Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю

Распечатать
Статья  написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 


Восстань, о честная глава из гроба твоего! Восстань, отряси сон!
Ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания.
Восстань, не умер ты!
Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во Христа,
<который есть> жизнь…

Из "Слова  о законе и благодати" митрополита  Илариона


Одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI веке, – «Память и похвала князю русскому Владимиру» – говорит о том, что Владимир, «крестившись сам… и всю землю Русскую крестил из кфонца в конец. Храмы и жертвенники идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил, города и всю землю Русскую церквами украсил, и память святым в церквах совершал… и праздновал светло праздники Господни…»[1]. И если пребывал прежде князь Владимир в языческом нечестии, то, приняв Святое Крещение, усердствовал в добродетели, живя в заповедях Господних непорочно, «если в прежние годы невежества и были какие согрешения, то впоследствии рассыпаны они покаянием и милостыней…»[2].

Поистине, как ночь бывает темна перед восходом солнца, так жизнь святого равноапостольного Владимира до его обращения ко Христу была исполненной греха и неправды. Пребывая во тьме идолослужения, будучи воинственным и коварным язычником, князь Владимир совершил чреду злодеяний. С варяжской дружиной он захватил Новгород, из которого некогда бежал в страхе быть убитым. Затем, плененный красотой Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода, начал свататься к ней. Когда же Рогнеда ему отказала, пожелав выйти замуж за киевского князя Ярополка, Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», «собрал много воинов – варягов, славян, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух сыновей его, а дочь его Рогнеду взял в жены»[3]. Вскоре после этого Владимир захватил и Киев, убив при этом старшего брата своего Ярополка. Совершив столько зла, князь-язычник отблагодарил «богов» и принес идолам щедрые жертвы.

И вот Господь совершает чудо, произведшее решительный переворот не только в жизни самого Владимира, но и в исторических судьбах всей Руси. Несмотря на такую, казалось бы, чрезвычайную приверженность киевского князя к идолослужению, уже через несколько лет после того, как он становится единодержавным правителем Русской земли, он начинает все более и более тяготиться своим язычеством, все более убеждается в его суетной неправде. Вероятно, одновременно князь Владимир начинает осознавать и безнадежность языческого пути в деле построения единого и сильного государства. Святитель Киевский Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет об этом так: «Посетил его (Владимира – Ред.) посещением Своим Всевышний, призрело на него Всемилостивое око Преблагого Бога. И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое… К тому же непрестанно слышал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою… И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и <христианской> – земле его… И возродился он от Духа и воды… и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения… И, совершив сие, не остановился он на том подвиге благочестия… Но простерся далее, повелев и всей земле <своей> креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа…»[4].

Крещение князя Владимира совершилось в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. К этому времени он неожиданно ослеп. По преданию, в крещенской купели князь Владимир прозрел не только духовно, но и телесно, а его бояре и дружина, пораженные чудом, крестились в той же церкви. В Таинстве Крещения русский князь получил новое имя – Василий (в честь святителя Василия Великого).

После бракосочетания с византийской царевной Анной князь Владимир (Василий) отправился к себе домой, в Киев, где крестил прежде всего двенадцать своих сыновей[5]. Своих же жен он отпустил, разрешив им избрать в мужья княжеских вельмож, из числа еще не вступавших в брак. Но Рогнеда на это ответила: «Или ты един хощеши царствие земное и Небесное восприятии… аз же, быв царицею, не хощу раба быти земному царю, ни князю, но уневеститися хощу Христови…»[6]. При этом Тверская летопись рассказывает, что сын Рогнеды Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, не мог ходить от рождения. Услышав же столь благоразумный ответ своей матери, он вздохнул и с плачем произнес: «О, мати моя, воистину царица еси царицам и госпожа госпожам, яко восхоте изменити славу нынешнего века будущею славою…»[7]. Сказав эти слова, Ярослав встал на ноги и начал ходить. Рогнеда же отказалась вступать в брак и, согласно летописному свидетельству, приняла иноческий постриг с именем Анастасия († 1000)[8], став одной из первых монахинь в восточнославянских землях.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона уподобляет подвиг Крещения Руси, совершенный князем Владимиром, подвигу святых апостолов Петра и Павла и подвигу равноапостольного императора Константина Великого. «Приведем из Священного Писания… верное свидетельство о тебе… – пишет митрополит Иларион, – “Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов”. Если же таково воздаяние от Преблагого Бога обратившему даже одного человека, то какое же блаженство приобрел ты, о Василий (Владимир – Ред.)… обратив от заблуждения идольского прельщения не одного человека, не десять, не град, но всю область сию?»[9].

Просветившись светом Евангелия, князь Владимир приказал истребить в своем княжестве всех кумиров и идолов. Он повелевал ставить церкви во всех городах и селах, пригласил греческих проповедников толковать русским людям христианское учение. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что услышав однажды евангельские слова «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»[10], князь Владимир стал приглашать нищих и убогих приходить на свой двор, где приказывал выдавать им питье, пищу и деньги из казны… Больным и старикам, которые не могли дойти до княжеского двора, чтобы получить милостыню, христолюбивый князь посылал все необходимое в их дома. По воскресеньям Владимир устраивал у себя богатую трапезу для всего народа. Весьма почитал он священнический и иноческий чин. «Три стола накрывал (князь – Ред.): первый митрополиту с епископами и монахами… второй нищим и убогим; третий себе и боярам, и мужам всем своим»[11].

Став христианином, князь Владимир уже боялся причинить кому-либо зло и потому брался за оружие только для защиты Отечества. «И жил в мире с окрестными князьями… И были между ними мир и любовь… И умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: “Вот умножились разбойники, почему не казнишь их?”. Он же ответил: “Боюсь греха”»[12].

До самой кончины каялся и оплакивал князь Владимир все то, что совершил в язычестве, не зная Бога. За благочестие и христианские добродетели народ стал называть его Владимир Красное Солнышко. Отходя от жизни сей блаженный князь так молился Богу: «Господи, Боже мой, не познал я Тебя, но помиловал Ты меня и Святым Крещением просветил меня, – и познал я Тебя, Боже всех, Святой Творец всего сущего, Отец Господа нашего Иисуса Христа, слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыка Боже, не помяни моего зла, не знал я Тебя в язычестве, теперь же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня…»[13].

После принятия Крещения прожил блаженный князь Владимир еще двадцать восемь лет и отошел в вечный покой 15/28 июля по н. ст. 1015 года.

Не только сам Владимир Святославич, этот «апостол в князьях», как именует его «Слово о законе и благодати», но и многие его потомки – дети, внуки и правнуки – прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них – князья-страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Ярослав Мудрый, Мстислав и Ростислав Киевские, Константин Муромский, а также преподобная Евфросиния Полоцкая: «из корене благородна благородством и многими добротами плод процвела еси, возрастши лоза по всей земли Русской и в Полотске граде»[14].

Согласно летописным свидетельствам, Владимир Святой, ревностно желавший скорейшего распространения на Руси христианской веры, разделил Русскую землю между двенадцатью сыновьями своими и разослал их в важнейшие города, чтобы они своим примером, авторитетом и властью содействовали исполнению воли отца. Тогда же во все уделы князь Владимир послал и священников, «заповедая сыном своим, да кождо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть»[15].

Митрополит Киевский Иларион, восхваляя подвиг великого Крестителя Руси, пишет, что многие земные цари и владыки, видевшие апостолов Христовых и чудеса, совершаемые ими, не только не веровали, но еще и предавали христиан на мучения. Князь Владимир же, не видя чудес, возлюбил Господа и вошел во святую купель.

«Как же мы восхвалим тебя, о досточестной… и премужественный Василий?.. Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его?.. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: “Блаженны не видевшие и уверовавшие”»[16].

Источники:

1. Древнерусские княжеские жития / подгот. текстов, пер. и комм. В. В. Кускова. М., 2001.

2. Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

3. ПСРЛ: в 43 т. М., 1965. Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. (Репринт. воспр. изд. 1863 г.).

4. ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. (Репринт. воспр. изд. 1926 г.).

5. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). – Витебск, 1889.

6. Служба на преставление преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении и княжны Полотския, месяца мая, день 23 (5 июня). Полоцк, 2008.

7. Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М. – Л., 1963. Т. 2.



[1] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 321.

[2] Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

С. 175.

[3] Там же. С. 125.

[4] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 45.

[5] В язычестве князь Владимир имел многих жен, от которых, согласно летописным источникам, у него родилось двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. Рогнеда была матерью Вышеслава, Изяслава, Ярослава и Всеволода. См.: Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М. – Л., 1963. Т. 2. С. 227–228; 234.

[6] ПСРЛ: в 43 т. М., 1965. Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. С. 112.

[7] Там же.

[8] Там же. С. 113.

[9] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 49.

[10] Мф. 5; 7.

[11] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 321.

[12] Повесть временных лет// Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

С. 171.

[13] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 325.

[14] Служба на преставление преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении и княжны Полотския, месяца мая, день 23 (5 июня). Полоцк, 2008. С. 5.

[15] Цит. по: Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). – Витебск, 1889. С. 4.

[16] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 47.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Частицы св. мощей свт. Филиппа, митр. Московского, блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских и прпп. Анатолия, в Ближних пещерах, и Анатолия затворника, в Дальних пещерах Печерских, имеются в мощевиках обители. 

Смотреть все

Православный календарь

3/16 июля, вторник

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652).

Прпп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Прпп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458).

Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).

Смотреть все

Каталог TUT.BY