Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Апостола Филиппа. Притча о милосердном самарянине

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, возлюбленные о Господе братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем и днем памяти апостола Филиппа, которого мы чтим в преддверии Рождественского поста.

В этот воскресный день мы с вами слышали Евангелие от Луки, которое известно многим. Оно читается и во время воскресных богослужений, и когда мы приступаем к Таинству Соборования. Это Евангельская притча о милосердном самарянине, которая поднимает множество тем духовной жизни. Одна из них – взаимоотношения между людьми, живущими на земле, а именно то, как подобает относиться друг к другу.

Сегодня мы с вами слышали, как один из законников, искушая Христа, спрашивал о том, как спастись, то есть как достичь Царства Небесного. И Господь ему ответил: “Что написано в законе?” И тот сказал, что закон содержит две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему, а затем, возможно, желая оправдаться, спрашивает Христа: “А кто мой ближний?” (Лк. 10, 29). И на этот вопрос получает в ответ сегодняшнюю притчу о том, как “некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон” (Лк. 10, 30), и по пути на него напали разбойники, раздели его, избили и полуживого оставили умирать. Этим путем шли люди. Сначала это был священник, который, увидев его, прошел мимо. Затем – левит, то есть служитель храма, в нашем понимании, возможно, певчий либо дьякон, который помогал священнику нести служение при храме. Он подошел к избитому и тоже прошел мимо. И только третий человек, самарянин, который шел мимо умирающего человека, оказал ему помощь, возлил на раны его масло и вино, отвез его в гостиницу и оказал все необходимое, что он мог сделать на тот момент. И вот Христос, обращаясь к законнику, спрашивает: “Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” (Лк. 10, 36). И получает ответ: “Оказавший ему милость” (Лк. 10, 37).

Эта притча показывает нам, как зачастую люди ставят между собой те или иные преграды. Для иудеев ближними были люди, которые, с одной стороны, были с ними едиными по вере, а с другой – те, которые были близки к ним по крови. Но эта притча говорит нам о том, что ближним для нас является любой человек, который находится рядом с нами или проходит мимо нас, невзирая на то, какого он вероисповедания, какое у него гражданство и каких политических взглядов он придерживается. То есть, невзирая ни на какие обстоятельства, любой человек, посланный навстречу нам на нашем жизненном пути, является нашим ближним. И, оказывая любовь по отношению к нему, мы исполняем ту главную заповедь, о которой спрашивал сегодня Христа законник в Евангелии. Потому что действительно добрые дела, а не слова или какие-то внешние, отстраненные вещи свидетельствуют о любви человека к человеку, то есть ничто, как та милость, та доброта, которая оказывается по отношению к человеку.

Сегодняшнее Евангелие нас учит, как нужно относиться не только к своим близким и родным внутри семьи или монашеской общины, но и к любому человеку, живущему на этой земле. И пример этому – самарянин, оказавший помощь и явившийся ближним к этому избитому. Он не был ему единоверцем, а наоборот, по отношению к этому избитому человеку он был сектантом и язычником, с которым иудеи не общались и, встретившись с ними на пути, старались даже перейти дорогу, чтобы не соприкоснуться с этими людьми.

И, как мы видим, именно этот человек, который в иудейском обществе казался изгоем, далеким от Бога, с которым они не хотели иметь общения – именно этот человек исполнил заповедь Божию о любви к ближнему.

И вот сегодня, рассуждая об этой Евангельской притче, хотелось бы привести слова святителя Иоанна Златоуста, который еще в IV веке, за много столетий до нас, обращаясь к своей пастве, научал, что нужно вести себя подобающе по отношению ко всем, даже и к тем, которые, возможно, не разделяют с нами те или иные взгляды и, в первую очередь, взгляды религиозные. Говоря о том, что если мы действительно будем по-христиански вести себя по отношению к людям, как учит нас притча о милосердном самарянине, тогда эта любовь сможет преобразить сердце человеческое, возродить его и привести ко Христу. Именно через наше христианское отношение к людям они, в свою очередь, смогут найти Христа в своей жизни и прийти к Нему, оставив те или иные заблуждения и видя, как достойно поступают чада Христовы.

Хотелось бы зачитать эти рассуждения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться, у меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, – да что я говорю – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство” (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25–26).

Вот какие слова говорит святитель Иоанн Златоуст. Он говорит том, что если действительно каждый православный христианин возьмет на себя попечение и будет поступать по-христиански, с любовью, с заботой, с терпением, с надеждой помочь человеку, тогда эта его благочестивая и добродетельная жизнь обязательно преобразит и человека, далекого от Бога, и приведет этого человека к истинной вере. Святитель говорит, что один человек может привести весь город к Богу, если будет иметь ревность, не говоря уже о двух, трех и более, и что лишь по беспечности нашей зачастую не происходит этого.

Святые отцы нас учат тому, как подобает себя вести с иноверцами, с людьми, далекими от Бога, от Церкви, живущими совсем по другим принципам, чем мы. Тем самым, этим научением они нас обличают и вразумляют, потому что святые отцы говорят, как подобает вести себя с язычниками и сектантами, потому что зачастую многие люди относятся к ним враждебно. Как святитель Иоанн Златоуст настраивал свою паству относиться к иноверным, так в настоящее время эти слова нужно бы сначала отнести к христианам, чтобы они научились себя вести между собой.

Из этих слов святителя и слов Христа из притчи сам собой вытекает разумеющийся вывод о том, что люди относились доброжелательно, с любовью, с заботой, с желанием угодить и помочь к тем людям, которые были с ними в родственных связях, которые были с ними едиными по вере, по духу и разделяли с ними молитву в храме Божием. Но, исходя из слов святителя Иоанна Злотоуста и из слов притчи, такого доброго отношения не хватало к тем людям, которые жили за пределами их устоявшихся законов.

У нынешних православных христиан, к сожалению, не то, что с “внешними” не хватает такого доброго общения, но и с “внутренними”, то есть с теми людьми, которые находятся вместе с нами в семьях, на работе, в храме, в обителях. То есть в наших внутренних общинах не хватает той любви и того близкого отношения, о котором сегодня говорит нам эта притча, и она нас обличает еще больше, чем того законника, с которым общался Христос.

Если мы действительно именуем себя христианами, учениками Христовыми, стремимся к Царству Небесному и стараемся жить по заповедям Божиим, будем видеть в каждом человеке своего ближнего и относиться к нему с любовью и милосердием, как сделал это самарянин. И будем стремиться это делать не на словах, потому что слова зачастую и у нас бывают красивыми, высокими, наполненными восхищением и уважением к людям, но когда доходит до дела и надо своими поступками показать то, что мы все едины пред Богом и каждый из нас является ближним к другому, к сожалению, этого не видно.

Зачастую трудно не только что-то сделать, а просто вести себя по-христиански друг к другу. Идет христианин навстречу другому христианину и не может даже поздороваться, поприветствовать другого и взглянуть на него по-доброму. К сожалению, часто одним только взглядом можно показать свое негативное отношение к другому. Такого не должно быть среди нас.

Конечно, бывают какие-то недопонимания, недоразумения, недомыслия, но все это исправимо и можно выяснить, со всем можно разобраться и все это можно простить человеку, потому что все это – ничто по сравнению с тем, насколько мы виновны пред Самим Богом.

Поэтому, возлюбленные о Господе братья и сестры, будем вразумляться и назидаться сегодняшним Евангельским чтением и словами святителя Иоанна Златоуста, который сказал их еще в IV веке, но они оказались актуальными и в XXI веке. Будем стараться действительно жить по-христиански, с милосердием и любовью относиться ко всем окружающим и, возможно, такое наше поведение приведет людей в храм гораздо быстрее, чем множество слов, которые мы могли бы сказать неверующим людям. Помоги нам всем в этом, Господи. С праздником!»

Иерей Сергий Антипорук

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. Панихида (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).

Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).

Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Смотреть все

Каталог TUT.BY