Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Исцеление Гадаринского бесноватого

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали благовествование о том, как Господь приходит в страну Гадаринскую, и из этой большой страны навстречу Ему выходит только один человек, одержимый бесом.

Как сказано в Евангелии, этот человек был настолько одержим злым духом, что даже не мог жить в селении. Жил он в уединении, далеко от людей, и бес полностью владел его телом, и он не мог контролировать свои действия, а бился о камни и о скалы, причиняя себе боль. И что удивительно: Господа встречает не весь город и даже не часть города, а один больной человек, одержимый злым духом. И как он Его встречает? Он исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, сразу видя в Иисусе Христе истинного Мессию и Спасителя мира. А после исповедания он задает Спасителю вопрос: “Для чего ты пришел меня мучить?” То есть злой дух осознает и видит, что пришел истинный Бог. Господь спрашивает: “Как твое имя?” И злой дух отвечает: “Имя мне легион”.

В римском воинстве легионом называлось количество воинов от 8 до 12 тысяч, то есть этого человека держало огромное количество бесов. Они понимали, что Господь изгонит их, и сразу начали просить, чтобы Он изгнал их не в бездну, а в стадо свиней, которое паслось неподалеку. И Господь “творит такожде”. Он изгоняет злых духов в стадо свиней, и, как сказано в Евангелии, “бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло” (Лк. 8, 33).

Произошло чудо – исцеление одержимого человека, изгнание из него злых духов. Что же происходит дальше? Пастухи идут к жителям этого города, рассказывают о случившемся, более акцентируя внимание не на том, что Господь исцелил этого человека, а на том, что погибло большое количество свиней. И жители города, придя к Спасителю, просят, чтобы Он перешел в другой город, в иные пределы, оставив их.

Насколько же были ожесточены сердца этих людей, что они не увидели чуда Божьего, не воздали Богу славу и благодарение, а попросили, чтобы Он покинул их пределы, так как они потерпели убытки, лишения и испытывали человеческую скорбь.

Сегодняшнее Евангелие очень многогранно, и можно говорить о разных аспектах человеческой жизни. Но мы видим, как Господу небезразлична жизнь даже одного человека. Господь исцеляет этого человека, уделяя ему много времени и внимания. Так, мы видим проявление Божией любви по отношению к каждому, кто стремится к Богу. Подобным образом, как хирург оперирует больного человека, лежащего на операционном столе, и для него не существует ничего более, кроме жизни этого человека, так и Господь в эту минуту думает только о бесноватом, одержимым злым духом, и творит Свою милость по отношению к нему.

С другой стороны, мы видим, насколько ожесточены сердца жителей города. И, казалось бы, в Евангелии говорится только об одном человеке, одержимым злым духом, но мы видим, что у людей этого города сердца тоже ожесточены, и, может, даже больше. Внешне эти люди казались совершенно здоровыми, но в исцелении бесноватого не увидели ничего, кроме лишения материальных благ. И они отворачиваются от самого Спасителя.

Здесь можно задать вопрос: а не был ли весь город одержим злым духом? Люди этого города были настолько жестоки, что не увидели чуда исцеления и не воздали славу Богу. Они увидели совершенно иную сторону этого чуда –лишение своего земного имущества.

Очень часто это бывает применимо к каждому из нас. В Евангельском чтении мы слышали о том, что Господь исцелил бесноватого, потому что тот прибегнул к Божией помощи. До этого бесноватый человек бился о скалы и жил в уединении, вдали от людей, то есть люди изгнали его.

А что же значит “беснование” в широком смысле этого слова? Это значит, что человек одержим какой-то страстью, каким-то грехом, полностью владеющим этим человеком, и внешне это может даже не проявляться. У Гадаринского бесноватого его болезнь проявлялась внешне, то есть он вел себя неестественно среди людей. Но в нашем мире очень часто существуют такие страсти, которые внешне не проявляются, и человека невозможно отличить от духовно здорового, а в глубине души он подвластен силе тьмы и служит не Богу, а бесу. Те люди, которые служат маммоне, стараясь накопить только какие-то материальные, земные блага, конечно, подвластны бесу и живут в страстях иных, совершенно не борясь с этими страстями. Таким людям нужно жить, опасаясь, чтобы эта страсть полностью не поглотила их.

Здесь Господь обращает наше внимание на то, что мы, в первую очередь, должны видеть свои недостатки и проявлять к другим хоть чуточку милосердия. Когда творилось это чудо, люди могли бы воздать Богу славу и, невзирая на то, что погибло целое стадо свиней, могли увидеть, что произошло исцеление человека, спасение человеческой души. Они и сами могли обратиться к Богу и получить исцеление, но глаза их были слепы. Они не видели ничего, кроме своей выгоды.

Очень часто такое происходит и в нашей жизни, когда мы от Бога неистово требуем чего-то. Возьмем простой пример. У нас выдался выходной день, или отпуск, и мы просим у Бога, чтобы было солнце, чтобы не было дождя, и мы могли полноценно, как планировали, отдохнуть. При этом мы совершенно не думаем о том, что многие люди, может, и нуждаются в дожде, потому что их жизнь связана с трудом на земле, и дождь им послужил бы во благо: земля возрастила бы плоды, и люди, собрав эти плоды, имели возможность жить дальше. Но мы видим только себя, мы хотим отдохнуть, нам нужно солнце.

Это очень эгоистично. Мы думаем только о своей выгоде и не готовы ничем пожертвовать. Это простейший пример того, что мы думаем только о себе, совершенно не заботясь об окружающих и своих ближних. Это эгоизм – требование у Бога ежеминутного исполнения наших капризов.

Дай Бог, чтобы мы имели и милосердие, и жертвенность. Ведь Господь не требует от нас какой-то чрезмерной жертвенности. Он не требует, чтобы мы отказались от всех благ, но хотя бы проявили малейшую чуткость по отношению к ближним, малейшую заботу к ним, и хотя бы немного пересмотрели свои желания и уступили в чем-то ближнему. Это долг каждого из нас.

Поэтому дай Бог каждому из нас иметь искреннее, теплое сердце, в котором есть место для любви к Богу и ближнему, сердце, в котором теплится надежда на жизнь вечную, стремление ко спасению, и в котором происходит борьба со всеми пороками, страстями для того, чтобы освободить это место для Божией благодати, которая врачует и исцеляет наши немощи и помогает нам достичь Царства Небесного. Аминь. Храни вас Господь».

Иерей Игорь Лысенок

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. Панихида (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).

Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).

Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Смотреть все

Каталог TUT.BY