Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Книжная грамотность в Древней Руси

Распечатать

Статья написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Книжная грамотность, вопреки бытующему мнению, уже в XI–XII столетиях была широко распространена на Руси. Заботясь о духовном просвещении своего народа, еще князь Владимир Святой «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное»[1]. Князь же Ярослав Мудрый, по слову летописца, «посеял книжные слова в сердца верующих»[2]. В «Повести временных лет» говорится о том, что князь Ярослав «к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем»[3]. Он собирал многих писцов, которые переписывали и переводили на славянский язык греческие рукописи. Более того, князь Ярослав Мудрый сам занимался переписыванием священных книг. При построенной им в Киеве церкви Святой Софии он создал первую на Руси библиотеку: «Ярослав… любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии… И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и… веля им учить людей»[4].

Уже к XI веку любовь к чтению у русского народа была развита весьма значительно. Особенным распространением пользовались в то время на Руси сочинения святителей Иоанна Златоустого, Василия Великого, преподобного Ефрема Сирина, из сборников – Пролог, Изборники великого князя Святослава Ярославича, а также составленный в Болгарии при царе Симеоне «Златоструй». В X–XI веках на церковнославянский язык были переведены Скитский, Азбучно-Иерусалимский, Египетский и Синайский патерики, а также созданы величайшие произведения самобытной национальной литературы, такие как «Память и похвала князю русскому Владимиру», «Слово о законе и благодати», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского» и другие. Жития святых являлись излюбленным чтением иноков и мирян. Они представляли благочестивому читателю образ жизни во Христе, вызывали желание подражать тем, кто претерпел страдания, муки, лишения ради Небесного Царствия.

Известно, что среди древнерусских книжников было особенно много не только духовных лиц, но также бояр, князей и княгинь. Образованнейшим человеком своего времени являлся князь Владимир Мономах, покровительствовавший литературе, летописанию, имевший собственные литературные опыты. Его знаменитое «Поучение» дошло до нас в единственном списке в составе «Лаврентьевской летописи»[5]. Князь Всеволод Ярославич, отец Мономахов, был также весьма образован: «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран»[6]. Любовью к грамоте и собиранию книг отличался и князь Никола Святоша, внук того Святослава Ярославича, что «книгами наполнил клети свои»[7]. Никола постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре и свое богатое книжное собрание принес в дар обители. Он стал одним из первых русских святых княжеского рода, просиявших в лике преподобных, первым князем-иноком Древней Руси.

Традиция женского образования, существовавшая в Византии, с которой Русь поддерживала тесные отношения, благотворно влияла на распространение грамотности среди женщин русских княжеских домов. Преподобная Евфросиния Полоцкая, жившая в XII столетии, посвящавшая свободное от молитвы и богомыслия время переписыванию книг, имела немало предшественниц среди княгинь и княжон, «насытившихся премудрости книжной». Так, например, дочь князя Ярослава Мудрого – княжна Анна, получив прекрасное образование, вышла замуж за короля Франции Генриха I, который был неграмотен. Анна быстро освоила чужой язык и вскоре научилась не только свободно говорить, но и читать, и писать по-французски. Король Генрих же вместо подписи ставил крест.

Известно, что основательницей одной из первых женских школ Древней Руси стала дочь великого князя Всеволода Ярославича, родная сестра Владимира Мономаха княжна Анна Всеволодовна, принявшая в 1086 году монашеский постриг в Киевском Андреевском монастыре. «И сия, многи инокини собрав, пребывала… во всяком благоговении, молитве, посте и целомудрии, храня жестоко закон монашеский, препровождая время в читании книг. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им занятиям…»[8]. Анна Всеволодовна, будучи высокообразованной женщиной своего времени, оставила заметный след в отечественной истории: в 1089 году она возглавила русское посольство, направлявшееся в Византию за митрополитом Иоанном III. Впоследствии княжна Анна была прославлена в лике святых.

О том, что письменное слово не было редкостью в обиходе женщин Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные при археологических раскопках в Великом Новгороде, Смоленске, Твери и других городах. Среди этих посланий есть адресованные «ко Марфи», «к Марье», «Настасеи Михайловне», «к матери». Примечательно, что в «Изборнике» 1073 года великого Киевского князя Святослава Ярославича на одной из миниатюр изображена его дочь с пергаментным кодексом в руках…

«Велика ведь бывает людям польза от учения книжного… ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это… реки, напояющие всю вселенную… в книгах неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает… тот беседует с Богом и со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские, апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу»[9].

Источники:

1. Глухов, А. Г. Обители мудрости: Монастыри и храмы как центры книжности России. М., 2010.

2. Перхавко, В. Б., Пчелов, Е. В [и др.]. Князья и княгини Русской земли IX–XVI вв. М., 2002.

3. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

4. Поучение Владимира Мономаха // Сказания православные. Древнерусская духовная литература: в 3 т. М., 2004. Т. 1: XI–XII вв.

5. Слово Святой Руси. М., 2002.

6. Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М.–Л., 1963.

7. Трофимов, А. Святые жены Руси. М., 1993.



[1] Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 163.

[2] Указ. соч. С. 195.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Это произведение, находившееся в собрании рукописей Мусина-Пушкина, не сгорело в московском пожаре 1812 г. лишь по той причине, что было взято в то время из библиотеки Н. М. Карамзиным.

[6] Поучение Владимира Мономаха // Сказания православные. Древнерусская духовная литература: в 3 т. М., 2004. Т. 1: XI–XII вв. С. 15.

[7] Цит. по: Слово Святой Руси. М., 2002. С. 36.

[8] Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М.–Л., 1963. Т. 2. С. 95.

[9] Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 195.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY