Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Директор воскресной школы Полоцкой обители приняла участие в круглом столе, состоявшемся в рамках VIII Белорусских Рождественских чтений

Распечатать

25 ноября 2022 года в рамках VIII Белорусских Рождественских чтений состоялся круглый стол педагогов воскресных школ на тему «Методы и формы организации праздничных мероприятий в воскресных школах приходов БПЦ».

Директор воскресной школы Полоцкого монастыря монахиня Кира выступила с докладом и поделилась своим многолетним опытом работы в данном направлении:

«Наш круглый стол проходит накануне дня памяти святителя Иоанна Златоуста. Кстати, святой относился к театрам отрицательно, но не к театрам вообще, а к зрелищам, которые там происходят. Он писал: “Не камни театров осуждаются, а безобразие того, что там совершается, негодность неприличных зрелищ. Не место театра я ненавижу, но опасаюсь за нравы собирающихся туда…”

Конечно, святой говорил о современном ему театре, где совершались языческие обряды, где можно было услышать кощунственные речи, где не было места христианской нравственности, а лишь великий духовный вред от созерцания на сцене греха и порока. Слова святого были обращены к тем, кто ради зрелищ и развлечений откладывал посещение храма и молитву, но его слова не потеряли своего значения и сейчас, и в наши дни они являются такими же актуальными.

Мы знаем, какие фильмы показывают сейчас по телевизору и какие пьесы ставят в современных театрах. Потому задача воскресных школ давать такие концерты, ставить такие спектакли, делать такой театр, куда люди не боялись бы приходить, не боялись бы за своих детей и за то, что они увидят там что-то недолжное.

В наше время сделать это очень сложно. Почему?

Помните известные слова стихотворения:

Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

– Что такое хорошо

и что такое плохо?

Во все времена детей учили четко различать эти понятия, проводя резкую границу между “хорошо” и “плохо”. Сегодня, к величайшему нашему стыду, эта тонкая грань стерта. Она стерта в самом сознании людей, смяты нравственные ориентиры. То, что всегда считалось грехом, сегодня считается нормой. Христианская нравственность, христианские ценности высмеиваются, а порой отвергаются современной массовой культурой. Наша задача – восстановить стертую границу и дать детям четкие понятия о добре и зле.

Я сегодня буду говорить о нашем опыте проведения праздничных мероприятий, который был приобретен многолетней практикой, путем исканий, проб и ошибок.

В нашей школе нет отдельной театральной студии. Сценки и спектакли у нас входят в состав праздничных концертов.

Как все начиналось

В 1998 году на праздник Рождества Христова мы, по благословению правящего архиерея, подготовили Рождественский концерт для всех прихожан приходских храмов, так как в то время наша школа была единственной в городе. Пришло очень много и детей, и взрослых. Мы не имели опыта проведения таких мероприятий. Но нас поддержала своим присутствием Матушка Игумения. Монастырский хор исполнил колядки, дети школы показали небольшую сценку про елочку и исполнили две праздничные песенки. После этого дети отгадывали загадки, читали стихи и получали подарки. Праздник произвел сильнейшее впечатление, взрослые благодарили нас и плакали.

Мы начали проводить концерты ежегодно, но уже только для своей школы, так как вместить всех желающих было невозможно. Концерт строился на чередовании стихов и песен о празднике плюс небольшая сценка. В конце праздника всех ждали традиционные загадки и подарки.

Постепенно начали добавляться концерты на Пасху, на начало и окончание учебного года, на День Матери, на День православной книги, на праздник Архистратига Михаила (этот концерт готовит наша молодежная группа “Полоцкое Радование”). Спектакли длились дольше, но во всем остальном мы следовали традиции стихи-песни.

Затем появилась идея использовать на концертах номера художественной самодеятельности, которые дети готовили самостоятельно дома, но от этого пришлось отказаться: на сцене зазвучали светские песни различных музыкальных жанров про Новый год, Снегурочку и стихи о страстной любви. Потому что дома, в детских садах и светских школах был именно такой репертуар, при этом с фонограммами не лучшего качества.

Когда я спрашивала у детей о их готовности участия в концертах, желающих всегда было очень много, и все просили именно роль, а не стихи. Поэтому мы стали добавлять в общий сценарий концерта сценки для детей разных возрастов, а позже и для взрослых. Через некоторое время появилась идея подчинить эти небольшие сценки одной общей теме, и, в итоге, получилась одна большая история, которая включала в себя основную пьесу, содержащую несколько сценок.

С этого момента вот уже несколько лет мы стараемся на Рождество и Пасху соединить отдельные разрозненные части концерта в один большой спектакль. Для этого мы специально разрабатываем большой сценарий, переделываем пьесы, иногда очень значительно. Все стихи и песни теперь в сценарии не просто заполняют промежутки между действиями или отдельными сценками, но являются продолжением основной темы.

Во время концерта детей Матушка Игумения всегда обращается к ребятам с приветственным словом и часто делает акцент на том, что каждый человек в жизни выбирает либо добро, либо зло, и очень важно, чтобы человек с Божьей помощью научился слушать и понимать добрые стремления своей души и боялся самого страшного в жизни – греха.

Самые активные участники всех наших концертов – дети и подростки от 10 до 16 лет, как девочки, так и мальчики, как воцерковленные, так и те, кто в церковь заходит только свечку поставить.

Участие детей в спектакле не развлечение. Сначала мы знакомим детей с оригинальными пьесами, выбираем, что больше понравилось и что подойдет для конкретных участников. Затем разрабатываем сценарии, соединяя и изменяя все сценки, подбираем к действиям стихи и песни. И, конечно, раздаем участникам роли. Если желающих участвовать в праздничном мероприятии больше, чем предполагалось изначально, мы придумываем дополнительные роли. Таким образом, сценарий несколько раз меняется, иногда даже перед самым концертом.

Бывает и так, что замкнутые, молчаливые, необщительные дети вдруг раскрываются во время спектакля. Часто это бывает, когда ребенку очень нравится роль. У нас был мальчик, которому пришлось специально придумывать роль, так как он очень хотел участвовать, но из-за природной стеснительности получалось не совсем хорошо. Появилась идея добавить совсем небольшую роль с двумя выходами на сцену и двумя предложениями. Всего два выхода на сцену и два предложения. Но как он сыграл! Убедительно, красиво. И все ребята его хвалили, после чего он стал более общительным.

Одновременно с подготовкой сценария готовим декорации и костюмы – открываем мастерскую. Это замечательное время для свободного общения всех воспитанников, помимо их участия в спектакле. Обязательно помогают взрослые. Неизменно готовим большой подарок для Матушки и всех 130 сестер и на концерте торжественно преподносим его Матушке.

После концерта – бурное обсуждение, сладкий стол и счастливые лица детей, которые с каждым разом все прочнее сплачиваются в творческий и дружный коллектив. Именно эти дети потом трудятся в монастыре на разных послушаниях, помогают сестрам во время праздника Преподобной Евфросинии, выкладывают цветочную дорожку от входной арки к храмам. Мы вместе ходим в походы, ездим на святые источники и в паломнические поездки. Эти дети в будущем – основной состав нашей молодежной группы “Полоцкое Радование”.

В наших праздничных спектаклях традиционно участвуют и взрослые (родители и работники монастыря), так что это еще и время общения детей со взрослыми. Для них подбирается отдельный спектакль, который перерабатывается, адаптируется и совмещается с основным. Взрослые репетируют свой спектакль отдельно от детей, сами шьют себе костюмы. Их спектакль – сюрприз и подарок для всех.

Со своими концертами мы ездим в сельскую школу, где нас ждут, и всегда благодарны за подаренный праздник. Наши ребята серьезно к этому относятся и уверены, что такие выездные праздничные концерты можно оценивать в качестве миссионерских. После выступлений мы вместе пьем чай и тепло общаемся.

Выбор пьесы

Выбор пьесы – огромная ответственность. Чаще всего при подготовке мы используем готовый материал, то есть те спектакли, которые уже ставились в других школах, которые есть в православных сборниках, или в интернете. Но, как, впрочем, наверное, и все здесь присутствующие, что-то в них переделываем, изменяем, дописываем. Иногда больше, иногда меньше. Часть готовых пьес приходится изменять значительно, исключать, добавлять или заменять героев, самостоятельно сочинять отдельные сцены. Практически мы почти всегда соединяем материал из нескольких сценариев.

При написании сценария или адаптации готового материала, пьесы, стихотворения или песни, мы всегда стараемся придерживаться определенных принципов, главным критерием которых является соответствие содержания христианским ценностям.

Чаще всего наши концерты приурочены к православным праздникам, когда мы стараемся по максимуму раскрыть духовную глубину и суть определенного праздника. Мы считаем, что недопустимо готовить спектакль к Рождеству и ограничиться словами “эта история случилась перед Рождеством”, где дальше будет рассказана история без единого слова о Рождестве. Получится, что спектакль показали, а про праздник ничего не сказали.

Действующие лица спектакля

Мы принципиально не изображаем в лицах Иисуса Христа и Богородицу.

Также не играем святых на сцене, потому что, во-первых, невозможно сыграть святость и, во-вторых, играть святых на сцене – это значит придумать им слова, которых они не говорили, и действия, которых не совершали. Придумать некое приключение со святыми, чтобы детям интересно было смотреть спектакль – это граничит порой с кощунством.

Мы также не изображаем священнослужителей.

Со святынями – иконами, книгами, свечами – учим детей обращаться благоговейно сразу напоминая о том, что они держат в руках святыню.

Если по сценарию идут слова, которые говорит Бог, не используем запись или голос за сценой. Эти слова говорит ведущий, но не от первого, а от третьего лица: “И услышал он голос, который говорил ему, что…”

Отдельное слово необходимо сказать по поводу изображения в спектаклях Ангелов. Наш первый ангел появился на Пасхальном концерте в 2006 году. Под запись песни про Ангелов девочка в длинном платье с бумажными крылышками шла по залу и дарила всем цветы. Это было так трогательно, что весь зал плакал. Но мы стараемся, чтобы Ангел появлялся там, где его явление оправданно, где он должен быть по сюжету Священной Истории: мироносицы у гроба, пастухи на поле в Вифлееме и так далее. Говорит он немного: либо слова из Евангелия, либо стихотворение с этими словами.

Сейчас существует соблазн замены в православных сценках феи или волшебника Ангелом, и некоторые авторы так и делают. Такой Ангел может весь спектакль ходить с ребенком-актером, разговаривать с ним на совершенно бытовые темы, доставать из-под плаща игрушки и другие предметы.

Что для наших спектаклей недопустимо

В наших сценариях нет волшебства, нет волшебных предметов, волшебных палочек и сундучков. Чудо происходит, но не благодаря какой-то вещи или фее, а потому, что герой покаялся, обратился к Богу, нравственно изменился. Если надо оказаться, например, в Вифлееме, герой либо видит сон, либо ему читают историю, и она разворачивается у него перед глазами. Можно использовать слова автора. Фею, кстати, можно заменить, например, на царицу Лесного царства или Горного царства…

Не изображаем в сценках предельное зло и неисправимых героев, потому что убеждены, что нельзя исправить, например, Бабу-Ягу. Дело в том, что детям свойственно глубоко вживаться в отрицательную роль, да и сыграть ее некоторым ребятам легче. В итоге на фоне остальных героев спектакля роль отрицательного персонажа получается самой яркой. Если уж очень нужна отрицательная роль, тогда об этом персонаже либо говорит автор, либо мы стараемся изобразить ее при помощи внешних эффектов, например, музыки. Но, в таком случае, музыка не должна быть красивой и запоминающейся.

Пример из нашего опыта: царь Ирод. От руководителей других воскресных школ слышала, что дети не хотят играть Ирода, но у нас быстро нашелся желающий. Мальчик сыграл великолепно. Он так вошел в роль, что придумал свои слова и действия, которых не было в сценарии. Рождественский концерт прошел хорошо, но когда после его окончания мы спросили зрителей, кто больше всего понравился в спектакле про Рождество, мы услышали шокирующее: “Царь Ирод, он храбрый и сильный”. И еще массу восторженных слов.

После этого долго чувствовала себя преступницей. В другой раз в подобном случае решено было использовать куклу. Сшили большую куклу, поставили взрослого говорить за нее грозные слова. Но выражение лица у куклы получилось добрым, а слова Ирода про убийство детей в Вифлееме вызвали улыбки у детей. Теперь мы роль эту не используем в пьесах сознательно. Кстати, довелось смотреть видеозапись Рождественской пьесы в одной из православных воскресных школ. Царя Ирода играл взрослый мужчина. Зрители – прихожане с детьми. Когда актер произнес грозным голосом страшную фразу: «Я убью этого новорожденного Младенца Христа», – зрители начали креститься и молится вслух. Мне тоже стало страшно. Прежде всего, за этого актера.

Разрабатывая свои сценарии, мы стараемся не ставить актера в такую ситуацию, в которой он с легкостью совершает какой-либо греховный поступок, например, обман или воровство, и это видят все зрители, ведь этот эпизод он несколько раз повторяет во время репетиций. Во-первых, воцерковленные родители сами против таких ролей для их детей. Во-вторых, это соблазн для зрителя. Необходимо учитывать реакцию зрителя на действия и слова актеров, и все возможные последствия игры юных актеров таких ролей, не дав разжечь страсти в детской душе.

В сценках, где актерами являются маленькие дети, вообще не играем злых персонажей. Потому, если по сценарию герой имеет человеческие недостатки, он обязательно борется с ними; если совершает греховный поступок, стараемся, чтобы он был незначительный, и не показываем сам проступок на сцене, а только говорим о нем. В конце наших спектаклей такие герои обязательно исправляются, становятся добрыми и послушными. Чтобы победа добра над злом была полной, нужно, чтобы в финале отрицательный герой перевоспитался, а не просто куда-то исчез и там спокойно продолжал жить в своем зле.

Содержание спектакля

Еще один момент: совершенно не обязательно, чтобы сюжет или персонажи были напрямую связаны с православием. Важно, чтобы рассказ был назидательным и сценарий сделать было не сложно. Обычно это рассказы об общечеловеческих ценностях: дружбе, прощении, помощи, добре, благородстве... Переделываем и, если это нужно, убираем и заменяем в нем все, что может внести диссонанс в праздничную атмосферу или соблазнить детские души. В нашей практике есть и патриотические, и исторические спектакли. Главное, чтобы сюжет был увлекательным для зрителей всех возрастных категорий.

Отдельно надо сказать о спектаклях протестантов, каких очень много сейчас в Интернете. За редким исключением, они требуют серьезной переработки, замены слов, в том числе, в стихах и песнях. Потому можем познакомиться, если есть такое желание, но берем оттуда только отдельные моменты.

Музыкальное сопровождение спектакля

Музыкальное сопровождение на наших концертах – живая фортепианная музыка. Когда мы заменили фонограммы на живую музыку, концерты стали проходить по-другому: дети стали лучше петь, пьесы приобрели выразительность, а музыка стала действительно сопровождать концерт, делая его живым и трогательным. Она перестала быть статичной и механической. Ведь исполнитель (пианист) наблюдает за тем, что происходит на сцене, и чутко реагирует на темп, силу звука, внимательно подводит к кульминации выступления, изменяя в зависимости от этого музыкальное сопровождение.

Все, что я сейчас сказала, не является образцом театральных постановок и мероприятий. У каждого коллектива свой опыт, свое видение, свои цели. К тому, что мы имеем сейчас, мы пришли практическим путем и продолжаем идти по этому пути, не останавливаясь на достигнутом. Приходят новые дети, с ними приходят новые идеи. Так как мы находимся в монастыре, у нас нет времени на пошив и изготовление сложных костюмов и декораций. Наша задача – донести до зрителя глубину внутреннего содержания праздника, воспитать душу и сердце ребенка.

Матушка Игумения

У нас нет хореографов, звукооператоров, большой сцены и всего того, чем сегодня живут театры. Но у нас есть Матушка Игумения, с которой всегда можно посоветоваться в выборе героев, замене проблемных мест спектакля. Она всегда с особым участием относится к нашим начинаниям, внимательно следит за содержанием концертной программы. Матушка вдохновляет детей и в начале концерта, когда с радостью и любовью принимает их подарки. Она поддерживает их и во время выступления своей улыбкой и участием, и конечно же, благодарит всех – и маленьких, и больших артистов – после концерта. Можно сказать, что наша Матушка для всех нас, и, особенно, детей – самый главный и благодарный зритель.

Дай Бог каждому надежного помощника и советчика в нелегком деле разработки сценариев для наших деток и их постановки.

Благодарю за внимание!»

фото в текст

После доклада участники круглого стола приняли активное участие в обсуждении заявленных организатором тем и рассказали об особенностях праздничных мероприятий в своих воскресных школах.

Также были подняты вопросы о кукольных и теневых театрах, о необходимости участия священнослужителей в подготовке праздников в воскресных школах, о важности привлечения родителей к созданию костюмов и декораций, о недопустимости наличия отрицательных персонажей в постановках.

Подобные встречи являются на сегодняшний день важными и востребованными. Благодарим организаторов круглого стола за возможность общения и обмена опытом.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.30 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. Панихида (Кресто-Воздвиженский собор)

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

23/5 февраля, воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (312).

Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).

Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Смотреть все

Каталог TUT.BY