Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня святая Православная Церковь прославляет Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, и в этот праздничный день мы с вами слышали Евангелие от Луки.

Почему именно его мы с вами слышали? В нем же ничего не рассказывается ни об Архангеле Михаиле, ни об Ангелах, ни о других Небесных Силах бесплотных. Вообще об Архангелах и Ангелах мало что говорится в Священном Писании. Они упоминаются изредка, вся их история нам не преподается, кроме тех моментов, в которых Архангелы и Ангелы принимают особое участие в деле спасения рода человеческого.

Сегодняшнее Евангелие нас отсылает к событию, которое произошло в далекие времена, еще до создания мира – это падение денницы, так как Христос в Евангелии говорит, что “видел сатану, спадшего с неба, как молнию” (Лк. 10, 18). Он говорит о том событии, когда денница – первый, славнейший, сильнейший из всех Ангелов и Архангелов – по своей воле пал, возгордившись, захотев занять место Самого Бога.

Об этом событии нам повествует апостол Иоанн Богослов в Откровении, рассказывая о том, что на небе произошла война между возгордившимся денницей, Архангелом Михаилом и теми Ангелами, которые остались верны Богу. И в этой войне денница предстает в образе дракона, который не устоял пред Михаилом и воинством Божиим, но пал с неба. Именно так описывает это событие в 12 главе Откровения апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сегодняшнее Евангелие и отсылает нас к этому событию.

Таким образом, мы с вами узнаем о том участии, которое в истории сего мира оказал Архангел Михаил. Он воевал не только против денницы, но и против многих ангелов, которые, подобно деннице, соблазнились. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в Откровении говорит, что до трети звезд спало с неба. То есть множество ангелов соблазнились дьявольской гордыней и отпали навсегда от Бога.

Об Архангеле Михаиле мы знаем не так много. Священное Писание и Предание говорит нам о том, что он принимал особое участие в деле жизни богоизбранного народа. Одно из первых упоминаний о нем, где даже и имя его не произносится – это история с Иисусом Навином. Далее он являлся судьям израильским, и лишь в книге пророка Даниила впервые указывается имя этого Архангела Божия – Михаил, что в переводе обозначает “Кто, как Бог”. Именно это имя приоткрывает характер этого Архангела – “Кто, как Бог”, либо “Никто, кроме Бога”. Никто не может стать на место Божие.

Слово “Кто” тоже дает нам ссылку на историю с денницей. Именно он, возгордившись, захотел стать Богом. Но Архангел Михаил, будучи даже не столь высоким и сильным в степени своего служения, но по любви своей, по ревности своей, по смирению своему, зная свое место в ангельской иерархии, восстал против этого величественного архангела с девизом “Никто, кроме Бога”. Именно по своей ревности и любви к Богу он вступил в эту войну, за что и получил имя Михаил, то есть “Кто, как Бог”, либо “Никто, кроме Бога”. И в дальнейшем, конечно же, и Архангел Михаил, и все воинство небесное принимало участие в деле домостроительства Божия.

Сегодня, прославляя их, мы должны, в первую очередь, брать с них пример – пример с их любви к Богу, пример с их ревности по Богу, пример с их смирения пред Богом и осознания своего места в этом мире, которое каждому определил Господь. Война вечна со времени падения денницы, и войны происходят не только среди людей. Войны бывают и духовные, как это было с Архангелом Михаилом и денницей, как это происходит и доныне, так как жизнь каждого человека есть тоже война, где поле битвы – сердце человеческое. Как сказал апостол Павел: “наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных” (Еф. 6, 12).

Действительно, деннице не нашлось места на небе. Он был низвергнут оттуда Архангелами Божиими. На небе места ему не нашлось, но здесь, на земле, зачастую ему находится место в сердцах людских. И когда люди, будучи соблазненными теми или иными предложениями, поворачиваются в его сторону, они, тем самым, отворачиваются от Самого Бога.

Поэтому мы должны брать пример с Архангела Божия Михаила и с его воинства небесного, которое по своей любви, по своей ревности, по своему смирению непрестанно печется о славе Божией.

Так и мы, православные христиане, подобно Архангелу Михаилу, должны иметь девиз в своей жизни: “Никто, кроме Бога”. Как говорят святые отцы, если Бог у нас будет на первом месте – за что и боролся Архангел Михаил, – тогда все остальное будет у нас на своем месте. Если мы в своей жизни будем ставить на первое место Бога, думать о Его воле, о том, как было бы угодно Ему, тогда действительно все, что происходит вокруг нас, и все то, как мы устраиваем свою жизнь, будет происходить по воле Божией.

Помоги нам, Господи, по молитвам всего воинства небесного, быть достойными воинами Христовыми. Не зря в Таинстве Крещения каждого человека именуют “воином Христа Бога нашего”. Подобно воинству небесному, каждый христианин должен себя в этом мире ощущать воином Христа Бога нашего, с ревностью нести свой крест и на первом месте иметь Бога в своей жизни. Тогда мы будем иметь надежду на вечное спасение, потому что вместе с ангельским небесным воинством, рано или поздно представ пред Богом, по Его милости, молитвами и предстательством Небесных Сил бесплотных, каждый из нас будет иметь надежду сподобиться вместе с ними прославлять Царя Небесного в Его Царствии. Аминь».

Иерей Сергий Антипорук 

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. Панихида (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).

Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).

Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Смотреть все

Каталог TUT.BY