества завершились 23 мая, в день памяти преподобной, в Полоцке. Жители Киева, подавляя в себе чувство глубокой скорби от разлуки с преподобной, пожелали присоединиться к ликованию Полоцкого края, до которого достигла весть, что к нему грядет его святая княжна Евфросиния. Через городского голову жители Киева приветствовали Полоцк следующей телеграммой: «Древний город Киев, бывший более 700 лет хранителем святыни, ныне объединился со всею Северо-Западною Русью в высоком чувстве духовного ликования о знаменательном торжестве перенесения св. мощей преподобной Евфросинии, Промыслом Божиим направленных в Полоцкий удел, дабы многих привести ко спасению. Да процветет же под покровом святыни древний православный Полоцк, и да возродится вновь бывшая славная Русская Полоцкая земля».

5- Киево-Печерск. Лавра. Литография конца XIX века

В ответ на это послание полоцкий городской голова также послал телеграмму: «Мать городов русских, Киев! В знаменательный день отправления на родину покровительницы земли Полоцкой, св. княжны Евфросинии, Полоцк, в лице городской думы, приносит тебе глубокую сыновнюю благодарность за сохранение святыни его в века тяжелого для него испытания и молит Бога, да укрепит Он тебя на бесконечные века, как источник духа, нравственного света, каковым был ты доныне. Молитва эта всей земли Полоцкой будет переходить заветом из рода в род, из века в век за твое величие и процветание, колыбель православия, Киев»[4].

6-Гробница с мощ. прп. Евф. Полоцк. в дальн. пещерах, гравюра XIX в.

…Со страниц документов, воспоминаний участников и очевидцев тех далеких событий перед нами встает светлый образ минувшего. Торжественные богослужения, прибытие Высочайших Особ, памятные крестные ходы, молебны, величественное шествие святыни по Днепру… Те незабываемые для Полоцка днибыли весьма ярко, с благоговением и любовью описаны современниками. В настоящей статье приведем лишь несколько фрагментов из брошюры «Перенесение св. мощей преп. Евфросинии…», изданной в Вильне, и периодических изданий начала прошлого века.

7-Государь Император Николай II

22 апреля, великий день, ― центр киевских торжеств. Святые мощи Преподобной по окончании Литургии в Великой церкви были изнесены из святой Лавры Киевской, хранившей их семь веков. Все улицы Киева, даже окраинные, волнуются, как море в бурю… Мчатся сотни экипажей, тянутся бесконечные ряды войск, движутся тысячи простого люда… Начался торжественный ход из Лавры на пароходную пристань… Святая княжна Полоцкая в последний раз проходила улицами великого Киева…

Вот ― Днепр, ровный и тихий, точно унявший свой горделивый бег перед священною минутою. Вот пристань, разукрашенная, принявшая торжественный вид… Спокойно стоит, выбеленный, в полной готовности к отплытию, украшенный флагами и гирляндами из живых цветов, пароход «Головачев», принявший драгоценную святыню и лиц, ее сопровождавших… На мачте парохода водружен крест из электрических лампочек. «Головачев» украшался трудами и любовью многочисленных богомольцев. Каждый из них старался вплести хоть одну веточку в гирлянду, чтобы чем-нибудь послужить Святой… (Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 8.)

8-Киев. Шествие крест. хода с мощ. прп. Евфр. на пристань 

Вечером 23 апреля в местечко Любеч прибыл крестный ход из сел Ассаревичи и Храковичи Речицкого уезда Минской губернии. Прихожане этих сел и их священник предполагали, что пароход со святыней остановится у них, но, к их сожалению, он прошел мимо... Тогда приходской батюшка со своим помещиком Р. Е. Рындиным, получив разрешение телеграммой от Преосвященного Нестора, викария Черниговского, отправились с крестным ходом в местечко Любеч. Паломникам пришлось предпринять довольно трудное путешествие. Вначале они переправлялись по Днепру на лодках восемь верст, а потом шли пешком девять верст и, наконец, вечером 23 апреля, изнуренные, с торжественным пением «Христос воскресе», прибыли в Любеч… (Раевский, П. Поездка воспитанников Семинарии в м. Любеч… // Черниговские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11. С. 406–407.)

9-Крест. ход с мощ. прп. Евфр. перед Полоцком 

Верстах в пятидесяти от Полоцка нам представилась поразительная картина. По большой дороге, проходившей рядом с железнодорожной колеей, двигался крестный ход: впереди несли иконы, хоругви, кресты, за ними шли два священника в облачениях, а за священниками тянулась многотысячная толпа. Облако пыли по местам скрывало толпу. Из окон вагона, несмотря на шум поезда и стук колес, мы могли расслышать довольно стройное, дружное и мощное пение: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас». Как оказалось, этот крестный ход двигался из Невельского уезда в Полоцк. Он прошел около шестидесяти верст, все увеличиваясь и разрастаясь, ― оставалось ему около пятидесяти верст. Он прибыл затем в Полоцк 22 мая утром, выросши в десятитысячную толпу… Были тут не одни крестьяне, но и учителя, дворяне, семейства чиновников и пр. И такие крестные ходы направлялись из всех уездов, прибывая в Полоцк поочередно… (Шавельский Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 33. С. 733.)

10-Дорога к Спасо-Евфр. м-рю. Открытка нач.  XX века 

…Полоцк никогда не видел в стенах своих такого множества народа. Паломники были не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других отдаленных мест. Никогда не бывало в Полоцке столько великих и сильных мира, столько Особ Царского Дома, сколько на этих торжествах преподобной Евфросинии. И все, прибывающие в город, прежде всего, спешили облобызать нетленные останки святой Подвижницы, поклониться пред гробницей ее… (Шавельский Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 33. С. 738.)

11-Крест. ход с мощ. прп. Евфр.напр. к Спасо-Преображ. храму 

Вот он – лик Святой Руси, о которой писали С. Н. Лесков и И. А. Бунин, князь Евгений Трубецкой и митрополит Вениамин (Федченков).

…От Киева до Орши мощи преподобной Евфросинии шестьсот девяносто пять верст следовали по Днепру, берег которого повсюду, где находились даже самые малые деревушки, был усеян богомольцами. Люди стояли в ожидании святыни в течение многих часов, даже ночью, с зажженными свечами. Они черпали горстями и пили воду из реки как освященную прохождением по ней великой угодницы Божией. От Орши до Полоцка верующие благоговейно несли гробницу со святыми мощами на руках.

12-Молебен перед Спасо-Преображ. храмом

Среди участников Торжеств 1910 года – Великий Князь Константин Константинович Романов, внук Императора Николая I, возглавлявший все военно-учебные заведения Российской Империи, известный многим под литературным псевдонимом «К. Р.», королева Греции Ольга, многие будущие новомученики и исповедники Российские – сыновья Великого Князя Константина Константиновича князья Олег и Игорь Романовы, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, архиепископ Митрофан (Краснопольский), протоиерей Николай Околович, протоиерей Михаил Митроцкий и другие.

13-Серебр. рака с мощ. прп. Евфр. в Спасо-Преоб. х-ме. Фото 1910 г.

В день памяти преподобной Евфросинии, 23 мая, по воспоминаниям очевидцев, в Полоцке царило необычайное оживление. Многие богомольцы, сложив свои котомки, отдыхали прямо под открытым небом, чтобы, подкрепив силы, отправиться к обедне в Спасский монастырь. С раннего утра в сторону обители направлялись вереницы экипажей с представителями различных ведомств. Уже позднее прибыли железнодорожные роты с оркестром, а затем, в открытых экипажах, проследовали Августейшие Особы.

14-Прп. Евфр. Полоцкая. Икона нач. XX века

Божественную Литургию в тот день в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе совершал митрополит Киевский и Галицкий Флавиан и четыре архиерея в сослужении многочисленного духовенства. По окончании богослужения святые мощи преподобной Евфросинии торжественным крестным ходом были обнесены вокруг храмов обители и затем положены в древней Спасской церкви, в специально сооруженной серебряной раке, изготовленной на пожертвования верующих. 

15-Архитектурн. комплекс Спасо-Евфр. м-ря. Фото 2006 г.

По словам протопресвитера русской армии и флота Георгия Шавельского, уроженца Полоцкой земли, «пережитое было слишком величественно и утешительно, виденное – необычайно отрадно, чтобы можно было не вспоминать о нем или совсем забыть его»[5]. Это был великий духовный праздник Белой Руси.

16-Сень над ракой с мощ. прп. Евфр. Фото 2009 г.

Сейчас, в преддверии Евфросиниевских Торжеств 2010 года, все то, что совершилось сто лет назад, все то, что переживали участвовавшие в перенесении мощей преподобной из Киева в Полоцк, кажется необычайно близким. И всякий раз, когда пролистываешь страницы воспоминаний о тех достопамятных днях, чувство светлой неизъяснимой радости наполняет сердце, – радости о том, что так велика была вера и любовь народа к Богу и Его угоднице, о том, что преподобная Евфросиния Полоцкая, «богомудрая наставница святых дев», нетленными мощами вернулась в свою обитель…

Источники:

1. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910.

2. Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913.

3. Церемониал встречи, проводов и следования Св. Мощей Препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, по Витебской губернии с кратким путеводителем по гор. Полоцку, местом положения Св. Мощей. Витебск, 1910.

4. Митроцкий М., свящ. Шествие св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк по Днепру: Из дневника миссионера-очевидца // Киевские епархиальные ведомости. 1910. № 18.

5. Раевский, П. Поездка воспитанников Семинарии в м. Любеч на торжество принесения Св. мощей Преп. Евфросинии, Княжны Полоцкой // Черниговские Епархиальные Ведомости. 1910. № 11.

6. Шавельский Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие епархиальные ведомости. 1910. № 33.



[1] Поскольку в статье описываются события, происходившие в предреволюционную эпоху, далее в тексте все даты указаны по старому стилю.

[2] Около 1125 г. близ Полоцка прп. Евфросинией была основана девическая Спасская обитель.

[3] Прибавление к «Виленскому Календарю» на 1911 год. С. 2.

[4] Торжественное перенесение святых мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцк (19 апреля – 22 мая 1910 года). Киев, 1913. С. 21–22.

[5] Шавельский, Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1910. № 33. С. 741.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

8/21 июля, воскресенье

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

(Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Казанской иконе Божией Матери (Кресто-Воздвиженский собор).

Смотреть все

Православный календарь

9/22 июля, понедельник

Седмица 6-я по Пятидесятнице. Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).

Прп. Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).

Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918).

Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY