Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю

Распечатать
Статья  написана сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 


Восстань, о честная глава из гроба твоего! Восстань, отряси сон!
Ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания.
Восстань, не умер ты!
Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во Христа,
<который есть> жизнь…

Из "Слова  о законе и благодати" митрополита  Илариона


Одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI веке, – «Память и похвала князю русскому Владимиру» – говорит о том, что Владимир, «крестившись сам… и всю землю Русскую крестил из кфонца в конец. Храмы и жертвенники идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил, города и всю землю Русскую церквами украсил, и память святым в церквах совершал… и праздновал светло праздники Господни…»[1]. И если пребывал прежде князь Владимир в языческом нечестии, то, приняв Святое Крещение, усердствовал в добродетели, живя в заповедях Господних непорочно, «если в прежние годы невежества и были какие согрешения, то впоследствии рассыпаны они покаянием и милостыней…»[2].

Поистине, как ночь бывает темна перед восходом солнца, так жизнь святого равноапостольного Владимира до его обращения ко Христу была исполненной греха и неправды. Пребывая во тьме идолослужения, будучи воинственным и коварным язычником, князь Владимир совершил чреду злодеяний. С варяжской дружиной он захватил Новгород, из которого некогда бежал в страхе быть убитым. Затем, плененный красотой Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода, начал свататься к ней. Когда же Рогнеда ему отказала, пожелав выйти замуж за киевского князя Ярополка, Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», «собрал много воинов – варягов, славян, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух сыновей его, а дочь его Рогнеду взял в жены»[3]. Вскоре после этого Владимир захватил и Киев, убив при этом старшего брата своего Ярополка. Совершив столько зла, князь-язычник отблагодарил «богов» и принес идолам щедрые жертвы.

И вот Господь совершает чудо, произведшее решительный переворот не только в жизни самого Владимира, но и в исторических судьбах всей Руси. Несмотря на такую, казалось бы, чрезвычайную приверженность киевского князя к идолослужению, уже через несколько лет после того, как он становится единодержавным правителем Русской земли, он начинает все более и более тяготиться своим язычеством, все более убеждается в его суетной неправде. Вероятно, одновременно князь Владимир начинает осознавать и безнадежность языческого пути в деле построения единого и сильного государства. Святитель Киевский Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет об этом так: «Посетил его (Владимира – Ред.) посещением Своим Всевышний, призрело на него Всемилостивое око Преблагого Бога. И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое… К тому же непрестанно слышал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою… И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и <христианской> – земле его… И возродился он от Духа и воды… и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения… И, совершив сие, не остановился он на том подвиге благочестия… Но простерся далее, повелев и всей земле <своей> креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа…»[4].

Крещение князя Владимира совершилось в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. К этому времени он неожиданно ослеп. По преданию, в крещенской купели князь Владимир прозрел не только духовно, но и телесно, а его бояре и дружина, пораженные чудом, крестились в той же церкви. В Таинстве Крещения русский князь получил новое имя – Василий (в честь святителя Василия Великого).

После бракосочетания с византийской царевной Анной князь Владимир (Василий) отправился к себе домой, в Киев, где крестил прежде всего двенадцать своих сыновей[5]. Своих же жен он отпустил, разрешив им избрать в мужья княжеских вельмож, из числа еще не вступавших в брак. Но Рогнеда на это ответила: «Или ты един хощеши царствие земное и Небесное восприятии… аз же, быв царицею, не хощу раба быти земному царю, ни князю, но уневеститися хощу Христови…»[6]. При этом Тверская летопись рассказывает, что сын Рогнеды Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, не мог ходить от рождения. Услышав же столь благоразумный ответ своей матери, он вздохнул и с плачем произнес: «О, мати моя, воистину царица еси царицам и госпожа госпожам, яко восхоте изменити славу нынешнего века будущею славою…»[7]. Сказав эти слова, Ярослав встал на ноги и начал ходить. Рогнеда же отказалась вступать в брак и, согласно летописному свидетельству, приняла иноческий постриг с именем Анастасия († 1000)[8], став одной из первых монахинь в восточнославянских землях.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона уподобляет подвиг Крещения Руси, совершенный князем Владимиром, подвигу святых апостолов Петра и Павла и подвигу равноапостольного императора Константина Великого. «Приведем из Священного Писания… верное свидетельство о тебе… – пишет митрополит Иларион, – “Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов”. Если же таково воздаяние от Преблагого Бога обратившему даже одного человека, то какое же блаженство приобрел ты, о Василий (Владимир – Ред.)… обратив от заблуждения идольского прельщения не одного человека, не десять, не град, но всю область сию?»[9].

Просветившись светом Евангелия, князь Владимир приказал истребить в своем княжестве всех кумиров и идолов. Он повелевал ставить церкви во всех городах и селах, пригласил греческих проповедников толковать русским людям христианское учение. «Повесть временных лет» рассказывает о том, что услышав однажды евангельские слова «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»[10], князь Владимир стал приглашать нищих и убогих приходить на свой двор, где приказывал выдавать им питье, пищу и деньги из казны… Больным и старикам, которые не могли дойти до княжеского двора, чтобы получить милостыню, христолюбивый князь посылал все необходимое в их дома. По воскресеньям Владимир устраивал у себя богатую трапезу для всего народа. Весьма почитал он священнический и иноческий чин. «Три стола накрывал (князь – Ред.): первый митрополиту с епископами и монахами… второй нищим и убогим; третий себе и боярам, и мужам всем своим»[11].

Став христианином, князь Владимир уже боялся причинить кому-либо зло и потому брался за оружие только для защиты Отечества. «И жил в мире с окрестными князьями… И были между ними мир и любовь… И умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: “Вот умножились разбойники, почему не казнишь их?”. Он же ответил: “Боюсь греха”»[12].

До самой кончины каялся и оплакивал князь Владимир все то, что совершил в язычестве, не зная Бога. За благочестие и христианские добродетели народ стал называть его Владимир Красное Солнышко. Отходя от жизни сей блаженный князь так молился Богу: «Господи, Боже мой, не познал я Тебя, но помиловал Ты меня и Святым Крещением просветил меня, – и познал я Тебя, Боже всех, Святой Творец всего сущего, Отец Господа нашего Иисуса Христа, слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыка Боже, не помяни моего зла, не знал я Тебя в язычестве, теперь же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня…»[13].

После принятия Крещения прожил блаженный князь Владимир еще двадцать восемь лет и отошел в вечный покой 15/28 июля по н. ст. 1015 года.

Не только сам Владимир Святославич, этот «апостол в князьях», как именует его «Слово о законе и благодати», но и многие его потомки – дети, внуки и правнуки – прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них – князья-страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Ярослав Мудрый, Мстислав и Ростислав Киевские, Константин Муромский, а также преподобная Евфросиния Полоцкая: «из корене благородна благородством и многими добротами плод процвела еси, возрастши лоза по всей земли Русской и в Полотске граде»[14].

Согласно летописным свидетельствам, Владимир Святой, ревностно желавший скорейшего распространения на Руси христианской веры, разделил Русскую землю между двенадцатью сыновьями своими и разослал их в важнейшие города, чтобы они своим примером, авторитетом и властью содействовали исполнению воли отца. Тогда же во все уделы князь Владимир послал и священников, «заповедая сыном своим, да кождо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть»[15].

Митрополит Киевский Иларион, восхваляя подвиг великого Крестителя Руси, пишет, что многие земные цари и владыки, видевшие апостолов Христовых и чудеса, совершаемые ими, не только не веровали, но еще и предавали христиан на мучения. Князь Владимир же, не видя чудес, возлюбил Господа и вошел во святую купель.

«Как же мы восхвалим тебя, о досточестной… и премужественный Василий?.. Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его?.. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: “Блаженны не видевшие и уверовавшие”»[16].

Источники:

1. Древнерусские княжеские жития / подгот. текстов, пер. и комм. В. В. Кускова. М., 2001.

2. Библиотека литературы Древней Руси: в 12 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

3. ПСРЛ: в 43 т. М., 1965. Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. (Репринт. воспр. изд. 1863 г.).

4. ПСРЛ: в 43 т. М., 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. (Репринт. воспр. изд. 1926 г.).

5. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). – Витебск, 1889.

6. Служба на преставление преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении и княжны Полотския, месяца мая, день 23 (5 июня). Полоцк, 2008.

7. Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М. – Л., 1963. Т. 2.



[1] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 321.

[2] Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

С. 175.

[3] Там же. С. 125.

[4] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 45.

[5] В язычестве князь Владимир имел многих жен, от которых, согласно летописным источникам, у него родилось двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. Рогнеда была матерью Вышеслава, Изяслава, Ярослава и Всеволода. См.: Татищев, В. Н. История Российская: в 7 т. М. – Л., 1963. Т. 2. С. 227–228; 234.

[6] ПСРЛ: в 43 т. М., 1965. Т. 15: Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. С. 112.

[7] Там же.

[8] Там же. С. 113.

[9] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 49.

[10] Мф. 5; 7.

[11] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 321.

[12] Повесть временных лет// Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века.

С. 171.

[13] Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 325.

[14] Служба на преставление преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении и княжны Полотския, месяца мая, день 23 (5 июня). Полоцк, 2008. С. 5.

[15] Цит. по: Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века (извлечение из V т. Витебской Старины). – Витебск, 1889. С. 4.

[16] Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси: в 3 т. – СПб., 2004. Т. 1: XI–XII века. С. 47.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

3/16 сентября, понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и иже с ним.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.

Смотреть все

Православный календарь

3/16 сентября, понедельник

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).

Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).

Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).

Писидийской иконы Божией Матери (VI).

Смотреть все

Каталог TUT.BY